Цель: развиваем память, мышление, внимание, речь.
Дети внимательно смотрят и запоминают картинки. Затем взрослый закрывает картинку и задает ребенку по ней вопросы. Задача ребенка — правильно ответить на них, вспоминая сюжет. Для начала вопросы должны быть направлены на суть сюжета («Кто изображен на рисунке?», «Что делают герои сказок?», «Во что они одеты?»).
Далее ребенку задаются более сложные вопросы («Какого цвета одежда героев?», «Что они держат в руках?»). Вопросы такой сложности должны быть направлены на более мелкие детали картинки. Если ребенок испытывает затруднения в ответах, то взрослый может предлагать варианты ответов, из которых один должен быть правильным.
Если все картинки будут частями сюжета одной сказки, то использовать их нужно в правильной последовательности. В итоге окажется, что ребенок сам запомнил и рассказал сказку взрослому.
По этой же методике можно проводить запоминание трудных для младшего школьника текстов.
Кроме того, эта игра универсальна. В нее можно играть и родителям с ребенком, и воспитателю с группой.
Наглядные пособия для игры:
Цель: развиваем зрительную память, знакомимся с окружающим миром
Ребенок и взрослый сидят за столом. На нем разложены картинки с изображением разноцветных цветов (желтая роза, белый тюльпан, красный мак, синий василек и т. д.). Сначала ребенок отвечает на вопросы взрослого о том, как они называются, какого они цвета. После того как ребенок запомнил эту информацию, картинки переворачиваются, но не смешиваются.
Взрослый предлагает ребенку собрать букет для мамы. Для этого он должен вспомнить, на каких картинках какие цветы. Ребенок показывает картинку и называет цветок. Взрослый переворачивает картинку, и, если ответ правильный, он опускает картинку в прозрачный стакан так, чтобы цветок был виден через стекло. Таким образом, это будет своеобразной подсказкой о том, какие цветы еще не раскрыты. В итоге в стакан опускаются все картинки с цветами.
Материалы для игры: стол, прозрачный стакан, картинки с цветами.
Цель: развиваем память, логическое мышление, представление об окружающем мире
Макеты расставляются по кругу, и в них помещаются небольшие игрушки, изображающие животных, причем канщый домик имеет подсказку о том, кто в нем живет например, домик зайчика можно разрисовать морковками, а домик ежика - грибами. Потом взрослый просит ребенка запомнить, кто в каком домике живет. Далее ребенок должен отвернуться, а взрослый в это время вынимает игрушки из домиков и меняет их местами. Теперь ребенок должен сам определить, где чей домик, и указать на те детали домика, которые навели его на правильную мысль. Если в игре были допущены ошибки, то они обсуждаются и исправляются.
Материалы для игры: игрушки, изображающие животных, макеты домиков этих животных.
Цель: развиваем слуховую память, речь, мышление.
Ребенку предлагают запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. Важно, чтобы в этот момент в комнате было тихо и ничто не отвлекало внимание ребенка. После того как ребенок назовет слова, взрослый снова зачитывает весь список слов, в который входят уже названные ранее и новые слова.
Через 15 минут нужно попросить ребенка повторить те слова, которые он запомнил. Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.
Примерный набор слов: ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля.
Если первоначально результаты игры невысокие, не стоит сразу утверждать, что у ребенка плохая память. Возможно, он немного устал, был невнимателен или не имея особого настроя на игру. Желательно повторить игру и, уже исходя из результатов повторной игры, делать соответствующие выводы.
Цель: развиваем двигательную память, внимание, двигательный аппарат
Ребенок стоит в центре комнаты и наблюдает за взрослым. Взрослый, поочередно подходя к углам комнаты, выполняет различные не очень сложные движения. Так, например, это могут быть движения головой в одном углу, движения руками - в другом, движения ногами — в третьем, движения одновременно руками и головой - в четвертом. Далее ребенок меняется со взрослым местами и повторяет те же движения в разных углах. Используйте веселую музыку или стихи.
Материалы для игры:
Мы ногами топаем: топ-топ-топ,
Мы руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп,
А потом с носка на пятку,
Весело пойдем вприсядку.
