Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Конечно, неправильное произношение одного или даже нескольких звуков не мешает детям общаться между собой, не затрудняет их взаимодействие.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Особое внимание требуют свистящие звуки (с, св, з, зв, ц), шипящие (ш, щ, ч, ж), сонорные (л, ль, р, р).
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д).
Умение правильно произносить звуки — важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но
Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
Материал: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход занятия: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто — там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А Барто)
Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.
Цель: Закрепление правильного звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Материал: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход занятия: Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
— Теперь ты, петушок, пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
— Ты спой, Мурка!
— Мяу-мяу, — спела кошка.
— Твоя очередь, уточка!
— Кря-кря-кря, — затянула утка.
— А ты, Мишка?
— Ряв-ряв-ряв, — зарычал медведь.
— Ты, лягушка, спой!
— Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.
— А ты,кукла, что споешь?
— Ма-ма, ма-ма!
Складная песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?» и т. д.
Цель: Развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Взрослый изображает «петушка», дети «курочек» и «цыплят».
«Курочка» с «цыплятами» «клюет зернышки» (стучат пальцами об пол). Появляется «петушок», и «цыплята» прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку). «Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый вместе с детьми поет песню:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Цель: Закрепление произношения звуков по подражанию.
Материал: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.
Ход игры: Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображениями животных и птиц. Ребенок с помощью взрослого подражает звукам животных.
«Гав! Гав!» —
На заре «Гав! Гав!» —
На дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
«Гав! Гав!» —
На заре.
«Гав! Гав!» —
На дворе.
И сказал теленок: «Му!»
Почему сказал он «Му!»?
«Му» — сказал он потому,
Что мешают спать ему.
«Гав! Гав!» —
На заре,
«Гав! Гав!» —
На дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А сороки зарядили — «
Разбудили! Разбудили!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
«Гав! Гав!» —
На заре
«Гав! Гав!» —
На дворе.
И сказал гусак,
И сказал вот так,
Он сказал: «Вы знаете,
Вы так сильно лаете,
Вы так страшно лаете,
Что просто всем мешаете!»
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется
«Гав — Гав!»
(Т. Волгина)
Ход игры: Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
— Га-га-га!
А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричат уточки?» — спрашивает взрослый. Ребенок отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
Цель: Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Материал: Большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это — часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов; если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.
Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часики — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.
Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.
«Теперь послушай, как тикают маленькие часики», — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «И».
Материал: Игрушечная лошадка.
Ход занятия: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит «И-и- и», а ребенок повторяет 2—3 раза.
Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, и тот произносит «И-и-и». Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что «лошадка сломалась».
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «О», округляя при этом губы.
Материал: Кукла, матрешки.
Ход занятия: Взрослый показывает ребенку куклу, матрешек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрешкам идет кукла Ляля. Она стонет: «О-о-о, о-о -о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребенок произносит: «О-о-о, о-о-о».
Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля престанет плакать. Он «лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «О-о-о, о-о-о, о-о-о». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрешки. Ребенок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрешка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребенок произносил звук «О», округляя губы.
Цель: Обучение ребенка правильному произношению звуков «И» и «О» (слитно, на одном выдохе), активизация в речи ребенка слов «длинный», «короткий».
Материал: Игрушечные ослик и зайчик или картинки с их изображениями.
Ход занятия: Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук «И»), как стонала кукла Лиля, когда у нее болел зуб (произносит протяжное «О»). Затем показывает ослика и говорит: «Это ослик. Посмотрите, какие у него длинные-длинные уши! Какие уши?» Ребенок отвечает.
Ребенку предлагают погладить ослика, потрогать его длинные уши. Взрослый продолжает рассказ: «Когда ослик хочет есть, он кричит «И-и-и- о-о-о». Как кричит ослик?» Ребенок отвечает.
Надо обращать внимание на громкость и протяжность произнесения звуков и следить, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе.
«И-и-и-о-о-о, и-и-и-о-о-о!» — кричит ослик. Грустно ему одному и он приглашает кого-нибудь поиграть с ним», — продолжает взрослый.
«Смотрите, зайчик скачет и говорит:
— Здравствуй, ослик Длинные уши!
— Здравствуй, заинька Короткий хвостик».
«Как зайчик назвал ослика?», «А что ответил
Цель: Обучение правильному и отчетливому произношению звука «М»(Мь), закрепление произношения звука «У»; активизация в речи ребенка слов «рога», «бодается», «острые когти», «мурлычет», «фыркает», наблюдение за тем, чтобы ребенок согласовывал слова в предложении.
Материал: Игрушки — домашние животные (корова, коза, кошка) или картинки с их изображениями.
