Цели: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, отмечать характерные признаки.
- Найдите березу по необычному для дерева белому стволу. Полюбуйтесь красотой кроны, послушайте, как над головой шуршит листва, через нее пробиваются лучи солнца. Береза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют березонькой белоствольной, русской красавицей. Березе посвящено много стихотворений, песен, сказок, хороводов. Береза очень полезна. Из почек изготовляют лекарство, из листьев - желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Березовые почки любят птицы. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи.
Наблюдение за всходами деревьев
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; расширять представления об их частях, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к молодым растениям.
- Обратите внимание на маленькие деревца-всходы. Их много летом. Всходы березы очень тоненькие. Вспомните, какие крохотные семена березы видели вы весной. Возле старого ствола березы много молодой поросли, это от корней идут молодые деревца. А от семян - растения, расположенные подальше, они значительно тоньше и слабее, так как от корней молодые березки получают больше питательных веществ. Такая же поросль есть у ивы и тополя. А ростки клена не похожи на взрослое дерево - его листья узкие, длинные, первая пара листьев с зубчиками. У этих растений два способа размножения: семенами и прикорневыми отростками.
Приметы: из березы течет много сока - к дождливому лету; летом на березе появляются желтые листья - осень будет ранней.
Поговорки и пословицы: от доброго корня и поросль добрая; не беречь поросли, не видеть и дерева.
Стихотворение.
БЕРЕЗА
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А. Прокофьев
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза - частица России моей.
Загадки.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
- У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.) Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)
Дидактическая игра «Быстро угадай».
Цель: закреплять знания о многообразии форм растений. Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он бросает его ребенку и называет растения. Ребенок должен угадать, что это - цветок, дерево или кустарник.
Русская народная игра «Большой мяч».
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры: Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки, водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Подвижная игра «Лягушки».
Труд на участке: окапывание деревьев.
Цели: узнавать и называть уже известных насекомых (бабочки); учить различать и называть насекомых, ввести в словарь детей названия насекомых и слова, обозначающие их признаки; воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
- Над цветниками порхают бабочки. Как бабочки летают? Как они сидят на цветках? Как складывают крылышки, садясь на цветки, как ползают по ним? У летающих бабочек крылья ярко окрашены, а у сидящих, когда крылья сложены и видна их оборотная сторона, тусклые и одноцветные. Так они менее заметны.
Наблюдение за стрекозами
Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с насекомыми.
- Замечательные охотники - стрекозы. Они ужасно прожорливые, одна стрекоза съедает во много раз больше, чем весит сама. Однажды ученые проделали опыт: пойманную стрекозу кормили вволю мухами. За один присест она съела сорок мух! Если бы такой аппетит был у человека, он бы за один раз съедал 60-80 буханок хлеба.
Приметы: в августе дуб желудями богат - к урожаю; в первую неделю августа постоянная погода - быть снежной долгой зиме.
Поговорки и пословицы: август разносол, всего вдоволь; на зимний стол август готовит разносол.
Стихотворение.
БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ
Алыми и голубыми
Луг пестрит цветами.
Вьются бабочки над ними,
Не цветы ли сами?
Загадки.
Балерина пляшет,
Вся искрится блестками,
Над цветками машет
Лепестками пестрыми. (Бабочка.)
Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза.)
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Русские народные игры «Пчелки и ласточка», «Большой мяч».
Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчикам; закреплять знания о строении и назначении одуванчика; развивать наблюдательность, речь; уточнить представления о последовательности роста и развития растений.
- Посмотрите на одуванчики, они имеют разный вид. Одни только раскрыли свои желтые головки, а другие уже побелели и готовы распространять поспевшие семена. Рассмотрите и сравните одуванчики в двух видах.
- Обратите внимание, как много одуванчиков, и желтых, и воздушных. Одуванчики неприхотливы к условиям произрастания. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Рассмотрите корзинку одуванчика.
Воспитатель снимает пушистую головку одуванчика и показывает, что под каждым зонтиком из колосков есть плотная семянка.
Семена одуванчика легко прорастают, поэтому их много кругом.
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись - к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты - дождя не будет.
Поговорки и пословицы: что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь; в августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Наблюдение за полетом парашютиков
Стихотворение.
ОДУВАНЧИК
Белый одуванчик
На солнышке блестит,
И легкою пушинкой
На воздухе летит.
Загадки.
Видел я такой цветок -
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (Одуванчик.)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик.)
Опыт «Свойства мокрого песка».
Дидактические игры «Дерево, кустарник, цветок», «Быстро угадай» (1-й вариант).
Подвижные игры «Узнай растение», «Улиточка».
Цель: продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.
Дождь оказывает благотворное влияние на растительность - зелень и окраска цветов становится ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
- Опишите летний дождь. Что бывает летом после дождя?