Приседаем, приседаем,
Будто птички, мы летаем.
На носочках потянулись,
За грибочком наклонились.
А теперь скорей бежать,
Никому нас не поймать.
Подобную игру можно проводить не только с одним ребенком, но и с группой детей. Но при этом дети будут стоять во всех четырех углах одновременно и меняться по цепочке, т. е. первый ребенок, который стоит в одном углу, после выполнения упражнений переходит во второй угол. В это же время второй ребенок из второго угла переходит в третий, а третий ребенок — в четвертый. В это время четвертый ребенок возвращается в центр комнаты, а в освободившийся первый угол встает другой игрок. Взрослый все это время также находится в центре комнаты и наблюдает за правильностью детских движений.
Если в игре участвуют несколько детей, стихи в такт движений детей читает взрослый.
Цель: развиваем память, внимание, речь, логическое мышление.
В игру лучше играть вечером, перед сном, чтобы настроить ребенка на отдых. Для начала выбирается событие прошедшего дня, о котором пойдет рассказ. Например, это может быть поездка в парк аттракционов или в зоопарк. Взрослый задает ребенку сначала самые главные вопросы по произошедшему событию, например о том, что больше всего понравилось, какова была роль ребенка в этом событии, и т. д. Ребенок, отвечая на поставленные вопросы, вспоминает и вновь мысленно переживает событие, поэтому эмоции выходят на первый план. Взрослый же должен направлять рассказ ребенка на то, чтобы процесс воспоминания был как можно активнее. Беседа ведется до тех пор, пока событие не будет описано до мельчайших подробностей. Если ребенок затрудняется вспомнить информацию, то взрослый должен прибегнуть к наводящим вопросам.
Важно, чтобы события, о которых ведется речь, произвели на ребенка очень сильное впечатление, так как именно такие факты являются наиболее запоминающимися.
В ходе беседы может возникнуть ситуация, когда ребенок вспомнит, что его обидели или он сам на что- то обиделся. Эти моменты он, возможно, не захочет пересказывать или упомянет о них вскользь. Однако взрослый должен направить ребенка на то, чтобы он все-таки рассказал о неприятностях и, таким образом, выплеснул негативную энергию. Это поможет ребенку быстрее забыть о плохом. Кроме того, необходимо спросить ребенка о том, что нужно было сделать (не сделать) или сказать, чтобы избежать этой ситуации.
Важно отметить, что подобную игру можно проводить не только с рассказом о каком-то событии, но и после прочтения ребенком какой-нибудь интересной книги или просмотра мультфильма.
Цель: развиваем двигательную память и двигательный аппарат.
Взрослый завязывает ребенку глаза, берет его за руку и водит по комнате по определенному несложному маршруту: 3 шага вперед остановка, поворот налево, 3 шага назад поворот направо и т. д. После этого ребенку развязывают глаза, и он должен повторить маршрут.
Если в игре участвуют несколько детей, то они встают друг за другом, руки кладут на пояс стоящему впереди ребенку, и получается что-то вроде паровозика. Всем детям завязывают глаза и проводят их по определенному маршруту. Затем детям развязывают глаза, и они по очереди повторяют пройденный маршрут под присмотром взрослого. Побегает тот ребенок, который правильнее всех справился с заданием.
Материалы для игры: несколько небольших платков.
Цель: развиваем память, приобретаем навыки ассоциативного мышления.
Взрослый произносит определенное слово, а ребенок по ассоциации называет другие слова. Например, к слову «молоко» подходят слова «корова», «стакан», «сметана» и т. д.
Материалы для игры: дом, картина, школа, хлеб, лес, вода, дорога, мама, подарок.
Цель: развиваем память, внимание, проводим дыхательную гимнастику.
На нарисованные на листе бумаги цветы взрослый кладет 5-7 желтых бусин, которые будут символизировать пчел. Далее взрослый дает возможность ребенку запомнить расположение бусин, спрашивая, сколько «пчел сидит» на цветочках, как называются эти цветочки и т. д. Затем взрослый говорит, что внезапно подул сильный ветер и пчелы улетели. Ребенок вместе со взрослым дуют на бусины так, чтобы они сдвигались. После этого ребенок должен вернуть бусины на те места, где они располагались в начале игры.
