Игры на развитие памяти у младших дошкольников 3-4 лет

Игры, развивающие память у детей младшего дошкольного возраста

Память — необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью — это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Как же можно развивать память ребенка?

Важнейшим условием этого являются специальные усилия ребенка — запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию — важная задача воспитателя. Другая не менее важная задача — дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям дается задача — запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них), но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и пр.).

Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребенка.

Игры, предлагаемые в этом разделе, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка. Эти условия заключаются в следующем.

Во-первых, во всех играх у ребенка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения.

Во-вторых, в каждой игре ребенку передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приемы используются ребенком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.

Игры в материале описаны в порядке нарастания сложности. Их последовательность продиктована психологическими закономерностями развития памяти дошкольника.

В первой игре («Переполох») связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает устанавливать взрослый. Он руководит умственной активностью детей, направляет ее и дает необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делает умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными.

Во второй игре («Кто здесь прячется?») дети учатся уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот прием облегчает процесс запоминания и припоминания, делает его целенаправленным и осмысленным.

В третьей игре («Что достать тебе, дружок?») смысловой опорой для запоминания и припоминания предмета является выделение и проигрывание его назначения (функции). Эта игра не только учит ребенка новому важному приему осмысленного запоминания, но и способствует расширению объема памяти.

Четвертая игра («Мамины помощники») направлена на развитие словесной памяти. Запоминание слов в ней побуждается понятной и близкой детям сюжетной ситуацией и облегчается общностью значений запоминаемых слов. В этой игре дети выполняют словесное поручение взрослого, что приближает их к решению учебной задачи.

Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.

Переполох

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра является первым шагом на пути к развитию у детей целенаправленного запоминания и припоминания. Обычно младшие дошкольники запоминают лишь то, что запоминается само, без особых усилий, в силу своей привлекательности. В этой игре содержится ряд условий, которые вызывают у ребенка потребность в целенаправленном запоминании и припоминании, что, в свою очередь, требует от него особых умственных усилий.

Игра носит сюжетно-ролевой характер. Ее игровая ситуация воспроизводит более или менее знакомые детям явления. Роль помощников взрослого как бы возвышает их в собственных глазах и побуждает прилагать особые старания, чтобы оправдать доверие, которое им оказывается.

Выполнение роли опирается на опыт игры в поручения, своеобразным вариантом которой является эта игра. Объектами игровых действий детей являются привлекательные образные игрушки, изображающие обитателей птичьего или скотного двора (птицы или животные). Все поручения хозяйки этого двора — тети Даши — предполагают выполнение детьми понятных им воображаемых или практических дел по уходу за животными. Выполняя поручения, дети должны проявить самостоятельность, ответственность — ведь от них зависит благополучие животных. И хотя животные — всего лишь игрушки, на них дети переносят свое отношение к настоящим животным, с которыми они встречаются в жизни и в сказке.

Выполнение игровых поручений требует от детей особой, еще не привычной для них умственной активности и специфических стараний: нужно запомнить и вовремя припомнить то, что поможет тете Даше и ее питомцам. Поскольку у тети Даши таких питомцев не менее шести-семи (а в дальнейшем их будет и больше), запомнить, кто из них в каком домике живет, невозможно без целенаправленных усилий. В этом детям помогает взрослый: вопросами, одобрениями и дополнительными сведениями.

Обучающая задача этой игры заключается в том, чтобы дети, ориентируясь на особенности игрового материала, устанавливали связь между домиками и его обитателями. Взрослый, направляя внимание детей и их умственную активность, помогает им успешно запоминать и припоминать, где живет каждое животное, и, таким образом, выполнять роль помощников. В этой игре важно придерживаться мудрого педагогического правила — не подменять действия ребенка своими действиями и не говорить за него то, что он может сказать сам.

Дети решают обучающую задачу все вместе, но выполняют игровые действия по одному, по собственному побуждению (с согласия воспитателя).

Таким образом, в этой игре без всякого принуждения со стороны взрослого и без механического зазубривания дети приобретают новый опыт запоминания и припоминания объектов.

Игровой материал.

Объемные миниатюрные игрушки, изображающие знакомых детям домашних птиц и животных. Это могут быть пластмассовые или керамические цыплята, утята, курочки, петушки, гуси, кролики, собачки (по два экземпляра каждой игрушки).

