Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду и дома

Игры на развитие творческого мышления мелкой моторики

Конструктор из зубочисток

Инвентарь: зубочистки (или спички), пластилин (или глина).

❀ Возьмите несколько зубочисток, и немного пластилина, который используется как соединительный материал.

❀ Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.

❀ Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.

Забор

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: палочки или спички (обыкновенные или укороченные).

❀ Нужно поднять со стола пять палочек, одну за другой, зажимая их концы между пальцами правой руки. Между большим и указательным пальцами захватите сразу две палочки. Между указательным и средним, средним пальцем и безымянным, а также между безымянным и мизинцем — захватите по одной палочке.

❀ Теперь расставьте пальцы, уроните палочки на стол. То же проделайте левой рукой.

❀ Кто, поднимая палочки, не выпустит ни одной, тот и победит.

Охотники

Инвентарь: маленькие палочки, спички.

❀ Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).

❀ Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.

Бирюльки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 20 спичек, а лучше незаточенных карандашей.

❀ Сложите палочки в беспорядке в кучу на столе. Поочередно, по одной, возьмите из кучки десять палочек так, чтобы не пошевелить другие.

❀ Кому это удастся, тот и выигрывает.

Гербарий

Инвентарь: небольшие цветы или листья, промокашки или другая бумага, тяжелые предметы, картон, клей, целлофан.

❀ Игра начинается с прогулки по осеннему лесу. Предложите ребенку выбрать понравившиеся листья и цветы.

❀ Вернувшись домой, положите их между страничками книг. Для того чтобы не испачкать книгу, лучше всего с обеих сторон каждого цветка положить по промокашке. Затем книгу положите под пресс.

❀ Высохшие цветы могут быть использованы для украшения самодельных поздравительных открыток.

❀ Цветами можно украсить шкатулки, наложив на них тонкую прозрачную целлофановую пленку или покрыв лаком.

Быстрые пальцы

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: ленты.

❀ К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по десять узких лент одинаковой длины.

❀ Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязывать банты на всех лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.

Бумажные куклы

Инвентарь: бумага, картон, карандаши, краски, ножницы.

❀ Попросите ребенка нарисовать на бумаге тело человека до пояса. Осторожно вырежьте этот рисунок по контуру и отдайте ребенку — пусть он раскрасит его, дорисует все, что нужно.

❀ После этого надо сделать в нижней части два небольших отверстия, куда легко могут войти ваши два пальца — указательный и средний. Двигая пальцами, вы делаете так, что игрушка ходит, двигается.

❀ Следует, конечно, еще во время рисования учесть размеры таких фигурок.

❀ Кончики пальцев можно «обуть» в башмачки. Для этого можно использовать бумагу, ореховые скорлупки, пластилин или краску.

Персональный ксерокс

Инвентарь: бумага, восковые мелки, скрепки, карандаш.

❀ Попросите ребенка закрасить одну из страниц равномерно по всей поверхности мелком.

❀ Затем эта страничка переворачивается и накладывается на вторую, абсолютно чистую. Лучше всего скрепить их вместе, чтобы не скользили.

❀ Теперь все, что будет написано или нарисовано на тыльной стороне первой странички, отпечатается на второй благодаря предварительно нанесенному слою цветного воска. Вот вам и ксерокопия.

Коллаж

Инвентарь: газеты, журналы, бумага, клей, ножницы.

❀ Выберите несколько газет и журналов с кулинарной рекламой различных продуктов, изображением фруктов, овощей и т. д.

❀ Собрав достаточно обширную коллекцию, предложите ребенку сложить из них, например, лицо человека. Попробуйте вместе с ним. Для контура лица можно использовать тарелку, поднос, кастрюлю.

Нога художника

Инвентарь: карандаш, бумага.

❀ Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что-нибудь нарисовать. Это очень забавно.

Рисунок из крупы

Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.

❀ Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.

❀ Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и т. д.

❀ Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.

Бумажные тарелочки

Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.

❀ Для того чтобы спокойно заняться приготовлением обеда, дайте ребенку побольше бумажных тарелок и стаканчиков. Пусть он разрисовывает их, а если ему сложно придумывать орнаменты — копирует те, которые видит на обоях или любых других предметах.

❀ Если у вас нет бумажных тарелок, можно вырезать круги из листа бумаги и раскрашивать их.

❀ Обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.

Двойник

Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.

❀ Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.

❀ Обведите его контур карандашом.

❀ Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.

❀ Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.

Любимый альбом

Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.

❀ У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.

❀ Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.

❀ Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: «Любимые машины», «Мои любимые животные», «Альбом мод», «Все про собак» и т. д.