Материалы для игры: лист бумаги с нарисованными 5-7 цветами, желтые бусины.
⇒ Для усложнения игры можно использовать разные бусины и при этом сказать ребенку, что на цветочную поляну прилетели жуки, которые тоже котят посидеть на цветочках. При этом бусины одного цвета должны находиться на цветах противоположного цвета.
Взрослый раскладывает разноцветные бусины на цветы, а потом ребенок повторяет их расположение. При ошибке взрослый напоминает ребенку правильное расположение бусин при помощи наводящих вопросов.
Цель: развиваем зрительную память. тренируем навык определять предмет по его форме, закрепляем знания о цвете, развиваем мелкую моторику.
Взрослый кладет в одну коробку несколько разных предметов, причем они должны отличаться друг от друга по цвету, но быть однотонными. Например, это могут быть красный колпачок от фломастера, синий карандаш, зеленый элемент мозаики и т. д. Перед тем как начать игру, взрослый просит детей внимательно посмотреть на предметы и запомнить каждый из них по цвету и форме. Можно предложить им взять эти предметы в руки. После того как все дети рассмотрят и запомнят цвет и форму предметов, взрослый складывает их в коробку. Затем дети по очереди подходят к коробке, закрывают глаза, опускают в нее руку и, нащупав рукой определенный предмет, пытаются определить, что это за предмет и какого он цвета. Если ребенок справляется с заданием, то он вытаскивает предмет и берет его себе, далее наступает очередь следующего игрока. Если ребенок ошибается в цвете предмета, то данный предмет возвращается в коробку, а ребенок остается ждать своей следующей очереди.
Второй вариант игры, который привлечет больший интерес детей, заключается в том, что вместо предметов в коробку кладутся конфеты с разноцветными фантиками. В итоге если ребенок угадывает цвет фантика, то конфету забирает себе.
Материалы для игры: небольшая коробка, разноцветные предметы (конфеты).
⇒ Во втором варианте игры важно, чтобы на каждого ребенка приходилось по две конфеты. Если ребенок в первый раз неправильно угадает цвет фантика, то во второй раз конфета все равно ему достанется.
Цель: развиваем зрительную память, внимание, логическое мышление, знакомимся с окружающим миром.
Взрослый показывает ребенку несколько картинок на одну тему, например животные. На каждой картинке какие-то детали перепутаны: у зайца одна лапа медвежья, а у медведя, наоборот, заячья лапа, у белки хвост лисы и т. д. Задача ребенка - просмотреть одновременно все картинки, найти ошибки.
Затем взрослый убирает картинки, а ребенок должен вспомнить, каких животных он видел и какие части тела у них были неправильными. Если ребенок перечислил не всех животных, то взрослый может помочь ему в этом наводящими вопросами.
Материалы для игры: картинки на определенную тему (например о животных) с перепуганными деталями.
⇒ Картинок должно быть не более 10, все они должны быть с равными животными, а перепутанных частей тела должно быть не более одной. В противном случае ребенок будет часто ошибаться и потеряет интерес к игре.
Найди пару
Цель: развиваем память, мышление, внимание.
Взрослый рассаживает детей за столом и раскладывает перед ними карточки. Темы рисунков могут быть любыми. Дети запоминают рисунки, а потом взрослый переворачивает их обратной стороной вверх. Затем взрослый открывает по одной картинке, показывает их детям и вновь переворачивает. Это он делает несколько раз со всеми картинками. Затем дети должны вспомнить, где какие картинки находятся, и определить, где лежит их пара. Если поначалу игра покажется детям сложной, то можно позволить им запомнить одну или две пары на выбор, а потом при неоднократном повторении показать, где они лежат.
Если ребенок неправильно открыл карточку, то очередь переходит к другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут открыты.
Материалы для игры: парные карточки с рисунками на разные темы.
⇒ Количество парных карточек с картинками должно соответствовать количеству игроков.
Цель: развиваем память, внимание.
