Главный герой всех игр – Лутонюшка.
Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.
Я — ухоженный ребенок,
За собой слежу с пеленок.
Знаю, что мне надо делать,
Чтобы чистым было тело,
Чтобы зубы не болели,
Хвори чтоб не одолели!
Пока во дворе шла обычная утренняя суета и ты помогал животным завтракать, Лутонюшка после утренней гимнастики начал приводить себя в порядок, чтобы быть чистеньким и аккуратным целый день. Распевая песенку, он пошел в ванную. А дедушка, который тоже встал, кряхтя и постанывая, медленно (кости-то уже немолодые и негибкие, потому что мало физкультурой занимался) пошагал во двор, где к стене дома был прибит умывальник. Кошка Крошка побежала за дедушкой, а котенок Игрунчик, подпрыгивая и прогибаясь, последовал за своим любимым хозяином Лутошкой (так иногда называла бабушка Лутонюш- ку, когда сердилась). Сел Игрунчик в сторонке и начал лапкой умывать свою мордочку. А Лутонюшка взял зубную щетку с красивой пластмассовой ручкой и мягкой щетинкой и начал чистить зубы. Кошки зубы не чистят, потому что не знают, как, и не хотят знать. Не любят ничему учиться. Все бы только играть! Лутонюшка пытался приучить котенка следить за своими зубами, всегда показывал ему, как их чистить. А вдруг что-нибудь и западет котенку в память из его уроков! Он рассказал кошкам, зачем чистят зубки. А ты знаешь, для чего это делают каждое утро и на ночь?
❧ Выучи стихотворение и рассказывай незнайкам и грязнулям, что делать, чтобы к зубным врачам не обращаться.
Чтобы зубы не болели,
Дольше сохранились,
Люди зубы свои утром
Чистить научились!
От еды за целый день
Зубы загрязняются.
Зубы чистить также на ночь
Умные стараются:
Чтоб от грязи не загнили,
Чтоб, как сахар, белы были!
Игрунчик мыл свою шерстку и косился одним глазом на мальчишку. А тот учил.
1. Води щеткой во рту и туда, и сюда, и сверху вниз, и снизу вверх. Целых 3 минуты води, будь терпеливым!
2. Прополощи рот водичкой!
Почистив зубы, Лутоша прополоскал рот из стаканчика, который ему бабушка приготовила для полоскания. Водичка была кипяченая, потому что в сырой воде из речек и озер микробы заразные плавают.
Развиваем внимание, запоминаем текст, учимся правилам гигиены и этикета
Материал для игры
Наша книжка и предметы по тексту: зубная щетка, зубная паста, стаканчик пластмассовый, рукавичка, 2 полотенца — для лица и ног.
- Полощи рот правильно, как это делает Лутонюшка!
Расскажи кукле, как прополоскать зубы.
1. Набери воды в рот, закрой его и гоняй водичку, не глотая.
2. Отклони голову назад и полощи-булькай. Воду не глотай! Выплесни ее изо рта.
Потом открыл Лутонюшка кран, потекла холодная водичка, ну, не такая уж и холодная. Зимой она бывает прямо ледяная. И тогда бабушка помогает ему сделать водичку потеплее, смешивая ее с горячей. Подставил Лутонюшка ладошки горсточкой и стал мыть личико: помыл щечки, лоб, носик. И про уши и шею не забыл!
За ушами помыл,
Пальчик в ухо вставил,
Ушко тщательно протер,
Грязи не оставил!
❧ А как ты ухаживаешь за собой перед сном? Любишь свои ножки? Как? Что с ними делаешь? Для чего? А своим игрушечным друзьям моешь ноги перед сном? Скажи всем грязнулям, пусть запомнят:
На ночь моют свои ножки
Мишки, зайки и матрешки!
Даже волки и ежата,
Не помыв их, не ложатся!
Даже лисы, даже лоси
Грязь в постели не приносят!
