Развивающими называются игры, которые позволяют детям углублять знания об окружающем мире, приобретать новые навыки и улучшать уже полученные, воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Развивающие игры разнообразны, так как разнообразны и сами дети, и их способности. Среди развивающих выделяются обучающие игры, игры, развивающие логическое мышление, игры, развивающие восприятие (цветовое, слуховое, осязательное), игры, развивающие внимание, речь и память. По сути любая игра — это синтез обучения и физического развития ребенка: именно через игры маленький человечек постигает окружающий мир. Ваша задача, задача взрослых — сделать это постижение увлекательным.
Возраст: 4 — 6 лет.
Цель игры: научить детей правильно определять правую и левую стороны.
Необходимое оборудование: листки бумаги размером 15x15 см, расчерченные на квадраты (всего должно быть по девять квадратов на каждом листке, центральная клетка должна быть закрашена), фигурки мыши, вырезанные из плотной бумаги. Количество таких заготовок должно соответствовать числу участников игры.
Ход игры (игра проводится в группе, но не более четырех-пяти детей, иначе взрослый не сможет уделить внимание каждому игроку и скорректировать возможные ошибки). Воспитатель раздает участникам игры по расчерченному листку бумаги и просит каждого поместить свою мышку в центральную (заштрихованную) клетку. Затем объясняет: «Эти мышки очень любят бегать наперегонки. Давайте подскажем им, куда нужно побежать». Затем ведущий дает команду «Вправо!», и участники игры передвигают мышку на соседнюю клетку с правой стороны от центральной. Если ведущий говорит «Вверх!», то это значит, что мышку надо переместить на одну клетку вверх. Если ведущий говорит: «Вниз!», то, соответственно, мышка «перебегает» на клетку, расположенную ниже той, на которой она сейчас находится. Если ведущий говорит «Влево!», то мышке нужно «перебежать» на соседнюю с левой стороны клетку. Таким образом, повторяя в произвольном порядке четыре команды («Вправо», «Влево», «Вверх» и «Вниз»), ведущий заставляет участников игры передвигать мышку из клетки в клетку. Наконец, ведущий говорит «Стоп!», и игра заканчивается. Побеждает тот участник игры, который, передвигая свою мышку из клетки в клетку, ни разу не ошибся.
Примечание. Для детей более старшего возраста можно усложнить задачу, расчертив квадрат на большее количество клеток (например шестнадцать).
Возраст: 4 - 5 лет.
Цель игры: научить детей распознавать знакомые им предметы по внешним признакам (в данном случае животных по тому, как по-разному они передвигаются). Кроме того, игра развивает воображение, координацию движений и логическое мышление (учит детей строить логические умозаключения на основе предложенных им признаков).
Необходимое оборудование: картинки (одинакового размера) с изображением зверей. Это могут быть как дикие, так и домашние животные. Главное, чтобы каждое из этих животных обладало набором ярких черт, проявляющихся в том числе и по тому, как оно передвигается.
Ход игры (игра может проводиться в группе). Ведущий (воспитатель) по очереди показывает картинки с изображенными на них животными детям, предлагает им вспомнить и назвать отличительные черты каждого из животных. Если игра проводится среди детей младшего возраста, то достаточно лишь расспросить их о том, как «говорит» то или иное животное. Если играют дети 4,5—5 лет, то можно предложить им вспомнить, где живет то или иное животное, чем питается.
Объясняя, ведущий должен воспроизвести походку каждого животного. Не страшно, если имитация получится утрированной: главное — объяснить детям, что заяц, например, маленький и легкий, поэтому умеет хорошо прыгать, а медведь большой и тяжелый, поэтому и ходит тяжело, вразвалку. Потом ведущий просит детей имитировать «походку» разных животных.
Чтобы закрепить у детей знания, полученные о животных, ведущий раскладывает на столе картинки изображением вниз, после чего участники игры по очереди подходят к столу, «тянут» картинку и, получив, таким образом, задание, изображают животное, подражая его «походке», но не называя его. Остальные дети должны догадаться, какое животное было изображено на картинке.
В заключение игры воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворения о животных или загадывает им загадки.
В качестве подготовительной творческой работы можно использовать следующий материал.
Русские народные загадки
♦ Зимой спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
♦ Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка )
♦ Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Четыре лапки,
Пушистый хвост. (Кошка )
♦ Зимой был белым,
Весной оробел:
Он серую шубку
Надеть не успел. (Заяц)
Возраст: 4 - 7 лет.
Цель игры: научить детей соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя, переходя дорогу.
Необходимое оборудование: три кружка (красного, желтого и зеленого цветов), вырезанные из картона. Для удобства к кружкам можно приделать ручки из рейки или картона. Также для игры понадобится мел.
Ход игры. Ведущий (им должен быть кто-то из старших — воспитатель или учитель) напоминает детям правила дорожного движения, связанные со светофором. Повторив с детьми значения сигналов светофора, а также напомнив очередность их смены, ведущий начинает игру.
Среди детей выбирается «светофорчик», которому вручаются цветные кружки. Затем на полу мелом рисуется «зебра» — переход. Участники игры становятся по одну сторону «зебры», а «светофорчик» — по другую, на противоположный ее конец. Игра начинается. Суть ее состоит в том, что «светофорчик» поочередно сигнализирует кружками, а остальные участники игры переходят «дорогу» по «зебре». Выигрывает тот игрок, который наиболее грамотно выполняет правила.
Примечание. Для детей более старшего возраста задачу можно усложнить. Например, часть игроков может изображать пешеходов, а вторая часть — машины. В этом случае «светофорчику» вручается два набора кружков, чтобы он мог правильно сигнализировать тем и другим. На первых порах роль светофора может взять на себя старший, а затем можно поручить эту роль кому-то из детей. В последнем случае взрослый должен будет следить за ходом игры.
