Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе

Интеллектуальная игра по предметам естественнонаучного цикла для учащихся 8 классов «Что? Где? Когда?» - Наша Игра

Автор: Курочкина Наталья Александровна, учитель физики и информатики МКОУ СОШ №4, г. Верхний Тагил Свердловской области

Описание материала: предлагаю вам конспект метапредметного познавательного внеурочного мероприятия для учащихся 8 классов. Данный материал будет полезен учителям предметникам естественнонаучного цикла при составлении плана проведения предметной недели естествознания.

Конспект интеллектуальной игры по предметам естественнонаучного цикла для учащихся 8 классов «Что? Где? Когда?» - Наша Игра

Цели и задачи  мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.

Образовательная:

1. Повторить, систематизировать знания учащихся;

2. Расширять кругозор учащихся по предметам естественно-научного цикла;

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам географии, физики, химии, биологии.

Воспитательная:

1. Воспитать умение и навыки работы в команде;

2. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

4. Воспитывать инициативность и активность,

5. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

1. Развить способности логического мышления учащихся;

2. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

3. Развивать память, внимание

4. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Ход игры:

Ведущий приглашает команды “знатоков” занять места за столом. В команде принимают участие 6 человек. Команда садится за игровой стол и выбирает капитана команды.

Оглашаются правила игры. На экране появляется презентация. Капитан выбирает категорию и «цену» вопроса (со сложностью вопроса увеличивается и его «цена»). На экране появляется вопрос. Ведущий формулирует вопрос и даёт соответствующие указания. На обсуждение даётся две минуты. Время фиксируется с помощью секундомера.

Правила игры:

1.  Команды играют по очереди;

2.  Капитан выбирает категорию и «цену» вопроса (со сложностью вопроса увеличивается и его «цена»).

3.  На экране появляется вопрос. Ведущий формулирует вопрос и даёт соответствующие указания.

4.  На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью секундомера);

5.  После того как время обсуждения  завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;

6.  Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;

7.  За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается поражение в данном раунде;

8.  Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то она сохраняет дополнительные минуты для обсужде6ния, которые можно использовать в следующих раундах.

9.  Если команда не дает правильного ответа, то право ответа предоставляется другой команде без потери своего хода.

10. В каждой категории вопросов имеется 1 специальный вопрос с «черным ящиком».

Вопросы.

Категория «Естествознание»

Вопрос №1. (100 баллов)

Можно ли переносить  воду в сите с мелкими ячейками?

Ответ: Можно носить воду в сите, если она находится в твердом состоянии.

Вопрос №2. (200 баллов)

Чем севернее живет шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются! Как шмель спасается от замерзания?

Ответ: Шубка шмеля плохо проводит тепло, так как между ворсинками находится воздух, у которого теплопроводность мала.

Вопрос №3. (300 баллов)

Однажды великого ученого спросили : "Какая разница между временем и бесконечностью? "Он ответил: "У меня нет времени, чтобы объяснить это вам, а у вас не хватит бесконечности, чтобы это понять!«

Кто он?

Ответ: Альберт Эйнштейн!

Вопрос №4. (400 баллов)

Первый автомобиль в 1769 году  весил 3 тонны и ездил ... на дровах. Паровую телегу приводила в движение огромная топка. Именно поэтому французское слово "шофер" в переводе на русский называет эту профессию.

Ответ: В переводе с французского на русский "шофер" – кочегар.

Вопрос №5. (черный ящик)

В последние годы объем продаж наручных часов, как сообщили лидеры в этой области швейцарцы, уменьшился на 25%. По их мнению, всему виной именно он.

Что в черном ящике? (сотовый телефон)

Категория «Физика»

Вопрос №1. (100 баллов)

Говорят: «Дым столбом – к морозу!»

А почему дым столбом?

Ответ: В безветренную погоду легкий теплый воздух устремляется вверх, не испытывая воздействия атмосферного воздуха.

Вопрос №2. (200 баллов)

Гроза застала в поле – ложись на землю! Почему?

Ответ: Молния выбирает самый короткий путь к земле, поэтому ударяет в  возвышенные одиноко стоящие предметы.

Вопрос №3. (300 баллов)

Если нас спросят, какова высота Эйфелевой башни, то прежде чем ответить: “300 метров”, мы уточним: — В какую погоду — холодную или теплую? Почему?

Ответ: Высота столь огромного железного сооружения не может быть одинакова при всякой температуре. В теплую погоду железный материал башни может нагреться в Париже до +40 и расшириться, а зимою до — 10° и сжаться. Разница высот башни летом и зимой составляет 12 см.

Вопрос №4. (400 баллов)

В кастрюле кипит вода, а в ней варятся макароны. Как вы думаете, кипит ли вода в трубках макарон? А как это объяснить?

Ответ: Вода внутри макарон не кипит, так как ее температура равна температуре воды в кастрюле и нет подвода тепла от более нагретых тел.

Вопрос №5. (черный ящик) (500 баллов)

Назовите самый большой магнит. Что в черном ящике? (Земля, Глобус)

Категория «География»

Вопрос №1. (100 баллов)

Где живут мальгаши или малагасийцы?

Ответ: Остров Мадагаскар.

Вопрос №2. (200 баллов)

По запасам какого природного ресурса Россия занимает первое место в мире?

Кто ввел в науку термин биосфера?

Ответ: Природный газ

Вопрос №3. (300 баллов)

Кто ввел в науку термин биосфера?

Ответ: Вернадский В.И.

Вопрос №4. (400 баллов)

Каким одним географическим понятием можно объединить слова: сарма, баргузин, верховик, култук.

