Методическая разработка внеклассного мероприятия для 3 класса
2 апреля – Международный день детской книги
Цели: познакомить учащихся с творчеством Н. Носова и В. Драгунского, научить их восприятию прочитанного; развивать навыки работы с иллюстрированным тематическим каталогом и тематической картотекой, умение работать с картотекой.
Оборудование: выставка книг Н. Носова и В. Драгунского, книги этих писателей для каждой команды, картотека рассказов, использованных в игре, разноцветные карточки с вопросами.
Предварительная подготовка: накануне игры провести обзор рассказов.
Ведущая.
Есть страна Австралия,
Есть страна Италия,
А еще на свете
Есть страна Читалия!
Ребята, кто из вас был хоть однажды в этой стране? Знаете ли вы, кто там живет?
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится, тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны!
(Раздается стук.)
Ведущая. Ребята! К нам кто-то стучится. Может, кто-ни- будь из жителей страны Читалии пришел? Где же он? Я догадалась, нужно посмотреть на книжной полке. (Из-за стеллажа выглядывает Незнайка.)
Ведущая. Незнайка, выходи! Ты книжек-то сам не читаешь, поди!
Незнайка.
Кто сказал такую бяку:
«Не читал Незнайка книг?»
Это враки, просто враки! –
Заявляю напрямик.
Я читаю без запинки
Десять тысяч книжек в год.
От картинки до картинки,
А потом наоборот!
Со страниц мелькают лица –
Я читаю все подряд.
Три страницы - про жар-птицу,
Две страницы - про зверят.
Я вперед быстрее звука
Над страницами лечу,
Прочитал вчера про Чука,
Завтра Гека изучу.
Ведущая. Ребята! Видите, сколько Незнайка книг прочитал? Почему же он плачет?
(Появляется Ворона.)
Ворона.
Карр! О Незнайке скажем кратко:
Он читает кое-как.
Ну а там, где нет порядка,
Что бывает? - Беспорядок! Кавардак!
Ведущая. Что же с тобой случилось? Незнайка, ребята помогут тебе и выручат в этой беде.
Незнайка. Прочитал я недавно книгу. Во! Интересный рассказ. Ухохочешься. Ну и Дениска! Помните, он с друзьями в пионерский лагерь раньше всех приехал. А ребята голодные, есть хотят. Дениска решил кашу сварить. Ну и умора тут началась. Крупы целую кастрюлю насыпал, а она у него оттуда как полезла. Отбавлял, отбавлял... Так ничего и не получилось. А есть хочется. Тут Мишка про курицу вспомнил. Она за окном висела. Стали ее палить. Она аж почернела, бедная. Хорошо, что Дениска научил, как ее вымыть с мылом. Но суп тоже не получился. (Плачет.)
Ведущая. Незнайка! Не плачь, пожалуйста! Наши ребята не раз приходили в библиотеку, тоже прочитали много книг и, я думаю, смогут тебе помочь.
(Ведущая образует два спасательных отряда-команды.)
Ведущая. Внимание! Я задам вам два вопроса. Команда, ответившая быстрее и полнее, получает право бросать кубик первой. Итак. Какие рассказы перепутал Незнайка? («Огородники», «Мишкина каша», «Куриный бульон».) Кто написал эти рассказы? (Н. Носов написал «Огородников», «Мишкину кашу»; В. Драгунский - «Куриный бульон».) Молодцы! Незнайка, отряды читателей готовы помогать тебе и в дальнейшем.
Правила
1. Грани кубика разноцветные: синяя, желтая, красная, зеленая и две белые. Им соответствуют цвета карточек. Задание команды определяется по цвету, выпавшему на кубике.
2. При выпадении двух раз одного цвета вторая команда получает карточку, на цвет которой указывает стрелка.
3. При выпадении на кубике белого цвета команда получает право самостоятельного выбора карточки любого цвета.
4. Ответы оцениваются по 2-балльной системе (2 - правильный и полный ответ; 1 - неполный, но в целом правильный; О - неправильный или нет ответа).
Незнайка. Ребята, а Мишку помните? Вечно с ним происходят неприятные истории. Хотел полить огород, а в бочке вместо воды оказалась краска. Дениска хотел его предупредить об этом, да не смог, потому что в телефонной будке кто-то тявкал. (В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Н. Носов «Телефон».)
Ведущая. Незнайка! Ты опять все перепутал! Ребята, помогите ему разобраться.
(Участники игры кидают кубик и выполняют одно из заданий.)
Красная карточка. По иллюстрации* определите автора рассказа.
Синяя карточка. По оглавлению в книге найдите рассказ, к которому нарисована данная иллюстрация.
Зеленая карточка. Вспомните имена героев, изображенных на этой иллюстрации.
Желтая карточка. Чем закончился рассказ, иллюстрацию к которому вы видите?
Незнайка. Спасибо, ребята! Я теперь вспомнил. А в Цветочном городе я учился рисовать у художника Тюбика. И, когда прочитал рассказы Н. Носова и В. Драгунского, решил нарисовать к ним иллюстрации. Они у меня получились такие красивые! А жители Цветочного города смеются, и Знайка говорит: «Ты все перепутал. Надо было читать внимательнее». Посмотрите, Тюбик принес мне портреты авторов этих рассказов. Я знаю, что на одном из портретов - Н. Носов, а на другом - В. Драгунский. Вот только до сих пор не пойму: кто есть кто? И не знаю, как они стали детскими писателями.
Ведущая. Ребята, помогите Незнайке!
(Ребята показывают портреты каждого из писателей и рассказывают об их жизни и творчестве. Ведущая дополняет рассказ.)
