Основной задачей физической культуры является восстановление врожденной потребности в двигательной активности. Сегодняшний досуг детей, к сожалению, довольно однообразен, в нем преобладают пассивные формы проведения свободного времени.
Физические упражнения — важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей. Особенно актуальны привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение простым движениям. Семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.
Родители в первую очередь должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня ребенка ежедневно предусматривалась их двигательная активность.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие ведет к активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.
При двигательной активности улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.
Лодочка
Общий принцип этого упражнения сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением
❀ Исходное положение — лежа на спине.
❀ Ребенок вытягивает руки над головой. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение из положения лежа на животе.
Снеговик
❀ Исходное положение — стоя.
❀ Попросите ребенка представить, что он снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Можете испытать «снеговика» на прочность, слегка подтолкнув его с разных сторон.
❀ Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги.
Дерево
❀ Исходное положение — сидя на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками.
❀ Попросите ребенка представить, что он семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Очень медленно ребенок «вырастает»: поднимается на ноги, выпрямляет туловище, вытягивает руки вверх.
❀ Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку».
❀ Вдруг подул сильный ветер, и дерево стало раскачиваться влево-вправо. Но от сильного порыва ветра «дерево» сломалось. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
Топотун
❀ Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги «бегут», сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными.
❀ После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами.
Кощей Бессмертный
❀ Исходное положение — стоя, руки разведены в стороны. Руки ребенка сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу.
❀ Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки.
❀ В произвольном порядке подталкивайте расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.
Марионетка
❀ Ребенок представляет, что он кукла-марионетка, которую дергают за веревочки. Тело расслаблено. «Куклу» начинают дергать за веревочки в различном темпе.
Собака и сарделька
Необходимый инвентарь: тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная сарделька).
❀ Исходное положение — сидя на коленях (стоя). Ведущий бросает предмет ребенку, который ловит его, двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой.
❀ Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.
Кулачки
❀ Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп.
❀ Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. После этого ребенок может расслабить руки, встряхнуть их.
Брёвнышки
❀ Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) ребенку нужно перекатываться по несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
Колобок
❀ Лежа на спине, ребенок подтягивает колени к груди, обхватив их руками, голову подтягивает к коленям. В таком положении ему нужно перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
Солдат
❀ Ребенку нужно проползти на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
❀ Пусть ребенок проползет на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
Рисование в воздухе
❀ Одновременно двумя руками ребенок рисует в воздухе картинки. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположную. Сначала ребенок «рисует» прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем — разнообразные фигуры: круги, овалы, треугольники, квадраты.
Гусеница
❀ Попросите ребенка из положения лежа на животе изобразить гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч.
❀ Выпрямляя руки, ребенок ложится на пол, затем сгибает руки, поднимает таз и подтягивает колени к локтям.
Червячок
❀ Ребенку нужно проползти на спине без помощи рук и ног.
Муравей
❀ Ребенку нужно проползти на четвереньках вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением правой руки и правой ноги, затем левой руки и левой ноги. При этом руки располагаются сначала параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д.
❀ При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу) и поставить перед ним задачу не уронить его. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.
Паучок
❀ Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям: вперед, назад, вправо, влево).
❀ Затем ребенок шагает одновременно левой ногой и правой рукой, правой ногой и левой рукой.
Слоник
❀ Ребенок, наклонившись, упирается руками в пол так, чтобы его вес был распределен равномерно между руками и ногами. Затем выполняет шаг правой стороной, затем шаг левой.
❀ На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем — руки параллельно, ноги наперекрест.
Ласточка
❀ Исходное положение — стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны.
❀ То же проделать с закрытыми глазами. Сменить ногу.
❀ В упражнении отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове.
Шаг на месте
❀ Первый этап упражнения. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
❀ Второй этап упражнения. Исходное положение — стоя, прямые руки вытянуты вперед: одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. Затем меняем ладони через шаг, потом через два шага.
Брёвнышки
❀ Исходное положение — стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же проделывает с закрытыми глазами.
❀ Затем малыш встает у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигается вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево.
❀ То же проделывает приставным шагом, то есть двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам), затем разноименные рука и нога.
❀ То же проделывает скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).
Гимнаст
Вариант 1
❀ Исходное положение — стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же проделывает с закрытыми глазами. После освоения данного упражнения одновременно с ногой вытягивает вперед разноименную руку. Затем одноименную.
Вариант 2
❀ Исходное положение — стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения упражнения можно подключать различные движения пальцами.
Повтори движение.
❀ Ведущий (взрослый) делает различные движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а ребенок должен повторить их вслед за ним.
❀ Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести запрещенные движения (какое-то движение повторять нельзя), либо замену движений (когда какое-то движение надо заменить на другое), например, когда ведущий присядет, ребенок должен лечь на спину.
Игры с воздушным шариком
❀ Вспомните, сколько радости доставляют детям игры с шариками! Организуйте для них веселую эстафету, в которой нужно будет:
♦ пронести шарик на голове (если упадет, остановиться, поднять и вновь продолжать движение);
♦ бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху;
♦ нести два шарика, прижав их друг к другу между ладонями;
♦ гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки);
♦ пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги;
♦ нести шарик на ракетке от настольного тенниса или в большой ложке;
♦ зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет
Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:36 0 | ||
|