Наблюдение за растениями на огороде
Цели: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете овощей; развивать речь; активизировать словарный запас, внимание и память детей, логическое мышление.
Осматривая еженедельно огород, отмечайте изменения, происходящие в росте и развитии овощей. Какие овощи посажены на грядках? Рассмотрите соседние грядки, что на них растет. Сравните плоды на разных растениях. Чем отличаются? На одном растении могут быть плоды разной спелости, значит, разного размера, цвета. Сравните два вида овощей на разных грядках. Это разные сорта одного и того же вида. Найдите новые плоды, листья, усики, появление из бутонов новых плодиков, появление новых цветов.
Приметы: утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю; если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: нет дерева на свете, что не шевельнул бы ветер; в жаркий день всякая живность стремится в тень.
Стихотворение.
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы картошки накопаем.
И морковки натаскаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева
Загадки.
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде, построились грядки,
Словно живая, ограда вокруг –
Пики зеленые выставил... (лук).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь.)
Дидактическая игра «Что сажают в огороде».
Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».
Цель: развитие внимания, двигательной активности.
Ход игры: Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крыльями), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали» - они снова начинают бегать по лугу в произвольном направлении.
Подвижная игра «Зайка».
Игры-забавы с корабликами в лужах.
Цели: продолжать знакомить с жизнью муравьев; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- В уголке леса возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче. Это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Из чего состоит муравейник? Муравьи беспрепятственно снуют, и каждый что- то несет. Насекомые умеют подавать сигналы друг другу, ориентироваться по солнцу. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу, поднимается высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. Из ядовитой железы на конце брюшка при опасности муравей выпрыскивает жидкость, состоящую из муравьиной кислоты.
Опыт. Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Муравьиные домики нельзя разорять, наступать на них.
Приметы: если муравьи прячутся в кучи - жди сильного ветра, дождя, грозы; муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы.
Поговорки и пословицы: муравей не велик, а горы копает; пчелка маленькая, да мед ее сладок.
Стихотворение.
МУРАВЬИНЫЙ ТЕРЕМ
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые старые пни,
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
* * *
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто,
Он очень мал, он очень мал,
Он очень маленького роста.
В. Степанов
Загадки.
Мы - лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи.)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи.)
Дидактические игры «Помнишь ли ты эти стихи?», «Добрые слова».
Подвижные игры «Бабочки, лягушки и цапли», «Пустое место».
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт заботливого отношения к растительному миру.
- Как выглядит подорожник? Большие, широкие листья, которые выходят прямо из земли, а в середине высокая стрелка. Почему его так называют? Подорожник растет по дороге, то есть вдоль дороги. Подорожник очень целебен. При порезах, царапинах или ожогах его надо прикладывать к ране. Осенью из тугих колосков подорожника выпадают клейкие семена, которые с кусочками земли пристают к ногам человека, к копытам животных и таким образом переносятся в другие места, где и прорастают.
Наблюдение за травами
- Что растет на земле? Рассмотрите травянистые растения: внешний вид, разнообразие. Найдите части растения. У многих растений отсутствует стебель. Многие травы уже отцвели и дали семена, многие высыхают. Трава становится желтой, семена разлетаются во все стороны, а весной из них вырастут новые растения. Осенью наземные части высохнут и отомрут, тогда как корень останется в земле зимовать, чтобы весной прорасти новой травинкой. Растения могут размножаться несколькими способами.
Приметы: листья желтые на деревьях рано появляются - быть ранней весне; утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю; если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: в августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Стихотворение.
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым раны вылечить помог.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Загадки.
Шагаешь берегом реки
Или лесной дорожкой,
Везде встречаешь ты в пути
Растенье... (подорожник).
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
Дидактические игры «Дерево, кустарник, цветок», «Помнишь ли ты эти стихи?».
Подвижная игра «Зайцы и медведи».
Подвижная игра «Голубь».
Цель: упражнять в произношении звуков [л] и [р].
Ход игры: Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети - «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!». «Голуби» разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули» - и «голуби» слетаются к «хозяйке». Тот, кого «ястреб» поймал, становится «ястребом», а прежний «ястреб» - «хозяйкой».
Цели: продолжать знакомить с многообразием растительного мира; формировать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
- Посмотрите на разнообразие цветов на клумбах. Цветы разного цвета, высоты, формы. Полюбуйтесь красотой цветов, они радуют глаз, надо заботиться о них, поливать.
Наблюдение за шмелем
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, способы передвижения и защиты от врагов).
Понаблюдайте за полетом шмеля над цветником. Рассмотрите насекомое, его внешний вид. У шмеля четыре небольших крыла, он окрашен чередующимися ярко-желтыми и черными полосками. Такая яркая окраска обычно бывает у насекомых, имеющих ядовитое жало. Птицы облетают их стороной. У шмеля прекрасное обоняние и зрение. Он издалека видит яркие весенние цветы, чувствует их запах и летит к ним. С утра до вечера шмель летает, собирая медовый нектар, и относит его в гнездышко. Осенью шмелиная семья погибает, в гнезде остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, продолжают жизнь семьи.