Ведущая. Разные бывают книги. Иную читаешь потому, что в школе велели. В другой книге понравился один рассказ, а остальные - так себе. Но вот стоит взять рассказы Н. Носова и В. Драгунского, и не оторвешься, пока не закроешь последнюю страницу. Читаешь и смеешься над пытливыми, наблюдательными выдумщиками, веселыми и искренними, и задумываешься над вещами очень серьезными: учиться дружить, уважать труд, различать людей хороших и плохих, отличать правду ото лжи, учиться доброте и отзывчивости.
Оба, и Н. Носов, и В. Драгунский, писать стали совершенно неожиданно. Сначала это были сказки и рассказы для своих сынишек и их маленьких товарищей, и только потом стали книгами, полными светлого и жизнерадостного юмора. Сейчас этих замечательных писателей нет в живых. Но герои их книг живут рядом с нами. Они сошли со страниц книг на экраны кинотеатров и телевизоров, встречи с ними всегда приятны.
Незнайка. Да, да! И маленькие читатели Цветочного города очень любят читать рассказы Н. Носова и В. Драгунского. Я их тоже прочитал залпом и с большим интересом. Мне сказали, что книги заболели, а как их лечить - не знаю.
Ребята. Надо подклеить оторванные страницы, погладить помятые, сделать обложку и закладку...
(Ведущий вручает ребятам кубик, они кидают его и выполняют то задание, которое им выпадает сделать в книжной больнице. Задания также вписываются на разноцветные карточки. Работа идет на фоне тихой музыки. Незнайка оценивает работу каждого и команды в целом, благодарит за помощь.)
Незнайка. Знайка утверждал, что из книг Н. Носова и В. Драгунского можно узнать много полезного. А я и не задумывался над этим.
(Ребята бросают кубик.)
Красная карточка. Почему ребятам из рассказа Н. Носова не удалось сварить вкусную кашу? Как бы сварили кашу вы? («Мишкина кагиа».)
Синяя карточка. Вспомните, при каких обстоятельствах потерялся щенок Миши Козлова и какое стихотворение ему помогло найти четвероногого друга? (Рассказ «Дружок» Н. Носова.)
Зеленая карточка. Вспомните слова песни, исполненной дуэтом малышей Дениски и Мишки на пионерском «сатириконе». На мелодию какой песни они исполняли свои куплеты? (В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано...».)
Желтая карточка. Кто написал эту страшную записку: «Би- риги сваю плету! Она ща как подзарвется!» Какой писатель и как разоблачил автора записки? Какие грамматические ошибки вы заметили в ней? (В. Драгунский «Фантомас».)
(Выполнив эти задания, ребята выбирают карточку любого цвета.)
• Почему Аленка сказала: «Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик... чтоб ты его выпустил?» Найдите этот рассказ в сборнике по содержанию. (В. Драгунский «Красный шарик в синем небе».)
• О чем задумались ребята? Все ли у них получилось так, как они пожелали? Найдите этот рассказ в сборнике по содержанию. (Иллюстрация к рассказу Н. Носова «Огородники».)
• Кого испугались ребята на этой иллюстрации? В каком рассказе можно найти ответ на этот вопрос? Найдите рассказ в сборнике по содержанию. (Иллюстрация к рассказу Н. Носова «Тук-тук-тук».)
• Какое чувство испытывал мальчик, изображенный на этом рисунке? Найдите рассказ в сборнике по оглавлению. (Иллюстрация к рассказу В. Драгунского «Двадцать лет под кроватью».)
Незнайка. Ребята! Вы были на книжной ярмарке? Там нет системы расстановки книг, как в библиотеке. Помогите мне составить картотеки рассказов Н. Носова и В. Драгунского.
Ведущий. Очень трудное задание, но нам надо постараться его выполнить.
(Ребята выполняют задание с помощью библиотекаря.)
Незнайка. Спасибо, ребята! Теперь я все вспомнил и никогда не буду путать рассказы и истории, которые произошли с героями книг Н. Носова и В. Драгунского. А вы, ребята, хорошо знаете содержание всех рассказов? Давайте устроим сейчас экзамен. Интересно, какая команда победит?
(Команды кидают по очереди кубик, выполняют одно из следующих заданий.)
• В каком рассказе физкультурную зарядку проводил слон? (В. Драгунский «Слон и радио».)
• Кому вместо боксерской груши вручили игрушечного медведя? (Герою рассказа В. Драгунского «Друг детства».)
• Что сделал Мишка из алюминиевой кастрюли, клея, серы, железных проволочек? (Бенгальские огни. Н. Носов «Елка».)
• Из чего были сделаны парашюты у коротышек, когда они прыгали с воздушного шара? (Из пушинок одуванчиков. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
• В каком рассказе герои доставали воду из колодца чайником и кружкой? (Н. Носов «Мишкина каша».)
• В каком из рассказов и кто из его героев летал в цирке вместе с клоуном Карандашом и посыпал всех помидорами? (Дениска. В. Драгунский «Не хуже вас, цирковых».)
• Кто и кому в день рождения подарил гусиное горлышко? (Дениска Мишке. В. Драгунский «Гусиное горло».)
• В каком из рассказов и кто из героев «совершает два подвига» одновременно: «спасает из горящего дома девочку» и «вытаскивает из проруби мальчика»? (Дениска и Мишка из рассказа В. Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах».)
(Подведение итогов. Незнайка вручает приз самой начитанной команде-победителю и приглашает ребят на следующие игры.)
Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы
Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»
Сценарий конкурсной и игровой программы для младших школьников
Мила Кузьмина # 12 сентября 2013 в 21:59 +1 |
Клариса # 28 марта 2014 в 10:15 0 |
Интересно |
Светлана Владимировна Ходаева # 28 октября 2014 в 23:13 0 |