Игры на развитие восприятия цвета во второй младшей группе

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета у младших дошкольников 3-4 лет

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач: 1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов. 2. Задачи на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету. Ребенок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приемы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приемов ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях.

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая нх, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

В этом отношении задачи развивающей игры отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и, как правило, не осознается ребенком.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение.

2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами, настольная игра «Цветные коврики», цветные коробочки и миниатюрные игрушки, окрашенные в чистые тона.

Бегите ко мне! (вариант игры Е. И. Тихеевой)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В игре дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Например, сравнивая одинаковые предметы (флажки), они должны установить их сходство или различие по цвету. Сравнение флажков по цвету становится важным и значимым для детей потому, что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или оставаться на месте).

Игра имеет подвижный характер и приносит детям радость от движения, свободу и раскованность. В то же время она требует внимания, сосредоточенности от каждого участника и благодаря сочетанию двигательной и умственной активности может служить средством воспитания умения вести себя в коллективе.

Игровой материал.

Для игры нужны флажки четырех основных цветов спектра: красные, синие, зеленые и желтые. Число флажков должно соответствовать количеству детей в группе, при этом один комплект флажков остается у воспитателя.

Флажки можно изготовить из лент соответствующих цветов чистых тонов. Для хранения флажков лучше использовать вазу.

Описание игры и приемы ее проведения.

Перед тем как проводить игру, важно заинтересовать детей, вызвать у них желание играть. Для этого можно утром приготовить вазу, в которую поставить разноцветные флажки. Показав эту вазу, пообещать, что после завтрака состоится интересная игра с флажками.

В обещанное время дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазон в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а взрослый попутно спрашивает, какого цвета флажок он взял. Если малышке может ответить, педагог называет цвет его флажка. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

Сначала взрослый предлагает каждому внимательно рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько простых движений: «Давайте поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! А теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. А теперь положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Давайте приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга». Важно, чтобы слова взрослого были выразительны и эмоциональны.

После таких несложных действий педагог предлагает ребятам поднять флажки точно такого же цвета, как у него (например, синего). Если кто-то ошибся (ведь не у всех есть синие флажки), воспитатель отмечает, что этот флажок (красный, желтый и т. д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет. Таким образом воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

Далее педагог предлагает воспитанникам следующее: «Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову».

Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет». Если среди флажков есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал, например: «Желтые флажки, бегите ко мне!» Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

Под конец игры педагог поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, танцуют, потом ставят флажки обратно в вазу.

Правила игры

1. Подбегают к воспитателю только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с названным и показанным.

2. Сначала нужно посмотреть на флажок, который держит воспитатель, потом на свой, и если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, остаться на месте.

3. Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!».

Советы воспитателю.

Игра может проводиться как в помещении (в зале), так и на участке, где есть скамейки.

При повторной игре к четырем основным цветам флажков добавьте новые: голубой, розовый, оранжевый, коричневый. Это приведет к увеличению числа групп и к уменьшению количества детей в каждой.

Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, подавайте одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимайте два разных флажка.

Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей и не отбить у них охоту играть.

При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще обращайтесь к ним, привлекайте их к оценке действий сверстников.

Разноцветные ленточки

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона.

В этой игре дети приучаются точно и старательно выполнять поручения группы. Это позволяет воспитателю развивать у них чувство ответственности перед другими. Ребенок, выполнивший поручение, получает удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей.

Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывают интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.

Игровой материал.

Для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги, наклеенной на картон. Нужно подготовить четыре комплекта ленточек или полосок основных цветовых тонов. (По мере усвоения детьми основных тонов спектра постепенно можно вводить дополнительные цвета: голубой, розовый, оранжевый, коричневый.) В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например с цветными кружочками, колечками от пирамидок, разноцветными кирпичиками и пр.

Раскладывать на столах игровой материал следует таким образом, чтобы рядом лежали контрастные по окраске предметы, соблюдая небольшое расстояние между ними, чтобы можно было приложить образец.

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре принимает участие вся группа. Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столика, на каждом из которых набор ленточек разного цвета. (Наборы одинаковые.)

Воспитатель садится поближе к детям, достает из заранее приготовленной коробки разноцветные ленточки: «Посмотрите, ребята, какие они блестящие и красивые». Педагог называет цвет каждой ленточки, обращая особое внимание на те цвета, которые вводятся впервые.