Кроме того, для игры нужны картонные полые коробочки белого цвета, которые служат домиками для персонажей. Желательно, чтобы домики вкладывались один в другой: так удобнее их хранить. Домики должны отличаться величиной и цветом дверей и окошек, например: у домика цыплят — окошки и двери желтые, у домика утят — зеленые, у домика петуха и кур — оранжевые, у домика кроликов — коричневые, у домика гусей — синие. Самый большой домик, в котором живут хозяйка и собачка, может быть с голубыми окошками. Весь набор игрового материала помещается в большой коробке. Перед игрой материал загораживается ширмой или покрывается тканью.

Данный набор образных игрушек можно заменить другим, имеющимся в распоряжении воспитателя. Главное, чтобы игрушки были миниатюрные, поскольку с ними удобнее действовать и они более привлекательны для детей.

Описание игры и приемы ее проведения.

Когда дети усядутся, как обычно, на расставленные полукругом стульчики, воспитатель ставит напротив них детский стол, на котором за ширмой располагаются все домики, выстроенные в ряд. В каждом из них заранее помещаются соответствующие игрушки. Домики выстроены в порядке нарастания величины следующим образом: в первом (самом маленьком) — цыплята, во втором — утята, в третьем — куры и петух, в четвертом — утки, в пятом — кролики, а в шестом (самом большом) — собачка.

Воспитатель снимает ширму и обращается к детям от имени тети Даши, хозяйки птичьего двора: «Здравствуйте, дети! Я — тетя Даша. Смотрите, как много домиков в моем дворе! В домиках живут кролики и птицы. Сегодня я хочу первый раз выпустить их погулять. Вот только боюсь: вдруг они разбегутся кто куда. Вы поможете мне их загнать обратно в домики? Только для этого нужно запомнить, кто в каком домике живет. Сейчас я научу вас, как это сделать. Посмотрите внимательно на домики и скажите, одинакового они цвета или разного? Правильно, все белые. А какого цвета у домиков окошки и двери?» Дотрагиваясь рукой до разных домиков, воспитатель предлагает детям назвать, какого цвета окошки и двери. Таким же образом уточняется и другой отличительный признак домиков — величина: «Этот домик самый маленький, а этот самый большой, а этот чуть побольше, чем первый, а этот еще больше... А теперь давайте посмотрим, кто выйдет из самого маленького домика с желтой дверцей!» С этими словами воспитатель по очереди выводит двух цыплят, передвигает их по столу, как будто они гуляют, и спрашивает: «В каком домике живут эти цыплята?» Получив ответ, педагог подтверждает его правильность и продолжает: «Постарайтесь запомнить, что маленькие желтые цыплята живут в самом маленьком домике с желтым окошком и желтой дверью. Это очень важно, потому что сами цыплята своего домика не найдут, ведь они в первый раз гуляют. Пусть цыплята нас подождут во дворе, а мы посмотрим, кто выйдет из этого домика».

Из второго домика воспитатель выпускает двух утят и спрашивает, в каком домике они живут. Взрослый подтверждает, что утята живут в домике с окошками зеленого цвета, потому что любят зеленую травку (травка зеленая и окошки зеленые). Таким же образом, побуждая детей выделять и называть ориентирующие признаки, воспитатель выпускает всех остальных персонажей и подсказывает, как запомнить их домики, чтобы потом припомнить и отвести питомцев туда, где они живут.

Когда все персонажи окажутся во дворе, они некоторое время гуляют (воспитатель передвигает их). Потом тетя Даша говорит, что животных и птиц пора кормить. Она просит детей последить за ними, пока будет готовиться корм, чтобы никто не убежал со двора. «А если вдруг во двор прибежит пес Бобик (он очень любит гоняться за цыплятами и кроликами), нужно поскорее позвать меня на помощь. Бобик очень озорной и веселый щенок, но цыплята и кролики могут испугаться его, и тогда начнется переполох: они испугаются и дома своего найти не смогут», — говорит тетя Даша.

