С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное — разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.
Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, — позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр.
Многие считают, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы, он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки будут радовать детей, помогут занять и организовать их. Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями всех игрушек. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка.
Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.
По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.
Игры предлагаются в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Первыми и самыми простыми являются те забавы и хороводы, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Лови-лови!», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели» и др. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Несколько сложнее для трехлетних ребят игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклы пляшут», «Подарки» и др.). Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Но ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает малышам выполнение этих требований. Такие игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка», «Бабушка Маланья» и др.), кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.
Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребенку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми движениями.
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.
Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра помогает воспитателю завоевывать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям и прежде всего — потребности в движении. Известно, что малыши большие непоседы, бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать и т. п. без ограничений. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа.
Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними, — снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым.
И наконец, в игре дети получают новые впечатления от художественного слова (стихов А. Барто, Е. Благининой и др., народных потешек), от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им.
Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым и отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают то же самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми.
В то же время игра прекрасно организует малышей. Но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная «завороженность» общими действиями, которая возникает благодаря подражательности детей. Организованность достигается здесь естественно, без всякого сопротивления со стороны малышей.
Таким образом, несмотря на свою простоту, эта игра-забава оказывает на малышей широкое воспитательное влияние.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
А. Барто
Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:
Топ-топ-топ-топ,
(Все топают ножками, стоя на месте.)
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ (пауза).
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
(Все хлопают в ладошки, подражая воспитателю.)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Хлоп, хлоп, хлоп, Хлоп, хлоп, хлоп!
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»
Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину комнаты или площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Советы воспитателю.
Игра может проводиться как в помещении, так и на воздухе. Вместо стульчиков-домиков можно начертить на земле кружочки или выложить их камешками, шишками и т. д. Желательно, чтобы все домики находились на равном расстоянии друг от друга и располагались полукругом или вокруг отведенного для движения пространства.
Воспитатель выполняет движения вместе с детьми: бег врассыпную, догонялки (бег за воспитателем), прыжки, плясовые свободные движения и пр. Во время игры можно обнять ребенка, приласкать его, пошутить, обменяться улыбками. Ведите себя свободнее, не скупитесь на улыбку, всячески выражайте свое доброе отношение к детям.
Вместо приведенной выше потешки про дождик можно использовать и другие, например:
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
А потешку: «Дождик, дождик, надо нам расходиться по домам» — можно использовать вместо сигнала.
Хорошо также прочитать детям стихотворение Е. Благининой:
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
При повторении игры можно разнообразить игровые действия. Например, после дождя можно «поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды». Дети выстраиваются друг за другом (каждый кладет руки на плечи впереди стоящему) и изображают поезд.
Поезд гудит, стучит, едет и вдруг останавливается. Дети разбегаются по лесу, приседают, собирая грибы и ягоды, затем возвращаются на поезде домой. Недалеко от дома попадают под дождик, и все начинается сначала.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Задачи этой игры те же, что и предыдущей, но она требует от детей несколько большей собранности и относительной самостоятельности.
Игровые действия построены на доступных, хорошо знакомых малышам движениях (бег, ходьба, прыжки, приседания). Новым для них является лишь чередование этих движений, их последовательность.
Игра приучает ребенка прислушиваться к взрослому. Ее содержание представляет собой своеобразное путешествие. Образный текст помогает осмыслить свои движения и превратить обычные прыжки в перепрыгивание кочек, а бег и приседание — в поиск утерянного сапожка. Путешествие кончается радостной встречей с взрослым, который помогает детям найти сапожок и начинает новый цикл игры.
Таким образом, благодаря активности воображения простые движения становятся игровыми действиями, которые увлекают ребенка.
Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Это имеет двоякое значение. Во-первых, двигаясь вместе (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей со взрослым и друг с другом.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом, — говорит он, — отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу». Взрослый отходит от детей на расстояние 20 — 25 шагов и проводит на земле параллельную черту: «Здесь остановятся дети».
Вернувшись к малышам, педагог помогает им построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия. Затем предлагает повторить их вместе.
Ножки, ножки,
(Бегут по направлению ко второй линии.)
Бежали по дорожке.
Бежали лесочком,
Прыгали по качкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю - всего четыре прыжка.)
Прибегали на лужок,
Потеряли сапожок.
(С последним словом останавливаются, приседают на корточки и поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.)
«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Выполнять движения в соответствии с текстом.
2. После слов воспитателя «Нашли сапожок!» вернуться на место, к исходной линии.
Советы воспитателю.
