Игры на развитие восприятия формы, 2 младшая группа

Игры для детей дошкольников 3-4 лет, развивающие восприятие формы

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Большинство детей трехлетнего возраста еще не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему малыши рисуют не конкретные предметы, а заполняют бумагу штрихами и каракулями.

Восприятие и выделение формы не происходит само собой. Этому нужно учить ребенка начиная с младшей группы детского сада. Одним из наиболее эффективных способов такого обучения являются игры.

В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка: на этом строится его общение с другими детьми, от этого зависит получение желанных предметов и успех его действий. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования формы глазами и руками, причем не только осваивает, но и активно применяет эти приемы, совершенствуется в самостоятельном их использовании, что, конечно, имеет большое значение для умственного и эстетического развития.

Предлагаемые в этом разделе игры направлены на ознакомление детей прежде всего с формой окружающих предметов — объемных и плоскостных. Параллельно, в соответствии с программой детского сада, дошкольники осваивают простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Кроме того, предлагаемые игры помогут им увидеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма).

Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазом — зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме.

В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель — учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научится ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни. Так как приемы осязательного и зрительного обследования формы специфичны для каждого вида восприятия, предлагаемые игры разделены на две серии. В одной из них дети осваивают приемы осязательного обследования формы и приучаются выделять ее как отличительный признак предмета. В другой — приемы зрительного обследования формы, позволяющие им успешно решать различные изобразительные и конструктивные задачи, связанные с игрой. В обеих сериях игры изложены в определенной последовательности, необходимой для успешного овладения способностью различать и выделять форму предмета.

Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов

Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непременно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно-воспитательных воздействий это может служить серьезным препятствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности.

В предлагаемых играх содержатся постепенно усложняющиеся обучающие задачи и правила игровых действий. Активное участие в этих занимательных совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:

1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.

2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки, на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т. п.).

3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака предмета не менее важно также, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы (см. игры «Есть у тебя или нет?» и «Что достать тебе, дружок?»).

Что нам привез мишутка?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель данной игры — выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, — одной или двумя руками.

Перед играющим ставится задача — узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходится дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспитательное значение предлагаемой игры.

Игровой материал.

Небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т. д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он приедет.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики и спрашивает, хотят ли они сегодня поиграть все вместе. В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник воспитателя. В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что в этом большом мешке много-много игрушек и что мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку. «Хотите узнать, что нам привез мишка? — спрашивает он. — Тогда давайте послушаем, что он нам скажет». Взрослый наклоняется к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообщает детям, что мишка просит их подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.

Игра начинается. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он показывает детям какое-либо движение, и они повторяют его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на столик, а воспитатель объясняет им, что игрушки снова вернутся в мешок и при повторении игры дети снова выберут себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

Правила игры.

1. Выбирать игрушку только руками, не заглядывая в мешок.

2. Сначала назвать, какую игрушку нашел, а потом вынуть из мешка, показать детям и вернуться на место.

3. Играть дружно, спокойно дожидаться очереди и возвращать свою игрушку без возражений, чтобы не обидеть мишку и чтобы можно было повторить игру и выбрать новую игрушку.

Советы воспитателю.

При подборе игрушек желательно учитывать возможности изобразительных и подражательных действий с ними. Поэтому лучше отдавать предпочтение образным игрушкам (фигурки животных, транспорт и пр.).

Очень важно вовремя освободить руки детей, получивших подарки, от предметов. Длительное держание игрушки вскоре начинает тяготить ребенка и отвлекает его от общей игры. Для этою подберите заранее место, куда будут складываться игрушки после выполнения игровых действий. Чтобы они не отвлекали детей, можно их чем-нибудь накрыть.

Игра носит характер забавы. Поэтому при ее проведении создайте атмосферу веселой приподнятости, сюрпризности и не требуйте от детей строгого соблюдения второго правила. Если ребенок не может узнать по форме предмет, пусть достанет его, покажет детям и хорошо рассмотрит свой подарок.

Непоседливых, нетерпеливых детей следует вызывать пораньше и пораньше освобождать от отвлекающих игрушек.

Отгадай, что в мешочке

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы предмета. На собственном опыте они убеждаются в эффективности таких приемов и легко осваивают их. Предлагаемая игра развивает у детей также познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация.

Игра в прятки — одна из любимых игр малышей. Поэтому данная игра, построенная по этому принципу, соответствует детскому опыту и, как правило, увлекает ребят. Больше всего нравится детям прятать и искать спрятанное. В предлагаемой игре поиск предмета связан с отгадыванием загадки («что спрятано в мешочке?»), а решение такой задачи требует умственных усилий и познавательной активности.

Игра строится таким образом, что все ее участники загадывают одному ребенку загадку и прячут игрушку в мешочек. Отгадывают загадки дети по очереди. Это требует умения быть терпеливым, считаться с другими и действовать в общих интересах. Очень сложно для трехлетнего ребенка не выдавать общего секрета (какую игрушку спрятали), удержаться от подсказки и не мешать товарищу самостоятельно отгадывать загадку.

Игровой материал.

Предметы контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, птичка, рыбка, уточка, совочек или лопатка, кубик, машинка или тележка, кружечка, миска, самолетик, игрушечная ванночка и т.д.

Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре. Желательно, чтобы он был привлекательным по цвету и рисунку.

Описание игры и приемы ее проведения.

Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прятки, и спрашивает малышей, хотят ли они сегодня поиграть в прятки. «Но прятки будут особенные, — говорит он, — потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот здесь они, эти игрушки». Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает малышам занять свои места на стульчиках. Потом достает нарядный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». Педагог объясняет детям, как искать: нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое. Воспитатель достает из коробки три-четыре игрушки, ставит их на стол и задает детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов: что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть? (Назови части предмета.) Они одинаковые или разные? И т. д.

Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том, что нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку (из трех-четырех) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает мешочек шнуром, поясняя, что это нужно для того, чтобы предмет не вывалился во время поиска, и предлагает позвать Вову (или любого другого ребенка). «Пора! Иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке», — говорят воспитатель и дети. (Взрослый еще раз напоминает детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Вове самому отгадывать загадку: «Кто не умеет молчать и выдаст наш секрет, того мы не выберем отгадывать загадку»).

Вова подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет в обеих руках, левой — держать и поворачивать, а правой — ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указанные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами.

Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол, прикрываются салфеткой, а воспитатель вынимает из коробки три-четыре новых предмета, рассматривает их вместе с детьми, и игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета (что спрятано) .

2. Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать загадку.

3. Отгадчик должен добросовестно закрывать глаза и не подглядывать, когда прячут игрушку.

4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать игрушку только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

Советы воспитателю.

В игре принимает участие вся группа. Перед тем как усадить детей на стульчики, желательно организовать какие-либо коллективные движения: попрыгать, побегать, помаршировать, остановиться по сигналу и занять свои места. Знакомство детей с игрой осуществляется наглядно-действенным способом. На отгадывание загадки вначале нужно вызывать самых смелых и смышленых детей. Их правильные ответы могут послужить положительным примером для остальных и подготовить более робких детей к выполнению активной роли.

Каждый раз из коробки вынимайте и предлагайте для загадок не более трех-четырех предметов. Выбор и прятание одной игрушки из них можно поручить кому-нибудь из детей. Такое поручение лучше давать непоседливым воспитанникам, которым нужна двигательная разрядка.

При повторении игры используйте игрушки более сложной формы с дополнительными частями: ведерко, матрешка, сахарница, кастрюлька и т. д. При подборе игрушек избегайте слишком крупных и слишком мелких предметов.

Не ошибись, петрушка!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Так же как и предыдущая, предлагаемая игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Этот прием помогает детям преодолевать привычку зажимать предмет в руке или надавливать на него ладонью. Таким образом, в процесс обследования включается мускульно-двигательный компонент.

Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Такая коллективная игра приучает малышей к самостоятельности, к соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы: Петрушка умеет не видя угадывать, какой предмет у него в руках.

Выполнение этой игровой роли имеет важное воспитательное значение. Робким и неуверенным в себе малышам такая роль помогает преодолевать эти недостатки. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышенной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.

Игровой материал.

Игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т. е. заметно отличаться друг от друга. Этим требованиям удовлетворяет примерно следующий набор игрушек: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т. д.

Для того чтобы ознакомление с предметами осуществлялось только путем осязательного обследования формы, необходимо исключить участие в этом процессе зрения. Для этого можно надеть ребенку нарядный колпачок Петрушки, как в игре «Колпачок и палочка». Он изготавливается из непрозрачной плотной бумаги или ткани, которая держится на проволочном каркасе. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, чтобы он не сполз. Нужен для игры также нарядный мешочек для хранения игрушек.

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Дав детям возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает всем вместе поиграть в новую игру.

Объяснение игры проводится наглядно-действенным способом. Воспитатель достает колпачок Петрушки, примеряет его себе и некоторым детям и поясняет, что тот, кто наденет колпачок, будет выступать, как на празднике, и показывать фокусы, как в цирке. Затем педагог подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок и говорит: «Петрушка, здравствуй, сними колпачок, поклонись ребятам и скажи им: «Здравствуйте, ребята!», а они тебе похлопают в ладоши и скажут: «Здравствуй, Петрушка!» После таких предварительных действий, которые помогают малышам войти в игровую ситуацию, воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что он делает.

Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?» Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какую игрушку мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

Воспитатель надевает колпачок Петрушке, и игра начинается. По ходу ее педагог напоминает детям правило: соблюдать тишину и не называть предмет, который дают Петрушке в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, на до посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Так воспитатель направляет процесс осязательного обследования, способствуя усвоению рациональных приемов. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием. Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают все дети: «Ты скажи, Петрушка, какую взял игрушку?» Правильный ответ вызывает аплодисменты. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый Петрушка, ребенок, который будет передавать ему игрушку. Так игра повторяется неоднократно.

Правила игры.

1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.

2. Запрещается называть предмет и подсказывать Петрушке.

3. Внимательно следить за действиями Петрушки; кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушкой не выбирают.

Советы воспитателю.

Для того чтобы Петрушка артистично и увлеченно выполнял свою роль, покажите ему пример: наденьте на себя колпачок и отгадайте, что у вас в руках, наглядно демонстрируя приемы обследования.

В этой игре важно проверить, не подглядывает ли Петрушка через колпачок. С этой целью ему и показывают предмет. В случаях ошибки при отгадывании предмета можно заменить игрушку на более простую по форме (шарик, кубик, матрешка и пр.).

Есть у тебя или нет?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В предлагаемой игре, так же как и в предыдущих, дети учатся узнавать по форме знакомые предметы. Но в отличие от предыдущих игр осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет. Таким образом, обучающая задача (различение сходных по форме предметов) требует от детей больших умственных усилий, чем в предыдущих играх. Кроме того, детям предоставляется большая самостоятельность в применении рациональных приемов осязательного обследования, о которых напоминают правила игры.

Решение этой довольно сложной задачи становится возможным благодаря тому, что у детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Кроме того, одобрение воспитателя и сверстников, признание ими личных достижений ребенка (умеет находить названный предмет) побуждают ребенка правильно решать задачу.

Наблюдая за действиями сверстников, остальные дети привыкают сопереживать друг другу, радоваться успеху другого и сдерживать себя, чтобы способствовать этому успеху. Таким образом, в данной игре воспитывается не только познавательная активность, но и волевые и нравственные качества.

