Использование зрительной и дыхательной гимнастики в индивидуальной работе с дошкольниками (из опыта работы)
Гимнастика для глаз детям: зачем и кому она нужна?
Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют специальные методики, в которые входит гимнастика для глаз для детей разного возраста, это впоследствии может негативно сказаться на физическом и интеллектуальном развитии малыша.
Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе. Эти упражнения призваны:
успокоить нервную систему ребёнка;
помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;
облегчить глазкам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть;
замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма.
Теперь несколько слов о дыхательной гимнастике.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
В нашей группе игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.
Дети входят в зал и здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, а вы завтракали сегодня? Чтобы начать трудиться, нужны силы. Я тоже приготовила вам завтрак. Отгадайте загадку и узнаете, что же я вам на завтрак приготовила?
Загадываю загадку: « Сидит в ложке, свесила ножки» Угадали, я приготовила молочную лапшу, но беда в том, что она горячая! Что же делать? Правильно, нужно подуть – остудить лапшу.
Дыхательная гимнастика: «Лапша»
Утро. В детский сад спешу. Ем молочную лапшу.
Ох и вкусная лапша! До чего же хороша! Ребята, а какое сейчас время года? Правильно. А какие приметы осени вы помните? Предлагаю вам поиграть с листочками.
Зрительная гимнастика: «ЛИСТОЧЕК»
Мой листочек золотой, - Смотрят глазки за тобой, Вправо, влево, вверх и вниз. - Тихо – тихо покружись.
Дыхательная гимнастика: «Осень»
Листик красный, листик жёлтый,
А зелёных не видать!
Поменяли цвет листочки, Стали дружно опадать! Прилетел ветерок, и зашелестели листочки на деревьях.
Будем с вами ветерком, подуем на листочки. Вот как они заплясали. А вот посмотрите, сколько у меня листочков ! Устроим листопад? Что нужно сделать, чтобы листочки полетели? Правильно, подуть! Полетели – полетели. Поиграем с листочками?
Физ.минутка: «Осенние листья»
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Ребята, посмотрите, вот ёжик на тропинке. Ходит – бродит, заблудился что – ли?
Поможем ёжику выбраться на тропинку?
Зрительная гимнастика: « Ёжик» Ходил ёжик по полянке, он искал грибы- опятки. Глазки щурил, открывал , но грибов не увидал.
Вверх смотрел он, вниз глядел
Сам тихонечко пыхтел ( покажите, как ёжик пыхтит)
- Смотрел влево, смотрел вправо - вдруг увидел гриб на славу!
Оглянулся он ещё через левое плечо, через правое ещё . Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
Ребята, ёжик столько набрал листьев и грибов, что не может унести. Поможем ёжику? Руками мы взять не можем, потому, что ёж колючий, тогда мы сдуем листочки. Готовы?
Только дуть нужно правильно: вздохнуть носиком, а ротик – выдохнет.
Дыхательная гимнастика: «Ёжик»
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Ребята, а как ведут себя птицы осенью? Правильно, они улетают. Давайте на прощание полюбуемся на них.
Зрительная гимнастика: «ПТИЧКА« Птичка села на ладошку, - дети кладут ориентир на ладонь
Полюбуемся немножко - смотрят на ориентир
Птичка справа, - движение ориентира вправо
Птичка слева. - движение ориентира влево
Снова на ладошку села. - кладут ориентир на ладонь
Крылышки расправила,
Всех летать заставила. - дети изображают летающую птичку.
Дыхательная гимнастика: "Волшебные бабочки" - Посмотрите какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А вы знаете , что на нем живут бабочки? Вот только беда: злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давайте с вами расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотрите , как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь ваша очередь.
Читаю стихотворение:
Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась, И легко порхая, в небо улетая.
А теперь последим, куда же бабочка улетит.
Зрительная гимнастика:»Бабочка.»
Видишь, бабочка летает.
Мы за ней понаблюдаем.
Влево бабочка летит,
Влево нам смотреть велит.
Вправо полетела,
Вправо посмотрели. Вот она взлетела выше,
Опустилась вдруг пониже .
Если мы закроем глазки,
Ее увидим, словно в сказке.
Яркая, воздушная,
Ветерку послушная.
С нами долго не сидела,
Упорхнула, улетела.
Да, ребята, бабочек мы не увидим до следующего лета.
Ребята, почему же так тихо в зале? Неужели нет никого? Проверим?
Зрительная гимнастика: «Никого»
Смотрим вправо — никого, смотрим влево — никого.
Раз-два, раз-два —закружилась голова.
Глазки закрывали, глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза, вверх посмотрим, да-да-да.
Вниз ты глазки опусти, вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза, отдыхать пришла пора.
Открывайте глазки, вот же наши гости!
Мы устроим с вами бурю в стакане : Маленькая буря в стакане Не потопит в море корабли.
Дыхательная гимнастика: « Буря в стакане»
Ребята, я так хотела угостить вас яблоком, но вот беда- в яблоке появился червячок.
Дыхательная гимнастика: Червячок» Нехороший червячок отгрыз яблоку бочок.
Стало яблоко червивым, однобоким, некрасивым.
Жизнь испортил фрукту зверь. Как же быть ему теперь?
Прогоним его? Сдуем его с яблока?
Вы так хорошо занимались. Я угощаю вас настоящими яблоками. Прощаемся с гостями.
Дети уходят в группу.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Чем полезна дыхательная гимнастика для детей
Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду
Консультация для родителей в детском саду: Дыхательная гимнастика
Консультация для родителей в детском саду. Развитие речевого дыхания