Важным условием успешного проведения этой игры является доступность ее объяснения, наглядное знакомство с правилами. Именно для этого мы рекомендуем вначале проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый становится вместе с детьми в общую линеечку и вместе с ними отправляется в «путешествие». Совмещая показ движений с выразительным чтением текста, вы придадите движениям детей образный, игровой смысл. Таким путем можно активизировать воображение ребят. Однако не следует чрезмерно увлекаться облегченным вариантом игры. Как только вы заметите, что дети уловили смысл игры и движения их согласуются с текстом, переходите к основному варианту, при котором от ребят требуется относительная самостоятельность. Однако и при этом необходимо постоянно поддерживать эмоциональную связь с детьми. Ведь воспитатель является для них центром притяжения — к нему они направляются и ради встречи с ним преодолевают воображаемые препятствия. Поэтому не забудьте вознаградить их ласковой, радушной встречей и помогите найти сапожок, прежде чем проводить обратно, на исходную линию.
Кроме того, необходимо помогать детям соблюдать игровые правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для них непривычно. Перед повторением «путешествия» помогите ребятам построиться в линеечку перед стартовой линией, проследите, чтобы они стояли не слишком тесно, иначе возможны случаи столкновений и ссор.
Игру не обязательно начинать сразу со всей группой. Если она проводится во время прогулки, можно предложить поиграть двум-трем детям, которые стоят поближе. Заметив это, другие, возможно, сами присоединятся к играющим. Но ни в коем случае не принуждайте детей, так как это принесет им только вред.
Когда ребята хорошо освоятся с игрой, можно при повторении этой забавы вносить некоторые изменения и дополнения. Например, чтобы заинтересовать игрой пассивных детей, рекомендуем выбрать из них помощников, которые будут вместе с воспитателем говорить нужные слова, приучаясь тем самым к активной роли. Полезно менять концовку игры: с последними словами текста взрослый и его помощники подходят к отдельным детям, дотрагиваются до них рукой и говорят: «Вот твой сапожок, надень его и беги обратно». Надев понарошку сапожок, ребенок бежит обратно.
Особенности игры и ее воспитательное значение. Это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. Вводится новый элемент — традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает. Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам.
В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг. С другой — выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову.
Как и в предыдущих играх, действия производятся одновременно всеми детьми, которые подражают воспитателю и друг другу. Но эта игра требует большей согласованности движений (ее участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и большего внимания к партнерам по хороводу. В то же время игра забавляет детей и приносит им удовольствие.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.
Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).
После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.
Правила игры.
1. Когда пузырь раздувается — двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются и все бегут к центру.
3. Давать руку любому, кто оказался рядом.
Советы воспитателю.
При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения.
Во время игры могут возникать конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с одного места на другое и т. д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с воспитателем. Напомните детям третье правило, которое необходимо для дружной игры. Не следует задерживаться на этих конфликтах, лучше быстро и тактично разрешать такие споры.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей дошкольного возраста. Содержание игры напоминает ребятам катание на карусели. Успех игры обусловлен своеобразием игровой ситуации, удачным сочетанием таких важных элементов, как движение, образное слово и способ взаимодействия между всеми ее участниками. Кружась одновременно в темпе, который задается текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется, и вместе переживают ощущения от такого катания. Это общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает детей. Игра не только забавляет ребят, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.
Простота и краткость этой игры дают ребенку возможность мысленно представить ее содержание в целом и предвидеть повторение.
Описание игры и приемы ее проведения.
Как и в предыдущей игре, все начинается с приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе с ним пригласить детей поиграть в новую игру. Педагог берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Сашенька, будет играть с нами? Тогда прицепляйся к нам!» Сашенька дает руку воспитателю, и они втроем подходят к сле
«Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит воспитатель. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(Темп речи и движений постепенно ускоряются)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
(Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раздва» все останавливаются и
кланяются друг другу)
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Игра кончается тем, что дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг и игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.
2. Поворачиваться лицом в сторону движения «карусели».
3. Подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.
Советы воспитателю.
Предварительно нужно хорошо выучить текст и научиться произносить его в соответствии с движениями. Это важно, так как воспитатель дает детям образец движений и поведения в коллективной игре.
Успех этой живой, веселой игры зависит от того, умеют ли воспитанники крепко держаться за руки и поворачиваться по ходу движения «карусели» (т. е. соблюдать первое и второе правила). Если в группе есть вялые, малоактивные дети, поставьте их поближе к себе или между активными сверстниками, поручив им заботу о слабых («Следите, чтобы Миша не упал с карусели»).
Эту игру полезно проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши — держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты способствуют развитию гуманных отношений между детьми.
Если дети еще не умеют ходить по кругу, особое внимание нужно уделить выполнению первых двух правил. Используйте игровой образ карусели, которая может сломаться. Бывает, что правила нарушают только некоторые участники игры. В этом случае учить их следует индивидуально, чтобы не нарушать ход игры.
