Купала — это, наверное, самый откровенный праздник в славянской мифологии, с ярко выраженным эротическим смыслом. Все нравственные границы в Купальскую ночь становились до непристойного прозрачными, а все правила поведения просто не действующими. Обычное дело в эту ночь встретить обнаженную девушку с венком на голове (но бойтесь — это может быть русалка или просто мираж), сумасшедших, прыгающих через костер или что-то упорно ищущих в лесу. Не спешите вызывать «скорую» — это Купала.
Купала является одним из самых почитаемых праздников до сегодняшнего дня, что говорит о сверхсильной энергетике, которая, несомненно, имела место когда-то давно. Купала — истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира, во всех племенах и общинах.
Отмечают Купалу в ночь с 23 на 24 июня католики, а с 6 на 7 июля — православные.
7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи. Евангелие от Луки повествует о чудесном рождении мальчика у пожилой бездетной пары — священника Захария и его жены Елизаветы. «И многие о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предтеча пришествия Христова». Это он возложит в Иордане руку на Того, о Котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Рождество Христа — зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна — летний. Под знаком Иисуса Христа Солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя — «умаляться»; как и говорил последний: «Ему должно расти, а мне умаляться».
Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. С поры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом.
Имя славянского божества — Купало или Купала — вызывает споры, но, как бы то ни было, в народной традиции оно связано с обрядом массового купания в реке или росистой траве. Таких купальных дней в русском народном календаре два: Аграфена-купальница да Иван Купала. Оба дня считаются волшебными и опасными.
Но главные чудеса совершаются в ночь на святого Ивана — самую короткую в году.
По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому что нечисть совершенно распоясывается. Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший «шалит» в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, называя тому причиной, будто им в именины мешает, если кто-то купается и мутит воду. Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому становится опасной, бросаясь на человека стрелой, и может пробить его насквозь. А еще 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору около Киева. На самой верхушке горы есть гладкое место, черное, как уголь, и голое, как безволосая голова старого деда. От этого и гора прозвана была Лысой. Сборище ведьм, колдунов, упырей, оборотней, леших, водяных, домовых и всяких чудищ, невиданных и неслыханных, собираются из года в год, чтобы повеселиться и опытом поделиться. Чертенята стучат в котлы, барабанят в бочонки, бьют в железные тарелки и горланят во всю глотку дикие песни. Веселье! Вот уж настоящий маскарад! Куда там современным дискотекам!
В языческие времена разграничений в праздновании не было, и все отмечалось в один день, вернее — ночь. Вышеуказанные даты в христианстве имеют совершенно другой смысл. В эти дни в католицизме и православии отмечают день рождение пророка Иона, Яна Предтечи или Яна Крестителя, который, соответственно, крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Благодаря активной деятельности христианской церкви наряду с исконным названием Купала начали существовать и другие — Иван Купала (синтез языческого и христианского), Ян, Иванов день.
Как ни старалась церковь упразднить языческие корни этого праздника, все равно старинные традиции хорошо сохранились и дошли до наших дней. Конечно, первоначальный смысл праздника для нас все-таки утрачен. Мы не придаем особого значения происходящему в природе, как это делали наши предки. Купала воспринимается нами, как нечто таинственное, страшноватое и романтичное. Или как просто повод для выезда на природу. Наши же предки относились к этому празднику с почтенной вежливостью, страхом и уважением. От Коляд до Купалы солнце все время находится в стадии возрождения: увеличивается день, уменьшается ночь, земля согревается, зелень во всю набирает силу. В конце концов, все это достигает своего естественного апогея. Происходит это, в дни летнего солнцестояния. К этому времени выросли и отцвели на полях пшеница, гречка, просо, лен, картошка, закончился приплод у животных. Все это заложено природой. Однако наши предки всех тонкостей не знали и в эти дни старались отблагодарить Огонь, Воду и Землю за благодатные деньки, хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения, и своей радостью и празднованием Купалы показывали единение с природой, уважение к ее красоте и наивысшему расцвету.
Купала, который празднуется ночью, начинался, однако, со второй половины 23/6 числа. Первой в праздновании была, естественно, молодежь. Девушки собирались небольшими группками и шли в поле, где росло жито. Там они собирали цветы и плели венки. Вообще, венок — один из главных элементов Купалы. С венками были связаны многие поверья. Например, если собрать цветы с чужих полей, то можно заманить к себе жениха из другой местности, если девушек не устраивали местные женихи.
Юноши в это время подготавливали место для проведения праздника, собирали сухостой для костра. Место выбиралось долго — оно должно находиться или на перекрестке дорог, или около воды. Лучше, чтобы присутствовало и то и другое. В землю закапывали длинный шест, на верхушке которого закрепляли старое и промасленное колесо от телеги. От колеса протягивали до земли промасленную веревку. Под столб складывали сухие ветки, принесенные с каждого двора, которые вешали на Троицу в домах, это называлось «май».
Вечером вся округа наполнялась купальскими песнями, которые пели девушки, идя с полей на место празднования. В песнях молодежь просила Огонь зажечь своей магией костер. В языческой мифологии Огонь занимал важное место в пантеоне богов. Вызов его на землю сопровождался различными магическими действиями. Эти ритуалы, к сожалению, были потеряны, и до наших дней не дошли. Поэтому мы можем только догадываться, как происходил вызов Огня для участия в купальских торжествах. Может, это были песни, может — пляски, может — сохранившиеся до наших дней обряд вождение хороводов.
Как только солнце пряталось за горизонт, на земле зажигали «май». По веревке огонь очень быстро достигал колеса, которое изображало солнце. Солнце, защищающее от нечисти, которая, по преданию, выползает в эту ночь на землю. Она могла пакостничать, приносить людям несчастья и горе.