Взрослый предлагает детям поиграть в сыщиков. Для этого один из них берет на себя роль разбойника, а другие (не более 3) — роль сыщиков. На столе раскладываются конфеты или другие предметы. «Сыщики» запоминают их количество, цвет, форму. Затем «сыщики» отворачиваются, а «разбойник» берет 1-2 конфеты. По возвращении «сыщики» обнаруживают пропажу. При этом они должны сказать, сколько конфет исчезло, какого цвета и формы.
Далее «сыщики» внимательно запоминают внешность «разбойника» и выходят из комнаты. В это время «разбойник» немного меняет внешность (расстегивает пуговицы, надевает кофту наизнанку, берет в руки какой-либо предмет и т. д.). Вернувшись в комнату, «сыщики» должны указать на все изменения во внешности «разбойника».
Материалы для игры: конфеты (или другие мелкие предметы) различной формы.
⇒ Будет правильнее, если роль разбойника будет отведена самому активному ребенку, так как более пассивные дети в роли сыщиков проявят всю свою скрытую активность.
Цель: развиваем память, внимание, мышление.
Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением различных предметов. Затем он просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и найти среди них те, с которыми соотносятся определенные слова. Эти слова произносит взрослый, а ребенок, найдя нужную картинку, откладывает ее в сторону. Например, если на картинках изображены дом, стакан, кошка, цветок, то взрослый должен произнести слова: «окно», «сок», «мышка», «ваза». После того как ребенок отложит в сторону все нужные картинки, он, опираясь на них, должен вспомнить те слова, которые произносил взрослый.
Наглядные пособия для игры: картинки с изображением разных предметов.
⇒ Игра должна протекать в доброжелательной атмосфере, и если ребенок не справляется с заданием, то можно его упростить.
Цель: развиваем зрительную память, внимание, логическое мышление.
Взрослый показывает ребенку сюжет любой известной ему сказки, нарисованный на картинке. Ребенок рассматривает ее в течение 2-3 минут. Затем взрослый предлагает ребенку другую картинку из этой же сказки, но сюжет на ней немного изменился. (Появились новые герои, предметы или наоборот исчезли.) Теперь задача ребенка заключается в том, что он должен найти различия в сюжетах, опираясь только на вторую картинку. Для усложнения игры можно предложить ребенку продолжить сюжеты из сказки.
Наглядные пособия для игры: картинки со сказочными сюжетами.
Цель: развиваем память, мышление, внимание
Перед началом игры взрослый объясняет детям, какие листочки бывают и на каких деревьях они растут. Для этого взрослый демонстрирует детям рисунок, на котором нарисованы деревья с листочками, и называет их. Потом он показывает детям такие же листочки, сделанные из картона.
Задача детей состоит в том, чтобы они, запомнив рисунок, подобрали листочки к деревьям и вспомнили их названия. Каждый ребенок берет только тот вид листочков, которые подходят к стволу его дерева. Поэтому перед выполнением задания взрослый раздает каждому ребенку по 1—2 ствола дерева (в зависимости от количества участников), а все листочки вперемешку высыпает на середину стола.
Дети сидят по кругу и по очереди берут нужные листочки. После выполнения этого задания взрослый кладет на середину рисунок с деревьями, который был показан им перед заданием, и сравнивает результаты. Взрослый может сам попросить детей найти свои ошибки. Если у некоторых детей ошибок нет, то они помогают разобраться в ошибках тем, у кого они есть. Если все дети справились с заданием, то они могут поменяться стволами деревьев и продолжить игру. В этом случае для придания большего интереса можно сократить время выполнения задания и включить ритмическую музыку.
Материалы для игры: вырезанные из картона стволы деревьев разного вида (5-7 штук), листочки разной формы (по 5-8 штук на каждый ствол). Рисунки деревьев разного вида с листочками. Отдельно изготавливаются листочки из желтой, красной и зеленой бумаги. Листочки должны быть разной формы и принадлежать разным видам деревьев (березе, дубу, клену, тополю, каштану, осине и т. д.). Предложенный цвет значения не имеет, разноцветные листочки нужны только для придания игре эстетики.
Цель: развиваем зрительную память, внимание, тренируем графические навыки, развиваем моторику пальцев рук.