❧ Собери своих игрушечных зверят и расскажи, чем вытирают лицо и ноги. Не перепутай полотенце для ног с полотенцем для лица, как получилось у козочек.
Вышла с козами оплошка:
Вытирали они ножки
Полотенцем нашей кошки.
Сердится чистюля-кошка:
«Взяли б лучше вы ветошку
Иль хотя б вон ту рогожку!
Я купила у матрешки
Полотенце за три трешки.
Я лицо им вытирала,
Вам его я не давала!»
❧ Посмотри на рисунок: чье полотенце длиннее, а чье короче?
Закрась самое длинное полотенце голубым цветом, а самое короткое — розовым. Другие раскрашивай по желанию.
- Закончи фразу:
Полотенце-рушничок протянул сверчку ... (сверчок).
- Повтори скороговорку:
Цаца-царапа полотенце зацапала. Котик уже почистил свою шерстку и подал хозяину варежку, которую бабушка сшила из мягонькой ткани. Халат свой банный махровый распорола и нашила варежек для себя, для внука и для Старого, так она к дедушке обращалась. Сел котик Игрунчик в сторонке и начал наблюдать за Лутоней. А тот начал обтирать свое тело. Вот что он делал.
1. Намочил варежку.
2. Отжал ее.
3. Надел на левую руку и начал обтирать правую руку от пальчиков к плечу.
4. Переодел варежку на другую руку и начал обтирать левую так же, от пальцев до плеча.
5. Обтер грудь и тело.
Спинка находится сзади. И мыть ее непросто, особенно малышам — руки-то еще короткие. И наш Лутонюшка, который протер влажной рукавичкой все, что мог, спинку не смог обтереть, не достал. Позвал на помощь бабушку, а той недосуг, делом занималась, завтрак готовила. Но помощник тут же нашелся. Это был Знатка, суровый старик-сосед, живший в доме неподалеку. Он и помог обтереть Лутонюшке спинку. Он пришел в дом к соседям не просто так — принес привет и улыбку.
Заглянул он в дом к соседям, чтобы поздороваться. А поздороваться — это значит пожелать человеку здоровья и добра. Во всех странах все люди с давних-давних пор всегда здороваются.
Идут навстречу, говорят: «Здравствуйте!» А если кто-то не хочет здороваться, значит, недобро к тебе относится, а может, просто не знает, что принято желать каждому здоровья.
Но Лутошка-то умница! Все знает! Он выглянул из ванной и сказал:
— Доброе утро, дядя Знатка!
— Доброе утро, соседушка!
Утром всегда так говорят, желая добра и знакомым, и незнакомым.
❧ А что надо говорить вечером? Пусть твой мишка ответит! Поиграй в приветствия со своими игрушками.
— Здравствуй, мишка,
— Здравствуй, мышка!
— Будь здоров и ты, малыш!
— Утро доброе, лошадка!
— Да уж ночь уже, глупыш!
— Добрый вечер! Перепутал.
«С добрым утром!» — скажем утром!
- Попроси маму (бабушку, сестренку) сшить рукавички из махровой ткани, чтобы делать обтирания. Вот такие рукавички:
Чистенький, с белыми зубками и со свежим дыханием, в самом лучшем настроении вышел Лутонюшка из ванны, чтобы быстренько одеться и пойти в столовую, откуда доносился запах печеных оладушек, которые он ел со сметанкой по утрам. Вечером, раздевшись для сна, малыш аккуратненько сложил всю одежду рядом с кроваткой, на креслице, чтобы не метаться потом утром и не разыскивать по углам свою разбросанную одежду. Время надо экономить для игр и полезных дел. К чему его растрачивать на поиски своих штанишек, маечки? Ведь растеряхам сложно жить. Время от них убегает вперед. Везде они опаздывают, ничего не успевают, все их ругают. А все очень просто — нужно только правило знать и всегда его помнить: аккуратным надо быть — и себя, и всех любить!