Игровой материал.

Знакомые малышам объемные игрушки небольших размеров и простой формы. Это могут быть образные, дидактические игрушки и некоторые миниатюрные предметы домашнего обихода. Хорошо использовать дидактический набор деревянных игрушек, отличающихся четкой, монолитной (одночастной) формой (яблоко, груша, шарик, яйцо, пирамидка, кувшин, мисочка, лимон, кубик, кирпичик). Если готового комплекта нет, можно подобрать свой, состоящий, например, из следующих предметов: шарик, яблоко (муляж или натуральное), яйцо, грибок, матрешка, корзиночка, ведерко, голыш, автомобильчик, кирпичик, самолетик и т. д.

Для игры требуется по два экземпляра каждой игрушки. Некоторые игрушки одинаковой формы должны отличаться по цвету, чтобы дети могли применить знание цветов и самостоятельно выделить форму предмета как его отличительный признак. Кроме того, необходимы два небольших мешочка. В каждом из них должно быть два отверстия для рук, собранные на резинке, как у муфты.

Все игрушки и обе муфточки помещаются в коробке с соответствующими отделениями: для одного комплекта, для другого и для муфточек.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель обещает детям поиграть с новыми игрушками, которые он для них приготовил. После завтрака предлагает детям поставить стульчики как всегда (полукругом), а напротив них ставит небольшой столик с коробкой, в которой находится игровой материал. Вынув из коробки два мешочка (муфточки), взрослый показывает, как вставляются в муфточку обе руки, и дает детям попробовать самим, как это делается. Малыши передают друг другу муфточки с двух сторон, начиная с тех, кто сидит с краю. Встретившись в середине полукруга, муфточки возвращаются на столик к воспитателю.

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют предметы и рассматривают их со всех сторон. На столе выстраивается весь комплект игрушек. После этого воспитатель на глазах у детей вкладывает один за другим все предметы в муфточку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим комплектом игрушек и другой муфточкой. «Спрятались от нас игрушки, — говорит педагог. — Ничего, сейчас мы их будем искать и опять вернем». Он подзывает к себе двух детей, освобождает место на столе и усаживает их напротив друг друга так, чтобы их действия были видны всем. Каждый малыш получает муфточку с игрушками. «Сейчас мы решим, кто первый будет искать игрушку», — говорит воспитатель и использует простую считалочку:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три,

Первый — ты.

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке то, что ему понравится. (При этом напоминает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая его и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? — спрашивает он. — Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Пети (имя другого ребенка)». Педагог объясняет, что нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» — и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена верно и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.

Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять обе игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь и узнавая предметы по форме.

По окончании игры воспитатель вместе с детьми укладывает материал в коробку.

Правила игры.

1. Обследовать игрушки на ощупь, обеими руками, поворачивая их со всех сторон.

2. Вынимать игрушку из мешочка и ставить на стол можно только после того, как ее назвал.

3. Выбирать игрушку и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки.

Советы воспитателю.

Для успешного решения обучающей задачи большое значение имеет не только осязательное, но и зрительное обследование. В процессе предварительного рассматривания игрушек у детей возникает зрительный образ предмета, который будет способствовать осязательному обследованию и узнаванию предмета по форме. Поэтому очень важно, чтобы рассматривание предметов проходило эмоционально и дети могли полюбоваться игрушками.

Чтобы не усложнять процесс обследования и выбора игрушек, вкладывайте в каждую муфточку не более пяти предметов. Так будет просторнее р>кам ребенка, что облегчит узнавание игрушек. Опознанные детьми предметы возвращаются каждый раз а муфточки. После того как три-четыре пары детей поиграют этими игрушками, замените их другими.

При повторном проведении игры можно добавлять новые игрушки или заменять некоторые из них предметами более сложной формы с дополнительными деталями (например, ведерко можно заменить кастрюлькой, кружку — сахарницей и т. д.).

Нужно обратить особое внимание на тот момент в игре, когда сравниваются две вынутые из муфточек игрушки. Спрашивая детей, что у них одинаковое, а что разное, помогите им выделить форму как существенный отличительный признак, отвлекаясь от признаков цвета.

Оценивая правильность решения задачи, важно дать возможность детям в полной мере пережить свой успех и получить удовлетворение от признания своих личных достижений другими детьми и взрослыми. Поэтому не нужно жалеть похвал и добрых слов, оценивая успехи детей.

В процессе игры дети совершенствуют приемы осязательного обследования. Движения рук, осуществленные под руководством воспитателя, приобретают все большую согласованность: пальцы скользят но всей поверхности предмета. Это приводит к построению целостного, четкого образа формы предмета, что облегчает узнавание его на ощупь.

Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом.

Игры на зрительное восприятие формы

Трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, т. е. не отдают себе отчет в том, что видят. Взглянув на предмет, ребенок тут же отворачивается от него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому предмету, малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (выступ, углубление, острый угол и пр.). Этим обычно и ограничивается его зрительное знакомство с новым предметом.

Все это говорит о том, что зрительное восприятие формы у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчетливых зрительных образов формы объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму предметов как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если и удерживают, то неудобным способом.

Задача воспитателя — помочь детям овладеть рациональными приемами зрительного обследования формы предметов, научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных и занимательных для малышей обучающих игр.

В предлагаемых играх содержатся следующие условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. Во-первых, в них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму. Такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем (например, игры «Закрой окошко», «Где твой дом?» и др.) или успешного решения интересной для детей игровой задачи (игры «Принеси и покажи», «Чей коврик лучше?», «Кому дать?», «Геометрическое лото»).

Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Суть их состоит в следующем. Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон, взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.