Взрослый и ребенок нанизывают на леску бусины разных цветов, чередуя их по 2 штуки. Затем взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить расположение бусин. При этом он обращает внимание ребенка на то, как чередуются бусины по количеству, форме и размеру. Затем ребенок (под присмотром взрослого) нанизывает на второй отрезок лески оставшиеся бусины. В итоге взрослый и ребенок сравнивают оба отрезка и проверяют, насколько точно ребенок повторил композицию из бусин. Следует похвалить его за проделанную работу и предложить перейти к следующему этапу игры.
Теперь взрослый предлагает ребенку еще раз внимательно посмотреть на обе пары бус, запомнить различия в расположении бусин и зарисовать на одном листе бумаги сначала те бусы, который были собраны ребенком вместе со взрослым, а затем те бусы, которые были собраны ребенком самостоятельно. При этом взрослый должен напоминать ребенку о тех ошибках, который он уже допускал: «Посмотри, на первом рисунке бусина первоначально была желтой, а какую ты надел, когда собирал бусы самостоятельно?» И если ребенок дает правильный ответ (например: «Я надел вместо желтой синюю бусину»), то взрослый подтверждает его ответ: «Правильно, вот и рисуй в этом месте синюю бусину».
Таким образом, ребенок в буквальном смысле зафиксирует свои ошибки, а значит, лучше разберется в них.
После того как этап игры с рисунком закончен, взрослый должен попросить ребенка еще раз взглянуть на первый рисунок и запомнить последовательность бусин. Затем ребенок (опять под присмотром взрослого) должен нанизать бусы по образцу, изображенному на первом рисунке. При этом он не должен опираться ни на рисунок, ни на бусы, которые он собирал вместе со взрослым. После выполнения этого задания взрослый показывает ребенку первые бусы и они вместе сравнивают результаты. Если на этот раз ребенок допустил хотя бы на 2—3 ошибки меньше, то результат можно считать положительным, а игру - проведенной плодотворно, с пользой.
Материалы для игры: 10 пар бусин, разных по цвету, форме, размеру, леска.
⇒ На третьем этапе игры, когда ребенок во второй раз собирает бусы, взрослый дает ему бусины, которые он снимает с бус, первоначально собранных ребенком с ошибками.
Цель: развиваем звуковую память, графические навыки.
Взрослый читает ребенку несколько стихотворений о животных. Затем ребенок должен пересказать содержание каждого из них и нарисовать любое животное из прочитанных стихов. Для игры хорошо подходят стихи А. А. Барто.
Материалы для игры: стихи о животных, карандаши, бумага.
Бестолковый рыжик
Как воспитывать
Щенков,
Знаю я из книжек,
Но ужасно бестолков
Годовалый Рыжик.
Каждый день учу щенка!
Достижений - нету!
Невоспитанным пока
Ходит он по свету.
Сахар сразу он берет,
Очень любит ласку,
А скомандуешь: «Вперед!» -
Лезет под терраску.
Нарисованный щенок
В книжке, на обложке,
Нарисованный щенок
Спит в объятьях кошки.
А. Барто
⇒ Эту игру можно проводить с группой детей, тогда каждый ребенок пересказывает по одному стихотворению. При зарисовках животных возможны повторения. Например, двум мальчикам понравился один и тот же персонаж — мишка. Пусть дети нарисуют его, а взрослый после оценит каждый рисунок.
Желательно, чтобы каждый ребенок выучил стихотворение про то животное, которое он нарисовал.
Цель: развиваем зрительную память, мышление.
Взрослый расставляет на полки книг и просит ребенка запомнить их расположение. Затем ребенок отворачивается, а взрослый переставляет местами несколько книг. Задача ребенка - поставить книги в первоначальном порядке. Если ребенок справился с заданием, то игра переходит на второй этап.
На втором этапе взрослый переставляет местами только большие книги, а книги среднего и маленького размера оставляет нетронутыми. Задача ребенка - определить, какие именно книги были переставлены.
