Предлагаемая игра построена по типу электронных квестов. Две команды (мальчики и девочки) в поисках клада получают зашифрованные записки, в которых содержатся указания для дальнейших действий. В игре участвуют все дети. Основная задача игры - сплотить класс, помочь детям лучше узнать друг друга, стимулировать конструктивное общение.
Классный руководитель не вмешивается в ход игры, но, зная сюжет, он может объяснить суть ситуаций, подсказать, как надо действовать. Учитель также выполняет роль третейского судьи - следит за тем, чтобы все действовали по правилам.
Подобные игры в дальнейшем могут организовать и сами дети.
Цели: расширить представление детей о логических задачах и способах их решения; формировать позитивное отношение к умственному труду; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; воспитывать умение работать в группе; способствовать сплочению классного коллектива.
Подготовительная работа:
1. Предложить детям разделиться на две команды (мальчики и девочки); в командах распределить роли:
• капитан;
• помощник капитана (ведет судовой журнал);
• разведчики (находят в команде соперников людей, отвечающих требованиям шифровок);
• шифровальщики;
• связные (выходят на связь с членами команды соперников, у которых есть шифровки).
2. Вручить, соблюдая глубокую конспирацию, шести членам каждой команды по одному конверту с шифровкой (всего по 6 конвертов), каждому под большим секретом сообщить один пароль и отзыв. Необходимо следовать такому порядку:
• первое письмо не вручается никому, его находят в бутылке в ходе классного часа;
• второе письмо хранит девочка (мальчик) с (...) глазами;
• третье письмо у девочки (мальчика), чью бабушку зовут (...);
• четвертое письмо у девочки (мальчика), которая живет на (...) этаже;
• пятое письмо у девочки (мальчика), которая увлекается (...);
• шестое письмо у девочки (мальчика), которая летом была в (...);
• седьмое письмо у девочки (мальчика), чья мама работает (...).
3. Объяснить детям, что конверты они должны отдать связным из команды соперников, если те обратятся к ним с ключевой фразой: «Сударыня (или сударь), нет ли у вас для меня послания?»
Оборудование:
1. Приготовить по 7 зашифрованных писем для обеих команд. Для этого сделать ксерокопию листа с заданиями, вырезать из этого листа письма (проследить, чтобы в письмо не попала расшифровка). В каждом письме вписать в скобки нужные качества. Каждое письмо вложить в конверт и тщательно запечатать. Письма под № 1 вложить в пустые бутылки.
2. Сделать карту Острова сокровищ, разорвать ее на две части, каждую часть вложить в письма под № 4 (по рисунку дети должны догадаться, что это школа, а стрелками указаны направление движения, количество шагов до места, где спрятан «клад», и т. п.)
3. Приготовить «клад» - торт, конфеты, картонные монеты, спрятанные в картонный сундук.
Оформление: выставить парусники, фотографии тропических островов, «пиратские» вещи, картинки и иллюстрации на пиратскую тему.
План классного часа
I. Вступительное слово «На поиски сокровищ».
II. Игра «Найди клад».
III. Заключительный этап игры.
IV. Подведение итогов «Настоящее сокровище».
Классный руководитель. Сегодня стартует наша интеллектуальная игра «Найди клад». Две команды отправятся в увлекательное и опасное плавание, чтобы найти Остров сокровищ, где закопан клад, спрятанный неизвестными пиратами в давние времена.
Содержимое писем
(Можно сделать ксерокопию и вырезать письма для каждой команды.]
На пути к сокровищам немало испытаний. Победит самая дружная, умная и смелая команда. Представлю команды и капитанов.
Команда «Заря» на шхуне «Аврора». Капитан команды {имя, фамилия).
И команда «Факел» на паруснике «Марс». Капитан - (имя, фамилия).
Примечание. Названия кораблей менять нельзя, они упоминаются в головоломках.
