Игровая программа по экологии для подростков

Конкурс знаков для школьников 6-7 класса на тему: Экологические проблемы

Блицопрос

1. Сколько лет живет хвоя сосны, ели? (Хвоя сосны живет 2-3 года, а ели - 5-6 лет.)

2. Почему «дрожат» листья осины? (Лист осины имеет длинный черешок и сравнительно тяжелую листовую пластинку.)

3. Сколько лет майскому жуку? (5 лет. Личинка 3 года живет в земле, на 4-й год превращается в куколку, на 5-й год - в жука.)

4. Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (В гору: у зайца передние ноги короткие, а задние - длинные.)

5. Какого маленького зверька и почему не едят хищники? (Бурозубку-землеройку - она издает отталкивающий мускусный запах.)

6. Какие звери летают? (Белки-летяги и летучие мыши. У первых между передними и задними конечностями имеется кожистая перепонка, при помощи которой белки перелетают с дерева на дерево. У летучих мышей перепонка прикреплена к удлиненным пальцам передних конечностей).

Конкурс «Кто находчивее?»

От каждой команды выходят знатоки леса и любители путешествий.

Им задают вопросы:

1. Кто лучше знает деревья и кустарники леса? Обследовать прилегающий к поляне участок леса и назвать все произрастающие виды деревьев и кустарников. Время на выполнение задания - 10 минут.

2. «Спор» деревьев. Ведущий предлагает командам выбрать по одной карточке с названием дерева из следующего набора: сосна, ель, дуб, береза. Представитель каждой команды должен доказать, что именно это дерево нужнее других. Очко начисляется команде, представитель которой сумеет победить соперника.

3. Определить высоту дерева с помощью палки, зеркала.

4. Измерить объем дерева.

5. Перечислить предметы, по которым можно ориентироваться в лесу, и изобразить с помощью шишек направление меридиана и параллели без помощи компаса.

6. Перейти «болото» (участок, обозначенный кеглями). Это надо сделать дважды: первый раз в дневных условиях, второй - в ночных, совершая обратный путь, когда «ни зги не видно», то есть с повязкой на глазах. Очки начисляют команде, путник которой благополучно добрался до места, откуда начинал путешествие, ни разу не попав «в трясину», то есть не сбив ни одной кегли.

Загадки:

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

2. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)

3. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падет - почернеет. (Лист.)

Рисунок-задача

На переднем плане изображены: речка, рыболов с удочкой, зеленый луг, пастух и стадо. Далее виднеется березовая роща и темнеет небольшой лес, на котором разливаются золотые лучи солнца. Представители команд должны внимательно рассмотреть картинку и определить: это утренний или вечерний пейзаж. (Пасущееся на лугу стадо позволяет сделать вывод, что такую картину можно наблюдать только ранним утром, так как вечером еще до захода солнца пастух пригоняет стадо в деревню.)

Четвертое - лишнее

Участники получают конверты с наборами рисунков (или списками слов), три из которых можно объединить в одну группу по какому-либо общему для них признаку. Таким образом надо отметить среди них четвертое лишнее. (Например, белый гриб, подберезовик, подосиновик - съедобные грибы; мухомор - ядовитый. Птицы: кукушка, дрозд, зяблик - перелетные птицы, синица - зимующая. Деревья: береза, осина, ива - цветковые растения, лиственница - представитель голосеменных.)

Конкурс-аукцион

Представляет собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущий обращается к участникам соревнований. Это открытое состязание на знание какой-либо темы, например: «Человек и природа», «Сокровища леса», «Все о русской березе».

Для аукциона надо заранее подготовить призы: наборы открыток, книги, настольные игры о природе и т. п. Ведущий обращается к аудитории, как можно красочнее представляет каждый разыгрываемый предмет, предлагает соответствующее задание, комментирует сказанное. В руках у ведущего деревянный молоточек. После каждого выступления он спрашивает: «Кто больше?». То есть кто больше знает и может рассказать еще что-то новое и интересное.

Допустим, ведущий предложил аудитории перечислить растения, названия которых связаны с животными.

- Вороний глаз, - ответ кого-нибудь из играющих.

Ведущий медленно ударяет по столу молоточком, при этом громко считает в такт ударам:

- Вороний глаз - раз, вороний глаз - два!

Другой играющий успевает, пока молоточек не опустился в третий раз, сказать: «Гусиная лапка».

И так далее (букашник, волчье лыко, жабник, канареечник, кошачья лапка, коровяк, медвежье ушко, козлобородник, кукушкин цвет, куриное просо, львиный зев, мышиный горошек, орляк, собачья петрушка, страусник, свинорой, щучка, ястребинка...), до тех пор, пока молоточек ведущего не ударит трижды. Если добавлений нет, он еще раз стучит молоточком о стол. Получает приз тот, кто последним назвал растение.

Затем разыгрывается следующий предмет и предлагается новое задание. Тематика возможных заданий: 1. Заповедники республики (заказники, памятники природы области). 2. Животные (растения), занесенные в Красную книгу России или региона. 3. Пословицы и поговорки о лесе (о муравьях). 4. Приметы погоды (с объяснением). 5. Живые барометры или растения и животные - предсказатели погоды.

Конкурс научно-фантастических проектов по охране окружающей среды

Темы.

1. Земля заповедная.

2. Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем.

3. Планета Земля в 3000 году.

4. Животный мир других планет.

5. Наше будущее - океан или космос?

6. Энергия солнца - людям.

7. Освоение Солнечной системы.

Для защиты проекта должна быть создана уютная обстановка - забавная по содержанию и веселая по форме. Все заранее предупреждены о регламенте: на защиту проекта - 7 минут, на выступления оппонентов - по 5 минут, на высказывания других участников - по 2 минуты. После выступлений авторов проектов - ответы на вопросы слушателей, членов жюри, оппонентов.

Организаторы могут считать мероприятие успешно подготовленным, если ребята ознакомятся с той или «иной проблемой, связанной с охраной окружающей среды, задумаются о будущем планеты и обретут стремление активно участвовать в сохранении и улучшении окружающей среды.

Конкурс знатоков тайн природы

Требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из неразгаданных тайн природы (задание предлагается капитанам до игры).

Конкурс природоохранных знаков

Командам предлагается нарисовать различные природоохранные и лесные знаки, которые можно установить в лагере, лесной зоне, на экологической тропе. Знаки рисуют по типу дорожных (предупреждающих или запрещающих). Лучшие знаки жюри отбирает.

Конкурс-эстафета эрудитов

Проводится «цепочкой». Первая команда задает свой подготовленный вопрос второй, вторая - третьей. И т. д.

Конкурс устных рассказов на тему: Красная книга природы

Участники турнира должны рассказать о самом удивительном представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги.

Можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение» (животное), «Очевидное- невероятное» и т. п.

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы

Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс

КВН на экологическую тему для школьников

Экологическая игра-путешествие для школьников 7-8 класса

Экологическая сказка для 7 класса. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!