Интеллектуальная игра «Знатоки Средневековья»
Автор: Зибен Марина Юрьевна, учитель истории МБОУ Тюменцевская СОШ Тюменцевского района, Алтайского края
Данная разработка адресована учащимся 6 класса, может быть использована для проведения итогового занятия по курсу истории Средних веков в 6 классе общеобразовательной школы или для проведения внеурочного мероприятия. Материал соответствует содержанию учебника по истории Средних веков для 6 класса общеобразовательных учреждений Е. В. Агибаловой, Г.М. Донского Л. М.; Просвещение, 2011 г.
Цель: контроль и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.
Оборудование: карточки с заданиями, секундомер.
Правила игры: Участвует 2 команды по 6 человек. Игру можно проводить как в одном классе, так и между несколькими классами. В качестве жюри могут быть приглашены: администрация школы, педагоги-предметники, старшеклассники. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. По ходу игры каждая команда набирает баллы, побеждает та, которая набрала наибольшее количество баллов.
Болельщики могут помочь своей команде, правильно ответив на вопрос для зрителей.
Ход игры:
1 конкурс: Визитка (представление команд).
Команды придумывают название и девиз, которые должны быть связаны с историей.
Максимум: 2 балла.
2 конкурс: Угадай, кто? За правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми заданиями, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 1 минута.
«Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды». (Карл Великий)
«Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже к нему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом - быть его пророком». (пророк Мухаммед)
«Она объявила, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана». (Жанна д’ Арк)
Вопрос для зрителей: «С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!». А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены, сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». (Ян Гус).
3 конкурс: Объясни пословицу. За правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми пословицами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 1 минута.
«Прекрасен, как день».
«Городской воздух делает свободным».
«Что с возу упало, то пропало».
Вопрос для зрителей: «У Жака-простака широкая спина, он все вытерпит»
4 конкурс: Исторические примеры. За правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми примерами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 1 минута.
Год возникновения государства франков + Год взятия крестоносцами Иерусалима = 1599
(500+ 1099=1599)
Год созыва первых Генеральных штатов во Франции – 248 = Год разделения христианской церкви на западную и восточную. (1302-248=1054)
Год Жакерии во Франции /2+702 = Год восстания Уота Тайлера В Англии. (1358/2+702=1381)
Вопрос для зрителей: Год гибели Византийской империи - 590 = Год создания славянской письменности. (1453-590=863)
5 конкурс. Работа с документом. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковым текстом, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 1 минута.
Определите, какие из нижеперечисленных повинностей составляли барщину (Б), а какие оброк (ОБ)?
В документе XIII в. рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного или двух поросят и несколько кур (ОБ), чистили мельничные канавы (Б), приносили хлеб и вино к столу феодала (ОБ), жали пшеницу на поле феодала и отвозили ее в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ).
6 конкурс: Конкурс капитанов. Противники или союзники. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Крестоносцы - турки –сельджуки (противники)
Инквизиторы – Папа Римский (союзники)
Сеньор – город (противники)
Мастер – подмастерье (союзники)
Король – горожане (союзники)
Робин Гуд – крестьяне (союзники)
Римляне – варвары (противники)
Вопрос для зрителей: Норманны – англичане (противники)
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителя и самого активного участника из зрителей. В качестве награды выставляются оценки либо выдаются дипломы победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра по истории для 5 класса
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе
Интеллектуальная игра по истории для 5-6-7 классов
Интеллектуальные игры по истории
Конспект урока-игры по истории России для 7 класса