«Хотите играть с ленточками? — спрашивает он. — Мы будем искать ленточки разного цвета. Тот, кому я дам ленточку, подойдет к своему столу и будет прикладывать ее к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я вам покажу, как надо искать». Воспитатель подходит к одному из столов и спрашивает: «Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю?» Он берет синюю ленточку из коробки, прикладывает ее вначале к розовой ленточке и говорит: «Нет, не такая». Потом прикладывает к синей, поднимает обе ленточки и спрашивает детей: «Такая?» Дети отвечают и хлопают в ладоши. «А теперь все будут по очереди искать ленточку, — продолжает воспитатель. — Кого же мы выберем первым?» Педагог выбирает трех детей, отмечая, что они лучше всех слушали и поэтому хорошо выполняют поручение. Каждому из них указывает на стол, на котором он будет искать ленточку, и напоминает, что тот, кто найдет ленточку нужного цвета, должен показать ее всем детям. «А мы, — обращается он к остальным, — посмотрим, все ли правильно выполнят задание».

Педагог дает каждому ребенку но ленточке одинакового цвета в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет красную на своем...» Если задание выполнено правильно, все дети хлопают в ладоши и приговаривают:

Вот какая красота,

Правильно нашли цвета.

Если, кто-то ошибся и принес ленточку другого цвета, дети шутливо машут руками и говорят: «Иди, иди, иди и снова поищи!»

Подобрав ленточки по цвету, каждый ребенок одну из них отдает воспитателю, а другую относит обратно на свой стол и возвращается на место. Педагог вызывает новых детей.

В конце игры все дети, выполнявшие поручения, берут свои ленточки и машут ими под аплодисменты остальных участников игры.

Правила игры.

1. Перед выполнением поручения нужно внимательно рассмотреть цвет ленточки-образца.

2. Каждый подбирает ленточку только на своем столе, прикладывая к ней образец.

3. Выполняют поручение вначале те, кто ведет себя спокойно.

Советы воспитателю.

Готовясь к игре, тщательно подберите игровой материал и уложите его в красивую коробку. Важным моментом подготовки является также продумывание партнеров, которые будут выполнять поручение одновременно (можно заранее составить список детей). В первую очередь давайте поручения тем воспитанникам, которые могут быть положительным примером для остальных. Застенчивых, неуверенных в себе малышей лучше вызывать позже, когда они поймут правила игры.

При повторном проведении игры можно усложнить задание: не давать ленточку-образец детям, а только показать ее. Поиск полоски или ленточки в этом случае происходит только по представлению (по зрительному образцу), а не через действенное сравнение путем прикладывания.

Чтобы избежать нарушения порядка и облегчить детям ожидание своей очереди, самым непоседливым из них рекомендуется давать различные поручения, требующие двигательной активности (закрыть дверь, отнести что-либо, узнать у няни, который час, и пр.).

Ищи свой дом!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В предлагаемой игре дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производится только глазами, на расстоянии. При этом ребенку приходится отвлекаться от других свойств сравниваемых предметов (например, от формы).

Решение такой задачи имеет важное значение для умственного развития ребенка. Кроме того, в процессе игры дети учатся управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели. Они должны действовать точно по словесному сигналу: бежать не раньше, чем будет дана команда.

Игра носит подвижный характер. Движения объединяют детей, доставляют им удовольствие, способствуют сближению и организованности группы.

Игра предлагается в двух вариантах — сюжетном и соревновательном.

Игровой материал.

Для игры нужны разноцветные флажки (по одному каждого цвета) и таких же цветов кружочки (по числу детей в группе). Кружки можно изготовить из цветной бумаги, наклеенной на картон, проделать дыроколом в каждом из них отверстие и продеть в него шнурок. Кружки надеваются как медальоны поверх пальто (если игра проводится на улице).

В начале года игра проводится с флажками основных цветовых тонов. Потом взамен этих уже усвоенных цветов берутся новые: коричневый, оранжевый и другие дополнительные цвета. Флажки и кружки должны точно соответствовать друг другу по цветовому тону. Оборотная сторона каждого кружка окрашивается в нейтральный цвет — серый или белый. Нужна также коробка для хранения этого игрового материала.

