Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие у старших дошкольников певческих способностей

Статья из опыта работы "Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих способностей"
Цель:
1. Ознакомить музыкальных руководителей с методами воспитания у детей старшего дошкольного  возраста певческой и общей музыкальной культуры;          
2.  Сформировать оптимальные качества звучания голоса при исполнении произведений (выработка чёткой дикции, владение певческим дыханием, знание правил  звукообразования, чистота интонирования);
3. Закрепить знания по использованию дидактических игр в  организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, в развитии творческих способностей, а так же способностей к самовыражению и самореализации.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время - это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.  
В течение последних лет, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста. Именно в старшем возрасте интерес к песни и желание её спеть не только в ДОУ, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер.
Наша образовательная деятельность всегда начинаются с музыкального приветствия детей и музыкального руководителя:  «Здравствуйте,  ребята!» - «Здравствуйте».
Учитывая возможности детского голоса, мы не начинаем исполнять песни без подготовки и настройки голосового аппарата. Достаточно  несколько распевок, которые транспонируются и не имеют широкого диапазона. Это даёт возможность разогреть голос, развивать слух, и способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона – тон выше или ниже). Часто использую в работе материал С. Железнова, К. Железновой «Азбука – потешка».
Чёткость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ,  языка, гортани) при извлечении звуков. Так же использую элементы артикуляционной гимнастики В.В. Емельянова для развития речевого аппарата.  Различные скороговорки, развивающие у ребёнка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щёк), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. С огромным удовольствием дети произносят скороговорки в различных вариантах говорения – от шёпота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям, при этом учитывается и эмоциональный аспект, чтобы текст не был «сухим».
Далее предлагаю детям упражнения на развитие певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука,  выпевание фраз, чистота интонации.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме  я стараюсь помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.  
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Одна из сложных задач в пении - это умение петь без сопровождения (а капелла). Как правило, мы разучиваем с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения.
Во время разучивания песни я предлагаю детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла.
Полезны и такие приемы:  пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка").
  С удовольствием использую прием "тактирования", в котором в непринужденной форме работаю над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").
Охране детского голоса я уделяю особое внимание. Предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.  
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям необходимо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы и до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания ограничен звуками "ми - си" первой октавы.
Использование фонопедических упражнений Емельянова В.В. не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки);
• массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен, но не [и], который сужает гортань. В практической работе с детьми, за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.

При обучении певческим навыкам, методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.

Рекомендуем посмотреть:

Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа Педагогический проект в старшей группе на тему «Мы - за здоровый образ жизни» Конспект сюжетно-ролевой игры "Больница" для старшей группы

Похожие статьи:

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Масленица. Сценарий развлечения для старших дошкольников
Опубликовано: 3715 дней назад (16 февраля 2014)
Просмотров: 5053
+13
Голосов: 13
Ирина Геннадьевна Котова # 16 февраля 2014 в 13:43 +2
Очень хорошо разработанная и написанная статья о музыкальном воспитании, Железновы вообще кладезь, я без ума от "Бабушки-испеки оладушки"))) Удачи вам Оксана!
Оксана Викторовна Ермакова # 16 февраля 2014 в 18:26 +1
Спасибо за теплый отзыв. И Вам удачи!
Марина Владимировна Инчина # 16 февраля 2014 в 20:09 +2
Оксана Викторовна! С большим удовольствием прочитала Вашу статью. Думаю , она полезна не только профессионалам, но и родителям. Удачи!
Оксана Викторовна Ермакова # 17 февраля 2014 в 16:22 +1
Спасибо, Марина Владимировна!
Анна Юрьевна Бекасова # 19 февраля 2014 в 19:07 +2
Грамотно подобранный материал по методике. Полностью согласна с тем, что разработанные материалы Железновых кладезь для любого педагога. Уда и успехов вам в работе.
Оксана Викторовна Ермакова # 22 февраля 2014 в 15:23 +1
Анна Юрьевна, спасибо!
Наталья Александровна Цибизова # 18 марта 2014 в 21:18 +3
Пение тесно связано с общим развитием ребенка - дошкольника и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей.  А также, пение влияет на общее состояние организма малыша, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.Поэтому очень важно, в детском саду уделять этому виду деятельности самое пристальное внимание. Спасибо, Оксана Викторовна, за представленный опыт работы!
Оксана Викторовна Ермакова # 3 мая 2014 в 19:25 +2
Наталья Александровна, спасибо! Еще одним важным аспектом считаю правильно подобранный репертуар и то, как подать его детям, чтобы их глаза заискрились и появилось желание исполнить песню. Желаю Вам успехов!
Татьяна Анатольевна Бернадских # 5 мая 2014 в 22:37 +2
Очень понравилась Ваша статья, спасибо. Если бы была музыкальным руководителем, обязательно взяла Ваши советы на вооружение. Кстати, согласна с Вами, детям надо петь детские песни. Очень разочаровалась, когда смотрела "Голос.Дети". Из них сделали маленьких взрослых, задавили все детское. Очень любила слушать, как поют дети и песни детские всегда нравились. А теперь редко слышу интересные детские песни. А когда ребенок поет надрываясь, так и хочется ему сказать: "Потише, дорогой, голос сорвешь!".
Оксана Викторовна Ермакова # 6 мая 2014 в 14:06 +1
Татьяна Анатольевна, спасибо! Весь предыдущий аттестационный период я вплотную занималась изучением проблемы развития певческих способностей у дошкольников. Сейчас я очень серьезно подхожу в работе к этому виду музыкальной деятельности. Занимаясь поиском материала, обнаружила, что в настоящее время очень много композиторов и поэтов пишут змечательные детские песни, только почему-то их не часто слышно по телевидению или радио, к сожалению...
Надежда Попова # 15 мая 2014 в 22:29 +1
Полезная статья! Несмотря на свой большой стаж работы в детсаду, я нашла в ВАШЕЙ СТАТЬЕ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ДЛЯ СЕБЯ МОМЕНТОВ для развития певческих способностей детей. Спасибо Вам за Вашу работу! Успехов!!!
Оксана Викторовна Ермакова # 16 мая 2014 в 08:49 +2
Надежда, спасибо! Только люди, чья профессия ПЕДАГОГ выполняют постоянно домашнюю работу, ищут новые методики и технологии, постоянно повышают свой профессиональный уровень, квалификацию. Это все компенсирует работа с маленькими детьми, потому что мы всегда в движении, всегда в детстве, всегда молоды и полны сил. Успехов Вам!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 23 мая 2014 в 15:36 +2
Оксана Викторовна, с удовольствием ознакомилась с Вашей статьей. Моя доченька (ей 2 г. 5 мес.) иногда даже не разрешает петь с ней вместе, видимо, не хочет, чтобы взрослые заглушали, хочет слышать себя, тем более что у папы ее голос есть, а вот со слухом - увы... smile Иногда прямо кричит на папу: "Не пой!" Маме запрещает совместное пение пореже. Я в детстве 3 года училась в музыкальной школе, любила сочинять мелодии, песенки, моя мама мечтала научиться играть на пианино, но не было возможности, а слух у нее был великолепный. Оксана Викторовна, в каком возрасте вести ребенка в музыкальную школу? Может, возрастной ценз какой-то новый появился?
Спасибо Вам за статью. +1!
Оксана Викторовна Ермакова # 25 мая 2014 в 15:55 +1
Ирина Геннадьевна, спасибо! Я ответила на Ваш вопрос в личном сообщении. Желаю успехов!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 27 мая 2014 в 10:59 +1
Спасибо! И Вам всего наилучшего!
Каролина Викторовна Баландина # 8 августа 2014 в 14:04 +1
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Очень понравилась ваша статья, я тоже работаю над проблемой развития певческих способностей старших дошкольников. Веду в ДОУ вокально-хоровой кружок с детьми старшей и подготовительной группы.
Какую работу с воспитателями Вы проводили для того чтобы они с вами пели на занятиях, у меня увиливают, "Я петь не умею" "У меня слуха нет" и т.д. Я работаю только год музыкальным руководителем и очень нужна помощь опытных музыкальных руководителей как ВЫ, заинтересованных развитием певческих способностей.
Оксана Викторовна Ермакова # 11 августа 2014 в 08:27 0
Каролина Викторовна, здравствуйте! Спасибо за комментарий. На Ваш вопрос ответила в личном сообщении.