Участвуя в играх предыдущего раздела, малыш уже приобрел опыт осязательного обследования формы, а глаза его еще не приучены к этому. В первой игре как раз и создается необходимость в согласованных движениях руки и глаз. Такое сочетание зрительного и осязательного обследования обеспечивается с помощью специального игрового материала, в котором форма предмета имеет рельефный характер. Ребенок может воспринять ее не только глазами, но и кончиками пальцев. В дальнейшем, при повторении той же игры («Закрой окошко») рельефный контур заменяется плоскостным, прорисованным.

Другой прием, который предлагается детям в играх этого раздела, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованный на образце. Ребенок глазами выбирает фигуру и, накладывая ее на контур, определяет, соответствует ли 0на по форме образцу («Закрой окошко», «Принеси и покажи»). В игре «Где твой дом?» ребенок соотносит фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами.

Эффективным приемом развития зрительного восприятия формы является также моделирование, т. е. воспроизведение контуров фигуры путем выкладывания ее формы с помощью однотипных деталей (спички без серы, палочки разной величины и цвета). Такой материал полезно предлагать детям для индивидуальных занятий.

Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова как средства фиксации целостного образа формы (круг, квадрат, треугольник и пр.). В некоторых играх данного раздела («Геометрическое лото», «Кому дать?») дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

Третьим важным условием, содержащимся в данных играх, является связь познавательной задачи с эстетической. Эстетическое отношение ребенка к окружающей действительности невозможно без отчетливого восприятия формы предметов. В некоторых играх («Чей коврик лучше?») делается акцент на эстетической оценке результата конструирования детей. Это развивает не только зрительное восприятие формы, но и художественный вкус.

Важно отметить, что в играх этого раздела формируется готовность ребенка к изобразительной деятельности (рисованию, ленке, аппликации) и к конструированию.

Закрой окошко

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра является первым шагом на пути формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия формы. Дошкольники учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация), однако занятые практическими действиями с клеем, кисточками и поглощенные другими (изобразительными) задачами, дети не обращают внимания на форму. А взрослые, проводя подобные занятия, не используют геометрические фигуры для развития зрительного восприятия формы.

Игра содержит ряд условий, способствующих развитию осознанного и четкого зрительного восприятия формы. Во-первых, создается ситуация, побуждающая ребенка к выделению и осознанию формы как важного отличительного признака предмета. Эта ситуация уже хорошо знакома детям по предыдущим играм в поручения и дает возможность использовать накопленный игровой опыт. Обучающая задача в данной игре носит характер загадки, которую должен разгадать ребенок, что мобилизует его познавательную активность и способствует еще более осознанному восприятию формы.

Во-вторых, играя, дети осваивают показанный им прием, позволяющий обследовать фигуру одновременно и глазами и руками, что позволяет ребенку лучше выделить форму.

В-третьих, отчетливому зрительному восприятию формы способствует игровой материал. Специально разработанное пособие, содержащее линейное и рельефное изображения контура фигуры, позволяет одновременно обследовать ее форму и глазами и руками, постепенно переходя к чисто зрительному восприятию.

Игровой материал.

Для игры нужно изготовить два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом. Три из этих фигур (круг, квадрат, равнобедренный треугольник) являются основными, а три (овал, трапеция и ромб) — дополнительными, необходимыми для различения и выбора основных фигур. Кроме того, нужны контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках размером 8X6 или 10x8 см. В каждый комплект игрового материала входит несколько экземпляров (шесть — восемь) карточек, на которых имеются контуры основных фигур. Контуры должны быть двух видов — рельефный и линейный, прорисованный тушью или фломастером. Рельефный контур изготовляют из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура должна легко вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать при вертикальном положении карточки. Полученное углубление нужно окрасить в цвет, соответствующий фигуре.

Описание игры и приемы ее проведения.

Поскольку игра в поручения уже описана в предыдущем разделе, мы ограничимся здесь кратким изложением игрового замысла, игровой ситуации и рассмотрением специфических для данной игры педагогических приемов.

Воспитатель предлагает детям занять места на заранее расставленных стульях, устанавливает напротив небольшой столик и садится за него. Он достает из коробки с игровым материалом три фигуры (основные) — треугольник, круг и квадрат, затем карточку с рельефным контуром круга и спрашивает детей: «Как вы думаете, для какой из этих фигур здесь приготовлено место? Давайте вместе отгадаем загадку и закроем фигуркой окошко». Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно посмотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчиком рельефный контур фигуры. «Смотри внимательно, как твой пальчик идет по краешку», — направляет воспитатель действия малыша. Затем предлагает выбрать ту фигуру, для которой приготовлено место, закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигуру, накладывает ее на контур и показывает всем детям (ставит карточку в вертикальное положение), чтобы все оценили, правильно ли он закрыл окошко.

«А теперь давайте все вместе поиграем», — говорит воспитатель и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат разные фигуры (они приготовлены заранее). «Мы сейчас будем друг другу загадывать загадки. Тот, кого я назову, будет их отгадывать, мы все тоже будем отгадывать загадку, но по-другому. Сейчас я покажу как».

Воспитатель подзывает к себе двух детей, дает им карточки с одинаковыми окошками (рельефными контурами) и предлагает обвести этот контур пальцем, после этого подойти к столам с фигурами и выбрать одну из них, соответствующую этому окошку. Остальные карточки с теми же контурами получают сидящие дети. Передавая их друг другу по очереди, они обводят контур пальцем. Когда дети, выполняющие задание, найдут нужную фигуру и закроют ею окошко, они возвращаются в группу и показывают закрытые окошки.

