Интеллектуальная игра по литературе для 5 класса
Сценарий интеллектуальной игры для 5 класса «Пушкиниана»
Игра проводится в классе или в актовом зале.
Оформление: портрет А. С. Пушкина, его книги, иллюстрации к произведениям поэта.
Перед проведением игры объявляется конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам произведений Пушкина. Устраивается выставка работ, лучшие из них награждаются призами (желательно, чтобы призов было как можно больше): «За лучший рисунок», «За самый оригинальный рисунок», «За самую оригинальную работу», «За самую кропотливую работу» и т. д. Дети в этом возрасте обожают призы и нуждаются в поощрении.
На сцене лукоморье. Если мероприятие проводится в классе, к доске можно прикрепить плакат с изображением дуба с выглядывающим из ветвей хвостом русалки. Но лучше использовать переносную ширму. На ткани рисуется лукоморье. Можно, конечно, взять и готовый плакат, но он, хоть и выполнен более профессионально, чем самодельный рисунок, восприниматься детьми будет хуже, чем самопальное творение. За ширмой прячутся при необходимости артисты.
Действующие лица:
Ведущие (он, она),
Кот,
Царица,
Старик,
Старуха,
Бесенок.
Ведущая (медленно, задумчиво):
У Лукоморья дуб зеленый:
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит...
Ведущий: Хотелось бы хоть одним глазком посмотреть на такое чудо! А вам, ребята?
Из-за ширмы доносится пронзительное «мяу!».
Появляется Кот.
Кот: Мурр-мяу! Здравствуйте, ребята! Что-то я засиделся на одном месте. А раз вам так хотелось со мной пообщаться, то вот решил заглянуть к вам в гости. И компанию с собой прихватил. Со мной герои ваших любимых сказок. Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.)
Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!
Входит Царица с зеркальцем.
Царица (Коту, надменно): Это к ним в гости ты меня звал? Да знают ли они, кто я такая? Какая им честь выпала? Эй вы, узнаете меня?
Дети отвечают.
Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?
Школьники: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?
Школьники: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?
Школьники: Ты, конечно.
Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот мое зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце.) Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце!
Скучно мне с вами! Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
Кот: Мурр-мяу! Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?
Выходят Старик с рыболовной сетью и Старуха.
Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?
Школьники: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Старик: Это сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?
Школьники: Ровно тридцать лет и три года. Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята?
Школьники перечисляют.
Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?
Кот: Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!
Школьники тянут руки, объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.
Кот: Ах, молодцы! Мурр-мяу! И все-то вы знаете. А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?
Школьники перечисляют: тридцать три богатыря в «Сказке о царе Салтане...», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле». Выбегает Бесенок.
Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?
Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходит.)
Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал. Вот Балда — это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?
Школьники: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.
Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!
Кот: За какую плату?
Бесенок: А пусть ребята скажут!
Школьники: В год за три щелчка по лбу.
Кот: Всего-то?
Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята!
Школьники вспоминают конец сказки.
Кот: Сколько они всего знают и помнят! Мурр, а не дети! А давайте-ка мы с вами в вопросы—ответы поиграем. Я буду вам читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо?
Дети отвечают.
— Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»
(Золотой петушок из «Сказки о золотом петушке».)
— Какое обещание не выполнил царь Дадон?
(«За такое одолженье, — говорит он в восхищенье, — волю первую твою я исполню, как свою», но шамаханскую царицу не подарил.)
Старуха (выглядывает): Ты бы лучше спросил, как моя сказка начинается, а то я стара стала, уж и путаюсь.
Кот: Это и я подскажу: жили-были дед и баба, ели кашу с молоком!
Старуха (мечтательно): Ох, какие я яства едала, когда царицей-то была! Но как-то иначе сказка начиналась. Не было у нас молока-то в начале сказки!
Кот: Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Старуха: Ох, и курочки не было. Пусть лучше эти дети подскажут!
Школьники: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря».
Старуха: Вот-вот. Море, да разбитое корыто, да этот простофиля!
Кот: Я вот удивляюсь... Неужели вы все сказки Пушкина так хорошо помните?
Школьники кричат: «Да!»
Кот: А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки. А за правильный ответ я буду дарить вам эти волшебные палочки. Кто больше соберет — тот и выиграл.
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царь Салтан и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)
В конце игры Кот раздает детям подарки — либо книги со сказками, либо конфеты. Хорошо, если купить конфеты с фантиками на сюжеты сказок: «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. п. Тогда раздачу конфет тоже можно обыграть.
Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса
Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля
Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!