Дома (квадраты) чертятся на полу или на земле на таком расстоянии, чтобы дети, не отвлекаясь, могли наблюдать за действиями друг друга и участвовать в их оценке.

Описание игры и приемы ее проведения.

Сюжетный вариант. Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении или на участке. Чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью, нужно предварительно показать им игровой материал и предметы новых цветов (апельсин, морковку, шоколадку, коричневую варежку). Воспитатель, не раскрывая значения этих предметов, располагает их на видном месте и обещает детям поиграть с ними в новую игру. В условленное время дети активно участвуют в подготовке к игре: вместе с воспитателем расставляют стульчики, передвигают столы, помогают начертить на полу большие квадраты (четыре дома).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, а сам садится перед ними за столик с приготовленными дидактическими материалами. Сначала он показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать. Потом начинается знакомство с новыми цветами. Сделать это можно таким образом. Взяв в руки апельсин, спросить детей: «Что это такое?» Все конечно догадаются, что это апельсин. «А какого цвета этот апельсин?» — продолжает воспитатель и, если дети затрудняются с ответом, говорит: «Он оранжевый. Посмотрите, есть на столе еще что-нибудь оранжевого цвета? (морковка, оранжевый флажок)». Затем таким же образом происходит знакомство с новым, коричневым цветом (при этом используются шоколадка, варежка, коричневый флажок).

«А теперь давайте играть», — предлагает воспитатель. Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. При этом ребенок должен называть цвет своего кружка. Воспитатель предлагает каждому внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и перевернуть на другую сторону. Объясняет правило: «Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!»

Взрослый выбирает четырех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов (например: одному — красный, другому — синий, третьему — оранжевый, четвертому — коричневый). Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат). «Вот какие красивые дома построили в нашем городе, — говорит воспитатель. — А у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!»

Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают ее, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в нее сами и едут. Подвигаются по комнате (под удары бубна). По сигналу «Приехали!» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы были видны разные цвета.

«Ищи свой дом!» — говорит воспитатель и просит детей вспомнить, какого цвета их кружки, перевернуть, посмотреть на них и поискать глазами флажки соответствующих цветов. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. Флажок переходит к «новоселам», которые берут его и начинают шагать по кругу. Затем хозяева флажков возвращаются в домики, а «новоселы», взявшись за руки, весело напевают: «Новый дом, новый дом, дружно в нем заживем!»

Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, и игра начинается сначала. Ее участникам предлагается новый вариант задачи на различение цвета.

Соревновательный вариант.

Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте. Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу или змейкой. С прекращением звучания они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Кто первый нашел свой дом (это определяет воспитатель вместе с детьми, держащими флажки), награждается аплодисментами и становится рядом с воспитателем.

Правила игры.

1. Внимательно посмотреть, какого цвета кружок, и постараться его запомнить, потом найти флажок точно такого же цвета и занять место в доме.

2. Перевернуть кружок на другую сторону и больше не трогать его, пока не будет подан сигнал «Ищи свой дом!».

3. Нельзя бежать в дом без сигнала и пока не будет найден флажок нужного цвета.

Разноцветные колечки

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре малыши учатся устанавливать прочную связь между цветовыми тонами и их названиями. Игра построена таким образом, что называние цвета становится актуальным для ребенка, поскольку так можно вернуть себе утраченные, но привлекательные предметы (детали пирамидки). Кроме того, в игре дети знакомятся с устройством пирамидки.

Игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь, чтобы вернуть свой предмет, нужно своевременно назвать его цвет.

В игре дети пользуются одними и теми же игрушками, обмениваются ими и постепенно привыкают к тому, что игрушки общие. Все это ведет к прекращению конфликтов между детьми из-за игрушек и налаживанию хороших отношений доброжелательного партнерства.

Игровой материал.

Материалом для игры служат игрушки типа пирамидок, но с одинаковыми по цвету и по величине толстыми колечками, которые свободно надеваются на палочку. Нужны по две пирамидки каждого из основных цветов.

Для игры требуется также большая коробка с невысокими бортами, заменяющая тележку для перевозки колпачков и колечек от пирамидок (можно использовать крышку от настольной игры).