Пока дети ищут нужные фигуры, воспитатель предлагает каждому малышу, после того как он обвел пальчиком контур, нарисовать тот же контур в воздухе. Дети, выполнявшие поручения, показывают, как они разгадали загадку: вкладывают фигуру в контур (закрывают окошко). Остальные малыши вместе с воспитателем оценивают правильность решения задачи. Если задача решена неправильно, воспитатель предлагает снова обвести контур пальчиком, нарисовать фигуру в воздухе и исправить свою ошибку. Затем вызываются следующие двое детей и все повторяется сначала.

При повторении игры в ближайшее время рельефный контур следует заменить прорисованным. Прием обведения контура рукой, как правило, становится необязательным. Его можно предлагать лишь отдельным детям, которые в этом нуждаются.

Правила игры.

1. Внимательно рассмотреть контур на карте и обвести его

одновременно и рукой и взглядом.

2. Найденную фигуру наложить на контур и убедиться, что •на подобрана правильно.

Советы воспитателю.

К игре нужно тщательно подготовиться: игровой материал уложить в специальную коробку с отделениями для фигур и карточек. Раскладывать фигуры на столах следует на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы легче было выделить каждую из них из фона и оставалось место для сравнения фигур и накладывания их на контур.

При проведении игры следует учитывать, что у непоседливых, расторможенных детей внимание быстро ослабевает после того, как они выполнят поручение. Поэтому время от времени давайте им в качестве двигательной разрядки задание отнести обратно на стол найденные фигуры.

Где твой дом?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Предлагаемая игра является следующим шагом в развитии целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом.

Проводя такую игру, воспитатель определяет уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.

Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Она уже знакома детям по игре на восприятие цвета («Ищи свой дом!»). Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же. Рассматривание при этом происходит на большом расстоянии.

В игре есть элементы соревнования (кто раньше найдет свой дом и займет в нем место?). Эти правила игры требуют от ребенка мобилизации своих усилий и целеустремленности.

Игровой материал.

Маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на участке. Напомнив детям уже знакомую игру «Ищи свой дом!», воспитатель предлагает поиграть с новыми карточками.

Он подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле).

Остальные участники игры получают маленькие карточки — это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает — кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.) Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.

Правила игры.

1. Приглашения, т. е. маленькие карточки, никому не показывают.

2. Большие карты показывают только по сигналу «Стоп!».

3. По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свои фигуры и поискать такие же на больших картах.

4. По сигналу «Где твой дом?» нужно поскорее прибежать на место.

Советы воспитателю.

Эта игра должна проходить живо, весело, увлекать и забавлять детей. В то же время следите за тем, чтобы дети не перевозбуждались: поскольку основная обучающая задача игры носит умственный характер, нужно, чтобы движения не отвлекали детей от ее решения.

Так как игра имеет сюжет, следует постоянно активизировать воображение детей, поддерживать их эмоциональный настрой.

Поэтому обращайтесь к ним, как к жильцам или хозяевам домов, ответственным за порядок в них. Хозяева домов могут проверять приглашения.

Принеси и покажи

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра является вариантом предыдущих. Она предлагает ребенку применять приемы зрительного обследования формы (последовательное рассматривание объекта со всех сторон) в несколько усложненных условиях. Игра поможет педагогу выяснить, все ли дети усвоили данный прием.

Материал потребуется тот же, что и в предыдущей игре. Но образец фигуры, которую надо принести, в руки ребенку не дается, он только показывается ему. Малыш должен самостоятельно рассмотреть его, создать зрительный образ и с его помощью выбрать нужный предмет. Решая такую задачу, ребенок учится представлять ее и удерживать зрительный образ в памяти.

Несколько усложняется и характер игрового общения детей. Они выполняют поручение группы и воспитателя вчетвером, причем каждый участник игры ищет фигуру на своем столе (не на том, который ближе или больше нравится). Найдя нужную фигуру, ребенок не показывает ее до тех пор, пока не сравнит ее с образцом и не убедится, что задание выполнено правильно. Таким образом, игра воспитывает у детей чувство ответственности за выполнение поручения.

Игра позволяет за короткое время (15 — 20 мин) привлечь к активным действиям всю группу. Педагог, проводя игру, без нажима и назиданий воспитывает у детей чувство общности, способность продуктивно участвовать в совместной деятельности. В игре ребенок приобретает очень важный для него опыт дружного игрового партнерства.

Игровой материал.

Те же фигуры, которые использовались в предыдущей игре: круг, треугольник и квадрат. Для того чтобы ребенок искал и выбирал фигуры более осознанно, к знакомым фигурам добавляются три новые — овал, звездочка и шестиугольник.

Каждая форма должна быть представлена в четырех экземплярах. Фигуры с одной стороны окрашивают в один цвет (желательно в синий или коричневый), а с другой — в разные цвета.

В качестве образцов используются карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети.

Описание игры и приемы ее проведения.

Для игры нужна предварительная подготовка. Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, а потом и на трех остальных. Он дает детям возможность проверить наличие всех фигур на столах. Выполняя это задание, дети знакомятся с фигурами, сравнивают их. Однако трогать и брать в руки фигуры не разрешается.

Дети занимают места на приготовленных стульчиках, воспитатель предлагает им по очереди искать фигуры на столах. «Я буду вызывать вас и показывать, какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли», — говорит он.

Воспитатель подзывает к себе четырех детей и предлагает им встать напротив остальных. Выбрав контур одной из трех фигур, показывает его сначала сидящим детям (как бы советуясь с ними), а потом вызванным четырем детям: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник — обращается педагог к ним. — Но сначала внимательно рассмотрите его со всех сторон». Он медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его движениями. Затем предлагает им самостоятельно еще раз обвести глазами фигуру и через несколько секунд убирает ее. «Вова найдет нам треугольник на этом столе, Петя — на этом, а Саша — вот на этом», — уточняет воспитатель. Потом вместе с остальными участниками игры дает сигнал: «Раз, два, три — ищи!» С последним словом каждый из четырех детей отправляется к своему столу и выполняет поручение.