Ход занятия: Взрослый показывает ребенку корову и спрашивает: «Кто это?» Выслушав ответ, говорит: «Когда корова гуляет и жует травку, она мычит «М-м-у-у, м-м-у-у-у». Как она мычит?» Ребенок отвечает.
Далее взрослый показывает козу, задает аналогичные вопросы ребенку, выслушивает ответы и продолжает: «Да, это коза. Она тоже дает молоко, но коза не умеет мычать, она кричит «М-м-е-е,, м- м-е-е-е». Как коза кричит?» Ребенок отвечает.
«А вот и кошечка пришла, ее зовут Мурка. Посмотрите, какая она красивая. Мурка очень любит молоко, и, когда хочет есть, она мяукает «Мяу-мяу». Скажите, как зовут кошку? А как она мяукает?» — спрашивает взрослый. Ребенок отвечает.
Затем взрослый произносит чистоговорку и повторяет ее хором с ребенком:
Идет корова по дорожке и мычит:
«Мм-уу, мм-ууу» — молока кому?
«Мурка замяукала, — продолжает взрослый,— это она молока просит.
Мяу, мяу, молочка хочу! Как она молока просит? » Ребенок отвечает, а. взрослый следит за правильным произношением звука «М» (Мь) и четким, внятным произнесением слов.
Продолжая занятие, взрослый показывает картинки с изображением коровы, козы, кошки, предлагает назвать животных и изобразить, кто как кричит. Затем просит показать, у кого из них есть рога (ребенок показывает корову и козу), и объясняет: «Корова и коза бодаются, а кошка бодаться не умеет, у нее рожек нет. Но если кошку обижают, она больно царапается. У кошки на лапках есть коготки-царапки. Что может делать кошка?» Ребенок отвечает.
«У маленького котенка на лапках тоже есть коготки-царапки. К тому же очень острые», — говорит взрослый, а ребенок повторяет сначала вместе с ним, затем один.
Заканчивая занятие, взрослый предлагает рассмотреть картинки и игрушки, отвечает на вопросы.
Цель: Формирование правильного и отчетливого произношения звука «П» (Пь), отчетливого произношения слов, воспитание звуковой культуры речи.
Материал: Игрушечная мышка.
Ход занятия: Раздается писк «Пи-пи-пи», взрослый говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка, спрашивает: «Дети, кот ушел?» И просит: «Вы его не зовите, я кота боюсь!»
Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет писк. «Мышонок любит играть в прятки, — говорит взрослый. — Сейчас я спрячу его в ладошке и спрошу, где мышонок? А он ответит мне: «Пи-пи-пи».
Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4—5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: «Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: «Уп-уп-уп» — мы любим суп!»
Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно:
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Цель: Формирование у ребенка правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо.
Материал: Кукла, маленькая и большая машины.
Ход занятия: Кукла «спрашивает» у ребенка, знает ли он, как сигналит машина. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый подсказывает: «Би-и-и-п, би-и-и-п» — и предлагает повторить сначала вместе с ним, а потом отдельно.
Взрослый показывает большую машинку, затем маленькую и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо (воспроизводит сигнал вполголоса)». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо.
Ребенку, склонному к тихой речи, предлагают произносить их громко, а говорящему громко, крикливо — тихо.
Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), обучение регулированию силы голоса.
Материал: Игрушечный барабан.
Ход занятия: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка: «Как поет барабан?» Ребенок сначала вместе с взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.
Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «Б» (Бь), а звукоподражания — громко и тихо.
Цель: Формирование четкого произношения звуков «М», «П»., «Б», (Мь, Пь, БЬ), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний, развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи ребенка названия отдельных предметов, животных, птиц.
Материал: Игрушки, использовавшиеся на предыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок), или картинки.
Ход занятия: Взрослый показывает игрушку (или картинку) корову и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит звукосочетание. «А как кричит коза?* — спрашивает взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит: «Меее-е».
Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Взрослый следит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:
— «Му-у-у, му-у-у», — кто это мычит?
— «Мяу-мяу», — кто это к нам пришел?
— Кто подошел к Кате и сказал «Ме-е-е, ме-е-е»?
— А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
— «Ко-ко-ко», — кто это остановился рядом с Катей?
— «Ква-ква-ква», — а это кто?
— «Ку-ку, ку-ку», — а это чей голос?
— «Тик-так, тик-так», — что это?
Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «аф-аф» и т. д), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би-ип, би-и-и—п. Что это?» — меняя громкость при произношении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать, какая машина гудит (большая или маленькая).
Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли слова, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, какие размеры предмета.
Вариант: Взрослый предлагает ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».
Цель: Развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.
Материал: Игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображением.