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре участвуют шесть-восемь детей. Каждый выбирает себе пирамидку и называет ее цвет. Одна пирамидка остается у воспитателя. Все участники игры и педагог садятся за один общий стол. Взрослый снимает со своей пирамидки колпачок и объясняет ее устройство: «Это колпачок, а это — колечки, это палочка, а это — подставка у пирамидки. Она такого же цвета, как все колечки и колпачок (кладет свой колпачок в тележку). Мой зеленый колпачок поедет за твоим колпачком (называет имя ребенка, сидящего рядом, и передвигает к нему тележку) Какого цвета твой колпачок?» Ребенок называет цвет своей пирамидки, снимает колпачок и кладет его в тележку. Затем передвигает ее своему соседу и спрашивает: «Какого цвета твой колпачок?» Ребенок называет цвет своей пирамидки и передвигает тележку дальше.

Тележка со всеми колпачками возвращается к воспитателю. Он снимает со своей пирамидки все колечки и кладет их в тележку. Теперь тележка едет к детям за колечками. В нее собираются все детали пирамидок. Если кто-либо затрудняется в назывании цвета, на помощь к нему приходят сверстники и воспитатель.

Постепенно, упражняясь в различении и назывании цветов, дети собирают в тележку все колпачки и колечки. Тележка убирается со стола на колени к воспитателю. Теперь у ребят остались только палочки и прикрепленные к ним цветные кружочки-подставки. «Уехали все колпачки и колечки. Остались только палочки да подставочки, — говорит воспитатель. — Надоело палочкам без своих колечек стоять. Давайте позовем их». «Колечки, домой!» — дружно говорят ребята и повторяют слова два-три раза. «Сейчас приедут!» — говорит воспитатель и предупреждает детей, что колечки будут возвращаться не все сразу, а по очереди. Нужно внимательно слушать, какой цвет будет назван, чтобы вовремя сказать, чье это колечко (т. е. у кого осталась такого же цвета подставка с палочкой), иначе колечко может и не вернуться на свое место. Продолжая держать тележку на коленях, воспитатель перемешивает все колечки и колпачки и начинает называть каждую деталь, как в игре в лото, например: «Кому нужно желтое колечко?» При этом само колечко не показывает, а только называет его цвет. Кто-то из детей обязательно скажет:

«Мне нужно!» Так постепенно все детали игрушки возвращаются ребятам. Теперь можно предложить малышам поменяться пирамидками и начать игру сначала.

Правила игры.

1. Тот, к кому подъехала тележка, должен снять названную деталь и назвать ее цвет, затем положить в тележку, подвинуть ее своему соседу и спросить у него цвет его колечка (или колпачка).

2. Внимательно слушать воспитателя, называющего цвета, чтобы не пропустить свое колечко или колпачок.

3. Играть дружно, не ссориться. В конце игры поменяться пирамидками.

Советы воспитателю.

Если у вас нет пирамидок с колечками одинаковой величины, можно заменить их самодельными игрушками, изготовленными из плотного, многослойного картона. Колечки, вырезанные из картона, склеивают цветной бумагой и прикрепляют на палочку. Это дает возможность разнообразить цвета самодельных пирамидок и знакомить детей с дополнительными цветами спектра.

Старайтесь почаще проводить эту игру с теми детьми, которые медленнее других осваивают новый материал и нуждаются в дополнительном внимании. В дальнейшем, когда воспитанники освоят правила игры, они могут играть самостоятельно (под вашим наблюдением).

Лети, голубок!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра учит детей ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец. Она важна не только для развития целенаправленного зрительного восприятия цветовых тонов, но и для развития внимания, а также стремления достигать цель.

Интерес детей к игре поддерживается тем, что решение умственной задачи сочетается с движением, которое приносит детям радость и служит естественной эмоциональной разрядкой. Сюжетный характер игры способствует развитию воображения у детей, что готовит их к самостоятельным ролевым играм.

Участникам игры, согласно ее правилам, приходится действовать по очереди, что довольно сложно для малышей. Тут требуется такая организация игры, при которой дети, ожидающие своего выхода, не скучали, а, скажем, были бы активными болельщиками и судьями. Предложенный прием облегчает ожидание тем, что позволяет ребенку видеть, как приближается его очередь действовать.

Игра сближает детей, создает общность их интересов, а радостные переживания, связанные с ролью, развивают их эмоционально.

Игровой материал.

