Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»

Сценарий игры-путешествия в начальной школе

Игра – путешествие по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие гуси»

Автор: Козлова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Черкутинская ООШ им. В. А.Солоухина.

Описание работы. Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или познавательного мероприятия, посвящённого творчеству Г.Х. Андерсена или литературной сказке.

Цели игры: прививать интерес к чтению; расширять кругозор учащихся; дать возможность совершить заочное путешествие в разные места с помощью содержания сказки; учить читать внимательно, обращая внимание на художественные детали и их роль в тексте; способствовать развитию воображения и творчества детей; помочь раскрыть способности и детские таланты через игру; учиться работать в команде, принимать решение и брать на себя ответственность при выборе ответа или при выполнении задания.

Условия проведения игры: класс делится на команды; выбирается капитан, который распределяет роли в игре и принимает решения; каждое путешествие оценивается жюри, за правильный ответ даётся 1 балл; побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

1 путешествие «В библиотеку».

Из предложенных карточек, на которых написаны названия сказок под номерами, выбрать только произведения Г.Х.Андерсена.   

Ответы: 3,13,16,19,22,23, 25,27,28,30,31,32.

Названия сказок

Автор

1

Красная шапочка.

Перро

2

Храбрый портной.

Гримм

3

Гадкий утёнок.

Андерсен

4

Чудесное путешествие Нильса.

Лагерлёф

5

Алиса в Стране Чудес.

Кэрролл

6

Маугли.

Киплинг

7

Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.

Линдгрен

8

Приключения Чиполино.

Родари

9

Волшебник Изумрудного города.

Волков

10

Королевство кривых зеркал.

Губарев

11

Старик Хоттабыч.

Лагин

12

Приключения Незнайки и его друзей.

Носов

13

Дюймовочка.

Андерсен

14

Спящая красавица.

Перро

15

Карлик Нос.

Гауф

16

Русалочка.

Андерсен

17

Мальчик с пальчик.

Гримм

18

Золотой гусь.

Гримм

19

Снежная королева.

Андерсен

20

Золушка.

Перро

21

Подземные жители, или Чёрная курица.

Погорельский

22

Огниво.

Андерсен

23

Принцесса на горошине.

Андерсен

24

Синдбад – мореход.

Народ

25

Свинопас.

Андерсен

26

Кот в сапогах.

Перро

27

Новый наряд короля.

Андерсен

28

Сундук-самолёт.

Андерсен

29

Бременские музыканты.

Гримм

30

Пастушка и трубочист.

Андерсен

31

Штопальная игла.

Андерсен

32

Серебряная монета.

Андерсен

2 путешествие «В компьютерный класс».

Необходимо быстро ответить на вопрос, связанный с содержанием сказки «Дикие гуси».

Вопрос

Ответ

1

Сколько детей было у короля?

12

2

Что носили братья-принцы на груди?

звёзды

3

На чём писали принцы в школе?

на золотых досках

4

Сколько денег было заплачено за любимую книгу Эльзы?

полкоролевства

5

В какую игру играли дети на пиру в честь мачехи?

игра в гости

6

Где воспитывалась Эльза после смерти матери?

в деревне

7

Куда исчезли братья Эльзы?

превратились в прекрасных лебедей и улетели

8

Во что превратились жабы после купания Эльзы?

в маки

9

Соком какого растения мачеха натёрла лицо Эльзы?

грецкого ореха

10

Кто освещал в лесу путь для Эльзы?

светлячки

11

Какие волосы были у Эльзы: длинные или короткие?

длинные

12

Какому дереву Эльза помогла в лесу?

яблоне

13

Чем внешне отличались лебеди-принцы от обыкновенных лебедей?

они имели золотые короны

14

Когда лебеди – принцы могли становиться людьми?

ночью

15

Сколько дней длится перелёт на родину у лебедей?

2 дня

16

Сколько дней лебеди могли жить на родине?

11 дней

17

Какая стихия мешала лебедям при перелёте с Эльзой?

гроза

18

Где обычно ночевали лебеди при перелёте?

на утёсе

19

Какое дерево, в основном,  росло в стране, где поселились лебеди?

кедр

20

Где был дом Эльзы, когда она жила у братьев?

в пещере

21

Какое растение поможет Эльзе спасти братьев?

крапива

22

Какое условие должна была соблюдать Эльза, чтобы колдовство исчезло?

молчать

23

Чем один из братьев лечил волдыри на руках Эльзы?

слезами

24

Что поразило  и удивило короля, когда он в первый раз увидел Эльзу?

её красота

25

Куда пошла Эльза за волокном?

на кладбище

26

Кто встретился Эльзе на кладбище?

ведьмы

27

Как называли Эльзу в городе короля?

ведьма

28

Кто решал судьбу Эльзы, жены короля?

народ

29

Почему братья так и не смогли встретиться с королём, хотя ждали его у ворот?

наступило утро

30

Какие цветы были любимыми у Эльзы?

розы

3 путешествие «В музей»

На столе разложены разные предметы, необходимо назвать, кому они принадлежат, как ими пользоваться или какую роль они играют в сказке?

Предметы

Назначение предмета

1

Зелёный листик с дырочкой.

Им играла Эльза в крестьянском доме, так как других игрушек у неё не было.

2

Сетка с дырками.

В неё легла Эльза, чтобы братья взяли её с собой в свою страну.

3

Горстка ягод.

Их дала Эльза старушке в лесу.