❀ Напишите дату начала создания альбома.

Зоопарк

Количество играющих: 2-6 человек.

❀ Дети выбирают себе роль животного.

❀ Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в нарисованный круг.

❀ Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».

❀ Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». «Звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» — отгадать зверей.

Встреча животных

Количество играющих: 1-6 человек.

❀ Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.

❀ Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.

❀ Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас», — а после этого издать «медвежий звук», то есть зарычать.

Новая скатерть

Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

❀ Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).

❀ Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.

❀ Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.

❀ Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.

Волшебные кляксы

Инвентарь: бумага, краски или тушь.

❀ Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.

❀ Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.

❀ Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.

Колечко

Количество играющих: 3-6 человек

Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.

❀ Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.

❀ Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.

❀ Затем ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.

❀ Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.

Лучики и узоры

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.

❀ Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.

❀ Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.

❀ После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).

Кулак — ладонь

Игра развивает мелкую моторику.

Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.

❀ Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.

❀ Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.

❀ Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.

❀ Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: «Кулак — ладонь, кулак — ладонь».

Мы зверюшки

❀ Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.

Копируй мимику

❀ Рассадите детей по кругу.

❀ Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.

❀ Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не «передадут» его соседу.

❀ Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.

Игры на развитие мышления у детей 5-6 лет

Построить по признаку

Количество играющих: 1-6 человек.

❀ Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.

❀ Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.

❀ Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.

Угадайте фотографию

Инвентарь: фото из журналов.

❀ Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.

❀ Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.

❀ Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.

Отгадай рисунок

Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.

❀ Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.

❀ Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.

❀ В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.

❀ Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.

❀ Спросите ребенка, что там нарисовано.

Кто кем был?

Инвентарь: мяч

❀ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

дуб — желудем

рыба — икринкой

 

бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

лягушка — головастиком ит. д.

❀ Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».

❀ Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».

Можешь угадать?

❀ Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.

❀ Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.

Загадочная пища

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.

❀ Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.

❀ Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.

❀ Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.

Отгадай, что мы задумали

❀ Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.

❀ Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета.

❀ Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.

❀ Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.

❀ На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.

Свой список

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш.

❀ Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:

♦ предметы, которые можно застегнуть;

♦ сделаны из дерева;

♦ помещаются в обувной коробке;

♦ меньше обувной коробки;

♦ работают от электричества, и т. д.

❀ Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.

Необитаемый остров

❀ Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.

❀ Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.

❀ Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.

Кто отгадает?

Количество играющих: от 3 человек.

❀ Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.

❀ За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.

❀ По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».

❀ Дети жестами, движениями показывают, что они делали.

Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.

❀ Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.

Загадочные животные

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.

❀ Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.

❀ После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.

Стук-стук

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: карандаш, различные предметы.

❀ Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.

❀ Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.

Я задумал…

Количество играющих: 3-6 человек.

❀ Скажите: «Я задумал кого-то в нашей группе, кто...».

❀ Добавьте какие-либо полезные подсказки об этом ребенке. Опишите его одежду, некоторые из его талантов ИТ. д.

❀ Остальные дети стараются угадать, кого вы задумали.

Игры на развитие математического мышления у детей 5-6 лет

Игра в ладошки

Количество играющих: 6-8 человек.

Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.

❀ Игроки встают в круг, каждый из них получает номер, начиная с номера один и далее по часовой стрелке.

❀ Игра начинается с участника под номером один, который сначала хлопает себя дважды по коленям, говоря: «Один, один», а затем хлопает дважды в ладоши, называя номер другого участника игры (например: «Пять, пять»).

❀ Остальная часть группы хлопает по коленкам и в ладоши вместе с номером один.

❀ Игрок, чей номер был назван (в данном случае игрок номер пять), тут же подхватывает: «Пять, пять», а затем называет другой номер, например: «Два, два» и т. д.

❀ Если играющий называет номер уже выбывшего участника, он также выходит из игры.

❀ Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое участников.

Горох в бутылку

Количество игроков: 1-6 человек.

Инвентарь: бутылки с широким горлышком по количеству игроков, горох.

❀ Поставьте бутылки на пол. Выдайте детям по десять горошин.

❀ Стоя около бутылки, дети разжимают кулак и выпускают по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на уровне груди.

❀ Дети должны посчитать, сколько горошин попало в бутылку, а сколько просыпалось мимо.

❀ У кого больше горошин попадет в бутылку, тот и выигрывает.

❀ Со временем можно увеличивать число горошин, продолжая закреплять, таким образом, навыки счета.

Курочки и петушки

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).

❀ Дети в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные по полу. По окончании игры подсчитывается количество собранных зерен.

❀ Побеждает тот, кто больше собрал.

Скрепки

Количество играющих: 2 — 6 человек.

Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.

❀ Детям выдается одинаковое число канцелярских скрепок. Их задача — собрать из скрепок цепь за определенное время. По окончании времени дети должны сосчитать число звеньев своей цепи.

❀ Выигрывает тот, у кого цепь длиннее.

Найди пуговки

Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.

❀ Наверняка у вас дома есть коробка или мешочек с пуговицами. Высыпьте их на стол или на пол.

❀ Попросите детей найти по 2-3 пуговицы одинакового цвета или размера, на ножке, с двумя, четырьмя отверстиями. Их можно надеть на нитку, выложить из них узор или просто пришить на кусочек ткани.

❀ Попросите детей сосчитать общее количество пуговиц, пуговицы с ножками, круглые, большие, маленькие.

Счет на пальцах

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

❀ Дети разбиваются по парам. Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину.

❀ Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению).

❀ Побеждает игрок, который первым сосчитает пальцы на обеих руках — своей и партнера — и громко назовет полученное число.

❀ Сыграйте несколько раз, потом поменяйте партнеров и повторите игру.

Посчитаем крышечки

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш или ручка.

❀ Дети пишут номер с внутренней стороны каждой крышки или на листочке бумаги и приклеивают его к крышке. Затем по очереди рассыпают крышки по полу.

❀ Если крышка приземлилась номером вверх, то игрок получает то количество очков, которое указано на крышке. Если крышка легла номером вниз, то игрок ничего не получает.

❀ Дети бросают крышки определенное количество раз, выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.

❀ Есть разные варианты этой игры. Например, игроки должны набрать определенное количество очков, скажем, 25. Кто первый набирает эту сумму, тот выигрывает.

❀ Или у каждого участника игры изначально по 50 очков, и задача — быстрее их «списать». Победителем становится тот, кто первый достигнет нуля.

Самые простые счеты

Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны (рожки).

❀ В коробке проделайте по четыре отверстия с двух противоположных сторон.

❀ Проденьте в одно из отверстий веревку, снаружи завяжите узелок, чтобы веревка не могла выскочить.

❀ Теперь наденьте на веревку 10 рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. То же самое проделайте с остальными отверстиями.

❀ Рожки на самой нижней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни, и, наконец, на четвертой — тысячи.

❀ Каждый рожок представляет одну единицу, десяток, сотню — в зависимости от расположения веревки.

❀ Такие счеты научат вашего ребенка разбираться в цифрах, решать задачи на сложение и вычитание.

Мишки и шишки

Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки (или другие мелкие предметы: катушки с нитками, пуговицы).

❀ По полу разбрасывают шишки. Детям предлагают собирать их лапами игрушечных медведей.

❀ По окончании игры дети должны посчитать, сколько шишек им удалось собрать. Выигрывает тот, кто собрал больше.

Сколько карманов?

Количество играющих: 1-6 человек.

❀ Попросите каждого из детей сосчитать количество карманов, которые у него имеются.

❀ Теперь дети должны назвать, у какого больше всех карманов. Затем — у кого меньшее количество.

❀ Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.

Каждый третий

Количество играющих: от 6 человек.

❀ Постройте детей в кружок.

❀ Велите им рассчитаться на тройки (либо на двойки). Каждый третий (второй) ребенок выбывает — садится на стул или на пол.

❀ С детьми, которые стоят, снова рассчитайтесь на тройки (двойки), причем каждый третий выбывает.

❀ Продолжайте играть до тех пор, пока не останутся стоять меньше трех (двух) детей.

❀ Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.

Три раза мимо

Количество играющих: 2-6 человек.

❀ Образуйте круг. Держась за руки, ходите приставным шагом по кругу и декламируйте следующее стихотворение:

Три раза мимо гавани прошел кораблик наш,

Три раза мимо гавани, печален наш рассказ.

Три раза мимо гавани кораблик наш прошел,

Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.

❀ После слов «лежим мы все на острове» все дети падают на пол, продолжая по возможности держаться за руки и громко считать «раз, два, три».

❀ Продолжайте увеличивать числа и заключительный счет, не смущаясь возникающими при этом маленькими ритмическими затруднениями:

Четыре раза мимо гавани…

Пять раз уж мимо гавани…

Раз десять мимо гавани...

Математика в календаре

Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами), небольшой лист бумаги.

❀ Воспользуйтесь чистым листом бумаги, чтобы закрыть им одну из дат в календаре. Попросите, чтобы дети угадали, какое число вы закрыли.

❀ После того, как они выскажут свою догадку, уберите лист, чтобы дети увидели, были ли они правы.