Используются все виды разноцветных игровых материалов, знакомых детям по предыдущим играм: флажки, кружки (без шнурков), ленточки, пирамидки и пр. Можно взять также любые предметы, имеющиеся в группе и окрашенные в разные цвета.

Описание игры и приемы ее проведения.

Количество участников игры не ограничивается. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей комнате: на столах, на свободных полочках, на стульях и пр. Воспитатель следит за тем, чтобы одинаковые по цвету и по характеру предметы располагались в разных местах. Покончив с подготовкой к игре, малыши садятся на стульчики, а воспитатель — напротив них и начинает рассказывать: «Давайте сегодня поиграем так. Вы будете голубями с красивыми крылышками. Голуби не простые, а ученые. Они любят свою хозяйку и всегда слушаются ее, и она их очень любит — вкусно кормит, учит, охраняет».

Воспитатель встает, берет коробочку и понарошку кормит своих голубков. «Поели, голуби, — говорит он, — а теперь поучимся летать». Дети-голуби встают, распрямляют крылышки, поднимают головки, готовясь к полету. По сигналу «Полетели, голуби!» машут крылышками и бегут друг за другом по комнате. Пробежав два- три круга садятся на свои места.

«А теперь голуби будут выполнять разные поручения хозяйки», — говорит воспитатель и подзывает к себе четырех детей, сидящих с краю. Остальных ребят он просит передвинуться вперед и занять их места, освободив тем самым стулья, которые займут вернувшиеся голуби. Затем хозяйка обращается к голубям: «Летите, голубки, и принесите нам что-нибудь синего цвета (красного, желтого и т. д.). Можно кружок, можно флажок, а можно и ленточку. Летите!» С последними словами дети разбегаются по комнате и ищут предметы названного цвета. Найдя нужные предметы, они возвращаются на место и показывают, что они выбрали. Остальные участники игры вместе с воспитателем проверяют правильность решения задачи.

Затем голуби садятся отдыхать на оставленные для них места, а воспитатель подзывает к себе следующую четверку (дети снова пересаживаются). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли голубей.

Правила игры.

1. Голуби слушаются хозяйку. Как только освобождаются места с краю, сидящие в ряд дети передвигаются и занимают их.

2. Выполнять поручения голуби могут только после слов хозяйки «Лети, голубок!».

3. Вернувшись на место, каждый голубь показывает всем участникам игры, что он принес, и называет цвет выбранного предмета.

Советы воспитателю.

Самое главное в организации этой игры — помочь детям войти в предложенную роль. Многое здесь будет зависеть от вас. Поэтому, прежде всего, нужно стараться хорошо выполнять роль хозяйки и воздерживаться от замечаний, выходящих за рамки этой роли, поскольку они могут разрушить созданный у детей образ. Если возникает необходимость сделать ребенку замечание или призвать кого-то к порядку, лучше это сделать индивидуально (на ушко малышу). Не забывайте о двигательной разрядке, гак необходимой непоседливым детям. Например, попросите ребяг приготовить корм или покормить голубей, отнести предметы на место и др. Если вы заметили, что дети устали сидеть, не делайте им замечаний и не призывайте к тишине, а предложите голубям полетать, поискать корм, пока четверо из них выполняют задание. Очень важно для создания и поддержания эмоциональной игровой атмосферы хвалить детей за то, как они летают, за красивую осанку, за правильное выполнение поручений, выражая этим одобрение и любовь хозяйки к своим питомцам.

Цветовое лото

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый и др.).

Опираясь на сформировавшуюся в предыдущих играх связь между образом цветового тона и его словесным обозначением, дети должны правильно назвать цвет. Решение обучающей задачи делает эту связь еще более прочной, устойчивой и повышает уровень осознанности цветоразличения. Кроме того, оно является условием игрового общения детей друг с другом.

Игра проводится на материале специально разработанного цветового лото; в нем имеются большие карты, разноцветные кружочки и вертушка со стрелкой. Игровые правила разработаны таким образом, что в ходе совместной игры ее участники заинтересованно следят за действиями друг друга и не только оказывают помощь в решении обучающей задачи (в назывании цвета), но и стремятся выиграть приз для товарища. Игра способствует развитию таких нравственных качеств личности ребенка, как внимание друг к другу, готовность сделать что-то приятное для другого, стремление содействовать достижению общей цели (закрыть все кружки на больших картах и полюбоваться ими в конце игры).