Через некоторое время воспитатель неожиданно для детей выпускает из большого домика собачку, и Бобик с громким лаем начинает гоняться за птицами и кроликами, сдвигая их в кучу. Дети зовут тетю Дашу. «Ой, какой переполох устроил Бобик! Как цыплята перепугались!» — говорит тетя Даша. Она уводит Бобика в дом и, обращаясь ко всем детям, просит их помочь перепуганным цыплятам вернуться домой. Тетя Даша спрашивает, в каком домике живут цыплята, и поручает двум желающим отвести их в дом. Воспитатель вместе с остальными детьми проверяет, правильно ли они нашли домик. Таким же образом, совместными усилиями, все дети припоминают домики остальных персонажей и отводят их по местам. Если малыши ошибаются, домик не открывается (коробочка не переворачивается).

Теперь, когда все персонажи на своих местах, можно повторить игру, но уже в несколько усложненном виде. Вызывая детей по очереди, воспитатель поручает им выпустить на прогулку кур, кроликов или других персонажей. Вызванный ребенок должен назвать, кого он хочет выпустить на прогулку, подойти к столу и постучать по нему возле домика. А все остальные дети вместе с ним повторяют приглашение, например: «Кролики, выходите гулять!» После этого ребенок выпускает обитателей домика. Он может взять игрушки в руки и поводить их по столу (погулять), пока не будет вызван следующий участник игры для выполнения аналогичной задачи.

При повторении игры роль озорного Бобика можно поручить кому-нибудь из детей. Воспитатель при этом продолжает выполнять свою роль и руководит игрой, вызывая то одних, то других детей для решения игровой задачи, но адресуя свои вопросы всем детям.

Советы воспитателю.

При проведении игры побуждайте детей устанавливать связь между наглядным признаком (цветом окошка) и игровым персонажем — его внешним обликом, повадками и выражать эту связь словами. Это поможет ребенку установить смысловые связи, необходимые для осмысленного запоминания и припоминания.

Очень важно, чтобы порядок домиков и его обитатели были постоянными. Поэтому на каждом домике напишите для себя, кто где живет. Поручения тети Даши (т. е. все варианты обучающей задачи) адресуются всем детям. Те, кого вызвали, являются лишь исполнителями общего решения. В случае ошибки не впускайте игрушки в домик, т. е. не переворачивайте коробочку.

Кто здесь прячется?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети учатся пользоваться очень простым приемом смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинках. Эти связи активно устанавливаются благодаря доступным детям умственным усилиям, которыми руководит взрослый.

Опираясь на свой опыт (игровой, познавательный, жизненный), дети приучаются воспринимать и запоминать предметы не изолированно, а в их жизненно-практических отношениях друг с другом. Смысловые связи устанавливаются по знакомому детям предметному содержанию картинок. Целенаправленное и обдуманное пространственное расположение картинок (предметов) по отношению друг к другу может также служить опорой для таких связей, а следовательно, и для запоминания и припоминания объектов.

Согласно игровому замыслу, картинки вначале раскладываются в определенном порядке, потом прячутся и снова находятся. Знакомая детям ситуация игры в прятки (поиски) побуждает их к успешному решению обучающей задачи — вовремя припомнить, что находится в определенном месте (там, где постучала палочка). Подобная ситуация делает для ребенка очень значимыми запоминание и припоминание картинок, а взрослый помогает ему в этом.

Воспитательное значение игры заключается в том, что дети приучаются действовать в согласии друг с другом, соблюдая очередность.

Игровой материал.

Предметные картинки, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты, а также людей. Нужные наборы картинок можно подобрать из уже изданных пособий: «Лото на четырех языках», «Картинки малышам» и пр. Каждый набор картинок должен включать несколько конкретных, однородных предметов и их хозяина (человека). Например: кукла, коляска, мячик и девочка (хозяйка игрушек); кастрюля, сковородка, половник, плита и женщина (хозяйка).

Можно использовать также предметы, которые служат вместилищем для того, что изображено на картинках. Например: яблоко, апельсин, груша, виноград и ваза для фруктов.

Аналогичных наборов картинок должно быть не менее пяти (по числу участников игры). В каждом наборе — не менее шести предметов. Желательно иметь небольшой запас картинок в каждом наборе.