Учим работе с текстом, приучаем быть аккуратным
Материал для игры
Картинки с разбросанной одеждой, сложенная стопочкой на табурете одежда, аист с плакатом в клюве.
Ход игры
Воевода, помощник Лутонюшки, учит ребятишек быть аккуратными. Делает он это на занятиях под названием «Минутка аккуратности». Сначала он читает нижеследующий текст.
Когда Лутонюшка был совсем маленьким, куда он только ни бросал свои вещи! Родители и Бабуля с ним просто замучились. Но однажды утром прилетел аист, который приносит детей, попросился в комнату мальчика и повесил на стену красивый плакатик с картинками. Так как Лутонюшка еще не умел читать, аист сам все прочитал. На плакатике стоял заголовок: «Для зверушек и детишек!» А ниже аист красиво написал:
Правило аккуратности
Не бросай свою одежду!
Это делают невежды.
Снял колготки и сложил,
Рядом майку положил!
По утрам лишь растеряхи
Ищут обувь и рубахи.
- Выучи это правило наизусть и напоминай его себе, когда снимаешь с себя одежду. Поиграй с куклами-неряхами и другими игрушками в «Минутку аккуратности». Проведи с ними «Занятие-внушение». Не уставай повторять своим мишкам-зайчишкам Правило аккуратности. Выучи и расскажи своим родителям, бабушке и дедушке стишок.
Правило давно я знаю.
Утром время не теряю.
Ничего не разбросаю,
Аккуратно все сложу,
Утром быстро одеваюсь,
По квартире не кружу.
Учим работе с текстом, развиваем внимание и память, закрепляем понятие одежды детской и взрослой; учим различать одежду зимнюю и летнюю
Материал для игры
Одежда для кукол, вырезанная из бумаги или раскрасок, картинки с изображением одежды; два кукольных тазика, цветные карандаши.
Наш Лутонюшка всегда, как бы ему ни хотелось спать, снятую одежду складывал в одно место, а утром быстренько-быстренько одевался. Вот и сейчас подошел он к креслу, посмотрел... и ахнул от удивления: никакой одежды на кресле не лежало! Он оглянулся и нигде не увидел ни своей футболочки, ни носочек, ни штанов. «Наверное, бабушка унесла все постирать», — догадался он. Вчера ему пришлось поработать на огороде, травку сорную с грядок вырывать. От зеленой травы остались на футболке пятна. «А вдруг одежду кто-то утащил?» — подумал малыш. Это могла сделать мышка Шуршишка. Она выбиралась из своей норки, когда дома никого не было, и утаскивала в свою норку кусочки сыра, хлеба, колбасы со стола. А сегодня, пока он спал или ходил умываться, она унесла его одежду!
— Эй, Шуршишка! — позвал мальчик и спросил: — Ты зачем, шалунья-мышка, унесла мои штанишки?
Никто ему не ответил. А где мышкина норка, мальчик просто не знал. Он открыл шкафчик, где была сложена вся остальная его одежда. На глаза ему попались теплая куртка, шерстяная шапочка с полосками и шарф. Нет, это не то, что ему сейчас нужно. На дворе лето, не просто теплая, а жаркая пора. Солнышко совсем близко у земли и греет, как печка. А вот и валеночки стоят в уголке. Он по снегу в них зимой ходит, чтобы ноги не замерзали. А сейчас ноги в них просто вспотеют, при такой-то жаре!