Игровой материал.

Специальное пособие типа лото. В него входят следующие предметы:

1. Большие карты, на которых цветными контурами обозначены места для кружков четырех основных и шести дополнительных цветовых тонов. Каждому играющему полагается одна-две карты.

2. Вертушка, которая представляет собой диск из плотного картона, в центре которого находится подвижная вращающаяся стрелка черного цвета, а по краям нарисованные или приклеенные кружки всех знакомых цветовых тонов.

3. Кружочки тех же цветов, какие изображены на вертушке, ими заполняются контуры на картах.

Все эти предметы помещаются в специальной картонной коробке с отделениями для вертушки, больших карт и картонных разноцветных кружочков.

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре участвуют дети (шесть — восемь человек) и воспитатель. Воспитатель раздает малышам большие карты и объясняет, что цветными контурами обозначены места для кружочков соответствующих цветовых тонов. Каждый из играющих по очереди берет в руки вертушку, левой рукой придерживает диск, а пальцем правой руки поворачивает стрелку. Все вместе произносят следующие слова, под которые вращается стрелка:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись.

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей.

Стоп!

На последнем слове стрелка останавливается, а ребенок, вращавший ее, должен назвать цвет кружка, на который она указывает (подсказывать ему не разрешается). Если малыш затрудняется или ошибается, ему помогают остальные дети.

Если цвет назван правильно, воспитатель дает ребенку кружок. Малыш закрывает им соответствующий контур на своей карте. Если контура такого цвета нет, ребенок спрашивает: «Кому нужен такой кружок?» — и отдает его тому, у кого он обозначен на карте. В случаях затруднений или ошибки в назывании цвета (например, когда ребенок просит кружок, не обозначенный на его карте) его поправляют воспитатель и дети. Затем вертушка передается следующему ребенку, игра начинается сначала.

Первый ход в игре всегда делает взрослый. Он показывает, как обращаться с вертушкой и как заполнять большие карты. Коробка с цветными кружками (запасными) остается у него. По ходу игры воспитатель выдает их детям.

Тот, кто полностью заполнил свою карту, не выбывает из игры, а продолжает наравне с другими действовать с вертушкой и определяет цвет уже не для себя, а для своих товарищей. Он отдает названный и выигранный им кружок тому, кто первый отзовется на его вопрос: «Кому нужен кружок этого цвета?»

Когда все большие карты будут заполнены, игра кончается. Дети вместе с воспитателем любуются получившейся пестрой картиной. Воспитатель обращает внимание детей на то, как ожили и заиграли всеми красками большие карты.

Затем кружочки убираются в коробку и дети обмениваются своими картами. Игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Вертушка передается участникам игры по очереди, но только тем, кто не нарушает правил.

2. Дружно произносить слова, помогая стрелке выбирать кружок.

3. Тому, кто вращает стрелку, нужно остановить ее по слову «Стоп!» и назвать цвет кружка, на который она указывает.

4. Если цвет кружка назван правильно, ребенок получает кружок, которым заполняется контур того же цвета на большой карте. Если его карта заполнена или если к ней не подходит выигранный кружок, ребенок отдает его тому, кто первый его попросит.

Советы воспитателю.

Перед началом игры обязательно покажите детям, как обращаться с игровым материалом: как вращать стрелку, как заполнять кружочками контуры больших карт.

В начале игры раздайте детям по одной карте. Постепенно, по мере усвоения правил, можно давать по две карты. Во время игры следует поддерживать спокойную, доброжелательную обстановку. Важно поощрять детей за внимание друг к другу и взаимопомощь при заполнении больших карт.

Самое трудное для детей — удержаться от подсказки, от непроизвольного называния цвета раньше времени, т. е. раньше того, кто вращает стрелку. Объясните детям, что такое поведение мешает товарищу самому назвать цвет и получить кружок. Ведь каждому на его месте тоже будет неприятно, если кто-то помешает получить кружок. Тому, кому особенно трудно сдержаться, можно посоветовать прикрыть рот рукой.

Очень важно также приучать детей к бережному отношению к игровому материалу. Убирая материал вместе с детьми, следует помещать все части лото в соответствующие отделения специальной коробки.