Воспитатель в это время прикалывает на доске или на стене контур фигуры (образец). Каждый ребенок, выполнивший поручение, самостоятельно накладывает на образец ту фигуру, которую принес, и проверяет, правильно ли он выполнил задание; только после этого показывает фигуру детям.

Когда все четыре ребенка «отчитаются» перед остальными, воспитатель подводит итог: «Треугольник нашли, правильно выполнили задание, молодцы! Давайте им похлопаем! Посмотрим, как выполнят поручение другие дети (называет имена новой четверки). Давайте поручим им найти кружок». Дети выполняют поручение группы.

Так каждая четверка находит нужную фигуру, приносит и показывает ее детям. Повторив поиск каждой фигуры два раза, можно охватить практически всю группу.

При повторении игры фигуры нужно поворачивать цветной стороной, чтобы приучать детей к выделению формы, отвлекаясь от цвета.

Правила игры.

1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

2. Прежде чем искать фигуру, нужно хорошо рассмотреть образец со всех сторон и мысленно представить, что нужно найти.

3. Искать фигуру можно только на своем столе.

4. Перед тем как показать детям выбранную фигуру, нужно проверить себя (наложить фигуру на контур).

Советы воспитателю.

Поскольку игра носит контрольный характер, важно заранее продумать состав каждой четверки, подбирая детей» примерно равных по своим возможностям. В специально заготовленном списке напротив имени ребенка отмечайте его успехи значками ( + , -). Причины ошибок детей могут быть разными: волнение, нетерпеливость, невнимательность, неосвоенность приемов зрительного обследования, неустойчивость зрительного образа. Чтобы выяснить подлинную причину допущенной ошибки, поиграйте с ребенком индивидуально (или с небольшой группой детей).

Задача различения и узнавания формы существенно усложняется, когда фигуры поворачиваются новой, цветной стороной, так как при этом появляется новый отличительный признак — цвет. Малыш должен отвлечься от этого несущественного признака и сосредоточиться на существенном для данного поручения признаке — форме. Это повышает осознанность восприятия. Увеличивая количество фигур разного цвета, можно усложнять задачу.

Чей коврик лучше?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра развивает у малышей зрительное восприятие формы плоскостных фигур — круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника. Процесс различения фигур происходит и в ситуации игрового общения, которая содержит элементы соревнования (со взрослым и со сверстником). Восприятие формы в игре осуществляется в процессе составления фигуры из ее частей. Целая фигура (коврик) составляется таким образом: ребенок должен заполнить геометрическими фигурами соответствующие им углубления. Перед ним стоят две задачи: 1) отобрать для составления сзоего коврика нужные детали и заполнить ими углубления; 2) сделать свой коврик красивым по цветосочетанию, так как оценивать его будут взрослый и дети.

Само соревнование (чей коврик лучше?) еще не является столь привлекательным для детей трех-четырех лет; малыши еще не могут сравнивать свои достижения с достижениями других. Однако процесс складывания фигуры из разноцветных частей, т. е. составление коврика, увлекает их, побуждает к активным действиям и придает решению конструктивной задачи игровой смысл.

Решая эту задачу, малыши учатся преодолевать характерное для них фрагментарное восприятие и создавать целостный зрительный образ формы предмета. При этом развивается также и эстетическое отношение к результату своих действий (ведь коврик должен получиться красивым). При составлении разных ковриков у детей повышается интерес к такого рода заданиям и возникает удовлетворение от собственной деятельности.

В процессе такой предметной игры малыши учатся общаться друг с другом, пользоваться общими материалами, уступать друг другу, советоваться, предлагать нужные детали, оценивать полученные результаты (коврики) и радоваться успехам сверстников.

Игровой материал.

Набор следующих предметов: 1. Планшеты, в центре которых имеются рельефные углубления определенной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). 2. Геометрические фигуры, которыми заполняется углубление на каждом планшете. Форма этих фигур соответствует форме углублений (например, углубление треугольной формы заполняется маленькими треугольниками, квадратной — маленькими квадратами; для заполнения круга и овала используются два варианта: сектора и кольца, в центре которых — маленький круг или овал).

Для игры с малышами предлагаются следующие варианты заполнения углублений: 1) вся фигура целиком; 2) фигура, разделенная пополам; 3) фигура, разделенная на четыре части.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра может проводиться индивидуально или с небольшой группой детей (шесть — восемь человек). Если в ней участвуют несколько детей, каждой паре предлагается сесть за отдельный столик. Малыши получают планшеты с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке. Воспитатель предлагает подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубление планшета таким образом, чтобы получилась целая фигура одного цвета. После того как дети справятся с этой задачей, т. е. составят одноцветный коврик, педагог предлагает перевернуть детали фигуры на другую сторону, чтобы украсить коврик.

Воспитатель перед началом игры объясняет детям, что выполнять задание они могут либо вместе, либо отдельно, как сами хотят. Но каждый ребенок может украсить свой коврик так, как ему нравится.

Окончив составление и украшение ковриков и полюбовавшись ими вдвоем, все пары детей, составлявшие коврики разной формы, собираются вокруг воспитателя и рассматривают то, что получилось. Они оценивают правильность заполнения формы и красоту коврика. Все вместе решают, чей коврик лучше.

После этого дети обмениваются планшетами и каждая пара укладывает в коробке детали выложенных фигур, освобождая углубление, и передает другой паре коробку с материалом. Дети садятся на свои места и начинают выкладывать и украшать новые коврики.

