Развивающие игры для детей старшей группы на тему: «Человек. Семья»

Развивающие игры и упражнения для детей 5-6 лет по лексической теме «Человек. Семья»

Физкультминутки

Топ-топ

Дети встают в круг, взявшись за руки, и выполняют движения по тексту стихотворения.

Шаг назад и два вперед, вправо, влево поворот,

Покружимся, повернемся, снова за руки возьмемся!

Топни правою ногой, вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой, влево шаг и снова стой.

Повернись направо к другу, правую дай руку другу,

Повернись налево к другу, левую дай руку другу.

 

Девочки и мальчики

Дети выполняют движения по тексту стихотворения (прыгают на месте, топают, хлопают, кивают, медленно приседают).

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головками кивают и тихо приседают.

 

Мы ногами топ-топ

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху мы подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали!

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч!

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад!

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

 

Мы топаем ногами

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Мы топаем ногами — топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками — хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки разведем и побежим кругом.

 

Поднимаем руки все

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Поднимаем руки все — это «раз»,

Повернулась голова — это «два»,

Руки вниз, вперед смотри — это «три»,

В стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать — это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть»,

Посидим и отдохнем,

А потом опять начнем!

 

Н. Нищева «Это я»

Это глазки. Вот. Вот.

(Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.)

Это ушки. Вот. Вот.

(Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.)

Это нос. Это рот.

(Левой рукой показывают на нос, правой — на рот.)

Там спинка. Тут живот.

(Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп.

(Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.)

Это ножки. Топ, топ.

(Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали. Вытрем лоб.

(Правой ладонью проводят по лбу.)

 

Ты шагай

Ты шагай, ты шагай,

(Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны)

Ноги выше поднимай!

И потопай по дорожке,

Веселей стучите ножки.

(Шагают на всей ступне, руки на поясе.)

Ты беги, ты беги,

На носочках ты беги.

(Бегут на носках, руки согнуты перед грудью.)

И на пяточках пойдем,

Топать громко мы начнем.

(Ходят на пяточках, руки за спиной.)

Ты скачи, ты скачи,

(Скачут, руки на поясе.)

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее,

(Маршируют.)

Ножки топают дружнее.

 

Ножки (потешка)

Ножки, ножки

бежали по дорожке,

(Дети бегут по кругу, прыгают произвольно.)

Бежали лесочком,

прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок,

прибежали на лужок.

Прибежали на лужок,

сели дружно все в кружок.

(Игра проводится 2 раза.)

 

Помогаем маме

Мы стираем, мы стираем,

полоскаем, полоскаем.

(Дети имитируют стирку и полоскание.)

Мы белье прополоскали

и ни капли не устали,

А теперь его отжали,

все стряхнули и повесили.

(Изображают отжимание, стряхивание и развешивание.)

Упражнения на развитие мелкой моторики

О. Громова, Т. Прокопенко «Веселые слоги»

Ла-ла-ла — Мила пол мела.

(Дети хлопают 3 раза в ладоши, показывают, как подметают пол.)

Лу-лу-лу — Слава взял пилу.

(Хлопают 3 раза, делают скользящие движения ладонями друг о друга.)

Ул-ул-ул — Михаил уснул.

(Хлопают 3 раза, кладут руки под щеку.)

Ща-ща-ща — наварили мы борща.

(Хлопают 3 раза, водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Щи-щи-щи — щиплем щавель мы на щи.

(Хлопают 3 раза, сжимают и разжимают пальцы.)

 

Чудо-пальчики

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут, будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться!

 

Н. Нищева «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

(Дети круговыми движениями трут одну ладошку о другую.)

Раз, два, три. Раз, два, три.

(Выполняют два раза по три ритмичных хлопка.)

А над ручками, как тучки,

(Выбрасывают руки вверх.)

Пузыри, пузыри.

(Делают четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.)

 

Н. Нищева «Зубная щетка»

Эта щетка для Андрейки,

(Дети делают по два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки.)

Чисти зубки поскорей-ка.