Рядом стоят резиновые сапожки — это для осени. Когда идет дождь холодный, солнышко прячется за тучами, все кругом хмурое, лужи на каждом шагу, тогда их надевают. И весной, когда снег тает, грязи полно кругом да и луж тоже, они необходимы. А дождик и летом идет, не такой холодный, как осенью, но луж тоже хватает. Так что и летом нужны сапожки. Но не сегодня — сегодня солнышко сияет на небе, как нарядное сверкающее блюдо. Закрыл Лутонюшка в раздумье шкаф и вышел во двор. Во дворе стояли столбики, а между ними была протянута веревка. А на веревке висела, сушилась одежда мальчика и большая длинная юбка бабушки, дедушкины полосатые брюки и папина рубашка. За веревку цеплялись четыре вешалки: одна — с праздничным маминым платьем из шерсти, другая — со старушкиной шубой, третья — с дедушкиным тулупчиком, четвертая — с курточкой Лутони на меховой подкладке. «Бе-е!» — проблеяла овечка Кудряшка и подвела Лутоню к открытой калиточке, ведущей в огород. Лутоня заглянул в огород. Там стояло огромное пугало, а на нем висел новый дедушкин пиджачок в клетку:
«Это мы повесили! — похвалилась Кудряшка. — Я и коза Мекалка. Одежду надо проветривать, чтобы моль в ней не заводилась. Моль очень любит несвежие, пыльные вещи и грязь! Шубы и вещи из шерсти проветривать надо летом, а зимой их берут из шкафа и надевают».
Собака Лаюшка радостно лизнула своего маленького хозяина и помогла снять одежду с веревки. А складывала она ее в тазики, которые принесла свинья Маркуша.
❧ Отвечай да выполняй
- Помоги и ты Лутошошке с друзьями. Посмотри на веревку с бельем и покажи:
1. Какие вещи его?
2. Где одежда взрослых?
- Обведи вещи мальчика голубым карандашом и проведи к тазику с одеждой Лутонюшки стрелочки.
- Обведи одежду взрослых синим карандашиком и проведи стрелочки к тазику с их одеждой.
- Разложи кукольную одежду в свои игрушечные тазики: в один — для лета, в другой — для зимы или осени.
3. А что носит твой папа?
У папочки большие плечи,
Носит джинсы и пиджак.
Носит разные рубашки.
Папа выглядит вот так.
- Раскрась рубашки папы на бельевой веревке в разные цвета.
4. Что носит твоя мама?
Мама моя стройная.
Самая прекрасная,
Модная и стильная!
Носит платья разные.
- Раскрась платья мамы на предыдущем рисунке разноцветными карандашиками (фломастерами).
- Раскрась там же платье для куклы Июлины, которую Лутонюшка хочет подарить своей маленькой соседке.
- Нарисуй такое же платье на отдельном листочке, вырежь и подари своей кукле.
5. Какую одежду ты надеваешь на зимнюю прогулку?
- Назови обувь и одежду, которую выбрали зверята. Обведи красным цветом то, что мы носим зимой.
Обведи летнюю одежду зеленым карандашом.
- Выучи стихотворение, которое сочинил Лутонюшка:
Летом ползают букашки.
Я хожу в одной рубашке.
А зимой — мороз и снег,
Мерзнет зверь и человек.
Я в сапожки залезаю,
Шубу, шапку надеваю.
- Зачеркни лишние предметы.
- Поросенок Неряшка потерял одну сандалию. Найди ее!
Учим слушать текст, развиваем внимание, усваиваем информацию по теме «уход за одеждой»
Материал для игры
Данный текст по теме.
Ход игры
Вернулся Лутонюшка со двора в дом, а лошадка Аллюрка принесла к двери и поставила на крылечко тазики с одеждой, снятой с веревок. Из дома выглянула бабушка в нарядном фартучке, с расписной деревянной ложкой в руках.
— Где ты, Лутонюшка? Завтракать давно пора. Блинчики остывают. Ах, ты еще не одет! — всплеснула она руками и тут увидела тазики с бельем. — Ты хочешь это надеть? — спросила Бабуля. — Сначала белье надо погладить. Выстирал — погладь! Мятое никто не надевает. Мятое — все равно что непостиранное, вида не имеет. Вот если бы коты и кошки ходили в мятой шкурке! Ты же видел, как неприглядно они смотрятся с взъерошенной шерстью, когда подерутся с другими котами и кошками. Ну, они-то знают, что шерсть надо приглаживать. Шерсть — это их одежда. А кошки — чистюли.