Воспитатель по ходу работы показывает, как можно составить ту или иную фигуру из двух, четырех и другого количества частей, предлагает детям внимательно рассмотреть форму углубления и сказать, для какой фигуры здесь приготовлено место, или попробовать подобрать детали, которыми можно заполнить углубление. Таким образом, воспитатель, давая детям наглядный пример составления фигуры, активизирует пространственное воображение и зрительное восприятие формы. Он подходит к каждой паре, задает вопросы, направляющие выбор нужных деталей, поощряет взаимопомощь, помогает разрешать конфликты, которые нередко возникают у детей при использовании общего материала, поощряет инициативу детей, хороший вкус в подборе цветов, следит, чтобы использовались разные варианты составления ковриков данной формы (с помощью всех деталей, имеющихся в коробке).

Правила игры.

1. Вначале нужно составить фигуры одного цвета, а потом украсить коврик (перевернуть отдельные части на оборотную сторону, где они окрашены другими цветами).

2. Использовать все варианты составления фигуры, которые возможны из предложенного материала, т. е. из двух — четырех частей.

3. Нельзя ссориться из-за материала, нужно помогать друг другу. При желании разрешается складывать коврики либо вместе, либо порознь.

4. Прежде чем обменяться материалом с другими парами, нужно освободить углубление на планшете и аккуратно уложить в коробку весь материал.

Советы воспитателю.

В случае затруднений при подборе элементов формы можно посоветовать ребенку обвести пальцем форму углубления и каждой детали.

Геометрическое лото

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Основная задача игры заключается в том, чтобы научить детей различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, знакомство с которыми предусмотрено программой детского сада (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и звезда).

Игра проводится на материале специально разработанного геометрического лото, на больших картах которого контурными линиями обозначены места для геометрических фигур. Даны разные варианты положения фигур в пространстве, что осложняет их узнавание и различение, но является полезным упражнением для развития пространственного воображения. Кроме больших карт, в лото имеются геометрические фигуры и вертушка со стрелкой, как в игре «Цветовое лото». Действуя с этими предметами, дети приучаются соблюдать игровые правила, которые организуют их поведение. Правила игры разработаны таким образом, что, играя, дети будут помогать друг другу обмениваться предметами и ролями и вместе решать общую задачу. Все это сближает малышей и способствует развитию нравственных качеств.

Игровой материал.

Специальное пособие — геометрическое лото. Оно состоит из следующих предметов: 1. Большие карты, на которых даны контурные изображения трех геометрических фигур. Фигуры, имеющие черты сходства (круг и овал, квадрат и прямоугольник), лучше располагать на одной карте, но не рядом, а в противоположных клетках; одна и та же фигура (за исключением круга и звезды) встречается на картах лото два-три раза в разных положениях; размер большой карты — 21х7 см; карта разделена на три клетки, в центре каждой клетки — контур какой-нибудь фигуры. 2. Геометрические фигуры, окрашенные в синий или коричневый цвет, размером 4 — 5 см (круг, овал, квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, пятиконечная звезда). Каждая фигура должна быть в четырех-пяти экземплярах. 3. Вертушка, представляющая собой диск из плотного картона, в центре которого находится подвижная вращающаяся стрелка черного цвета. По краям диска изображены или приклеены геометрические фигуры (окрашенные в тот же цвет, что и фигуры лото); каждая фигура представлена в двух разных положениях, как и на больших картах.

Все эти предметы помещаются в специальной картонной коробке, в которой есть отделения для вертушки, больших карт и разных фигур.

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре может участвовать вся группа детей. Половина участников игры садится за общий стол, составленный из двух детских столов. Каждый из оставшихся детей становится за спиной у сидящего ребенка (своего партнера) и в процессе игры не только решает с ним общую задачу, но и выполняет роль помощника.

Вначале детей знакомят с материалом лото. Воспитатель показывает, как вращается стрелка вертушки, и сообщает, какие слова будут произносить при этом участники игры. Сообщает правило: нужно остановить стрелку на слове «Стоп!» и назвать фигуру, на которую она укажет. Воспитатель показывает детям большие карты лото, обращая их внимание на то, что некоторые фигуры изображены в разных положениях. «Для какой фигуры здесь приготовлено место? — спрашивает он, указывая на квадрат. Затем берет другую карту, где квадрат обозначен в новом, ромбическом положении. — А здесь для какой фигуры место? Узнали?» Если дети узнают знакомый им квадрат, педагог хвалит их, если нет, накладывает квадрат на новый контур и объясняет, что это та же фигура, но она повернулась. Таким же образом проверяется знание других фигур — треугольника, прямоугольника, овала, представленных в разных положениях.

Воспитатель объясняет детям, что они будут крутить вертушку по очереди и что каждую правильно названную фигуру они будут получать у кассира и заполнять ею свободное место на своей большой карте. Назначается кассир, ему передается коробка, в которой находятся геометрические фигуры (каждая в своем отделении). Воспитатель объясняет, что выдавать фигуры будет только кассир, а относить их тому, кто выиграл, будет помощник — ребенок, стоящий позади. Роли кассира и помощников выполняются детьми по очереди.

Итак, воспитатель раздает сидящим детям по две карты (вторая карта предназначена партнеру). Одну карту оставляет себе. Игра начинается.

Воспитатель вращает стрелку вертушки и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем фигуркам покажись,

Покажи нам поскорее.

Кто из них тебе милее!

Стоп!