Послушайте правила игры. В течение недели вы будете искать сокровища. В ходе поисков вам необходимо получить 7 записок. В каждой из них зашифрован пароль для получения следующей записки. Здесь же содержатся указания на то, от кого можно получить эту следующую записку.
Внимание! Чтобы получить записку, нужно вычислить человека, у которого она хранится, подойти к нему, вежливо откланяться, сказать ключевую фразу: «Сударыня (или сударь), нет ли у вас для меня послания?» Если вы правильно определили обладателя записки, он спросит у вас пароль. И только при условии правильного ответа вы получите записку с новыми шифровками. А в ответ на пароль не забудьте спросить отзыв - в нем подсказка для расшифровки полученной записки.
В последней записке будет указано место, где спрятан клад.
Все свои приключения команды должны записывать в судовой журнал. Рассказ об этих событиях прозвучит на следующей встрече, когда клад уже будет найден.
Времени у вас немного, поэтому в каждой команде нужно распределить обязанности: шифровальщики (они будут разгадывать послания), разведчики (им нужно будет найти того, кто знает пароль), связные (будут выходить на связь для получения очередной записки).
Итак, игра начинается. Корабли уже в открытом море. Ветер наполняет паруса. Команды всматриваются в горизонт в поисках очертаний таинственного острова. И вдруг набегает черная туча и начинается шторм. Резкий порыв ветра сломал мачту, корабль бросает, словно щепку, из стороны в сторону. Огромная волна забрасывает на корабль краба, в клешнях у краба бутылка, запечатанная сургучом. Сквозь стекло виднеется записка.
Чтобы забрать бутылку у краба, нужно проявить смекалку и ответить на несколько вопросов (задает командам по 5 вопросов).
1. Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин.)
2. Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый.)
3. Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет разговаривать.)
4. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой.)
5. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым.)
6. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
7. Что находится между берегом и рекой? (Буква И.)
8. Почему слоны не летают? (По воздуху.)
9. В каком случае шесть детей, две собаки, четверо взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут? (Если не будет дождя.)
10. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
(Получив бутылки, дети достают записки.)
Что же мы видим в этих записках? Таинственные знаки... Ну что ж, впереди у наших путешественников целая неделя. И эту, и другие 6 записок они разгадают и обязательно найдут клад. Сокровище достанется тому, кто придет первым.
Пока корабли пережидают шторм в бухте, путешественники думают о том, как расшифровать первое послание. А наш классный час прерывается. Мы встретимся через неделю для того, чтобы расшифровать последнее послание и стать свидетелями торжественного открытия клада.
(Звучит музыка.)
Первая команда (мальчики)
Этап 1
• В ходе классного часа дети находят бутылку с запиской, где зашифрован какой-то текст (азбука Морзе).
• Шифровальщики читают 1-ю записку:
«Плывите на Шикотан. Там переждете шторм».
Название острова - Шикотан - это пароль для следующей записки.
• Разведчики находят девочку с (...) глазами.
• Связные подходят к девочке с ключевой фразой: «Сударыня (или сударь), нет ли у вас для меня послания?»
• Девочка просит назвать пароль.
• Связные произносят пароль («Шикотан») и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («По четным») и вручает следующую записку (в ней нужно читать только четные буквы).
Этап 2
• Шифровальщики читают 2-ю записку:
«Шхуна "Аврора" пропала в районе хребта Норфолк. Матросы спаслись на шлюпках, карта Острова сокровищ исчезла».
Пароль: «Хребет Норфолк».
• Разведчики находят девочку, бабушку которой зовут (...).
• Связные подходят к девочке, называют ключевую фразу, произносят пароль и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («Шиворот-навыворот») и отдает 3-ю записку (в ней нужно читать буквы от конца к началу).
Этап 3
• Шифровальщики читают 3-ю записку:
«Карта у вождя племени чаморро с острова Тиниан. Хочешь получить карту - назови пароль».