Купальские костры в разных местностях нашей страны зажигали по-разному: поджигали в лесу елку, на верхушку которой поднимали все то же колесо, иногда костер раскладывают на главной улице — тракте. В наше время практикуются более современные методы — сжигание бочек из-под дегтя, автомобильных шин. Можете представить, как это все пахнет в процессе. Вокруг огня молодежь водила хороводы и пела купальские песни.
Обязательным атрибутом Купалы являются игры с перескакиванием через костер.
Верили, что данный ритуал очищает тело от болезней, а душу — от зависти и всей той черноты, которая скапливается в ней в повседневной жизни. Говорят, если двоим прыгнуть через костер, то они будут вместе всю жизнь. А вот если кто-то застрянет посередине костра или останется на противоположном «берегу», то — не судьба. Прыгать нужно осторожно, а то воспоминания будут сводиться к обожженным ступням и оплавленной обуви.
Влюбленным перед прыжком через костер завязывали рушником руки — чтобы никто их не разлучил. В огонь кидали венки. Чей венок первым сгорит, та из девушек первой и выйдет замуж. Если же парень сумеет поймать венок на лету, то обладательница его считалось суженой. Неженитьба на ней расценивалась как совершение греха. Верили, что сам Илья-Пророк обвенчал их.
Говорят, что в эту ночь начинают светиться небывалым светом клады, которые были спрятаны в землю много лет назад. Но клады эти охраняют злые силы и только смелому и мужественному человеку дано их увидеть и, конечно, принять в свою собственность.
Очень много купальских поверий и легенд связано с папоротником, который должен обязательно расцвести в эту ночь. Тот, кто смог отыскать и сорвать цветок, становится самым богатым человеком на земле, у него начинают открываться необычные умения, например, человек начинает понимать язык трав и деревьев, может разговаривать с животными. Купальские легенды о таинственном цветке вобрали в себя желание древних людей познать тайны земли и стать прозорливыми и счастливыми.
На рассвете девушки шли к реке или озеру и пускали по воде свои венки (конечно, те, которые не сожгли несколькими часами раньше), в которые иногда вставляли свечки и березовые веточки, оставшиеся еще с Троицы. Если венок поплывет — ждать девушке свадьбы или суженого, останется около берега — еще год сидеть в девках.
Кинув в воду венки, девушки обычно купались. Обнаженными. В свою очередь парни прятали их одежду и отдавали ее только за выкуп. В качестве выкупа выступали песни, пляски, поцелуи или обещания.
Потом все вместе смотрели на восходящее солнце. Верили, что в это время оно «играет» лучами и переливается разными цветами. Солнце встречали песнями.
Купала выступал некой временной границей. Именно с летнего солнцестояния день постепенно становился длиннее, а ночь — короче. Не случайно, что с купальской ночью связывали самые чудные и страшные истории о чертях, ведьмах и, конечно, русалках. Из уст в уста передавали легенды о перевоплощениях ведьм в мышей, жаб, ящериц. Они пробирались в хлев, чтобы отобрать у коровы молоко, привнести в размеренную жизнь какие-то несчастья и горести. Поэтому в Купальскую ночь и не спали, боясь черной силы разной нечисти, зажигали костер, и собирались все вместе около него, чтобы восславить солнце и жизнь.
Купальская ночь — самая короткая в году. На протяжении этой ночи надо много успеть сделать: перепрыгнуть через костер; поискать в лесу цветок, про который сложено много легенд и песен; найти своего суженого; успеть отогнать ведьм от своего дома и выгнать их из своей жизни.
Главный смысл Купалы — очищение души и тела от всего темного и непонятного, от ненужных действий, от злости и несчастий.
Выбрасывайте черные мысли из своей души, «подметите» ее запылившиеся уголки, выгоните из жизни ведьм в образе подруг-завистниц и со спокойной совестью идите праздновать Купалу. Ведь он бывает только раз в году. В такую ночь грех спать.
Праздник Ивана Купады — это разгул нечисти: по преданию, ведьмы и колдуны крали с неба месяц и звезды.
Считается, если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и положить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая более целебными, нежели растения, собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать плакун-траву, особенная сила которой, по мнению крестьян, была заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх. «Терлыч-трава» (другое ее название) употребляется для очаровывания парней девушками: девицы носят сушеную травку у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!».
Но кроме народных примет, ночь Ивана Купалы — это еще танцы, игры и гадания.
С давних времен гаданиям придавалось огромное значение. Они выполнялись, как правило, верховными жрецами или же магами, были очень таинственны и торжественны, часто предварялись жертвоприношениями. При помощи гаданий люди искали ответы на интересующие их вопросы, пытались заручиться поддержкой высших сил при принятии важного решения.
Одним из популярных было гадание на воске. Чтобы выполнить это гадание, берут восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растает, одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.
А еще в полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
В Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магической силой, добавляли цветы иван-да-марьи, листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в купальскую ночь. От такого веника, говорили, «здоровье крепчает». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину — куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь.
Известная примета — искать в купальскую ночь цвет папоротника. Но ищут его самые смелые и чистые сердцем, только у них есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никому добра не принесли.
Старые люди говорят, что ранним утром на Ивана Ку- палу можно исцелиться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. После этого можно собирать целебные травы.
Сценарий праздника Ивана Купалы для детей школьного возраста
О празднике Ивана Купалы детям кратко
Сценарий праздника Ивана Купала на природе с конкурсами и играми
Нет комментариев. Ваш будет первым!