Перед началом игры обязательно проверьте, крепко ли держатся дети за руки.
Чтобы воспитанники не ссорились из-за места в кругу, нужно предоставить каждому возможность выбрать его, при условии что в дальнейшем это место не будет меняться.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра разработана Е. И. Тихеевой. Радость, которую дарит она детям, сближает их друг с другом, разнообразит повседневную жизнь в группе. Такие яркие, эмоционально насыщенные эпизоды необходимы малышу. Они являются своеобразной разрядко.й, снимающей скованность, нервное напряжение. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей. У них поднимается настроение и появляется уверенность в себе. Игра ценна также и тем, что содержит много движений, полезных для здоровья и физического развития.
Описание игры и приемы ее проведения.
К палочке длиной 0,5 и 0,75 м на крепком шнуре прикрепляется легкий удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек и т.д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать предмет на шнурке (например, матерчатый мячик). Привлекая таким образом внимание детей, заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый собирает вокруг себя всех ребят и предлагает им встать в кружок. Сам же становится в центре.
«Лови-лови!» — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется целая цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Ребята садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
Советы воспитателю. Игра в кругу (первый вариант) проходит живее и веселее, чем цепочкой (второй вариант). Но она очень возбуждает детей и может вызвать излишний шум в группе. Поэтому следует чередовать оба варианта игры.
Подвижные и активные дети обычно подавляют вялых и робких. Чтобы этого не произошло, поиграйте со слабыми детьми отдельно, так как эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе малышей.
Никогда не делайте во время игры резких замечаний, даже если дети очень расшалились. Не нужно портить им настроение, так как в этом случае цель игры — развеселить ребят — не будет достигнута. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры способствует снятию излишнего возбуждения.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В предыдущих играх дети уже приобрели некоторый опыт совместных действий. Но для дальнейшего сближения воспитанников уже недостаточно простого подражания друг другу. Необходимо более близкое игровое взаимодействие, основанное на деловом общении. Как это осуществляется?
Участники игры делятся на две подгруппы. Одна подгруппа детей — музыканты. Они играют на дудочках и аккомпанируют другой подгруппе — плясунам. Такой тип игрового партнерства укрепляет взаимосвязь между участниками игры, дает детям новый опыт общения. Если в предыдущих играх малыши выполняли только лишь те или иные одинаковые движения, то теперь им предстоит сыграть две разные игровые роли. Это усиливает эмоциональность игрового общения.
Роли в игре меняются. Каждый ребенок либо сам делает что- то для других, либо получает то, что делают для него. Так между детьми завязываются довольно близкие контакты.
По-новому в этой игре звучат правила, которые, по существу, являются четкими требованиями к роли (например, вовремя включаться в исполнение, соблюдать темп мелодии и т. д.). При таких правилах помощь друг другу имеет преднамеренный, а значит, и более осознанный характер.
Игра хорошо вписывается в праздники, проводимые в группе, например, в чей-либо день рождения наряду с традиционным караваем можно использовать и эту игру-пляску.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель спрашивает детей, любят ли они танцевать. Ну конечно же любят, ведь танцевать так весело! Но где же взять музыку? Без нее никак не обойтись. А что если спеть всем вместе? Воспитатель поет ребятам песенку про дудочку, которая вводит их в игровую ситуацию. Он предлагает всем вместе исполнить эту мелодию и показывает, как кулачки могут превратиться в дудочку. «Ду- ду-ду», — поют малыши в сжатые кулачки, а педагог уточняет, в какой момент песенки должна включиться дудочка.
После этого дети разделяются на музыкантов и плясунов. Музыканты занимают свои места на стульчиках и освобождают место в центре для пляски. А плясуны собираются вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют следующие движения под песенку про дудочку.
Как без дудки,
(Плясуны отходят назад мелкими шагами, постепенно выпрямляясь, а музыканты молчат)
Вот беда,
Ходят ножки
Не туда...
А как дудочку почуют,
(Включаются музыканты. Они играют на дудочках, соблюдая медленный темп, а плясуны подражают воспитателю)
Сами ноженьки танцуют
(два раза).
Советы воспитателю.
Очень важно, чтобы движения взрослого точно совпадали с текстом и правильно передавали его ритм. При повторении последних фраз темп речи и движений ускоряется.
Главное — чтобы дети поняли смысл своих ролей (музыканты играют для плясунов) и чтобы сохранялась атмосфера раскованности и веселья. Игра может закончиться общей пляской под любую мелодию.
Для торжественных случаев можно заранее подготовить дудочки, вместе с детьми раскрасить их, а после игры подарить именинникам. При повторении игры следует поменять исполнителей ролей.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра- забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, так как их поведение регулируется определенными требованиями. Но игровая ситуация строится так, что дети легко осмысливают и принимают эти требования.