Возраст: 5 — 7 лет.
Цели игры: познакомить детей с разными профессиями, их характерными признаками и необходимыми предметами. Игра развивает сообразительность и находчивость, а также способность детей к адаптации в обществе.
Ход игры. Суть ее состоит в том, чтобы угадать название профессии по ее приметам. Ведущий (им может быть как старший, так и один из детей) загадывает профессию. Не называя ее остальным участникам игры, он перечисляет только ее приметы. Приметами этими могут быть, например, необходимые для работы инструменты, результаты труда и т.д.
Выигрывает тот, кто первым определит загаданную ведущим профессию, после чего ведущим становится он сам.
В качестве предварительной работы можно выучить с детьми следующие стихотворения, посвященные разным профессиям.
Портниха
Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одежка!
А. Разцветников
Переплетчица
Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее
Братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму ее
И склею!
А. Разцветников
Кондитер
Дети, здрасте!
Вы любите сласти?
Я пеку пирожные
Всевозможные.
А. Разцветников
Слесарь
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!
А. Разцветников
Писатель
Он не спит допоздна,
Сидит за столом у окна,
Думает, сочиняет.
Зачеркнет и вновь начинает...
Вот сказка, где умные мышки
Читают мышиные книжки,
Другая о том, как горилла
Смогла победить крокодила
И как возвели удальцы-молодцы
В двенадцати городах дворцы!
А. Разцветников
Возраст: 5—6 лет.
Цель игры: научить детей выполнять определенные действия, подражая взрослым. Игра воспитывает нравственность детей (призывает их помогать старшим), учит их самостоятельности.
Необходимое оборудование: три небольшие тарелки, три сваренных вкрутую яйца и три картофелины, сваренные в «мундире».
Ход игры. Это игра-соревнование, в которой одновременно могут принимать участие три человека. Ведущий (воспитатель) спрашивает детей, как они помогают дома мамам и папам. Выслушав их ответы, ведущий подытоживает их, хваля детей за их хорошие поступки, и предлагает поиграть. Выбрав троих игроков, он подводит их к столам, на каждом из которых стоит тарелка с яйцом и картофелиной. Ведущий предлагает детям очистить яйцо и картошку на скорость. Побеждает тот, кто сделает это быстрее всех, но ведущий должен похвалить не только за быстроту, но и за качество выполненной работы, то есть поощрить надо и того игрока, который справился с заданием аккуратнее других.
Возраст: 4 - 6 лет.
Цель игры: закрепить навыки детей по слоговому чтению.
Необходимое оборудование: две-три фишки (по количеству игроков), игральный кубик, а также игровое поле, представляющее собой лист картона с нарисованной на нем извилистой «дорожкой» из клеток, в каждой из которых записан открытый слог (согласный + гласный). Первая клетка дорожки будет считаться стартовой, а последняя — финишной. Всего можно нарисовать от 20 до 50 клеток в зависимости от того, насколько развиты у детей навыки чтения.
Ход игры. В игре одновременно могут принимать участие 2—3 игрока. Каждому из них ведущий (родители, воспитатель, руководитель подготовительных школьных курсов) выдает по фишке, и игра начинается. Первый игрок кладет фишку на первую клетку и бросает кубик. Посмотрев, какая грань ляжет сверху, игрок передвигает фишку на соответствующее количество клеток. Однако прежде чем положить фишку на новую клетку, игрок должен прочитать написанный в ней слог. После этого ход делает второй игрок и т. д. Выигрывает тот из них, кто быстрее достигнет финишной клетки, правильно прочитав при этом все слоги.
Примечание. Детям, которые только учатся читать, нередко бывает нелегко прочесть даже простые слоги. В случае затруднения игрок имеет право на подсказку взрослого, но при этом передвигает свою фишку на три клетки назад.
Игру можно усложнять, увеличивая количество клеток на игровом поле и записывая в них более сложные слоги (например, согласный + согласный + гласный) или даже слова.
Возраст: 5—7 лет.
Цель игры: познакомить детей с элементарными математическими понятиями, такими как «больше», «меньше» и «равно». Игра развивает логическое мышление, математические способности.
Необходимое оборудование: два одинаковых подноса или маленьких столика, различные предметы (кубики, книги, карандаши, овощи из папье-маше), картонные карточки с изображением математических знаков <, >, =, неравно.
Ход игры. Ведущий (воспитатель, учитель, родители) разъясняет детям понятия «равно»/ «неравно», «больше»/ «меньше». После этого начинается игра. Ведущий раскладывает на подносе кубики или книжки и просит детей определить, равное ли на них количество предметов или неравное. Затем между подносами следует положить нужную карточку (= или неравно).
Когда дети правильно определяют количество предметов на двух подносах, ведущий просит их показать, где больше вещей, а где меньше, после чего кладет карточку со знаком > или <. Для каждого желающего поучаствовать в игре ведущий формулирует новую задачу, заменяет одни предметы на подносах другими, добавляет новые, убирает старые.
Примечание. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто путают знаки «больше» и «меньше», поскольку они пишутся практически одинаково. Чтобы помочь детям избежать этой ошибки, используйте многократно проверенный на практике методический прием: обратите внимание ребят на то, что оба знака (> и <) похожи на птичий клюв, и поясните, что большее число всегда «клюет» меньшее. Уверены, что ошибок на понятия «больше», «меньше» и «равно» у детей сразу же станет намного меньше, поскольку образное мышление в этом возрасте, как правило, превалирует над отвлеченно-логическим. Отсюда и некоторые проблемы, разрешить которые родителям поможет следующая группа заданий.
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет
Татьяна Алексеевна Переверзева # 1 апреля 2017 в 19:19 0 | ||
|