Для игры нужна также тонкая палочка величиной с карандаш и коробка с отделениями для разных наборов картинок.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра проводится за столом с небольшой группой детей (четыре-пять человек). При большем количестве участников решение предлагаемой задачи может оказаться слишком сложным для малышей из-за обилия материала и слишком долгого ожидания своих действий.

Воспитатель напоминает детям, как они раньше играли в прятки с игрушками, и предлагает поиграть в похожую игру, но не с игрушками, а с картинками.

«Помните, как мы играли с игрушками, — говорит он, — одни дети прятали игрушки, а другие их искали. Сегодня мы все будем и прятать картинки, и искать их друг у друга». Воспитатель вынимает из коробки набор из четырех картинок (например, кукла, мишка, коляска, девочка), раскладывает их в один ряд и говорит: «Здесь у нас девочка — Лена, а здесь — кукла Маша, мишка и коляска, чтобы катать их. Картинки сейчас начнут прятаться. А пока они видны, постараемся хорошо запомнить, где лежит каждая картинка. Девочка посередине, с одной стороны — кукла, с другой — мишка, а рядом с куклой — коляска. Когда картинки спрячутся (перевернутся изображением вниз), тот, кто получит палочку, постучит возле какой-нибудь картинки и спросит: «Тук- тук, кто здесь спрятался?» А мы вспомним, какая картинка здесь лежит, и назовем ее».

Воспитатель передает палочку одному из детей и переворачивает картинки изображением вниз. Когда ребенок постучит палочкой и произнесет нужные слова, дети говорят, что изображено на этой картинке или отвечают как бы за нее (например: «Это я, кукла!»). Ребенок с палочкой открывает картинку, а дети оценивают правильность ответа.

Повторив в таком варианте игру с разными наборами картинок, воспитатель переходит к следующему, более сложному варианту. Теперь каждый ребенок получает набор картинок и сам устанавливает смысловую связь между ними. Вначале раздается по три картинки (два предмета и хозяин). В дальнейшем количество предметов в наборе увеличивается каждый раз на единицу. По указанию воспитателя дети выкладывают свои картинки перед собой, и каждый отвечает, какая из них ему больше нравится, какую он положит в середину и пр. Вопросы воспитателя направлены на то, чтобы вызвать эмоциональное отношение к картинкам и установить связи между ними — и содержательные (по смыслу), и пространственные. Процесс выкладывания картинок, который сопровождается речью, способствует осмысленному запоминанию как их содержания, так и расположения. После этого все картинки прячутся, т. е. переворачиваются, и каждому ребенку предлагается проверить, где у него спрятана та или иная картинка, приподнимая каждую из них.

Затем воспитатель берет палочку и стучит возле какой-либо картинки со словами: «Тук-тук, кто здесь прячется?» Ребенок отвечает, взрослый открывает картинку, и все получают возможность убедиться в правильности ответа. Если картинка названа правильно, ребенок получает приз — цветной кружочек, который кладется на место выбывшей картинки (она возвращается в коробку), а ему передается палочка. Теперь он сам может постучать возле любой картинки у сверстника и задать вопрос. Так продолжается до тех пор, пока все картинки не будут найдены. Таким образом, все дети по очереди получают возможность целенаправленно запоминать и припоминать картинки с помощью нового приема. Если ребенок ошибся и назвал не ту картинку, она прячется снова и та же задача в дальнейшем решается им повторно. Кружочек в этом случае ребенку не выдается. Когда все картинки будут найдены, их наборы при раздаче можно поменять. При этом дети, которые не ошибались, получают на одну картинку больше, чем они выиграли кружков (т.е. сколько картинок им удалось припомнить), а те, которые допускали ошибки, при повторении игры получают либо то же количество картинок, либо на одну картинку меньше.

Правила игры.

1. Запомнить все полученные картинки и где каждая из них лежит. Для этого нужно разложить картинки перед собой и сказать, где что лежит.

2. Когда начинаются поиски картинок, подглядывать не разрешается. После того как будет дан ответ, нужно проверить, где лежит каждая картинка.

3. Кто правильно припомнил спрятанную картинку, получает вместо нее кружок, ему передается палочка и он сам выбирает, кто из детей будет искать спрятанную картинку.

Советы воспитателю.

При раздаче картинок важно учитывать интерес детей к тем или иным предметам. Эмоциональная оценка предметов важна для их запоминания. При повторении игры, когда дети будут знакомы с содержанием разных наборов, можно дать им те из них, которые больше нравятся.