— Я тоже знаю: одежду стирают, гладят утюгом и чистят щеткой. Эй, вы, слышите меня, мышки- затишки, кошки-балабошки, свиньи-оплошки?
- Слушай Лутошошку и повторяй за ним последние слова:
Грязное белье стирают,
Даже кошки это знают.
В мятом платье не ходи,
Утюжочком поводи!
Щеткой грязь с пальтишка чисти,
Жить учись лишь только чистым!
Даем представление об уходе за одеждой, предметах ухода; учим сравнивать, даем понятие крута
Материал для игры
Тазик, мыло, пакет стирального порошка, щетка, нитки, иголка, утюг — на картинках или настоящие — для показа; зеленый карандаш и бумага; мыльная вода, трубочка для пускания мыльных пузырей.
Ход игры
Воевода, помощник Лутонюшки, читает стишок:
Что мы делаем с одеждой?
Чистой мы ее содержим.
Чистим щеткой, грязь выводим,
Гладим — мятые не ходим.
С порошком в тазу стираем,
Дырки сразу зашиваем.
Затем он демонстрирует предметы ухода за одеждой: для стирки, чистки, ремонта — и комментирует.
Про порошок:
В таз кидаем порошок —
Он стирает хорошо.
Про щетку:
С длинной ручкой эта тетка.
Чистит вещи наша щетка!
Про утюг:
Он не падает на бок.
Сверху у него горбок,
А точнее, ручка.
После стирки расправляет
Вещи эта штучка.
Про иголку:
Эта остренькая пика
С ушком узким невелика.
Одинокой не бывает:
Дырки с ниткой зашивает.
Воевода делает мыльный раствор и показывает, как пускать пузыри:
Пузыри вокруг летают,
Дивным цветом расцветают.
❧ Отвечай да выполняй
- Что не пригодится для ухода за одеждой? Почему? Убери лишний предмет — зачеркни.
- На что похожа щетка? Ты согласен с Лутонюшкой, который сказал: «На ежа похожа щётка»?
И на стрижку у газона.
- Обведи траву на газоне. Вот так:
- Раскрась ежика зеленым карандашом, иголки — коричневым, носик — розовым.
- На что похож утюг?
Кораблик-утюжок
По платью, как по морю.
Тихонько, плавно плыл
И волны тихо гладил.
- Сделай кораблик из половинки яйца.
1. Вареное яйцо без скорлупы разрежь на половинки вдоль.
2. Воткни зубочистку.
3. Наколи на зубочистку кусочек сыра или ветчины (колбасы).
- Из мыльной пены научись пускать пузыри.
Поросеночек в корытце
Стал стирать свои копытца.
Он стирал да играл:
Пузыри выдувал.
Какая форма у пузырей?
Пузырьки — как шарики:
Круглые, цветные,
Синие и красные...
Все кружочки разные.
- Если ты не имеешь возможности пустить пузыри, раскрась нарисованные: большие — красным цветом, маленькие — каким хочешь.
«Иди, Лутонюшка, я дам тебе другую чистую и поглаженную одежду, — предложила Бабуля. — А эту я сама поглажу, ты еще маленький, вырастешь — будешь гладить сам. Но после завтрака ты можешь погладить одежду для куклы Июлины, которую ты хотел подарить своей кошке Крошке на день рождения. В твоей корзине с игрушками и маленький утюжок есть».
«Лутонюшка! Внучок! Дедуля сидит голодный за столом, но есть без тебя не хочет. Одевайся, обувайся и быстренько сюда, в столовую!» — скомандовала Бабуля.
Лутонюшка быстро оделся и вошел в столовую. Какая замечательная была столовая!
Знакомим с убранством столовой, посудой, едой; выполняем по ходу текста действия и задания
Материал для игры
Рисунки, карандаши.
По стенам стояли и висели открытые полки с посудой. От двери к столу привел мальчика половичок с красивым узором. Вот такой это был половик.
- Укрась половик узором.