Прыг-скок!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра носит контрольный характер. Она поможет воспитателю выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Если окажется, что малыши путают названия некоторых тонов, в процессе игры можно закрепить и уточнить их знания.

Обучающая задача, стоящая перед ребенком, требует от него умения останавливаться точно по словесному сигналу, называть цвет предмета, на котором остановился. Выполнение первого требования развивает способность управлять своим поведением. Второе требование предполагает упражнение детей в целенаправленном восприятии цветовых тонов и уточнении знаний названий цветов.

Однако эти достаточно сложные для детей требования выполняются ими легко, так как игра носит характер забавы. Малышам интересно действовать фигурками любимых сказочных персонажей, приятно выполнять ритмические движения под слова, которые произносят хором. Важно и то, что дети получают эмоциональную поддержку и приз за правильное решение задачи.

Игровой материал.

Миниатюрные образные игрушки по числу играющих детей. Это могут быть фигурки, изображающие животных, детей или героев любимых сказок, например: Чиполлино, Чебурашка, Карлсон, собачка, зайчик, белочка, матрешка, мальчик, девочка и т. п.

Кроме того, для игры нужна дорожка, изготовленная из плотного картона, на который наклеены либо ленточки чистых тонов, либо кружки или полоски из цветной бумаги. Каждый цвет желательно представить в двух-трех экземплярах, чтобы он мог встречаться в разных сочетаниях и в чередовании с другими цветовыми тонами.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра проводится за столом с небольшой группой детей (три-четыре человека). На столе лежит дорожка, состоящая из разноцветных полосок или кружков, и стоят фигурки сказочных персонажей (Чиполлино, Буратино, Чебурашка и пр.). Воспитатель объясняет, что это не простые, а особенные фигурки: они умеют прыгать по дорожке на одной ножке и останавливаться по команде «Стоп!». Заинтересовав малышей игрушками и их игровой ролью, воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе фигурку. Показывает, как прыгает фигурка по дорожке, как останавливается по слову «Стоп!» и называет цвет кружка, оказавшегося под ней.

Затем начинают играть дети по очереди. Прыгун в руках ребенка перепрыгивает с кружка на кружок, бежит по дорожке в прямом и обратном направлении, а все остальные вместе с воспитателем произносят: «Прыг-скок, прыг-скок...» Неожиданно эти слова прерываются сигналом «Стоп!», который подает воспитатель. Сигнал раздается как раз в тот момент, когда прыгун приземляется на кружок или полоску. Таким образом проверяется, знает ли ребенок название того или иного цвета. Если ребенок отвечает правильно, все остальные фигурки-прыгуны в руках у детей подпрыгивают на своих местах и одобряют его словами: «Правильно» или «Молодец». Если малыш не знает название цвета или неверно называет цветовой тон, дети и воспитатель помогают ему правильно решить задачу.

Движение по дорожке продолжается в том же или в обратном направлении, пока не будет проверено знание двух основных или дополнительных цветов. За правильные ответы ребенок получает приз (например, счетную палочку или кружок). Игра продолжается до тех пор, пока не покажут свое искусство определять цвет все прыгуны. Заканчивается она хороводом прыгунов. Игрушки выстраиваются в кружок, а дети хлопают им в ладоши или поют песенку, потом кланяются, как артисты. Концовка может быть и другой. Например, за прыгунами приезжает машина, которая их увозит, т. е. воспитатель убирает игрушки со стола в коробку.

Правила игры.

1. Действовать по очереди и по вызову воспитателя.

2. Останавливаться по сигналу «Стоп!» и называть цвет кружка или полоски под ногами у прыгуна.

3. Не подсказывать, не мешать другим самостоятельно называть цвет.

Советы воспитателю.

Условием успешного проведения игры является предварительный показ воспитателем движений фигурки по дорожке, под слова «Прыг-скок!». При этом важно подчеркнуть ритмичность движений, которая достигается совпадением движения с каждым словом.

Чтобы все участники игры были активны и чтобы им не приходилось долго ждать своей очереди, рекомендуется проверять у каждого из них за один раз знание не более двух цветов. Повторно вызывая детей, можно постепенно проверить знание названий всех цветов. Рекомендуется заранее заготовить список детей, чтобы в игре не было пауз.

Но не забывайте, что эта игра не только проверка знаний детей, но и забава. Поэтому проведите ее так, чтобы всем было весело и радостно.