Если ребенок плохо справляется с запоминанием и припоминанием картинок, ни в коем случае не говорите ему, что у него плохая память. Это причинит большой вред: ребенок может утратить уверенность в себе и больше не будет стараться запомнить что- либо. К тому же ошибки в припоминании могут возникать не из- за слабой памяти, а потому, что либо ребенку не интересно играть, либо он стесняется, не привык к самостоятельности и пр. Поиграйте с таким воспитанником отдельно, уделяя особое внимание установлению смысловых связей между картинками. Полезно поиграть с картинками, как с реальными игрушками, передавая словами действия с ними и подчеркивая основную цель игры: запомнить для того, чтобы припомнить.

Что достать тебе, дружок?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра направлена на дальнейшее развитие осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов. Дети учатся самостоятельно применять приемы, способствующие успешному решению игровой обучающей задачи, которая заключается в том, чтобы по памяти воспроизвести скрытые от глаз предметы. Подсказанный детям прием заключается в том, чтобы, рассмотрев каждый предмет, назвать его и передать словами его назначение, т. е. сказать, для чего он нужен в данной игровой ситуации. Он помогает ребенку устанавливать связь между внешним видом предмета и его назначением, которая становится смысловой опорой для запоминания предмета и его припоминания в дальнейшем. В игровых действиях ребенка с предметом закрепляется активное, самостоятельное применение этого приема.

Игра способствует также расширению объема памяти и внимания. Многократное участие ребенка в ней позволяет запоминать достаточно большое для данного возраста количество предметов, что не достигается другими средствами.

Таким образом, игра решает две очень важные задачи развития памяти — овладение приемом осмысленного запоминания и расширение объема памяти.

Участие в такой игре оказывает положительное влияние не только на развитие памяти, но и на формирование важных личностных качеств. Это прежде всего способность прилагать необходимое умственное усилие для решения познавательной задачи, т. е. волевые качества личности. Кроме того, игра способствует воспитанию доброжелательности, внимательного отношения к другому человеку, нуждам, желаниям (что выражено в самом ее названии). Ведь по ходу игры дети по очереди выполняют две разные роли — они то высказывают свои желания, то выполняют желания других. Это обогащает детей новым социальным опытом.

Игровой материал.

Для игры нужны десять — двенадцать хорошо знакомых детям предметов, назначение которых легко определяется ими. Это необходимо для того, чтобы применение каждого предмета могло служить смысловой опорой для памяти.

Можно использовать образные игрушки, изображающие предметы домашнего обихода, знакомые виды транспорта, фрукты, овощи, животных, и некоторые другие детские игрушки (матрешка, маленький голыш, пирамидка, шарик, колечко и т. д.). Такой набор можно составить из тематических комплектов игрушек (парикмахерская, «Доктор Айболит», наборы столовой и чайной посуды, солдатики, самолетики и т. д.). Если трудно подобрать такие игрушки, можно заменить их реальными предметами небольших размеров. Например, кружечка, зубная щетка, расческа, карандаш, кисточка для клея, колокольчик, натуральные плоды или муляжи (орех, яблоко, лимон, апельсин, банан, огурец, морковка и др.).

При составлении набора игрушек нужно придерживаться следующих требований:

1) дети должны понимать назначение каждого предмета и легко передавать его словом и движением;

2) назначение предметов, входящих в один набор, должно различаться (нужно избегать того, чтобы однородные предметы попадали в одну группу);

3) желательно, чтобы между двумя предметами одного набора можно было установить ситуативную смысловую связь (тарелка — ложка, зайчик — морковка, ванночка — голыш).

Приведем пример возможных наборов игрушек: яблоко, блюдце, автомобиль, лошадка; морковка, заяц, голыш, ванночка; самолет, собачка, расческа, зеркальце.

Все подобранные предметы должны быть соразмерны по величине, иметь четкую, легко определяемую на ощупь форму и небольшой размер. Их помещают в небольшой мешочек из плотной ткани, который уже использовался в других играх («Мешочек, впусти!» и др.).

