Дидактическая игра - путешествие «В гостях у Бабушки - загадушки»
Автор: Малькова Вера Федоровна, учитель – дефектолог МОУ прогимназия №132 «Альтаир» г. Тольятти
Описание работы: Эта игра путешествие направлена на развитие и закрепление математических способностей, знаний об окружающем мире, познавательных процессов. С помощью комплекса заданий можно решить и другие образовательные задачи в зависимости от поставленной цели педагогом. Игру можно использовать в НОД и как мониторинг.
Данный материал будет интересен учителям – дефектологам, воспитателям и родителям в средней группе КРО для детей с ЗПР.
Цель. Создать условия для развития познавательно-речевой деятельности детей.
Материал: цифры от 1 до 4, три карточки с геометрическими фигурами, иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», макет озера, игра «Рыбак» с магнитами, «Чудесный мешочек» с мячом и камушком внутри, таз с водой, фигуры домашних и диких животных, макет скотного двора и леса, геометрические фигуры для составления из них фигур медведя и кролика.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация».
Задачи.
Область «Познание»
1. Расширять представления о качествах и свойствах мяча.
2. Закреплять графический образ чисел – цифры от 1 до 4.
3. Закреплять названия некоторых домашних животных, их образ жизни (питание).
Область «Коммуникация»
1. Активизация, обогащение и систематизация словарного запаса.
2. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Развивать способность слушать литературное произведение, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием событий.
Область «Здоровье»
1. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики.
Область «Социализация»
1. Побуждать детей включаться в совместную деятельность со взрослым.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
ХОД
(Входит Бабушка – загадушка).
Бабушка: Здравствуйте, ребята,
Я Бабушка – Загадушка.
Вы обо мне слыхали?
Живу я в сказочном лесу
Детишкам радость я несу.
Знаю много сказок я,
Но сейчас не про меня…
Вы пришли в мое царство игровых заданий.
Воспитатель: Бабушка – Загадушка, а не могли бы вы показать свое царство?
Бабушка -Загадушка: - «Могу, для этого нужно идти вот по этой тропинке, строго соблюдая порядок цифр, слушать внимательно, отвечать правильно и выполнять мои задания. Согласны? Тогда вперед!»
1. «Начинаем наше путешествие с первой цифры. Как называется первая цифра? ( Один.) Нашли цифру один, и подошли к ней. Только я что – то не пойму. Здесь необычные картинки. Одни фигуры. Наверное, они заколдованные. Давайте попробуем их расколдовать. Посмотрите внимательно на эти фигуры. Как они называются? (Круги.) Круги одинакового размера? (Нет.) А почему они не одинакового размера? Догадались? Нет? Ребята, их кто-то заколдовал. Фигуры разных размеров. Вспомните, в какой сказке говориться о героях – один большой, другой поменьше и третий маленький. Правильно, «Три Медведя». (Переворачивает и показывает картинку из сказки «Три медведя».) Одну картинку мы расколдовали. Посмотрим на другую.
Какие фигуры изображены здесь? (Круги) Перед вами три одинаковых круга. В какой сказке все герои равны, одинаковые. Вы догадались? Правильно, «Три поросенка» (Переворачивает и показывает картинку «Три поросенка») Молодцы, ребята, расколдовали и вторую картинку.
Ребята, здесь тоже фигуры. Как они называются? (Треугольники.)
Чем они отличаются друг от друга? (Один большой, все остальные маленькие). Я предлагаю посчитать маленькие треугольники. Считаем? Сколько их? (Семь). В какой сказке было семь маленьких героев и один большой? (Волк и семеро козлят), (Переворачивает и показывает картинку «Волк и семеро козлят») Молодцы.
Выполнили все задания под цифрой один и теперь я предлагаю смело идти дальше. (Впереди озеро в нем плавают рыбки). Ребята, нам здесь никак не пройти, озеро нам не перейти. Что делать? Останемся на берегу и будем рыбачить. (Ловят рыбку). Рыбка – то не простая, рыбка – загадка. Отгадайте – ка, ребятки, вот такую вот загадку:
«А дорога нелегка, а корзина тяжела.