Затем следует третий этап игры, на котором первоначально книги расставляются по цвету, причем вне зависимости от толщины и размера книги одного цвета чередуются с книгами другого цвета. Ребенок, запомнив, как стоят книги, снова отворачивается, а взрослый переставляет книги по цвету. Делать это нужно таким образам, чтобы цвета книг в итоге не оказались перемешанными. Например, если на полке находятся три книги красного цвета, пять книг желтого и две зеленого, то можно поставить их так, что сначала будут располагаться все книги желтого цвета, затем красного, а потом зеленого.
Материалы для игры: книги разного размера и цвета.
⇒ В то время, когда ребенок старается запомнить расположение книг, взрослый должен обратить его внимание на размер или цвет, в зависимости от того, на каком этапе игры ребенок находится. Благодаря этому у ребенка появится подсказка, которую он сможет использовать при выполнении игровых заданий.
Цель: развиваем зрительную память ребенка, творческую фантазию, мелкую моторику.
Взрослый делит между собой и ребенком спички (по 10 штук). Затем выкладывает из своих спичек несложную фигуру или букву и просит ребенка внимательно на нее посмотреть и запомнить. Далее ребенок без опоры на рисунок взрослого должен повторить его, используя свои спички. После этого ребенок и взрослый меняются ролями.
Для усложнения игры можно ввести какие-нибудь небольшие предметы, например пуговицы, фасоль или горох.
Материалы для игры: спички, пуговицы, фасоль, горох.
⇒ Вовсе не обязательно, чтобы Гребенок складывал из спичек что-то особенное. Допускается любой узор. Однако важно, чтобы он сам его запомнил и подсказывал взрослому, если тот будет допускать ошибки. Взрослому можно намеренно ошибаться с целью тренировки памяти ребенка.
Цель: развиваем память, мышление, речь, двигательный аппарат.
Взрослый предлагает детям пофантазировать и представить, что они оказались в лесу. Каждому ребенку отводится роль определенного животного. Дети по очереди должны вспомнить и изобразить это животное по следующей схеме:
1. Описать словами внешность животного.
2. Показать, как животное передвигается.
3. Показать, как животное спит.
4. Рассказать, что животное любит есть.
5. Показать, как животное ловит добычу.
Можно предложить детям самим выбрать и описать животное, не называя его.
Игроки должны по описанию догадаться, какое животное.
Цель: развиваем память, внимание.
Игра состоит из трех этапов. На первом этапе взрослый расставляет шахматные фигуры, чередуя черные с белыми. Ребенок внимательно смотрит и запоминает расположение фигур. Затем на середине шахматного поля ставится перегородка. На второй половине поля ребенок должен расставить фигуры так же, как это сделал взрослый. После этого перегородка убирается и сравниваются результаты. Они оцениваются взрослым по пятибалльной системе.
На втором этапе игры взрослый обращает внимание ребенка на количество фигур. Для
Третий этап игры состоит в том, что внимание ребенка привлекается к форме фигур. Для этого взрослый берет разные шахматные фигуры, например пешку, коня, ладью одного цвета и выставляет их в произвольном порядке. Ребенок, запомнив, повторяет их расположение на своей половине шахматного поля, а взрослый подсчитывает результаты. Если ребенок в итоге набрал 11-13 баллов, то результат можно считать положительным.
Материалы для игры: шахматы, картонная перегородка.
Цель: развиваем память, логическое мышление, внимание.
В игре участвуют несколько детей. Взрослый по алфавиту называет буквы, а один из детей его останавливает. На какой букве остановился взрослый, на такую букву должно начинаться название города. Дети по очереди называют города, причем каждый ребенок называет тот город, название которого начинается на последнюю букву предыдущего слова. Дважды повторять одно и то же название нельзя. Если ребенок ошибается или не знает нужного названия, то он выбывает из игры. В итоге побеждает тот, кто последним назовет город.
Если название города заканчивается на «ь», «и» или «ы» — первой буквой следующего слова становится его предпоследняя буква.
Цель: развиваем зрительную память, внимание, речь, мышление.