Игра содержит два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, малышу приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», он сам выбирает того, кому передать куклу. Делает он это с удовольствием, так как реализует предоставленную ему возможность выразить свою симпатию другому ребенку. Таким образом, каждое из этих действий позволяет ребенку проявить самостоятельность.
В то же время игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. И хотя ожидание своей очереди требует от ребенка известных усилий, заинтересованность общей игрой облегчает его, придает детской организованности осознанный характер.
Важно и то, что все участники игры активны: одни пляшут с куклами, другие выполняют роль музыкантов.
Игровой материал.
Для игры нужно пять-шесть кукол средних размеров. Желательно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей — с бантиками, поясочками, в красивых платьицах. Желательно иметь и несколько кукол-мальчиков.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! — говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам. — Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает пять-шесть детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.
Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.
«А теперь, — говорит воспитатель, — подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Правила игры.
1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
2. Куклу можно передавать только тому, кто еще ни разу не плясал.
Советы воспитателю.
Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Хорошо, если в группе имеется проигрыватель, магнитофон.
Проводя эту веселую игру-забаву, не забывайте о том, что цель ее — не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы воспитанники осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры похвалите всех ее участников: танцоров — за веселую пляску, музыкантов — за хорошую музыку. Объясните малышам, что танец не получился бы таким веселым, если бы не было музыки. Посоветуйте им и в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.
(Использованы стихи М. Ивенсон)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Предлагаемая игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. Создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребенок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Остальные дети с помощью движений, жестов изображают этот предмет. Таким образом, они как бы исполняют желания друг друга, что создает радостное настроение.
Задача ребенка — передать через движения характер изображаемой игрушки. Сделать это нужно красиво, выразительно, чтобы ее легко было узнать. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.
Описание игры и приемы ее проведения.
«Вы любите, когда вам дарят игрушки? — обращается к детям воспитатель. — Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Эти слова вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет.
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют как куклы, если волчок — кружатся, а если выбирается самолет — подражают полету и приземлению самолета. Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.
Конь
Скачет конь наш,
(Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки)
Чок-чок-чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!
(Руки протянуты вперед, а корпус — слегка отклоняется назад)
Хоп-хоп-хоп!..
Тпррррууу!
(«Конь» останавливается)
Обращаясь к ребенку внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у нас красивые кони», и выбрать того, который ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки...»
Кукла
Кукла, кукла, попляши,
(Свободно пляшут на месте, лицом к центру под любую плясовую мелодию, изображая куклу)
Яркой лентой помаши.
(Повторяется два раза.)
Воспитатель предлагает ребенку в кругу выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять ее место в хороводе. Игра продолжается.
Волчок
Вот как кружится волчок,
(Кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой
о пол)
Прожуж-ж-жал и на бочок.
(Повторяется два раза.)
Самолет
Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» — под звук р-р-р-р-р-р делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и — летит (т. е. бежит) по кругу со звуком ж-ж-ж-ж-ж! Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т. е. ребенок приседает на корточки.
Правила игры
1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из названных предметов.
2. Выбранный ребенок становится в центр круга вместо того, кто получил подарок.
Советы воспитателю.
Эта игра может проводиться не только с малышами, но и ь разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям ее правила, они становятся понятными по ходу игровых действий. Выучите необходимые слова и соответствующие им движения. Исполняйте их выразительно, так как дети будут подражать вам. Когда ребята освоятся с игрой, можно разнообразить подарки, например, предложить на выбор мишку, зайчика, бабочку, лягушку, автомобиль и другие предметы, которые легко изображаются посредством выразительных движений.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Детям предлагается новое условие игрового партнерства — им по очереди поручаются активные роли, которые каждый выполняет так, как ему хочется. Новая роль занимает центральное место в игре. Дети сразу понимают это и, как правило, загораются желанием получить ее. Однако, как и в других играх, роли распределяет взрослый, который делает это так, чтобы все участники игры были удовлетворены. Он предлагает роль не одному, а сразу трем детям и просит каждого ребенка выполнить ее по своему усмотрению.
Игровые действия, связанные с выполнением роли, доставляют большое удовольствие ее исполнителю: внимание сверстников и радостная реакция с их стороны очень приятны ему. Для всех остальных детей игра — это забавное зрелище, дающее возможность проявить свою догадливость, а это значит, что они тоже являются активными участниками игры. Благодаря этому ожидание своей очереди на ту или иную роль не утомляет ребят.
Перечисленные особенности игры помогают воспитателю организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно — об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Педагог помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.
Вернувшись к остальным детям, воспитатель объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав- гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок — мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух — гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка — выставляет рожки и прыгает.
Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Воспитатель старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.
Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.
В дальнейшем игру можно проводить иначе. Воспитатель раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.
Советы воспитателю.
В начале игры роли следует давать самым смелым и находчивым детям, которым в дальнейшем будут подражать остальные ребята. В каждой группе есть застенчивые, неуверенные в себе малыши. Они обычно стесняются выступать перед всеми, испытывают при этом неловкость и страх. Помогите своим воспитанникам стать более раскованными. Для этого можно одновременно поручить одну и ту же роль двум детям — робкому и смелому. Последний, возможно, заразит своим примером застенчивого ребенка.
Если малыш решительно отказывается от роли гостя, не принуждайте его к этому. Пусть он сначала понаблюдает за сверстниками. Может быть, веселая, доброжелательная атмосфера игры поможет ему преодолеть робость, которая мешает быть активным. А для развития личности малыша это так важно!
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра забава является, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой — средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место в ней занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Игровая ситуация организуется таким образом, что дети становятся непосредственными участниками спектакля. Они с готовностью выполняют поручения и просьбы персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Все это способствует формированию гуманных чувств.
Вместе с тем участие в спектакле помогает ребенку глубже понять и осознать содержание сказки или рассказа, установить связь между чувственными и словесными впечатлениями, что чрезвычайно важно для психического развития малыша.
Игра объединяет детей общностью переживаний и сближает со взрослым, показывающим кукольный театр.
Игровой материал.
Для игры потребуются образные сюжетные игрушки, изображающие людей, животных и других сказочных персонажей, а также предметы декорации спектакля: игрушечные деревья, домики, машинки, мебель и т. д. Игрушки должны быть небольшими (чтобы легче было управлять ими) и обязательно соразмерными друг с другом.
Кроме того, необходим обычный детский столик, покрытый до самого пола плотной тканью, желательно теплых, нейтральных тонов. Он будет служить сценой и одновременно скрывать все предметы, подготовленные для спектакля.
Материал, относящийся к каждой сценке, следует поместить в отдельную коробку или на отдельный планшет. Это облегчит пользование им во время игры.
Описание игры и приемы ее проведения.
Кукольные спектакля могут быть разными по содержанию и по характеру игровых действий. Приведем пример спектакля-сказки.
Как Аленка пасла гусенка.
Воспитатель, сидя за столом, выводит на сцену главного персонажа сказки — девочку Аленку (куклу). Аленка здоровается с малышами и знакомится с ними. «Я — Аленка, живу с мамой вот в этом доме. Недалеко от нашего дома — дремучий лес, в нем водятся волки и лисицы. А это мой гусенок. Его зовут Дорофейка. Мне его подарила бабушка. Когда он был совсем маленьким, я кормила его дома, а сейчас он подрос. Видите, какие у него белые перышки? Дорофейка очень любит щипать травку и искать в ней букашек. Сегодня я привела его на полянку, где много вкусной травки. Смотрите, как ему тут хорошо гулять». Взрослый передвигает гусенка, изображая, что он все дальше и дальше отходит от Аленки. Аленка зовет к себе Дорофейку и объясняет детям, что она боится, когда он уходит далеко. «В лесу живет хитрая лиса, — говорит девочка. — Она может незаметно схватить гусенка острыми зубами и утащить к себе в нору. Там его и съест, даже косточек не оставит. Бабушка рассказывала, что у нее лиса утащила уточку и маленького утенка».
После этих слов гусенок опять отходит от Аленки, а она снова зовет его. Повторив такие действия два-три раза, взрослый отводит гусенка на большее расстояние от Аленки, которая в это время отвернулась.
Неожиданно для детей со стороны леса появляется лиса и тихо подкрадывается к гусенку. Детям предоставляется возможность спасти гусенка: прогнать лиеу своим криком или позвать Аленку, что они, конечно, и делают. Аленка прогоняет лису и, обращаясь к детям, говорит: «Как хорошо, что вы вовремя меня позвали! Еще немножко, и лиса схватила бы Дорофейку».
Спектакль продолжается. Некоторое время дети наблюдают, как Аленка стережет гусенка. Но вот девочка начинает зевать (взрослый подсказывает, что ей очень захотелось спать). Аленка просит ребят присмотреть за Дорофейкой, пока она вздремнет, а если опять появится лиса, разбудить ее. Девочка ложится на бочок и тут же засыпает (поворачивается спиной к зрителям). Гусенок все дальше отходит от нее и приближается к лесу.
