Статья из опыта работы "Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих способностей"
Цель:
1. Ознакомить музыкальных руководителей с методами воспитания у детей старшего дошкольного возраста певческой и общей музыкальной культуры;
2. Сформировать оптимальные качества звучания голоса при исполнении произведений (выработка чёткой дикции, владение певческим дыханием, знание правил звукообразования, чистота интонирования);
3. Закрепить знания по использованию дидактических игр в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, в развитии творческих способностей, а так же способностей к самовыражению и самореализации.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время - это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
В течение последних лет, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста. Именно в старшем возрасте интерес к песни и желание её спеть не только в ДОУ, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер.
Наша образовательная деятельность всегда начинаются с музыкального приветствия детей и музыкального руководителя: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте».
Учитывая возможности детского голоса, мы не начинаем исполнять песни без подготовки и настройки голосового аппарата. Достаточно несколько распевок, которые транспонируются и не имеют широкого диапазона. Это даёт возможность разогреть голос, развивать слух, и способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона – тон выше или ниже). Часто использую в работе материал С. Железнова, К. Железновой «Азбука – потешка».
Чёткость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при извлечении звуков. Так же использую элементы артикуляционной гимнастики В.В. Емельянова для развития речевого аппарата. Различные скороговорки, развивающие у ребёнка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щёк), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. С огромным удовольствием дети произносят скороговорки в различных вариантах говорения – от шёпота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям, при этом учитывается и эмоциональный аспект, чтобы текст не был «сухим».
Далее предлагаю детям упражнения на развитие певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука, выпевание фраз, чистота интонации.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме я стараюсь помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Одна из сложных задач в пении - это умение петь без сопровождения (а капелла). Как правило, мы разучиваем с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения.
Во время разучивания песни я предлагаю детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла.
Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка").
С удовольствием использую прием "тактирования", в котором в непринужденной форме работаю над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").
Охране детского голоса я уделяю особое внимание. Предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям необходимо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы и до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания ограничен звуками "ми - си" первой октавы.
Использование фонопедических упражнений Емельянова В.В. не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки);
• массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен, но не [и], который сужает гортань. В практической работе с детьми, за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.
При обучении певческим навыкам, методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.
Рекомендуем посмотреть:
Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников
Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа
Педагогический проект в старшей группе на тему «Мы - за здоровый образ жизни»
Конспект сюжетно-ролевой игры "Больница" для старшей группы
Похожие статьи:
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»