4

Зелёные нитки.

Их спряла Эльза из крапивы для будущих рубашек для своих братьев.

5

Собаки.

Это собственность короля, охотившегося в тех местах, где жили братья с Эльзой.

6

Перчатки.

Король надел их Эльзе на руки, чтобы скрыть волдыри.

7

Украшения.

Король надел их на Эльзу.

8

Рубашка без одного рукава.

Эльза не успела связать её одному из братьев.

9

Полено с розой.

Когда Эльза очнулась, то каждое полено в костре расцвело и превратилось в розу.

4 путешествие «В столовую»

Найдите соответствия: кто чем подкармливал Эльзу?

Пища

Герой

1

Пирожное.

мама

2

Печёные яблоки.

мама

3

Речной песок.

мачеха

4

Яблоки.

леший

5

Ягоды.

старушка

6

Корешки.

брат

5 путешествие «В театр»

Показать предложенную сценку-пантомиму из сказки, участники должны рассказать её.

1

Три жабы колдуньи, каждую она поцеловала и велела первой сесть Эльзе на голову, второй – на лоб, третьей – на сердце.

2

Архиепископ нашёптывал королю злые речи об Эльзе, но король не верил ему.

3

Мыши бегали по подземелью и всю ночь приносили Эльзе стебли крапивы.

4

Эльза рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства.

5

Эльза упала в обморок от усталости при виде своей работы.

6

Братья стояли всю ночь рука об руку на утёсе, чтобы не упасть в море

6 путешествие «На почту»

Необходимо под диктовку грамотно написать текст-письмо из сна Эльзы.

Крапива растёт возле пещеры и на кладбище. Появятся волдыри на руках от ожогов. Из волокна сплетёшь одиннадцать панцирей против колдовства. Одно слово будет смертоносным кинжалом в сердца твоих братьев.

7 путешествие «В картинную галерею».

По предложенным иллюстрациям к сказке провести экскурсию для зрителей.

8 путешествие «В зоопарк»

Необходимо изобразить одного из зверей, которые упоминаются в сказке. Соперники должны его угадать и назвать.

Лебедь, жаба, собака, дрозд, тюлень, мышь, светлячки, ласточки.

9 путешествие «В развлекательный комплекс»

Ответ на предложенный вопрос необходимо показать.

Вопрос

Ответ

1

Что сделал король с сыновьями, когда мачеха оклеветала их перед отцом?

Выгнал их из дворца.

2

Что сделал отец, когда мачеха вымазала лицо Эльзы вонючей, чёрной мазью?

Он испугался и не признал её.

3

Что сделал король, когда увидел около пещеры прекрасную Эльзу?

Уговаривал, потом посадил на коня и вёз к себе домой.

4

Что сделала Эльза, когда король привёл её в комнату, напоминавшую пещеру?

Поцеловала руку королю.

5

Что присудил Эльзе народ за колдовство?

Сжечь её на костре.

6

Что делала Эльза, когда её везли к месту казни?

Плела рубашки, а потом накинула их на лебедей.

10 путешествие «В аптеку»

Предложите лекарства, с помощью которых можно было вылечить волдыри на руках Эльзы. Это могут быть таблетки, мази, микстуры, отвары и другие средства. Объясните свой выбор.

Подведение итогов путешествия. Награждение победителей и активных участников игры.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Игра викторина о животных в начальной школе

Литературная игра для 3 класса

Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы

Сценарий игры викторины по сказкам, 1 - 2 класс

Игра – викторина в начальной школе на тему: Лекарственные растения

Виктория Александровна Останина # 29 сентября 2013 в 18:14 +1
Светлана Анатольевна. Очень интересная игра - путешествие, сама с удовольствием прошла ваши испытания, иииииии  не на все вопросы ответила правильно!  Отвечали вместе с дочерью, она уже в 3 классе, пришлось многое обсуждать, вспоминать........ Эрудиты будут в восторге!!
Мила Кузьмина # 29 сентября 2013 в 21:11 +1
Спасибо за игру - путешествие! Думаю, что великий сказочник Г. Х. Андерсен заслуживает внимания к своему творчеству. Много лет являюсь сторонником и поклонником командных игр, где ребята учатся работать в команде, жить "командным духом",  принимать решение и брать на себя ответственность. И самое главное, в литературных играх  развивается речь учащихся, непринужденно раскрываются  способности и детские таланты. Мой голос за ваш мастер-класс!
Светлана Козлова # 5 октября 2013 в 19:13 +1
Большое спасибо  за оценку моей  работы. Очень  люблю составлять литературные игры. И самое главное - они дают положительный  результат уже на протяжении  30 лет  моей  педагогической работы. Стараюсь сочинять  такие, которые бы способствовали социализации  сельских школьников, так как у  них нет такой возможности увидеть  и познать мир, как у  городских ребят.
Ирина Владимировна Пантузенко # 1 августа 2014 в 18:43 0
Спасибо за ваш труд. Игра-путешествие-это интересно,можно использовать при проведении Недели начальных классов.Группой ребята любят работать.
Гульнара Михайловна Тузова # 9 января 2015 в 20:53 0
Светлана Анатольевна, благодарю за интересную, содержательную игру, в ходе которой прослеживается читательский интерес детей. Возьму себе на заметку.
Алена # 11 января 2017 в 13:55 0
Игра- путешествие, интересная разработка, хочу уже провести сама.