Программное содержание. Настраивать детей на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки; заинтересовать содержанием сказки; учить размышлять по поводу сюжета; вызывать состояние покоя и добрые чувства.
Материалы. Кукла Ваня, аудиозапись колыбельной песни; картинки для театра: семейство ежей, забота семьи о малютке еже; сынок - ежонок уходит из дома, ежонок один в темном лесу; ежонок встречает волка; волк натыкается на иголки ежонка и кричит от боли; ежонок встречает своих родителей; ежонок становится храбрым и смелым.
Ход игры
Воспитатель включает аудиозапись колыбельной песни и вносит куклу —«спящего» Ваню. Дети слушают песню, а воспитатель качает Ваню. По окончании песни воспитатель тихо, чтобы не будить Ваню, читает стихи Я. Акима «Тихая песня»:
Баю-баю-баиньки,
Спи, сыночек маленький.
Все уснуло до зари.
Спят на ветках снегири.
Спят в озерах утки,
Синенькие грудки.
Спят на небе облака,
Золоченые бока.
В тучу солнышко ушло
На ночь в косы заплело
Чистые, лучистые
Нити золотистые.
В тихой речке видит сон
Старый сом, усатый сом...
Баю-баю-баиньки,
Засыпай, мой маленький.
Воспитатель. Все уснули, и Ваня спит. Ночь пришла, темноту принесла. Задремал за печкой сверчок, свернулся котик в клубок, спят деревья, спят мосты, спи, мой Ванюшка, и ты. Ребята, вам понравилась песня, которую я пела Ване? Это колыбельная песня. Под нее мой Ваня быстро засыпает. Я пою ее тихо-тихо.
Тихо песенку спою,
Ваню покачаю,
И шуметь никому
Я не разрешаю.
Вдруг мой Ванечка проснется,
Испугается во сне?
И поэтому придется
Посидеть нам в тишине.
Воспитатель прикладывает палец к губам и держит паузу —тишину. Потом кладет Ваню на кровать и подходит к ребятам. Спрашивает, у кого из них есть братики и сестренки, как с ними общаются родители, бабушки и дедушки и сами ребята. Вызывает у детей чувство нежности и любви у детей к малышам.
Затем педагог рассказывает сказку в театре картинок.
Сказка в театре картинок «Маленький ежик»
В одном лесу жило семейство ежей: папа-еж, мама-ежиха, сынок-ежик. Жили они, поживали, и однажды у мамы-ежихи родился ещё один ежонок малютка. Родители души в нем не чаяли. Мама всегда стелила ему мягкую постельку из сухих листьев и кормила молочком. Папа утеплял нору ветками и пухом. Один сынок-ежик вертелся без дела. Все внимание родителей доставалось малютке. Его нужно было вовремя кормить, укладывать спать. Сынка-ежика никто не замечал. «Никому я не нужен», —подумал сынок- ежик и ушел. Он убежал далеко от норы, заигрался с еловыми шишками и не заметил, как попал в незнакомый лес.
Наступил вечер, стало темно и холодно. Ежонок загрустил: «Лучше сидел бы я в норке, играл с листьями». Ежику стало совсем грустно, он вспомнил, как дома было тепло, вкусно пахло молоком и яблоками. Ежик совсем было упал духом, как вдруг услышал чье-то теплое дыхание.
Это был незнакомый зверь. Он нагнулся совсем близко, и ежик почувствовал опасность. Незнакомец зарычал, завыл и тронул ежика лапой. Это был волк. Ежонок свернулся клубочком и выставил перед носом волка свои острые иголки. Волк нагнулся было ниже, да вдруг как заскулит от боли: «У-у-у!» Иголки так и впились ему в нос. Волк кинулся бежать, на ходу вытаскивая из носа колючки. Ежик сидел не шелохнувшись. Он не понимал, почему убежал волк.