Ответ: Байкальские ветры.

Вопрос №5. (черный ящик) (500 баллов)

От греч. маляхэ- мальва. В разрезе дает сложный рисунок, образованный чередованием зеленых зон разной интенсивности. Ценный поделочный камень.

Что в черном ящике? (Малахит)

Категория «Биология»

Вопрос №1. (100 баллов)

Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус меняется на сладкий. Почему?

Ответ: Это происходит потому что в черном хлебе содержится крахмал и он расщепляется ферментами слюны до сахара (глюкозы).

 Вопрос №2. (200 баллов)

Почему у людей пожилого возраста переломы костей бывают чаще, чем у молодых?

Ответ: Потому что у пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ и они становятся более ломкими.

Вопрос №3. (300 баллов)

Почему нужно дышать через нос? Привести минимум 3 доказательства.

Ответ: Воздух увлажняется

Воздух согревается

Воздух обеззараживается

Воздух очищается

Вопрос №4. (400 баллов)

В Арктике и Антарктике не смотря на холод люди редко болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?

Ответ: В Арктике и Антарктике воздух практически стерильный из=за низких температур, поэтому в нем почти нет болезнетворных бактерий и вирусов.

Вопрос №5. (черный ящик) (500 баллов)

Какие растения являются первопроходцами и участвуют в образовании почвы?

Что в черном ящике? (Лишайники и мхи)

Категория «Химия»

Вопрос №1. (100 баллов)

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

Ответ: Водород.

Вопрос №2. (200 баллов)

О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества»?

Ответ: Железо.

Вопрос №3. (300 баллов)

Какому учёному принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»?

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев

Вопрос №4. (400 баллов)

22 апреля 1915 года мир узнал о новом виде  оружия -  химическом.

Вблизи города Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5 тысяч солдат. О каком газе идёт речь?

Ответ: Хлор.     

Вопрос №5. (черный ящик) (500 баллов)

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.

Что в черном ящике? (соль)

В конце игры подсчитываются баллы, оглашаются результаты и награждаются победители.

Нашим ученикам очень нравятся эти игры, которые проводятся целым циклом в январе в рамках недели естествознания. Ребята с удовольствием принимают участие в играх, приходят как болельщики и просто зрители.

Надеюсь, что и вы, учителя, найдете применение этой разработке.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Интеллектуальная игра по английскому языку «Слабое звено», 5 класс

Интеллектуальная игра по химии для 8 класса

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Оксана Стругуля # 27 октября 2013 в 17:06 0
В Нашем центре детского творчества тоже проход интеллектуальная игра для школьников 5-11 классов. Для того чтобы вопросы были интересными, а ответы однозначными нужно быть хорошо эрудированным. Спасибо за хорошие вопросы. Возьмем их для пополнения интеллнктуальной копилки.
Катаева Наталья Сергеевна # 26 сентября 2014 в 14:05 0
Игра интересна! Много вопросов по разным предметам, что, действительно, позволяет проверить эрудицию детей. Постараюсь провести её!
Елена Викторовна Журавлева # 4 ноября 2014 в 18:23 0
Хорошая разработка игры. Охвачены все предметы естественно-математического цикла. Много интересных вопросов. С удовольствием воспользуюсь вашими идеями. Дети очень любят интеллектуальные игры и с удовольствием включаются в игру.
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 21:58 0
Игра на межпредметной основе, хорошо проверяет на сколько интеллектуален ребенок. Так как ориентироваться по разным предметам, пусть даже и одного цикла, многие дети не могут.Мне разработка понравилась. Спасибо.
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 08:27 0
Спасибо за разработку! Игра интересна! Много вопросов по разным предметам, что, действительно, позволяет проверить эрудицию детей. Можно применить её при проведении недели естественных наук.Постараюсь провести!
Наталья Борисовна Щипцова # 16 ноября 2014 в 13:54 0
Интересный подбор заданий из разных областей.Данное мероприятие способствует выявлению и развитию личностного и творческого потенциала детей. Формирует навыки общения в детском коллективе, учит уважать мнение другого. И конечно в процессе игры дети получают новые знания. Я работаю в коррекционной школе и многие задания для наших детей сложные, я все таки возьму несколько вопросов из категории "биологии" для своих уроков.Удачи!
Ирина Викторовна Кузнецова # 21 ноября 2014 в 11:15 0
Очень интересная разработка, охвачены все предметы. Воспользуемся вашей разработкой для проведения мероприятия. Детям очень нравятся такие игры познавательные и интересные. Спасибо
Татьяна Васильевна Кащенко # 19 декабря 2014 в 20:35 0
Мне очень понравилась Ваша разработка игры. Мы с коллегами воспользуемся, с вашего позволения, для организации в школе декады естественных наук. Наши дети очень любят играть. А ваша разработка так необычна и охватывает физику, химию, биологию. Вопросы подобраны интересные и нестандартные. Введем вопросы по географии и вопросы шутки, музыкальные паузы . Большое спасибо за идеи.С уважением ваши коллеги.
Игорь Васильевич Негодаев # 29 января 2015 в 00:03 0
Замечательный материал с глубоким экскурсом не только в химию, но и в естественные науки вообще. Некоторые вопросы кажутся сложноватыми для восьмых классов, но попробовать стоит. Благодарю за то, что поделились идеями!
Светлана Алексеевна Шилкина # 9 февраля 2016 в 18:53 0
Хороший подбор заданий разного уровня. Это мероприятие способствует развитию творческих способностей, вызывает интерес к предмету.
Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:57 0
материал замечательный, только интересней было бы если бы дети видели баллы на экране