Конкурсы

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Особенности игровой деятельности детей средней группы (4-5 лет)

На четвертом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время активного бодрствования. Основным развивающим видом деятельности ребенка четырех лет являются игры. Они становятся более сложными, добавляются моделирующие и групповые игры. В игре ребенок учится общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры, в которой он может проявить чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Здесь он развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. Использует все части речи. При помощи развивающих игр ребенок может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне. В возрасте 4-5 лет начинают формироваться сознательное запоминание и воспоминание, многие дети проявляют активный интерес к буквам и цифрам - и в этом помогают развивающие игры. Чтение же помогает развитию символического мышления.

С ребенком четырех лет можно играть во всякого рода словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву «А»; слова-антонимы; слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Восприятие ребенка становится осмысленным, аналитическим. Благодаря этому происходит переход от наглядно- действенного к наглядно-образному мышлению.

На пятом году жизни дети более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения. Выполняя задания на развитие воображения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развернутые и детализированные. Однако предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений.

В 5 лет ребенок переходит в категорию старших дошкольников. Этот период знаменуется началом активной подготовки к школе. Навыки, полученные в младшем дошкольном возрасте, позволяют пятилетнему ребенку целенаправленно развивать умения, необходимые будущему первокласснику. В этом возрасте ребенок уже может усвоить нормы и правила поведения, благодаря которым его занятия и игры имеют более упорядоченный, по сравнению с младшим возрастом, характер.

Ребенок шестого года жизни по-прежнему стремится к самостоятельности, признанию со стороны старших товарищей, родителей. Взрослые должны учитывать этот аспект и создавать предпосылки для самореализации ребенка: поручать ему посильные дела, подчеркивая их важность, хвалить ребенка, моделировать ситуации, требующие от ребенка решительных действий. Но при этом не забывать о том, что сложные задачи могут привести к обратному результату - выдавать затруднения и подорвать веру ребенка в свои силы. Итогом самостоятельных действий ребенка должно быть чувство гордости и осознания собственной значимости.

Занимаясь с ребенком подготовкой к школьному обучению, важно развивать у него стремление к исследовательской деятельности, вводить его в суть предмета, фиксируя внимание на деталях, нюансах той или иной сферы. Любое занятие должно быть наглядно. Если в 4 года результат какого-либо процесса не имеет для ребенка решающего значения, то на шестом году жизни малыш может, наоборот, ускорять процесс, чтобы поскорее увидеть плод своих трудов. В связи с этим одним из главных навыков, требующих коррекции на данном этапе, становится развитие усидчивости и концентрации внимания. Немало времени следует уделять развитию тонкой моторики и координации рук, необходимых для подготовки руки к письму. Некоторые дети этого возраста начинают проявлять интерес к обучению, чтению. Практика показывает, что эти занятия бывают плодотворными лишь в том случае, если малыш овладевает данным видом знаний по собственному желанию, без давления со стороны взрослых. В ином же случае результат может быть обратным - у ребенка формируется стойкое неприятие всего, что связано с книгами, и это создает дополнительные проблемы в школе. Несмотря на звучность термина «подготовка к школьному обучению», взрослые не должны забывать, что занятия следует по-прежнему проводить в игровой форме, используя дидактический наглядный материал.

Рекомендуем посмотреть:

Словесные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Наталья Александровна Валенцева # 11 сентября 2016 в 09:23 0
Достаточно познавательная статья
Светлана Константиновна Филатова # 2 ноября 2016 в 21:42 0
Статья достаточно содержательная. Можно использовать при составлении картотек игр в группах различных возрастов. Я думаю, что многим можно использовать эту информацию.
Ирина Петровна Копналина # 17 января 2017 в 13:25 0
Интересный материал для самостоятельного изучения, который может пригодиться в работе и учебе. Спасибо.
Светлана Михайловна Плоскина # 21 января 2017 в 21:16 0
Отличный материал!Очень полезная информация. Изложена в краткой и доступной форме. Спасибо!