Понемногу ежик стал приходить в себя. Он огляделся вокруг —никого не было, и, что было силы, бросился бежать домой. Бежал он, бежал и, наконец, прибежал к дому. Возле дома стояли мама-ежиха и папа-еж, они так переживали, что не стали даже наказывать сынка-ежика. Папа- еж сказал только: «Сынок, ты уже большой, но не стоит далеко отлучаться от дома. Волки ходят так близко!» Мама-ежиха сказала: «Милый сынок, я так по тебе скучала, где же ты был?» Ежик обрадовался, что папа и мама его ждали, и сказал: «Так значит, вы меня все же любите?» Мама заплакала и сказала: «Милый малыш, какая же мама не любит своего ребенка? Я так люблю тебя, мой милый, что никогда-никогда не буду разлучаться с тобой!»
Сынок-ежик расхрабрился и сказал: «Мама, папа! Сегодня я победил волка! Он убежал от меня! Но почему, я не понял. Я только свернулся калачиком, и все». Папа ответил: «Малыш, ты стал настоящим ежом, у тебя появились острые иголки, и ты можешь отпугивать врагов. Ты вырос, и я горжусь тобой!» От этих слов ежонок почувствовал себя очень сильным. Он стал помогать маме и папе заботиться о маленьком братике, ведь он, старший брат, теперь сильнее и должен его защищать.
После сказки воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, что ребята хотят спросить по ее содержанию.
Связь с другими занятиями и деятельностями. Развитие речи, ознакомлении с окружающим.
Программное содержание. Побуждать детей к вхождению в роль; привлекать к подготовке предметной среды для игр; заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему; побуждать к интонационной выразительности в роли.
Материалы. Предметная среда для игры в повара, костюм повара.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приносит кастрюльку и говорит: «У нас есть новый повар—Варя. Она готовит еду на весь детский сад».
Воспитатель проводит инсценировку (стихи А. Шибаева, Н. Губановой), используя необходимые атрибуты (сковорода, тарелки, чашки, стол, плита и др.)
Инсценировка «Варя-повариха»
Воспитатель.
Наша Варя — повариха.
И печет, и жарит лихо.
Варя.
Заходите на блины,
Говорят, они вкусны.
Воспитатель.
Варя масла подливает,
Снова тесто наливает.
Варя.
Вы попробуйте блины,
Говорят, они вкусны.
Воспитатель.
К Варе раз пришел Барбос.
Он в тарелку сунул нос.
Барбос.
Чую, запах превосходный!
Дай блинка, ведь я голодный!
Воспитатель.
А потом пришел Тимошка,
Попросил блинков немножко.
Тимошка.
Мяу! Теплые блины
Мне, пожалуй, не нужны,
Но сметанка превосходна.
Дай сметанки, я голодный!
Воспитатель.
Варя чаю наливает,
Всех блинами угощает.
Варя.
Заходите на блины,
Говорят, они вкусны.
В этой инсценировке могут участвовать как игрушки (Барбос, Тимошка, Варя), так и дети.
Если инсценировка проводилась в первый раз в виде показа (спектакля) с использованием игрушек, то желательно после ее окончания побеседовать с детьми по ее сюжету (кто были герои, что они делали, кто просил блинов, чем угощала Варя). Если инсценировка знакома, то ее следует проводить с участием детей. В этом случае можно вызывать детей на роли по ходу действия («Коля у нас будет Барбос. Покажи, как ты, Барбос, просишь блинка?»). Текст инсценировки в любом случае должен выучиваться непринужденно, в ходе частого обращения к ней.
После инсценировки воспитатель может включить веселую музыку, и все дети берут посуду и «готовят» еду для игрушек (помешивают, кормят, жарят и т.п.).
Программное содержание. Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнеров.
Материалы. Атрибуты и декорации к сценке про кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь — предметы-заместители; пожарная машина).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель привозит пожарную машину и ударяет в колокол: «Тили-бом! Тили-бом! Что случилось? Это приехала пожарная машина, она бывает там, где пожар. Что горит? Это горит дом! Давайте спасать дом и хозяев!»
Дети выступают в роли пожарных и героев русской народной потешки. Воспитатель — в роли ведущего.
Инсценировка «Кошкин дом»
Ведущий.
Тили-бом! Тили-бом!
(Ребенок-пожарный бьет в колокол.)