Сяду на пенек, съем пирожок».
Из какой это сказки? («Маша и медведь»).
Ловим другую рыбку. (Поймали, читаем загадку)
«Отворяют дверь козлята и пропали все куда – то».
Из какой это сказки? («Волк и семеро козлят») (Озеро пересыхает и открывается дорога дальше).
2 Теперь нам ничто не мешает, и мы идем дальше к цифре 2. (Подходят к цифре 2). Посмотрите, что здесь? Это мешочек. Это не просто мешочек – это «чудесный мешочек». В нем что – то есть. Потрогаем его. (Все трогают мешочек). Кто догадался, что в нем? Послушайте, что этот предмет говорит о себе:
«Стукнешь о землю – а я подскочу,
Стукнешь о стенку – я отлечу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать я никак не хочу».
Мяч? (Вытаскивает мяч.) Что мы можем сказать о мяче? По форме он – (круглый). Что может делать мяч? (катиться, подскакивать, из рук в руки летать). Из чего сделан мяч? (Из резины), Какого цвета бывают мячи? ( Красные, синие, зеленые, желтые) Значит, разных цветов. Ребята, как вы думаете, что у мяча внутри? Правильно воздух. Как воздух попал в мяч. Молодцы, его туда закачали насосом. Как вы думаете мяч легкий или тяжелый? А как проверить легкий он или тяжелый? Вот здесь не просто так стоит таз с водой. Для чего здесь вода? Будем проводить опыты. Если мы опустим мяч в воду - он потонет? Давайте проверим. (Опускают мяч в воду, мяч плавает). Сейчас мы его прижнем ко дну тазика. Что такое? Почему мяч не тонет? Ребята, он легкий, а легкие предметы не тонут, Вода выталкивает легкие предметы на поверхность и они плавают. Кто-нибудь видел, как на воде плавают предметы? (Ответы детей).
Мне кажется в мешочке еще что – то есть. (Трогают, называют, достают). Это камень. Как вы, думаете - камень будет плавать? (Ответы детей). Давайте проверим. (Проверяют). Почему камень утонул? Правильно, он тяжелый. В тяжелых предметах нет внутри воздуха, и поэтому они тонут. А можно играть с камнем так, как с мячом. (Нет). Что может случиться, если дети будут играть с камнем? (Ответы, делаем выводы)
С мячом можно играть. Давайте поиграем с мячом. (Играют).
Игры – эстафеты: «Передай мяч над головой», «Передай мяч между ног»
3. Будем дальше знакомиться с мои царством - загадок? (Будем). Тогда, вперед! Следующая по тропинке цифра 3. Подойдите к ней. Ребята в моем царстве - сказок живет много животных. Животные, которые живут в лесу, как их называют? (Дикие животные). Правильно, дикие животные. Но есть и другие животные, которые живут рядом с человеком их как называют? (Домашние животные). И тоже правильно - домашние животные. В сказках они живут дружно, а в природе им вместе быть нельзя. Как вы думаете почему? (Отвечают). Правильно, многие дикие животные хищники. Они питаются другими животными. Поэтому сейчас я предлагаю отделить диких животных от домашних. Диких животных переселить в лес, а домашних животных на скотный двор. (Переселяют).
4. Идем дальше по моему царству. И какая будет следующая цифра? (Четыре). Подходим к ней. Тут такое задание надо составить животных из геометрических фигур. (Составляют из геометрических фигур: кролика, медведя). На нашей тропинке цифр не осталось. Это значит, путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по моему царству? Чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали? А что хотелось бы повторить?
«Вот пришла пора прощаться,
Но надеюсь я,
С вами снова повстречаться,
Ведь друг без друга нам нельзя.
Улыбнемся мы друг другу
Пожелаем всем всегда:
Счастья, радости, удачи,
Творить добрые дела».
До свиданья!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Конспект НОД в средней группе по теме: Мой дом
Конспект совместной деятельности детей и родителей в средней группе «Моя Россия»
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в средней группе
Конспект занятия по экологии в средней группе