Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.
Дни недели
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).
Слушайте слова
◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
Время рифмы
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).
◈ Придумайте другие варианты для рифмы.
Если я…
◈ Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
♦ Если я полью цветы...
♦ Если я соберу свои игрушки...
♦ Если я выйду летом в пальто...
♦ Если я лягу спать в одежде...
♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой...
◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
Яблочная эстафета
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: яблоки, спички.
◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).
◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
Угадай сказку
◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:
♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).
♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).
♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).
◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Кто больше?
◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
Сказочные страны
Количество играющих: 1-6 человек
◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.
◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
Противоположности
◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — «храбрец».
Теперь скажу «начало»,
А ты скажи — «конец».
◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
♦ веселый — грустный
♦ быстрый — медленный
♦ красивый — безобразный
♦ пустой — полный
♦ худой — толстый
♦ умный — глупый
♦ трудолюбивый — ленивый
♦ тяжелый — легкий
♦ белый — черный
♦ твердый — мягкий
♦ шершавый — гладкий и т. д.
Сто вопросов
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.
◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Бессмыслица
◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.
◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие познавательных и творческих способностей детей 4-6 лет
Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Развитие памяти у детей 6 лет
Игры для развития воображения детей 6 лет
Развивающие игры для детей 3-6 лет