(Делают четыре движения горизонтально расположенным пальцем правой руки вверх-вниз.)

Раз, два, три. Раз, два, три.

 (Проводят указательным пальцем правой руки вдоль губ.)

Вот так зубки! Посмотри!

(Улыбаются.)

 

Умелые руки

Наши руки умелые такие,

(Дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладони то вверх, то вниз.)

Наши руки — руки золотые.

Они умеют вышивать,

(Имитируют вышивание.)

Шить и шарф вязать,

(Имитируют вязание.)

Подметать и стирать,

(Имитируют подметание и стирку.)

Суп варить, пыль вытирать,

(Изображают, что готовят суп, вытирают пыль.)

Тарелки чисто мыть.

(Изображают, что моют тарелки.)

За порядком следить.

(Грозят пальцем.)

Вот они какие — руки золотые!

(Вытягивают руки вперед.)

 

В. Цвынтарный «В гости к пальчику»

Руки сжаты в кулаки. Воспитатель показывает, дети повторяют движения.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

(Дети выставляют вверх большие пальцы и соединяют их между собой.)

Указательный и средний,

(Поочередно выставляют называемые пальцы и соединяют их между собой.)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

(Стучат мизинцами друг о друга.)

Вместе пальчики — друзья,

(Пальцы переплетают и крепко сжимают.)

Друг без друга им нельзя!

(Ритмично сжимают и разжимают пальцы.)

 

Л. Савина «Дружная семья»

Дети поочередно загибают пальцы обеих рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. На последние слова пальцы образуют кулачки.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я!

Вот и вся моя семья,

Очень дружная семья!

 

Девочки и мальчики

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики,

(Дети соединяют пальцы обеих рук «в замок».)

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

(Прижимают ладони друг к другу.)

Раз, два, три, четыре, пять,

начинай опять считать!

(Подушечками пальцев постукивают друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять,

мы закончили считать!

(Опускают руки вниз, встряхивают кистями.)

 

Пять пальцев

Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.

На счет — поочередно загибают пальцы на обеих руках.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Пироги пшеничные (Шведская детская песенка)

Мы печем пшеничные

(Дети «пекут пирожки»)

пироги отличные.

(то одна рука сверху, то другая).

Кто придет к нам пробовать

пироги пшеничные?

(Поднимают плечи вверх, разводят руки в стороны.)

Мама, папа, брат, сестра,

пес лохматый со двора.

(Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.)

И другие, все, кто может,

пусть приходят с ними тоже!

(«Зовут» руками: вытягивают их вперед, слегка наклонившись.)

Тесто замесили мы,

сахар не забыли мы.

(Массируют пальцами бедра, быстро перебирают пальчиками «сыплют сахар»).

Пироги пшеничные

(Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок.)

В печку посадили мы.

(Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу.)

Печка весело горит,

(Быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки, изображают огонь).

Наша мама говорит:

(Ставят руки «полочкой» перед грудью.)

— Крошки, что останутся,

воробью достанутся!

(«Крошат крошки», стучат указательными пальцами по коленям «воробьи клюют зернышки».)

 

Аленка-маленка (потешка)

Аленка-маленка шустра-быстра:

(Дети хлопают ладонями и ударяют кулаками попеременно.)

Воды наносила, сарафан дошила,

(Загибают пальчики по одному, начиная с больших.)

Носок довязала, ягод насбирала,

(Хлопают, ударяют кулаками попеременно.)

Песню допела, везде поспела,

В охотку ей дело!

 

Н. Нищева «Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(Дети указательным пальцем правой руки изображают, что мешают кашу в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

(Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.)

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(Разжимают пальцы.)

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

(Сдувают воображаемые крошки с ладони.)

Подвижные игры

Веселая разминка

Дети встают в круг и делают движения по тексту.

Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево,

В центре круга соберемся и на место все вернемся.

Мы тихонечко присядем, ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько и попрыгаем легонько:

Пусть попляшут наши ножки и похлопают ладошки.

Повернемся мы направо — не начать ли нам сначала?