Пароль: «Чаморро, Тиниан».
• Разведчики находят девочку, которая живет на (...) этаже.
• Связные подходят к девочке, называют ключевую фразу, произносят пароль и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («Вниз по лестнице») и отдает карту и 4-ю записку (в ней нужно читать буквы сверху вниз).
Этап 4
• Шифровальщики читают 4-ю записку:
«Шхуна "Аврора"захвачена пиратами в Тиморском море. Требуется выкуп - два мешка золота».
Пароль: «Два мешка золота».
Примечание. Можно сделать смешные мешочки из бумаги.
• На этом этапе команда делает моральный выбор - отдавать ли выкуп за конкурентов или оставить их в плену у пиратов (такое же решение принимает и другая команда). Обязательно нужно внести выкуп и освободить соперников (иначе игра не будет иметь продолжения).
• Разведчики находят девочку, которая увлекается (...).
• Связные подходят к девочке, протягивают выкуп, произносят пароль («Два мешка золота») и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («Кириллица») и отдает карту и 5-ю записку (в ней нужно читать буквы кириллицы, а латинские буквы пропускать).
Этап 5
• Шифровальщики читают 5-ю записку: «В Океане знаний есть Остров прилежания. Сокровище там. Капитан Дрейк».
Пароль: «Капитан Дрейк».
• Разведчики находят девочку, которая летом была (...).
• Связные подходят к девочке, произносят пароль («Капитан Дрейк») и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («Птицы») и отдает б-ю записку (в ней зашифрованы названия птиц).
Этап 6
• Шифровальщики разгадывают 6-ю записку: «Соловей, скворец, синица, иволга, филин».
Пароль: «Соловей, скворец, синица, иволга, филин».
• Разведчики находят девочку, у которой мама работает (...).
• Связные подходят к девочке, произносят пароль {«Соловей, скворец, синица, иволга, филин») и просят назвать отзыв.
• Девочка произносит отзыв («Две головы лучше») и отдает 7-ю записку.
Этап 7
Заключительный этап (проводится в классе). Команды читают записку (без шифра), рассматривают карту, договариваются с соперниками, находят клад.
Аналогично развиваются события в команде девочек.
Классный руководитель. Наступает самый волнующий момент игры - кладоискатели приблизились к сокровищу вплотную, можно сказать, что они буквально в двух шагах от него. Послушаем, как им это удалось. Помощники капитанов читают скупые строки судовых журналов.
(Звучат рассказы о поисках записок и расшифровках.)
- А ведь поиски едва не зашли в тупик. Если бы вы не отдали выкуп за конкурентов, могла бы продолжиться игра?
(Дети высказываются.)
- Может быть, кто-то из членов команды хочет вспомнить интересный случай, который произошел с ним в ходе поисков?
(Дети высказываются.)
Но вот уже все позади. Осталось сделать несколько шагов. Передаю слово капитанам.
(Капитаны соединяют карты, обсуждают свои действия, члены команд тоже участвуют в обсуждении. Совместными усилиями клад находят.)
Классный руководитель. Ну вот и закончилась эта игра.
- Что было интереснее - сам клад или его поиски? А если бы клад был настоящим, что бы вы с ним сделали?
(Дети высказываются.)
- Мне кажется, что вам все-таки удалось найти настоящий клад. Как вы думаете, какой? (Ребята лучше узнали друг друга, расширили свой кругозор, стали более вежливыми, внимательными, любознательными и т. п.)
Азбука Морзе
Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах
Интеллектуальная игра для 6-7 класса
Ольга Николаевна Ильина # 7 февраля 2015 в 19:20 0 | ||
|
Галина Алексеевна Кривцова # 27 марта 2015 в 11:34 0 | ||
|
Гульнур Анваровна Вильданова # 9 апреля 2015 в 09:38 0 | ||
|
Наталья Николаевна Якимович # 5 ноября 2015 в 23:59 0 | ||
|