Что понравилось, возьми, принеси и назови

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Обучающая задача этой игры — та же, что в предыдущих: нужно самостоятельно выбрать предмет и правильно назвать его цвет. Однако условия решения этой уже знакомой задачи усложняются игровыми правилами, которые запрещают выбирать предмет определенного цвета. Кружок, висящий на шнурке у ребенка, напоминает, что данный цвет брать нельзя. Введение этого запрета заставляет ребенка осознавать и контролировать свои действия. Малыш внимательно сравнивает цветовые тона, проверяет еще раз, чтобы не ошибиться. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия поднимает его на более высокий уровень.

Новым в этой игре является также и такое правило: успеть вовремя принести и назвать цвет выбранного предмета (пока звучит рифмованный текст). Все это мобилизует ребенка на правильное решение задачи и повышает его организованность.

Игра носит характер выполнения поручений, которые даются от лица всей группы трем-четырем детям. Благодаря этой форме повышается ответственность ребенка за свои действия. Помогает успешно выполнять игровые поручения также стремление ребенка к признанию сверстниками личных достижений.

Игровой материал.

Кружки основных и дополнительных цветов, знакомых детям по предыдущим играм. Необходимо иметь два комплекта таких кружков: в один комплект продеваются шнурки, чтобы можно было их надевать поверх пальто (они будут служить наглядным образцом цвета, который запрещается выбирать); другой комплект кружков раскладывается на скамейках таким образом, чтобы одинаковые по цвету кружки не лежали рядом.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра проводится на участке со всей группой детей. Малыши выстраиваются в линеечку напротив веранды или скамеек, на которых расположены разноцветные кружки. Воспитатель надевает каждому ребенку на шею шнурок с кружком знакомого цвета и подзывает к себе трех- четырех детей. Им предлагается стать у черты, начерченной на земле, лицом к детям и спиной к веранде. От лица всех играющих воспитатель дает им поручение: по сигналу «Что понравилось, возьми, принеси и назови» (эти слова вместе с ним произносят все дети) выбрать себе из разложенных кружков любой, какой понравится, но только не того цвета, как у кружка, висящего поверх пальто. При этом воспитатель подчеркивает, что каждый должен успеть вернуться на место до окончания стихотворения, которое произносят все остальные участники игры:

Синее небо, красный цветок,

Желтый цыпленок, зеленый листок.

Много цветов есть на свете,

Знают их все наши дети.

Текст должен произноситься четко, размеренно, медленно. Каждый, кто выполнит поручение, должен показать всем, какой кружок он принес, и назвать его цвет. Остальные дети оценивают, правильно ли он выполнил задание.

Дети, выполнившие поручение, отдают кружки воспитателю и возвращаются на свои места. Так по очереди все участники игры выполняют поручения. Чтобы избежать подражания детей друг другу и активизировать их познавательную активность, лучше, чтобы цвета кружков не повторялись (например, одному нельзя брать синий кружок, другому — голубой, третьему — коричневый).

Правила игры.

1. Выбирать кружок можно любого цвета, но только не такого, как у тебя.

2. Выходить за черту и поворачиваться лицом к кружкам не разрешается до тех пор, пока не сказано последнее слово сигнальной фразы: «Что понравилось, возьми, принеси и назови».

3. Нужно выполнить поручение и вернуться на место до того момента, пока дети не закончат говорить стихотворение.

4. Сначала нужно показать кружок и только после этого назвать его цвет.

Советы воспитателю.

Как и во всякой подвижной игре, в данном случае важна четкая организация действий ее участников. Проведите на земле прямую линию и объясните детям, что по одну сторону будут находиться зрители и судьи, а по другую те, кто выполняет поручения. Такая организация поможет избежать ненужной толчеи.

Текст стихотворения произносится выразительно, неторопливо, дружно всеми детьми (кроме тех, кто выполняет поручение). Это важно, чтобы малыши успели выбрать нужные кружки и вернуться на место.

Необходимо следить за тем, чтобы строго соблюдалось требование не начинать выполнение поручений до окончания сигнальной фразы. Если кто-нибудь из детей не выдержит и начнет действовать преждевременно, верните всех снова на черту и повторите фразу сначала.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие общения для дошкольников

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!