Стрелка останавливается, и взрослый называет фигуру, на которую она показывает. Кассир выдает ему названную фигуру. Воспитатель закрывает обозначенный на карте контур. Если на его карте нет такой фигуры, спрашивает: «Кому нужна эта фигура?» — и отдает ее тому, кто первый ответит. Фигуру забирает помощник. Затем вертушка передается соседу справа, он вращает стрелку, все произносят стихи, на слове «Стоп!» ребенок останавливает стрелку и называет фигуру, на которую указывает стрелка. В случае затруднений фигуру называет помощник. Игра продолжается. Дети по очереди вращают стрелку вертушки, называют фигуры, произносят хором слова и закрывают большие карты фигурами. Как только заполняются контуры всех трех фигур одной карты, происходит смена ролей: сидящий за столом ребенок меняется местами и ролями со своим партнером, т. е. становится его помощником. По мере заполнения карт дети не выбывают из игры, а выигрывают фигуру для других участников. Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все карты. По окончании игры большие карты укладываются в соответствующее отделение коробки, а геометрические фигуры раскладываются по специальным клеткам в той же коробке.

Правила игры.

1. Вертушка передается всем детям по очереди, но только в том случае, если ребенок активно участвует в игре и не нарушает ее правил.

2. Тот, кто вращает стрелку вертушки, должен вовремя остановить ее по слову «Стоп!» и назвать фигуру, на которую она указывает. Пока стрелка вращается, все хором произносят слова текста.

3. Называет фигуру только тот, кто вращает стрелку. В случае затруднения или ошибки это делает его партнер (помощник), он же и получает фигуру у кассира.

4. Как только карта будет заполнена, ребенок, сидящий за столом, меняется местом и ролью с тем, кто стоит позади него.

5. При заполнении своих карт из игры никто не выбывает, дети выигрывают фигуры для тех, кому они нужны.

Советы воспитателю.

Успех этой игры во многом зависит от четкости ее организации. Поэтому особое внимание в начале игры следует уделить знакомству детей с материалом. Особенно привлекательны для малышей действия с вертушкой. Объясните им, что каждый будет вращать вертушку. Следите, чтобы дети не ссорились и действовали по очереди. Важно также, чтобы дети своевременно менялись местами по заполнении большой карты. Не забывайте поощрять партнеров за согласованность и сотрудничество как при распознавании фигур, так и при заполнении больших карт.

В начале игры на роль помощников следует назначать более подвижных, неусидчивых детей.

Кому дать?

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель игры — учить детей не только различать, но и называть знакомые геометрические фигуры. В отличие от предыдущих игр, где фигуры называл взрослый, дети теперь называют их самостоятельно. Решение этой обучающей задачи является условием игрового общения друг с другом.

Для игры потребуется геометрическое лото (такое же, как в предыдущей игре). Но стоящая перед детьми задача усложняется: ребенок, получивший большую карту, должен самостоятельно, без помощи партнера, узнавать по названию геометрические фигуры независимо от их положения в пространстве. Одновременно усложняются условия решения обучающей задачи и для остальных участников игры, т. е. тех, кто выдает и называет фигуры: он должен выбрать одну фигуру из нескольких и назвать ее, не показывая остальным детям. Выполнение этих правил способствует развитию сосредоточенности внимания и самостоятельности в решении умственной задачи.

В игре дети приучаются делать что-то полезное друг для друга, проявлять внимание к сверстникам. Они получают возможность активно применять умения, приобретенные в предыдущих играх.

Игровой материал.

Тот же, что и в предыдущей игре, но вертушка здесь не используется.

Описание игры и приемы ее проведения.

В игре участвуют двенадцать детей. Предварительно малыши вместе с воспитателем составляют два стола. Получается длинный стол, по обе стороны которого садятся по шесть человек. Сидящие по одну сторону стола получают по две большие карты лото, остальные — но три геометрические фигуры. Им поручается по очереди называть одну из полученных фигур, не показывая ее другим детям. Например: «Кому дать треугольник?» — спрашивает ребенок. Те дети, у кого на больших картах изображен контур треугольника (независимо от его положения в пространстве), должны быстро ответить «Мне!» или «Мне нужен треугольник!». Фигуру получает тот, кто раньше ответил на вопрос (т. е. узнал форму по ее названию).

Как только ребенок отдаст фигуру, он получает от воспитателя взамен новую. Таким образом, задача правильно называть фигуры сочетается с их сравнением и выбором.

Если названную фигуру одновременно просят два или три ребенка, воспитатель добавляет недостающие фигуры из своего запаса.

Игра кончается, когда все большие карты будут заполнены. После этого дети меняются ролями — те, кто раньше раздавал фигуры, получают большие карты, а те, кто искал на картах фигуры, называют их. Так как игра обычно проходит быстро, живо, дети при желании могут несколько раз поменяться ролями.

Правила игры.

1. Правильно называть фигуру и не показывать ее до тех пор, пока кто-нибудь из детей с большими картами не попросит ее.

2. Фигура выдается тому, кто первым правильно нашел ее на своей карте и попросил.

3. Если одновременно попросят фигуру двое детей, она выдается им обоим.

Советы воспитателю.

Объясняя воспитанникам игру и знакомя с ее правилами, подчеркните, что дети, раздающие фигуры, должны держать их в руках (а не раскладывать на столе), чтобы фигуры не были видны тем, кто сидит напротив: ведь они должны узнать форму только по ее названию.

Большое значение в этой игре имеет раздача фигур: каждый ребенок должен получить и назвать все шесть фигур, среди которых есть малознакомые (овал, прямоугольник, звезда). Если кто-либо ошибается, помогайте ему вместе с остальными воспитанниками исправить ошибку. Спросите ребят, правильно ли их сверстник назвал фигуру, заметили ли они ошибку. А можно помочь малышу и индивидуально. Ребенок может также спросить у своего соседа, как называется фигура.

Бывают случаи, когда малыш отвлекается во время игры и не находит названные фигуры на своих картах или не узнает форму по названию. В подобных случаях в конце игры можно дать почувствовать ребенку, что он сам виноват в том , что его карта оказалась незаполненной, потому что отвлекался и «прозевал» свои фигуры.

Проводите игру оживленно, эмоционально, чтобы детям было интересно.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие общения для дошкольников

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!