Неожиданно появляется лиса и начинает подкрадываться к Дорофейке. Детям предоставляется очередная возможность либо позвать Аленку, либо самим прогнать лису. Конечно же, они не упускают ее и опять спасают Дорофейку. Некоторе время после этого случая Аленка спокойно пасет гусенка. Но вот за сценой раздаются голоса подружек, зовущих ее поиграть. Аленка опять просит детей постеречь гусенка, так как ей очень хочется хоть немножечко поиграть с подружками. Ребята соглашаются, взрослый убирает Аленку со сцены. Некоторое время гусенок (в руках взрослого) пасется один (передвигается по столу в разных направлениях). Но тут опять появляется лиса, она тихонько крадется к гусенку. Реакция детей незамедлительна, они либо сами прогоняют лису, либо зовут Аленку. Девочка появляется на сцене и благодарит ребят за помощь. В конце спектакля взрослый от лица мамы Аленки (за сценой) зовет ее и гусенка домой к обещает угостить их арбузом или пирогом.
Таким же образом можно драматизировать любую сказку, доступную пониманию детей (например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Коза-дереза» и др.), стихотворение или же разыграть смешную сценку (например, выступление артистов цирка — клоунов, дрессировщиков, акробатов).
Другим вариантом спектакля является выступление отдельных артистов в концерте. Они могут читать стихи, петь, плясать, играть на игрушечных музыкальных инструментах (в этих случаях взрослый напевает мелодию). Каждый очередной участник концерта представляется зрителям, раскланивается под их аплодисменты. Как правило, подобный спектакль вызывает у ребят желание выступать самим и кончается концертом, где артистами становятся сами дети.
Советы воспитателю.
Чтобы игра прошла успешно, вам необходимо овладеть техникой показа спектакля игрушек. Речь ведущего должна быть выразительной и образной и сочетаться с действиями персонажей. Не забывайте своевременно обращаться к детям за помощью, советом и т. д., чтобы они не были пассивными зрителями, избегайте длинных фраз и нравоучительных замечаний. Все это достигается в тех случаях, когда спектакль заранее отрепетирован, продуман и подготовлен взрослым.
Любой вид спектакля игрушек рассчитан на эмоциональную активность детей. Пусть ребята свободно выражают свои чувства, отношение к персонажам спектакля. Единственное, чего не следует допускать, — это того, чтобы они вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, спектакль следует прервать и от лица артистов отказаться от его продолжения.
Если в группе имеются воспитанники, которые в силу педагогической запущенности и повышенной возбудимости не способны пока соблюдать это необходимое условие, следует временно оградить остальных детей от них (можно поручить такого ребенка своему помощнику).
Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре ребенку впервые поручается индивидуальная роль. Он должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Многие малыши, оказавшись в этой ситуации, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий, которые, без сомнения, привлекают их. Преодоление подобных внутренних тормозов является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности и других ценных качеств личности.
Игра построена таким образом, что ребенок чувствует поддержку остальных ее участников: ведь они вместе с ним выполняют те же движения, выражают ему свое доброжелательное отношение. Это значительно облегчает малышу выполнение порученной роли и придает ей особую привлекательность. Однако в любой группе всегда есть воспитанники, которые не могут преодолеть боязни выступать перед всеми. Игра помогает воспитателю своевременно выявить таких детей, чтобы вместе с родителями развивать недостающие им качества.
В игре используется народная мелодия (аранжировка А. Гречанинова). Образные слова народной потешки сочетаются с выразительными движениями, которые не представляют для детей особой трудности, поскольку они уже выполнялись в предыдущих играх. В то же время должен соблюдаться их определенный темп (нельзя отставать от других), что требует от ребенка особого внимания и согласованности со всеми участниками игры.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям послушать песенку про зайчика, помогает им осмыслить содержание текста и тех движений, которые нужно выполнять. «У зайчика зимой теплая беленькая шубка, — говорит педагог. — У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать — вот так. Давайте поиграем в зайку».
Воспитатель подзывает самого смелого ребенка, который будет исполнять роль зайки, остальным предлагает взяться за руки и стать в хоровод. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Дети вслед за педагогом произносят следующие слова (или поют песенку) и выполняют соответствующие им движения.
Зайка беленький сидит
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
(Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают)
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
(Подпрыгивают на двух ногах к зайке, стоящему внутри круга. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену)
Надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать!
Игра начинается сначала.
Правила игры
1. Играть дружно и выполнять все движения по показу воспитателя.
2. Зайка сам выбирает себе замену, но только из тех детей, кто еще не выполнял эту роль.
Советы воспитателю.
Постарайтесь создать такую обстановку во время игры, чтобы ребенок, исполняющий роль зайчика, чувствовал себя свободно и уверенно. Это достигается, если все участники игры будут проявлять внимание к зайчику, выражать сочувствие. Можно показать детям, как помочь зайке согреться, например, погладить его, дотронуться ласково, улыбнуться.