❀ Со старшими детьми можно закрыть сразу несколько чисел.

Кто больше

Количество играющих: 2-3 человека

Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.

❀ На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики). Детям завязывают глаза. В руки им даются корзиночки.

❀ По условному сигналу они начинают собирать с пола предметы и класть их каждый в свою корзину.

❀ По сигналу «закончили» им развязывают глаза, после чего считают, сколько каждый собрал предметов.

❀ Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

Одна картошка

Количество играющих: 3-8 человек

❀ Рассадите детей в круг. Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать их перед собой.

❀ Выберите водящего, который должен прикоснуться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «Одна картошка, две картошки, три картошки, четыре картошки, пять картошек, шесть картошек, семь картошек... Проверим».

❀ Тот кулачок, на который придется слово «проверим», должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.

❀ Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.

❀ Его обладатель становится водящим для следующего раунда игры.

Сможете сосчитать

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы и т. п.

❀ Это превосходная игра для развития существенного математического навыка — умения оценивать количество.

❀ На большом листе бумаги составьте список имен всех детей. Подготовьте тарелку с конфетами, орешками, виноградом.

❀ Спросите у детей: «Сколько конфет в тарелке? Сколько орешков? Сколько виноградин?». По мере того, как каждый ребенок называет количество, вы сами или ребенок можете записать результат на листе бумаги рядом с его именем.

❀ Потом вместе с детьми громко сосчитайте истинное количество и сравните его с ответами.

Что за число?

Количество играющих: 2 - 9 человек.

Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).

❀ Возьмите колоду игральных карт. Показывайте их одну за другой детям. Спросите, какое число стоит на каждой карте. Дайте каждому по одной.

❀ Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания чисел. Соберите карты назад.

❀ Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталась по возможности другая карта. Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, то есть по возрастанию номеров.

Пять маленьких детишек

Количество играющих: 1-6 человек.

❀ Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова.

Пять маленьких детишек напились вдруг кефира,

Один пошел гулять, осталось их _________

Четверо детишек пускали пузыри,

Один пошел на улицу, осталось только _________

Три маленьких ребенка пошли играть в слова,

Один пошел на кухню, осталось только ___________

Два маленьких ребенка делили апельсин,

Один домой отправился, остался лишь __________

Один ребенок маленький играет без друзей,

Пойдемте, одинокому поможем поскорей.

Допрыгни до числа

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: мел.

❀ Нарисуйте на асфальте недалеко друг от друга небольшие квадраты, внутри которых обозначьте числа от одного до десяти.

❀ Давайте указания типа: «Скачи на одной ножке до цифры три». Или «Прыгни до цифры семь» и т. д.

❀ Затем дети сами могут давать указания друг другу.

Не урони шарик

Количество играющих: 2- 6 человек

Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).

❀ Ребенок должен в ложке донести шарик до условного места, не уронив его. Оптимальной расстояние, которое проходят дети, — 6-8 метров.

® Можно усложнить задачу, попросив ребенка считать сделанные им шаги.

Игры на развитие логики у детей 5-6 лет

Точки

Количество игроков: 2-3 ребенка.

Инвентарь: бумага, ручки.

❀ Сначала подготовьте игровое поле: нарисуйте на бумаге несколько рядов точек на равном расстоянии друг от друга. Чем больше будет поле, тем дольше продлится игра.

❀ Затем по очереди соединяйте пары точек вертикальными или горизонтальными линиями. Соединив две точки таким образом, чтобы замкнуть квадрат, вы получаете право поставить внутри этого квадрата свои инициалы и нарисовать еще одну линию.

❀ Победителем считается игрок, у которого к концу игры окажется больше квадратов.

Зеркало

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

Инвентарь: зеркало, по паре простых одинаковых предметов.

❀ Посмотрите с детьми в зеркало. Обратите их внимание на то, что все левое в зеркале будет правым, и наоборот.

❀ Предложите детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами.

❀ Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения — повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.

❀ Ведущий может давать команды смотрящемуся, например: прищурить левый глаз; дотронуться до правого уха; подпереть щеку левой рукой; причесаться; помахать левой рукой и т. д.

Бывает - не бывает

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

❀ Назовите какую-нибудь ситуацию и бросьте мяч. Если названная ситуация реальна, ребенок должен поймать мяч, а если нет — отбить его. Например:

♦ Папа ушел на работу.

♦ Поезд летит по небу.

♦ Яблоко соленое.

♦ Домик рисует девочку.

♦ Девочка рисует домик.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!