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
(Выбегает кошка с вещами.)
Кошка выскочила, Глаза выпучила,
(Выбегает курочка с ведром.)
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
(Выбегает лошадка с фонарем.)
А лошадка —с фонарем,
(Выбегает зайка с листом.)
Серый заюшка — с листом.
(Все участники гасят пожар: дуют на огонь, льют воду.)
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
По окончании инсценировки воспитатель хвалит пожарных за работу, кошка благодарит всех соседей. Соседи утешают кошку и с помощью воспитателя вносят предложения, что ей дальше делать (приглашают к себе пожить; предлагают построить новый дом и др.). Воспитатель предлагает детям помочь несчастной кошке-погорелице и построить новый дом.
Игра-разминка «Постройка дома»
Роли: ведущий (воспитатель), кошка, строители, соседи (дети).
Воспитатель.
Был у кошки старый дом,
Хорошо ей было в нем.
(Дети водят хоровод.)
Дом сгорел, и мы готовы
Кошке дом построить новый.
Строители.
Мы сгрузили кирпичи,
Закаленные в печи.
(Имитируют укладку кирпича.)
Раз-раз, раз-раз,
И готов один этаж!
Воспитатель.
Тут соседи подбежали,
Кирпичи нам подавали.
Соседи (имитируют подачу кирпича).
Раз-раз, раз-раз,
И готов второй этаж!
Воспитатель.
Вот и дом готов для кошки,
Ждать пришлось совсем немножко.
Кошка.
Уж как рада я тому,
Буду жить в своем дому.
(Кланяется всем поочередно.)
Всем спасибо за работу.
Всем спасибо за заботу.
Заходите в новый дом,
Новоселье будет в нем!
(Все герои входят с подарками, потом весело пляшут.)
Программное содержание. Вовлекать детей в диалог; побуждать к вхождению в роль; поощрять каждого ребенка в выбранной роли.
Материалы. Атрибуты для ярмарки (товары), русский народный костюм для взрослого (или его элементы).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи.
Ход игры
Воспитатель выходит в роли Матрешки и приглашает детей на ярмарку.
Матрешка.
Все на ярмарку спешите,
Все на ярмарку идите,
Тут найдете все, что надо:
Слоники из мармелада.
Зайцы из шоколада,
Румяные калачи
С пылу, с жару из печи!
Подходи, не задерживайся!
Дети подходят к Матрешке и покупают товар — вырезанные из бумаги кружки-монетки. Матрешка.
А вот новые
Кафтаны бирюзовые!
Красные сапожки
Из лаковой кожи,
Платья, кружево.
Покупай, пока дешево!
(Обращается к девочке.)
А вам, сударыня, что нравится?
Вот кукла-красавица. Берете?
Девочка. Да.
(Матрешка отдает девочке куклу.)
Матрешка (обращается к мальчику).
Вам, сударь, вот этот жилет.
Нравится или нет?
Коль нравится — берите,
А нет — завтра приходите.
(Мальчик берет жилет.)
А вот моя соседка Настасья. (Матрешка подходит к произвольно выбранной девочке.) Настасья, что продаешь, платье?
Настасья. Да.
Матрешка.
Платье у тебя какое,
Красное или золотое?
Настасья. Золотое.
Матрешка.
Возьму для своей дочки.
Ей оно понравится очень.
(Берет у Настасьи воображаемое платье.)
Цель данной инсценировки — вовлечь детей в диалог, побудить участвовать в ярмарке — покупать или продавать, рекламировать товар. Дети подходят по одному, примеряют, оценивают, выбирают товар. Воспитатель может вовлечь любого ребенка в диалог в роли покупателя или продавца. Сначала дети будут действовать робко, потом, привыкнув, будут себя чувствовать уверенно в таком виде игры. Таким образом, длительность игры зависит от самих играющих.
Матрешка.
Солнце за лес спускается,
Наша ярмарка закрывается!
Приходите, гости,
Завтра снова в гости!
Автор: Губанова Наталья Федоровна – кандидат педагогических наук
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие общения для дошкольников
Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!