Ребенок ходит по комнате, запоминает но на те предметы, о которых он еще не рас- расположение предметов и их цвет. Затем сказал, выходит в другую комнату и рассказывает взрослому о том, что где находится. При этом рассказ должен продолжаться до тех пор, пока ребенок не расскажет обо всем, что он запомнил. Затем взрослый просит рассказать о не очень важных деталях в расположении предметов в комнате. Например, включен или выключен свет, лежит ли что-нибудь на столе.
Если ребенок плохо справляется со вторым заданием, то взрослый разрешает ему еще раз войти в комнату и посмотреть внимательно на предметы, о которых он ещё не рассказал.
Цель: развиваем память, логическое мышление, воображение.
Дети садятся в круг. Взрослый называет слово на определенную тему, например еда. Первый ребенок повторяет слово. Допустим, это слово хлеб. Второй ребенок должен повторить это слово и добавить свое на ту же тему. Например, хлеб, молоко. Следующий ребенок дополняет перечень своим словом. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-то из детей не ошибется, т. е. не перечислит все названные слова. Затем тему игры можно поменять и проводить ее так, чтобы начинал игру тот ребенок, который ошибется.
Цель: развиваем слуховую память, внимание, мышление, речь.
Взрослый делит детей на две группы и объясняет им задания. Все дети должны внимательно слушать и запоминать содержание рассказа. Затем первая группа должна по первой части рассказа придумать три вопроса, на которые будут отвечать дети из второй группы. А дети из второй группы должны предложить три вопроса по второй части рассказа.
После того как рассказ прочитан, детям дается некоторое время на обдумывание вопросов. Когда обе группы ответят на поставленные вопросы, то взрослый объявляет победителей по двум направлениям — за хорошие вопросы и за хорошие ответы. Таким образом, взрослый определяет, какие дети слушали рассказ внимательнее, а какие были более внимательны при подготовке вопросов.
Цель: развиваем память, графические навыки, творческую фантазию, мышление
Взрослый предлагает ребенку вспомнить его самую любимую одежду - платье, рубашку, костюм. Затем ребенок должен описать ее на память, используя схему:
1) цвет;
2) наличие рисунка;
3) наличие карманов и их количество;
4) наличие пуговиц, их цвет;
5) наличие кружев и других украшений;
6) длина (может показать руками);
7) наличие пояса, ремешка, тесемок и т.д.
Взрослый может задавать наводящие вопросы. Затем эта вещь достается из платяного шкафа, и рассказ дополняется теми деталями, о которых ребенок забыл. Далее ребенок должен опять по памяти нарисовать данную вещь. Не стоит его торопить. Можно позволить ему немного пофантазировать и подрисовать к вещи какую-то деталь, например дополнительное кружево. Однако слишком увлекаться тоже не стоит. взрослый должен направлять ребенка на то, что нарисованная вещь должна быть похожа на настоящую. Затем платье вырезается из бумаги со специально отведенными по краям загибами. Потом взрослый может помочь ребенку сделать макет куклы из картона. При этом нужно сладить, чтобы размер изготовленной одежды совпадал с размером куклы.
Прежде чем вырезать нарисованную куклу, желательно приложить изготовленную одежду и подкорректировать размеры куклы. После этого взрослый доверяет всю оставшуюся часть работы ребенку, т. е. ребенок вырезает куклу и наряжает.
Потом он должен рассказать, куда можно ходить в подобной одежде и где появляться в ней не следует. Кроме того, можно попросить ребенка вспомнить, как правильно ухаживать за этой одеждой, чтобы она оставалась красивой и опрятной долгое время.
Материалы для игры: одежда из детского гардероба, картон, карандаши, бумага, ножницы.
⇒ Подобную игру можно провезти с любой одеждой ребенка. Есть одежда, которую ребенок не очень любит. Поэтому, воспользовавшись данной игрой, можно изменить отношение к ней ребенка, а существующие недостатки платья или кофточки можно подкорректировать на рисунке.
Цель: развиваем эмоциональную память, мышление, решаем проблемы, связанные с отрицательными эмоциями ребенка.
Взрослый поочередно показывает ребенку картинки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, например, картинка с тортом и картинка с плачущим ребенком. Ребенок должен вспомнить и рассказать о чувствах, которые возникали у него при виде этих картинок. При рассказе об отрицательных эмоциях нужно спросить у ребенка, как можно помочь тому, кто изображен на картинке.