Из перечисленных предметов и игрушек нужно составить два комплекта по пять-шесть предметов в каждом. Весь материал должен помещаться в красивой коробке с отделениями для каждого комплекта и мешочка.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра может проводиться как со всей группой детей, так и с небольшой подгруппой (четыре — шесть человек). Опишем вариант проведения игры со всей группой.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом, а воспитатель — напротив них за небольшой столик. Он предлагает малышам поиграть в новую игру с интересными предметами. Возбудив любопытство детей, педагог не спеша вынимает из коробки пять-шесть предметов, ставит их на стол, а затем на столе появляется знакомый всем мешочек, который напоминает им игру «Мешочек, впусти!».

Воспитатель вынимает из коробки и ставит в один ряд предметы из первого набора так, чтобы всем участникам игры они были хорошо видны. Он предлагает детям внимательно рассмотреть эти предметы. Своими вопросами («Нравятся ли вам эти предметы? Как они называются? Для чего они нужны? Есть ли у вас дома такой же предмет?» и пр.) взрослый побуждает детей к оживленному познавательному общению. Такое общение способствует созданию целостного образа каждого предмета и актуализирует практический опыт его использования.

Чтобы показать детям, какое значение имеет намерение запомнить нужные предметы, воспитатель применяет следующий прием. Он подзывает к себе троих детей (двое садятся по бокам, а один рядом с ним) и предлагает им еще раз внимательно посмотреть на предметы, а потом закрыть глаза, повернуться спиной к столу и по очереди назвать, что стоит на столе. Всех остальных участников игры педагог просит не подсказывать и не мешать им называть предметы. Вызванные дети по очереди выполняют задание. Когда они снова поворачиваются к столу, то вместе со всеми убеждаются, что многие предметы остались не названными. Воспитатель объясняет, что без намерения что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить, сохранить в памяти все предметы не удается. (Нужно не просто разглядывать предметы, а постараться запомнить их.)

«А сейчас мы спрячем все предметы в этот мешочек. Пусть они там отдохнут и подождут до тех пор, пока мы о них не вспомним. А как только вспомним, так сразу же достанем и покажем, что с ними делают», — говорит воспитатель и берет в руки мешочек. Каждый из вызванных троих детей по очереди берет один предмет и, обращаясь к мешочку, просит впустить его, сообщая при этом его назначение. Например: «Мешочек-мешочек, впусти мое яблоко, я его потом съем!» или «Мешочек-мешочек, впусти мою машинку, я поеду на ней в гости».

Когда все предметы окажутся в мешочке, воспитатель объясняет детям основные правила игры. «Сейчас мы будем находить друг для друга то, что каждый попросит. Можно просить любой предмет, который находится в мешочке, но только один. Если кто- то забыл, что находится в мешочке, мы все ему поможем, но сначала он сам должен вспомнить. Мы будем вспоминать, что лежит в мешочке, доставать друг для друга разные предметы и показывать, что ими делают», — говорит воспитатель и убирает со стола два предмета, оставляя только четыре (не больше). Он берет в руки мешочек и, обращаясь по очереди к каждому из детей, спрашивает: «Что достать тебе, дружок?» Ребенок называет какой- либо предмет, воспитатель дает ему этот предмет и просит показать, что он собирается с ним делать. Например, если ребенок попросил морковку, взрослый спрашивает, что он собирается с ней делать — сам съест или зайчика угостит? В зависимости от ответа ребенок выполняет выбранное игровое действие — либо прыгает, как зайчик, и грызет морковку, либо сам (понарошку) ее ест. Выполнив воображаемые действия, ребенок отдает игрушку, и она возвращается в мешочек, а воспитатель обращается к следующему участнику игры: «Что достать тебе, дружок?» Если ребенок назвал, например, чашечку, он должен показать, как пьет из нее чай, если назвал машинку, показать, как он едет на машине, и пр.

Выполнив все игровые действия, трое детей возвращаются на свои места, а воспитатель вызывает следующих детей. Вынув из мешочка спрятанные предметы, он предлагает посмотреть на них и запомнить. Спрятав предметы снова в мешочек, взрослый задает детям тот же вопрос: «Что достать тебе, дружок?» Игра повторяется.

Все остальные дети (вместе с воспитателем) наблюдают за сверстниками и оценивают их действия, поощряют правильное решение задачи и выразительное исполнение движений.