 

Веселый танец

Воспитатель побуждает детей произносить потешку выразительно, четко проговаривая слова. Под музыкальное сопровождение дети произвольно танцуют.

Все ребята — молодцы!

Мы вам всем похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

Вместе с вами спляшем!

 

Мама спит

Дети поочередно идут на носочках и на пяточках, стараясь идти осторожно, без шума.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.

Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут — прямо к мамочке ведут.

 

Молчок

Воспитатель читает детям стихотворение А. Бродского «Новичок». Сначала воспитатель обсуждает с детьми стихотворение. Затем выбирается «Молчок», который сначала робко сидит на стуле, а потом, согласно тексту, преображается в смелого человека: прыгает со стула, поет какую-нибудь песенку.

Скучно, скучно так сидеть!

На расстоянии друг от друга в два ряда ставят стулья. В одном ряду — по количеству детей, а в другом — на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Воспитатель читает стихотворение.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

По окончании чтения все дети бегут ко второй группе стульев. Кто остался без места, — проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.

Подари движение

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг, а ведущий — в его центр. Он начинает выполнять однотипные движения в течение 10—15 с, а игроки за ним повторяют их. Далее ведущий меняется, и игра продолжается. Воспитатель следит за тем, чтобы дети придумывали новые движения, не повторяли тех движений, которые уже были.

Если весело живется

Дети встают в круг. Воспитатель показывает различные движения (хлопает в ладоши, притопывает ногами, приседает, делает повороты), дети повторяют за ним.

Если весело живется, делай так (2 раза).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так!

Театрализованные игры

Взаимоотношения

Воспитатель читает стихотворение JI. Кузьмина «Дом с колокольчиком» и обсуждает его. Выясняет, что результат действий зависит от поведения, отношения к людям, намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит отношение людей к тебе.

Воспитатель просит детей ответить на следующие вопросы: «Почему во второй части стихотворения из того же дома вышла Баба Яга, а не добрая старушка?», «Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?» Затем он предлагает инсценировать стихотворение.

Волшебное зеркало

В этюде может принимать участие как один ребенок, так и несколько. Выбирается «зеркало» (ребенок или взрослый), другой ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.

Поссорились

Воспитатель читает стихотворение, а две девочки выполняют движения по тексту, выразительно и четко проговаривая слова. Педагог обращает внимание на мимику и характерные жесты играющих.

А. Кузнецова «Подружки»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только Мишку подержала,

Только с Мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Дам ей Мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Сережа

Дети разыгрывают стихотворение (можно в парах: ребенок играет папу, другой — Сережу). Воспитатель обращает внимание на дикцию, четкое проговаривание слов, силу голоса, интонацию детей, их мимику и жесты.

Е. Харинская «Сережа»

И папа, и мама Сережу бранят —

Со спичками сыну шалить не велят.

Однажды он спичку стащил со стола,

Она загорелась, его обожгла.

Заплакал Сережа, а папа сказал:

— Вот видишь, тебя огонек наказал!

Кусаются спички, их трогать не смей!

А тронешь еще раз — укусят больней...

Сережа тихонько на палец подул.

Сережа пытливо на папу взглянул:

— Я больше не буду, но ты объясни,

А вас почему не кусают они?

И папа сказал:

— Нас спички боятся.

Мы знаем, как надо с огнем обращаться.

И спичек не трогает больше Сережа!

Утренний туалет

Воспитатель говорит, дети выполняют по тексту: «Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать. Потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но надо. Подъем!

Идем в ванную. Чистим зубы, умываемся, причесываемся, надеваем одежду. Идем завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едим без удовольствия, и нам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Какая вкусная конфета! Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!».

Немой диалог

Воспитатель предлагает детям представить, что мама в магазине, а они ждут ее на улице, у витрины. Она что-то говорит, ее не слышно, и нужно догадаться, что она хочет сказать.

Сначала роль мамы исполняет воспитатель, а затем кто-то из детей.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Логические игры для детей 5-8 лет

Малоподвижные игры для детей 5-7 лет в детском саду

Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников

Нет комментариев. Ваш будет первым!