Помогая ребенку в центре круга выбрать себе замену, привлеките его внимание к тому, кто очень хочет получить эту роль. Если малыш отказывается от роли, робеет и смущается, не следует настаивать и уговаривать его. Пусть он сначала поиграет в хороводе и понаблюдает за другими. В дальнейшем он справится со своим смущением и добровольно возьмет на себя эту роль.
В случае упорного нежелания ребенка выходить в круг следует побеседовать с его родителями, вместе подумать, как воспитывать малыша.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
По своей воспитательной направленности эта игра близка предыдущей и является ее продолжением. В то же время в ней дети делают новый шаг на пути к самостоятельности. Теперь ребенок выполняет свою роль индивидуально, без поддержки остальных участников игры: хоровод только движется вокруг него, но не совершает тех же действий.
От ребенка в этой игре требуется активное воображение. Он должен мысленно представить подсказанное ролевое действие: понарошку найти туфельки, примерить.их и передать другому. Центральным моментом игры является выбор партнера, который также осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии сверстнику. Ответная радость того, кого выбрали, и пляска вдвоем могут стать началом более тесных дружеских связей.
Участие в предыдущих играх подготавливает ребенка к выполнению новой роли. Рифмованный текст подсказывает ему нужные движения, направляет внимание на центральное игровое действие — выбор партнера. Но выполнение роли не заканчивается выбором партнера, а продолжается при совместной веселой пляске под пение всех участников.
Описание игры и приемы ее проведения.
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:
По дорожке Валя шла,
Валя тапочки нашла.
(Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, — влево)
Валя тапки примеряла,
Чуть надела — захромала.
(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает)
Стала Валя выбирать,
(Хоровод останавливается)
Кому тапочки отдать.
(Все смотрят на Валю)
Коле тапки хороши,
(Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга)
На, надень и попляши.
Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля свободно пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала. В игре можно использовать настоящие имена детей.
Правила игры.
1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
2. Выбирать тех детей, которые еще не были в кругу и не плясали.
Советы воспитателю.
Эту игру можно проводить не только в помещении, но и на воздухе с большой группой детей разного возраста. Это поможет разнообразить досуг детей, познакомить их друг с другом.
Слова нужно говорить хором, выразительно, не спеша, чтобы все успевали выполнять движения. Во время пляски в конце игры можно петь любую мелодию или песенку. Как уже говорилось, желательно называть настоящие имена детей, для чего текст можно немного изменить, например: «По дорожке Саша шел, Саша тапочки нашел...»; «Нине тапки хороши, на, надень и попляши!» Это доставит радость малышам, а особенно тем, кто исполняет главные роли.
Если в игре участвует много детей, ожидание привлекательной роли затягивается. Чтобы этого не произошло, предложите детям после пляски встать в круг, а на главную роль выберите нового ребенка.
Некоторые дети постоянно выражают свое нетерпение и требуют, чтобы им дали главную роль. Если не помогают уговоры, можно ввести третье ограничительное правило: «Поручать главную роль только тем, кто не мешает остальным».
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра проводится под украинскую народную мелодию и приобщает детей к национальной культуре украинского народа. Участие в хороводе сближает малышей друг с другом и дает им возможность представить красоту зимней природы.
Как и в предыдущих играх, дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения должны быть очень вымпельными, образными и дополнять слова, что является новым для детей.
В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.
Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие.
Описание игры и приемы ее проведения.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями.
Вот пришла зима-зима,
(Хоровод движется вправо)
Зима-зимушка, зима.
Выпал беленький снежок
(Дети опускают руки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают)
Выпал снег холодный
(два раза)
На дорожках снег лежит,
(Поднимаются, показывают плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крыши домов)
На деревьях снег висит,
Крыши побелели,
Вот как побелели
(два раза).
Надо шубки надевать
(Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть)
И сапожки обувать,
Стало холодненько,
Ох как холодненько!
(два раза).
Советы воспитателю.
Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому.
От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытают дети.
В дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Хоровод заканчивается свободной пляской под ту же мелодию без текста.
Игра может проводиться как в помещении, так и на участке, под музыку или же пение ее участников.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Это игра-шутка. В ее основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать или выбрать интересные движения к этой потешке.
Участвуя в предыдущих играх, дети уже приобрели достаточно разнообразный двигательный опыт, который теперь, когда нужно самостоятельно придумать, что показать участникам хоровода, очень пригодится. Решение такой задачи требует от ребенка творческой инициативы, находчивости и, конечно же, самостоятельности. Участникам игры предоставляется полная свобода — каждый может выбрать то движение, которое ему больше нравится. Игра способствует формированию таких важных качеств личности, как творческая активность, находчивость, умение сосредоточиться.
Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, как это было раньше, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа.
Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.
Описание игры и приемы ее проведения.
Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
(Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки)
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.)
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели,
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так...
(Повторяют за ведущим любое смешное движение)
Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши, заложить руки за спину, покачаться на двух ногах и т. д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривлянья детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли ведущего, он предлагает кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.
Правила игры.
1. Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.
2. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя.
3. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.
Советы воспитателю.
Подготовьте заранее несколько движений для характеристики персонажей потешки. Непосредственно перед игрой создайте в группе такую обстановку, которая располагала бы к веселью, шутке. Такой эмоциональный фон будет способствовать проявлению творческой инициативы и находчивости. Благодаря смене ролей каждый ребенок получит возможность как придумывать смешные движения, так и воспроизводить их.
Поощряя детей, выполняющих главную роль, вы активизируете творческую инициативу остальных. Но если кто-то из воспитанников начинает кривляться, нужно остановить его и сказать, что так мы делать не будем.
Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях можно подсказать ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра предназначена для детей от трех до пяти лет. Она поднимает ребят на новую ступеньку в развитии игрового партнерства и сотрудничества. Кроме того, меняется характер игровых действий — они становятся ролевыми. Участники игры могут выбирать разные роли — игрушек и покупателей. Роль продавца выполняет воспитатель. Между всеми участниками игры устанавливается тесная связь, основанная на деловом сотрудничестве. Возможность такого сотрудничества уже подготовлена в предыдущих играх. Но в отличие от них, где все выполняли одинаковые действия, каждый ребенок вносит свой вклад в осуществление общего замысла. Дети действуют индивидуально или же объединившись в небольшие группы (по два-три человека), которые, например, изображают одну и ту же игрушку.
Эта игра, как и другие в данном разделе, подвижная. Основным средством выполнения роли являются выразительные движения. Но теперь ребенок не подражает взрослому, а придумывает свои движения к той или иной роли. Он получает большой простор для творчества и инициативы, что особенно важно для развития личности. Воспитатель помогает малышу применять имеющийся опыт к новым условиям.
Таким образом, общение и взаимосвязь детей в данной игре поднимаются на новый уровень, поскольку включают элементы творческого сотрудничества и разделение функций. Обогащается игровой опыт детей и постепенно подготавливается переход к сюжетно-ролевой игре.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни будут игрушками, которые продаются в магазине, другие — покупателями. «А я буду продавцом, — говорит он. — Кто хочет быть игрушкой? Только сначала подумайте, какую игрушку вы хотите изображать». Дети-игрушки подходят к педагогу.
«А кто любит покупать игрушки? Кто хочет быть покупателем? — продолжает он. — Покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать, какие сегодня продаются игрушки».
Дети-покупатели отходят в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются открытия магазина.
Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полке в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Например, если это зайчик, можно попрыгать, волчок — покружиться, кукла — поплясать, лягушка — поквакать и попрыгать и т. д. Когда все будет готово, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!»
Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и «заводит» ее (выводит ребенка, двигая рукой за его спиной, будто заводит ключом). Игрушка оживает. Покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Если он догадается, то забирает игрушку с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, и игра продолжается. Когда все игрушки будут распроданы, дети меняются ролями и все начинается сначала. Если игрушек получилось слишком много (больше, чем покупателей), можно предложить детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.
Правила игры.
1. Каждый участник игры должен сам придумать, какую игрушку он будет изображать.
2. Покупателю нужно назвать игрушку, которую ему показывают. Кто не отгадает, уходит без покупки.
Советы воспитателю.
Старайтесь пробудить у ребят интерес к придумыванию различных привлекательных игрушек и способов их изображения. Всегда поддерживайте детскую инициативу, поощряйте выдумщиков. Если кто-то из воспитанников не может ничего придумать нового, нужно напомнить ему, какие игрушки были в предыдущей игре («Подарки»), Но все же интереснее играть, если все игрушки разные.
Не все дети могут с помощью движений выразительно изобразить игрушку. В таких случаях посоветуйте ребенку дополнить образ звукоподражанием.
Не менее важно поощрять сообразительность и догадливость покупателей, которые также должны иметь воображение, чтобы правильно назвать игрушку. Если ребенок затрудняется с ответом, можно воспользоваться помощью других детей (покупателей) .
Не обязательно дожидаться, пока будут распроданы все игрушки, менять роли можно и чаще, вовлекая в игру уже отыгравших детей.
В дальнейшем полезно внести некоторые усложнения в игру. Одну и ту же игрушку могут изображать двое, трое детей. При этом изменяется и роль покупателя: он должен не только отгадать игрушку, но и выбрать лучшую или, когда игрушка движется (машина, птичка, самолет и пр.), догнать ее.
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:58 0 | ||
|