Ход занятия: Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает: «Вот домик. В нем живет маленькая Оленька (показывает куклу). Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!»
«Как и что они кричат?» Ребенок повторяет.
«Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной», — просит гусей Оленька, но гуси уходят.
Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!» Как и о чем переговариваются утки?* Ребенок повторяет.
«Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной», — просит уточек Оленька, но утки ее не понимают.
Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» — сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка!»
«Бал-бал-бал!» И ушел. — Что кричал сердитый индюк? Ребенок повторяет.
«Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем».
Цель: Развитие правильного звукопроизношения, упражнение в отчетливом произнесении звуков «X» и «К»; развитие памяти, наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.
Ход занятия: Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:
На дворе зима. На деревьях, на земле, на крыше лежит белый... — снег!
Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ... — расчищаем дорожки и делаем горку.
Из снега можно лепить. Мы лепим... — снеговика (зайца, мишку).
Однажды на наш участок прилетели ... — птички, снегири,
Они хотели есть и мы насыпали им... — зернышек и крошек.
Зернышки и крошки мы насыпали ... — в кормушку.
Они теперь каждый день прилетают... — к кормушке.
А мы каждый день выносим им... — корм.
Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют... — песенки.
Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова — большая голова. «Уу- ух, уу-ух», — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?» Ребенок повторяет.
«Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет.
«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!» Ребенок говорит: «Скорее, скорее, улетай, петушок!» «Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!» Ребенок повторяет.
В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого «меховая».
Цель: Научить ребенка различать домашних птиц; развивать воображение и произвольное внимание, закреплять правильное звукопроизношение.
Материал: Игрушечные утенок, гусенок и цыпленок.
Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает «Кряк- кряк-кряк». Какой утенок, расскажи?» Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.
«А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить «Га-га- га!» Какой он, расскажи?» Ребенок повторяет рассказ про гусенка.
«А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать «Пи-пи-пи». Какой он, расскажи?» Ребенок отвечает. Взрослый зовет птиц: «Теги-теги-теги!» (гусенка). «Ути-ути!» (утенка). «Цыпа-цыпа!» (цыпленка). «Позови их сам!» — предлагает он ребенку. Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными крошками.
В заключение взрослый читает рассказ К.Ушинского «Гуси»:
«Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!»
Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой».
Цель: Формирование правильной артикуляции, развитие умения понимать инструкции, обучение прыжкам на двух ногах.
Ход игры: Дети становятся в круг, взрослый — в центре. Он говорит и показывает движения:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
(Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
(Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
(Все прыгают на одном месте, повторяя: «надо зайке поскакать!»)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
(Взрослый рычит. Дети разбегаются врассыпную)
(Русская народная песня)
Цель: Укрепление артикуляционного и голосового аппарата ребенка, уточнение и закрепление произношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу!», широко открывать рот при произнесении «Аф-аф!»
Материал: Большая и маленькая игрушечные собачки, любой головной убор (шапка, берет), лягушка или любое мелкое животное.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку маленькую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребенок вместе с взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.
Собачка «подходит» к шапке или берету и «пытается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу,ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе с взрослым и один (4—5 раз).
Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака лает громко («аф-аф!» произносится громче обычного), а маленькая не так громко.
Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.
Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого- то увидели». Обращает внимание ребенка на сидящую лягушку (или котенка, цыпленка и т.д) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым: «фу-фу! Нельзя лаять!»
Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.
Материал: Картинка с изображением дождя.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап») Потом застучал сильнее: «Кап- кап-кап!» (Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»
В конце игры взрослый читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе с взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
Цель: Развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения звуков «Н» и «О».
Материал: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры: Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:
«Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно».
«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе с взрослым, затем самостоятельно.
Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.
Цель: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков «Т» и «К». Развитие чувства ритма.
Материал: Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку молоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку: «Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: «Тук-тук-тук!» Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и говорит: «Тук-тук-тук!»
«Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит «Тук-тук!»). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит «Тук-тук!»)».
Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.
Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать «тихим» молоточком, если у ребенка тихий голос, его просят «постучать» погромче.
Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка: «Сейчас я буду стучать быстро, а ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о кулачок». Выполняя задание, ребенок должен произносить «Тук-тук-тук» в быстром темпе.
«А сейчас мой молоточек застучит медленно — «Тук...тук...тук...» — говорит и показывает взрослый. — Пусть и твой молоточек звучит так же*.
Ребенок повторяет.
В конце занятия взрослый дает ребенку постучать своим молоточком.
Скороговорки для детей 3-4 лет для развития речи
Игры на кухне с малышом пока мама готовит
Игры на развитие логического мышления у детей 1-2 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!