Затем воспитатель вызывает уже четверых детей (двое из них садятся напротив всех, а двое по бокам). Педагог достает из мешочка еще один предмет, просит детей сказать, для чего он нужен, показать, как им пользоваться, и кладет его в мешочек (таким образом там уже оказывается пять предметов). Одному из детей он дает мешочек с предметами и поручает выдавать детям то, что они попросят. Воспитатель предупреждает, что просить можно любой предмет, но только не тот, который уже назван (т.е. который уже кто-нибудь просил).

Игра повторяется в том же варианте, но только теперь предметы выдает не воспитатель, а ребенок.

Выполнив пожелания троих своих партнеров, ребенок передает мешочек кому-нибудь из них и высказывает свое пожелание получить какой-то из еще не названных предметов. Если у кого-либо возникают затруднения в припоминании предметов, воспитатель обращается к остальным детям и просит их вспомнить, какой предмет еще не назван.

Таким образом, повторяя игру и каждый раз добавляя по одному предмету, воспитатель вовлекает в нее всех детей группы.

Правила игры.

1. Высказывать свое пожелание (что достать из мешочка) может только тот, к кому обращается ведущий.

2. Просить можно любой из спрятанных предметов, кроме тех, которые уже назывались.

3. Подсказывать друг другу не разрешается.

Советы воспитателю.

Эта игра является переходной между сюжетной игрой и игрой-задачей. Она подготавливает детей к активному принятию учебной задачи и к познавательному общению.

При проведении игры обратите особое внимание на обыгрывание назначения предметов. Для маленьких детей это имеет двоякое значение. Во-первых, оно является смысловой опорой для памяти и, во-вторых, мотивирует решение задачи. Кроме того, такое обыгрывание вносит эмоциональную разрядку в решение достаточно сложной для малышей обучающей задачи и поддерживает активность в игре всех ее участников — и тех, кто наблюдает это интересное зрелище, и тех, кто его разыгрывает. Поэтому при выполнении детьми игровых действий избегайте всего, что может разрушить воображаемую ситуацию и включенность в нее ребенка — замечаний, прямых требований и указаний. И, напротив, всячески поддерживайте инициативные действия ребенка в этом направлении, подсказывайте ему, как можно обыгрывать назначение того или иного предмета.

Мамины помощники

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.

Игра носит сюжетный характер. Воспитатель берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.

Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.

Игровой материал.

Предметные картинки, которые подбирают из разных настольных игр: «Лото на четырех языках», «Картинки малышам», «Ботаническое лето» и пр. Картинки могут изображать самые разные предметы, например: фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежду, посуду и т. д. Картинки должны быть подобраны в комплекты, состоящие из трех-четырех однородных предметов. Число таких комплектов должно соответствовать числу участников игры. Несколько комплектов желательно иметь в запасе для варьирования поручений.

Игровой материал хранится в коробке со специальными отделениями для разных групп картинок.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра может проводиться и с небольшой подгруппой детей (четыре — шесть человек) и со всей группой. Опишем вариант игры с небольшой подгруппой. Воспитатель предлагает поиграть в новую игру со знакомыми картинками. «Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками. Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение, а потом все лакомятся фруктами.

В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (три-четыре вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой).

Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.

Выполнение всех поручений оценивается и воспитателем и детьми. Принесенные картинки используются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп, лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.

Правила игры.

1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.

2. Подсказывать не разрешается.

3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.

Советы воспитателю.

Все предметные картинки должны быть хорошо знакомы детям и легко узнаваемы. Разложите их заранее на столах рядами, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы облегчить детям их различение и выбор (картинки служат опорой для припоминания названных слов).

Учитывая сложность запоминания слов для маленьких детей, эту игру следует проводить последней, когда дети уже научились устанавливать и удерживать смысловые связи на другом наглядном материале.

С детьми, которые часто забывают слова, поиграйте отдельно, варьируя различные поручения и поощряя их выполнение.

При проведении игры со всей группой все дети по очереди становятся помощниками. Имея два стола с игровым материалом, можно одновременно давать поручения сразу двоим детям. Все участники игры оценивают вместе с воспитателем правильность выполнения маминых поручений.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие общения для дошкольников

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:57 0
Полезные, веселые и интересные игры.