Посреди столовой стоял стол на четырех ножках, накрытый веселенькой скатертью. Край скатерти был украшен узором. Это были огурчики и луковицы:
- Дорисуй узор на скатерти. Обведи луковицы и огурцы карандашом. Раскрась: лук — желтым, огурцы — зеленым цветом.
В какую посуду насыпают перец, наливают молоко?
- Повторяй и запоминай.
Перец насыпают в перечницу.
Молоко наливают в кувшин:
Варенье наливают в вазочку.
Сметану — в сметанницу.
Блины кладут на тарелку.
Сок наливают в стакан.
Сахар насыпают в сахарницу.
Масло кладут в масленку.
Суп наливают из кастрюли,.
Картошку жарят в сковороде.
Соль насыпают в солонку.
Хлеб кладут в хлебницу.
- Обведи продукты, с которыми едят яйца.
От яйца кусочки ложкой
Чайной отделяю,
Их солю и мягким хлебом
Сразу заедаю.
— Дедуля! — воскликнул Лутоня, — а ты яйцо-то без хлеба ешь!
— Вставать не хочется, — ответил дедушка, — тяжело мне. Вот ты и принеси мне хлебушка!
— А мы попросим кошек нам помочь, — придумал Лутонюшка, — пусть к труду приучаются!
— Кошки не люди, еще перепутают все! — возразил было Дедуля.
— Сейчас мы проверим их сообразительность, — ответил Лутонюшка.
— А я буду им подсказывать, — пропищала мышка Шуршишка, которая все подслушивала, затаившись в уголке. — Если они не ту посуду будут брать, я буду пикать. Вот так: «Пи-пи!»
Кошки приняли предложение с радостью. Вдруг им тоже со стола что-то вкусненькое перепадет! Они пошли к полкам, на которых стояла посуда, взяли с полки хлебницу с мягкими ломтиками хлеба и поставили на стол.
- Посмотр на стол и на полку и скажи, чего не хватает еще на столе? Помоги выбрать кошкам ту посуду и столовые приборы, которую Бабуля забыла поставить.
Мышкины вопросы-подсказки.
1. Из чего будут есть Лутонюшка и Дедуля? (Из тарелок)
2. Чем будет Дедуля намазывать на хлеб масло? (Ножом )
3. А чем Лутонюшка возьмет из чашки сметану, чтобы намазать на блинчик? (Ложкой)
Кошки были внимательные и сообразительные, да еще мышка их поддерживала своим писком. Они принесли и поставили на стол недостающую посуду.
— Спасибо, киски! — поблагодарили за помощь кошек Дедуля с Лутонюшкой. Они придвинули к себе тарелки. Дедуля размазал масло ножичком на ломте хлеба, а Лутонюшка выпил сок, положил на свою тарелку блинчик и пододвинул к себе чашку со сметаной.
Обе кошки облизнулись, и Лутонюшка угостил их сметаной. Да и как не угостить: ведь потрудились! Да и сметану кошки просто обожают!
4. А во что налил мальчик сметану для кошек? Выбери и обведи.
- Выучи поучение, которое сочинил Лутонюшка для своих любимцев.
Для людей — тарелки,
А для кошки — миска.
По столу ходить нельзя
Ни мышам, ни кискам!
- Повтори поучение для своих кошек и мышек!
5. Вопрос для мышки: «Можно ли ставить на стол кошачью и собачью посуду?» Повтори ответ мышки!
Назидание псам и кошкам:
Со стола не брать ни крошки!
- Произнеси скороговорки.
Из сухарницы сметану с солью есть не стану. Вареное варенье в вазу выливать не надо сразу. Простоквашу квашу — с простоквашей ем кашу.
- Обведи цветным карандашом или фломастером свою любимую еду.
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Слушаш Жантугеловна Нурбаева # 30 ноября 2016 в 05:59 0 |
Надежда Анатольевна Лутошкина # 23 февраля 2018 в 11:44 0 | ||
|