Наглядные пособия для игры: картинки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции.
⇒ Можно предложить ребенку вспомнить свои отрицательные и положительные эмоции, а при возникновении первых необходимо, чтобы взрослый помог ребенку забыть отрицательные эмоции, которые до сих пор его беспокоят. Для этого взрослый должен предложить ребенку хотя бы один позитивный вариант решения вопроса.
Цель: развиваем память, внимание, навыки математического мышления.
Взрослый вкладывает в книгу 5-7 фотографий и предлагает ребенку запомнить номер страницы, на которой находится та или иная фотография. (Фотографии можно класть не дальше 20-й страницы.) Затем взрослый называет имя того, чье фото вложено в книгу, а ребенок должен ответить, на какой странице эта фотография находится. Если ребенок затрудняется ответить, то взрослый может подсказать первую цифру. После того как игра закончилась, роль ведущего отдается ребенку.
Только теперь ребенок смотрит на цифру страницы и спрашивает взрослого, чья фотография лежит на этой странице. При этом ребенок держит книгу так, что все фотографии в ней лежат вверх обратной стороной. Если ребенок не согласен с ответом взрослого, то он предлагает свой вариант ответа. Потом фотография открывается, и побеждает тот, кто ее угадал. Игра продолжается до тех пор, пока все фотографии не будут опознаны.
Материалы для игры: книга, фотографии разных людей, знакомых ребенку.
⇒ Желательно, чтобы люди на всех фотографиях были разными. Это позволит ребенку лучше запомнить страницы, на которых они лежат. Если же фотографии будут повторяться, например фотографии мамы, то ребенок может просто не понять, о какой именно фотографии идет речь, и назовет неправильную страницу. В этом случае ребенок будет, с одной стороны, прав, а с другой — неправ. В итоге может возникнуть спорная ситуация и интерес к игре будет утрачен.
Цель: развиваем слуховую память, логическое мышление, речь.
В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый включает детям фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.
Материалы для игры: музыкальные фрагменты из любимых мультфильмов ребенка.
Цель: развиваем память, тренируем навыки определения предмета на вкус и по запаху.
Взрослый завязывает детям глаза и дает понюхать разные фрукты - банан, грушу, яблоко, апельсин, лимон и т. д. Задача детей - определить по запаху, какие фрукты. После того как дети справились с заданием, взрослый просит детей закрыть глаза и дает попробовать им фрукты одного и того же вида. Затем дети должны определить и нарисовать его, но так, чтобы никто другой этого не видел.
Потом взрослый дает попробовать всем детям другой вид фруктов и тоже просит его нарисовать.
После этого рисунки сверяются и определяются результаты игры. Выигрывает тот, кто правильно нарисовал нужные фрукты.
Материалы для игры: фрукты, листы бумаги, карандаши.
Цель: развиваем музыкальную память, логическое мышление.
Взрослый рассаживает детей на стульчики в один ряд и берет в руки игрушечный барабан. Взрослый выбивает несложный музыкальный рисунок, а дети должны запомнить его на слух и повторить, хлопая при этом в ладоши.
Затем взрослый усложняет музыкальный рисунок, а дети повторяют его не только хлопаньем в ладоши, но и топаньем ногами. На следующем этапе игры взрослый использует два музыкальных инструмента, например колокольчик и тот же игрушечный барабан. При помощи этих инструментов взрослый создает простой музыкальный рисунок, а дети должны его повторить, хлопая в ладоши и топая ногами. Важно, чтобы взрослый перед началом этой игры определил, что, например, вместо звуков барабана дети будут топать ногами, а вместо звука колокольчика - хлопать в ладоши.
Материалы для игры: игрушечный барабан, колокольчик, детские стульчики.
⇒ Желательно, чтобы, перед тем как дети начнут повторять музыкальные рисунки, взрослый повторил их несколько раз, а потом сам показал детям, сколько раз нужно похлопать в ладоши, а сколько раз нужно потопать. Делать это нужно до тех пор, пока дети не усвоят игру в достаточной степени.
Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников
Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Нет комментариев. Ваш будет первым!