Методическая разработка. Сценарий интеллектуальной игры в начальной школе
Автор: Аминова Юлия Леонардовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Старый Оскол Белгородская область
Интеллект-игра «Загадки планеты Земля» для учащихся 3-4 классов
(по типу телепередачи «Своя игра»)
Данный материал может быть использован учителями, воспитателями, вожатыми летних лагерей для проведения досуга, во внеклассной работе, в группе продлённого дня.
Цели игры: формировать целостное представление о мире и его обитателях; развивать интерес к его познанию; содействовать развитию интеллекта, эрудиции, памяти; воспитывать поведенческую культуру, культуру общения в групповой работе: умение выслушивать, доброжелательно и корректно вести дискуссию, достойно радоваться победе и принимать поражение.
Оборудование: сигнальные круги разного цвета (один для каждой команды), на отдельных листах названия тем (вывешиваются на доску).
Участники игры делятся на 2-3 команды, рассаживаются за отдельные столы. После озвучивания вопроса ведущим, команды обсуждают ответ. Отвечает команда, первая поднявшая условный знак (сигнальный круг). Если ответ неверный – право ответа переходит к другой команде. Команда, правильно ответившая на вопрос, выбирает тему и стоимость в баллах следующего вопроса.
По ходу игры очки подсчитываются, определяется команда-победительница после бонусного вопроса (каждая команда может самостоятельно определить его стоимость ещё до озвучания).
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ
10 – Растения с листьями в форме иголок. Как правило, они не сбрасывают их на зиму. (Хвойные)
20 – Орган растений, служащий для укрепления в почве и всасывания воды. (Корень)
30 – Просто устроенные водные растения, у которых тело не расчленено на органы. (Водоросли)
40 – Травянистые растения с тонкими линейными листьями, с невзрачными цветками и полым стеблем – соломиной. (Злаки)
50 – Выведенные человеком растения, сорта которых имеют ценные для него особенности. Они используются в пищу или в качестве сырья для производства вещей. (Культурные растения)
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ
10 – Холоднокровные водные, позвоночные, имеющие жабры в качестве органов дыхания, покров из чешуи и плавники. (Рыбы)
20 – Холоднокровные позвоночные животные с четырьмя конечностями и голой, влажной кожей. Они способны жить на суше, не откладывают икру и развиваются в воде. (Земноводные)
30 – Теплокровные позвоночные животные, тело которых покрыто шерстью. Они рождают детёнышей, которых выкармливают молоком.
40 – Активно ползающие животные, имеющие вытянутое тело с хорошо развитыми мышцами. Различают плоских, круглых и кольчатых. (Черви)
50 – Мягкотелые животные, многие из которых имеют наружный скелет - раковину. К ним относятся улитки, кальмары и др. (Моллюски)
ЭКОСИСТЕМЫ
10 – Экосистема, в которой роль главных производителей играют деревья. (Лес)
20 – Экосистема, в которой роль главных производителей играют травянистые растения. (Луг)
30– Экосистема с избыточным увлажнением, где происходит накопление неразложившихся органических веществ. Часто образуется на месте зарастающего озера. (Болото)
40 – Искусственная экосистема, находящаяся в сосуде с водой, населённая водными обитателями. (Аквариум)
50 – Созданная человеком экосистема для выращивания культурных растений. (Поле)
ПЛАНЕТА
10 – Водная оболочка нашей планеты. (Гидросфера)
20 – Воздушная оболочка Земли. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа. (Атмосфера)
30 – Каменная оболочка нашей планеты. (Литосфера)
40 – Обитаемая часть оболочки нашей планеты, в которой происходит круговорот веществ. Она объединяет все экосистемы Земли. (Биосфера)
50 – Верхний, плодородный слой Земли. Поверхностный слой литосферы, разрушенный при взаимодействии с гидросферой и атмосферой и преобразованный живыми организмами. (Почва)
ПТИЦЫ
10 – Самая маленькая птица на Земле. (Колибри)
20 – Птица с очень красочным оперением и хвостом - веером. (Павлин)
30 – Эта птица бегает быстрее всех. (Страус)
40 – Птица, которая выводит своих птенцов в лютый мороз. (Клёст)
50 – Перелётная птица – пересмешник, звукоподражатель. (Скворец)
БЮРО ПОГОДЫ
Определите, о приближении хорошей погоды или ненастья говорят эти приметы.
10 – Голуби разволновались. (К хорошей)
20 – Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ненастью)
30 – Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошей)
40 – Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, жёлтой акации. (К ненастью)
50 – Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. (К хорошей)
ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
10 – Этот португальский мореплаватель 500 лет назад отправился на запад искать путь в Индию, а открыл Америку. (Х. Колумб)
20 – Великий итальянский художник, учёный и инженер, живший около 500 лет назад. Он определил своё время и изобрёл парашют, самолёт, летающий как птица и многое другое. К сожалению, сделать он эти предметы не успел. (Леонардо да Винчи)
30 – Великий английский учёный, физик, более 300 лет назад написал книгу о движении, всемирном тяготении и многом другом. Его работы заложили основы современной науки. (Исаак Ньютон)
40 – Этот великий русский учёный в начале 20 века создал науку об освоении космического пространства. (К.Э. Циолковский)
50 – Этот английский учёный 3 столетия назад изобрёл устройство, позволившее взглянуть на обычные предметы при большом увеличении - микроскоп. (Роберт Гуи)
БОНУСНЫЙ ВОПРОС
Своё гнездо млекопитающее маскирует листьями, ветками ели, внутри выстилает мхом, травой, шерстью. Оно строит от 3 до 5 шарообразных гнёзд. Когда в тёплом гнезде разводятся паразиты, заботливая мать переносит детёнышей в другое гнездо. То же самое она делает и в момент опасности. Назовите это млекопитающее. (Белка)
Рекомендуем посмотреть:
Игра «Поле чудес» в 3 классе
Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы
Сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» по математике для 3-4 класса
Игра «Поле чудес» во 2 классе
Интеллектуальное казино для школьников 2-3 класса. Сценарий