Интеллектуальная игра по химии для 8 класса

Интеллектуальная игра по теме «Первоначальные химические понятия»  8 класс

Автор: Никитина Анжела Петровна, учитель химии, ГБОУ СОШ №542 Петродворцового района г. Санкт-Петербург

Анонс: материал предназначен для проведения обобщения темы «Первоначальные химические понятия» 8 класса в игровой форме. Игра поможет обобщить и систематизировать полученные знания. Ориентирована на обучающихся по учебнику Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс.

Цели урока:

Образовательная: повторить основные понятия пройденного материала обобщая и систематизируя.

Развивающая: использовать предметные знания во время игры, повысить мотивацию к изучаемому предмету, совершенствовать развитие речи и мышление школьников при устном ответе.

Воспитательная: способствовать развитию личности: работе в команде, взаимовыручке, интеллектуальному соперничеству.

Оборудование: раздаточный материал на парты ( карточки с уравнениями реакций задания №4 и образцы для проверки, которые выдаются непосредственно перед проверкой или находятся у жюри), черный ящик, «бенгальские огни», 5 стаканов со смесями, флажки 31-35 шт.,грамоты, похвальные листы.

Ход мероприятия «Интеллектуальная игра»

Организационный момент: класс разбивается на 5 команд. Каждая команда за правильный ответ получает флажок на свой стол, по результатам наибольшего к концу поединка количеству флажков определяется команда победитель.

Задание №1 Викторина: (чей представитель наиболее полно дал ответ, тот и получает флажок)

1. В чем различие простых и сложных веществ? (ответ: химические соединения, образованные атомами одного химического элемента, называются простыми веществами. Химические соединения, образованные атомами разных химических элементов, называются сложными веществами.)

2. Чем объяснить, почему пары воды в одних случаях видно, а в других нет?

(ответ: вообще паров воды не видать, но когда в воздухе наступает некоторое охлаждение, то пары сгущаются и образуют туман, который хорошо уже виден)

3. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы? Объясните ответ. (ответ: воздух, чугун, латунь — смеси, а не химические соединения, поэтому их состав не может быть выражен единой химической формулой.)

4. Кто и в связи с чем высказал следующие слова: «Все перемены в натуре случающиеся, суть такого состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому»? (ответ:выражение « все перемены, в натуре встречающиеся...» принадлежит Ломоносову. Об этом Ломоносов писал Эйнеру (1748),а позже в сочинении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760). Это выражение представляет формулировку закона сохранения веса веществ.

5. Объясните почему электрические провода и рельсы летом имеют большую длину, чем зимой и какое это явление? (ответ: это физическое явление, с повышением температуры меняется форма.)

Задание №2

Перед вами в пяти стаканах даны смеси веществ, предложите способы их разделения. Каждая группа работает только по одному стакану со смесью, если она не справляется, то предлагается помощь класса и та команда, которая ответила правильно и получает флажок.

№1 смесь глины и воды

№2 уголь и железо

№3 соль и вода

№4 смесь серы и железа

№5 смесь речного песка и воды

(При правильных ответах каждая команда получает флажок.)

Задание № 3

Назовите признаки химических реакций с примерами (признак-пример, например: изменение цвета- пожелтевшая листа, изменение вкуса: оставленное на день молоко) Каждый признак с примером оценивается флажком.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе

Рейтинг: +5 Голосов: 5 14488 просмотров
Инна Харитонова # 22 ноября 2013 в 22:51 +1
Спасибо за методическую разработку, работа отвечает заданным целям; хорошо подобраны задания, которые способствуют развитию личности, используется дифферцированный и системно- деятельный подход. Работа в сотрудничестве способствует взаимопомощи, чувству "локтя", когда все в группе заинтересованы в высоком результате и в 4 задании с этой точки зрения , очень грамотно подобраны реакции, чтоб каждый ребенок мог себя проявить. Интеллектуальные игры воспитывают дух здорового соперничества, что так же важно для повышения мотивации к предмету.
Диляра Насыровна Лукманова # 14 июня 2014 в 20:05 0
Анжела Петровна, очень интересная интеллектуальная игра! Все задания так замечательно подобраны. Даёт возможность повторить и обобщить знания ребят по теме Первоначальные химические понятия. Спасибо большое, возьму себе на заметку!
Татьяна Анатольевна Климова # 8 августа 2014 в 20:50 0
Анжела Петровна, задания идеально продуманы!Все основные понятия темы систематизируются в игровой форме. Желание выиграть будет стимулировать внимание и интерес у ребят к уроку. Возможно и результаты последующей контрольной работы будут приятными. Спасибо за разработку.
Леля # 10 октября 2014 в 07:41 0
очень интересная игра, обязательно проведу такую же в конце 1 четверти. игра помогает выявить знания и умения каждого ученика,т.к. на уроке не всегда получается опросить каждого учащегося. понравилось, что участвует 5 команд. спасибо!
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 21:49 0
Разработка очень хорошая, мне понравились задания, которые имеют дифференцированный подход. Работая в группе ребята их непроизвольно распределяют по своим способностям, и каждый занят выполнением задания.Я обязательно воспользуюсь предложенными заданиями, для обобщающего урока по теме.
Елена Павловна Козел # 15 ноября 2014 в 21:38 0
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку интеллектуальной игры. Очень интересная.
Анна Викторовна Купцова # 6 января 2015 в 07:09 0
Добрый день, Анжела Петровна! Внимательно прочитала Вашу методическую разработку. Она мне понравилась. Содержание предлагаемых заданий позволит эффективно достичь поставленной цели, полностью охватывают указанную тему. Используются разнообразные задания, в том числе, химический эксперимент. Игровая форма обеспечивает мотивацию учащихся.
Добавлю несколько комментариев.
Мне кажется, что учащиеся должны получить не только грамоты, но и отметки.
Задание 1. С повышением температуры увеличивается размер твёрдых тел, а не форма.
Задание 2. Для разных команд предлагаются разные по сложности выполнения операции разделения смеси. (№ 2 и № 3 намного легче, чем остальные).
Задание 4. В п. 3 лучше написать «Укажите тип вещества (простое или сложное)». Элементный состав вещества – это те химические элементы из которые образуют вещество.
Валентина Николаевна Лизина # 9 января 2015 в 21:07 0
Спасибо. Замечательный материал!
Светлана Маратовна Шахолатова # 29 августа 2015 в 22:21 0
Здравствуйте, Анжела Петровна! Я посмотрела на данную игру «глазами ребенка» и была удивлена этапом «Черный ящик»!!! Вернее, его содержимым и его дальнейшим использованием! Думаю, по итогам представленной игры, многие дети будут еще долго вспоминать ее!!! Спасибо огромное, обязательно использую Ваш материал в своей практике!
Бахитжан Гомаровна Касенова # 5 сентября 2015 в 13:27 0
Добрый день, прочитав Вашу разработку интеллектуальной игры я сразу взяла её на заметку.Игра всегда позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Тем более этот предмет изучают первый год. Считаю ,что материал игры очень полезный, так как включает задания теоретического и практического характера. Игра охватывает все темы первого раздела.Спасибо за разработку
Светлана Викторовна Прудникова # 14 марта 2016 в 17:56 0
Уважаемая Анжела Петровна! Ознакомилась с Вашей работой, очень понравилась.Понравился подбор заданий для игры, которые способствуют развитию логического мышления, смекалки, памяти, внимания, интереса к предмету.Большое спасибо за творчество и желание поделиться разработкой с коллегами.
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 22:14 0
Спасибо за разработку, в ходе которой реализованы поставленные цели. Игра составлена с использованием современных образовательных технологий (дифференцированное обучение,системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение).
Анжела Петровна Никитина # 4 июня 2018 в 11:00 0

Большое спасибо всем за отзывы !!! 

Анжела Петровна Никитина # 4 июня 2018 в 14:34 0
Большое спасибо всем за отзывы !!! Приглашаю ознакомиться с моим сайтом https://sites.google.com/site/chemnikitina/home
Ирина Вячеславовна Грачева # 21 августа 2018 в 18:58 0
С интересом познакомилась с Вашим материалом. Пользуюсь подобными играми для итоговых занятий. Практика показывает, что игровая соревновательная форма очень стимулирует желание детей отвечать на вопросы, чего иногда не достичь на обычном занятии. Также командная форма работы позволяет почувствовать себя успешными и более слабым ученикам.Хорошо, что включены экспериментальные вопросы, а не только теория.