Приметы: к дождю вянут цветки чистотела; перед дождем не раскрывают своих цветов роза, ноготки; у мальвы цветки как будто увяли - будет дождь; если у мокрицы (звездчатки) венчики цветов не раскрываются - будет дождь.
Поговорки и пословицы: лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; дважды в году лету не бывать.
Стихотворение.
ЦВЕТЫ
Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле полевые,
Душистые, красивые, живые,
Поэтому не рву цветы. А ты?!
ЛЕСНОЙ АЭРОДРОМ
Гудит в разгар работы лесной аэродром,
Малютки-самолеты курсируют кругом.
Наметив трассу точную из Солнечных земель,
Летит в страну Цветочную Мохнатый толстый шмель.
Е. Серова
Загадки.
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Шмель.)
Дидактические игры «Игра в загадки», «Придумай другое слово».
Подвижные игры «Пустое место», «Зайцы и медведи».
Труд на участке: уборка территории.
Цели: систематизировать представление о многообразии насекомых; учить различать насекомых по внешнему виду.
- Насекомых становится все больше и больше: на поляне, возле уголка леса можно увидеть большое разнообразие (комары, бабочки, жуки, мошки, стрекозы, муравьи, древесные клопы, божьи коровки и т. д.). Найдите отличительные признаки насекомых. Назовите знакомые виды, способы их передвижения. (Бабочки и комары могут только летать, тогда как кузнечики летать и прыгать, жуки ползать и летать.)
Наблюдение за урожаем на огороде
Цели: уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете овощей; развивать речь, активизировать словарный запас, внимание и память детей, логическое мышление.
- Отметьте изменения, которые происходят с растениями: появились новые листочки, вместо цветков - завязь, появились новые усики и т. д.
Для чего надо ухаживать за посаженными растениями: поливать, окучивать, пропалывать, следить за вредителями? Только с помощью труда человека культурное растение (то есть посаженное руками человека) (в данном случае овощные культуры) выживает и дает плоды.
Опыт.
Воспитатель аккуратно ловит жука и большого муравья (положить после опыта их на место). Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют на песке жук и муравей. Зарисовать следы.
Приметы: урожайное лето предвещает холодную зиму; сильные росы - на хороший урожай.
Поговорки и пословицы: яблоньку за яблоки любят, а пчелку за мед; жужжала муха, дождалась паука; что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь; летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.
Стихотворение.
ПЧЕЛКА
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень,
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
Н. Мигунова
АВГУСТ
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит.
С. Маршак
Загадки.
Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь.)
На грядке зеленый,
А в банке соленый. (Огурец.)
Дидактическая игра «Игра в загадки».
Дидактическая игра «Огурцы».
Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.
Ход игры: Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Вырастали на грядке (дети ходят в колонне)
Зеленые прядки (переход в полуприсед),
Прятались в них огурцы (приседают),
А солнце пригрело (встают, поднимают руки вверх) –
Вмиг пожелтели (руки, опустили),
Но в бочке они хороши.
После слова «хороши» дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.
Подвижная игра «Карусель».
Труд на участке (на огороде).
Цель: обобщать и систематизировать представления о лете по основным существенным признакам, о состоянии растений.
- Опишите погоду, какая она? Стало очень тепло, дети ходят в одних трусиках, сандалиях, на головы надеты панамы. Солнце светит ярко, день намного длиннее, чем зимой, с каждым днем становится все жарче и жарче. Цветов становится все больше и больше. Небо голубое и по нему плывут белые облака, дожди очень редки. На огороде начинают плодоносить посаженные растения. Трава начинает желтеть и колоситься.
Наблюдение за погодой и солнцем
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; расширять представление о многообразии неживой природы.
- Особенно жарко бывает днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце ниже, поэтому не так жарко. Продолжите наблюдать за временем восхода и захода солнца. Отметьте место, куда заходит солнце и откуда оно всходит. Летом бывает самый длинный день в году.
Приметы: гроза в августе - к долгой осени; каковы первые три дня, таков весь август; днем жарко - ночью прохладно - к хорошей погоде; частые туманы обещают урожай грибов.
Поговорки и пословицы: в августе зима с летом борются; август - собериха, всего припасиха.
Стихотворение.
АВГУСТ
Август устали не знает, заглянув во все сады,
Он в корзины собирает золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины льет густой душистый мед.
Загадки.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел...
Поделиться не хотел! (Луна.)
Опыты «Свойства мокрого песка», «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).
Дидактические игры «Подскажи словечко», «Игра в загадки».
Подвижные игры «Голубь», «Замри».
Цели: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление.
- На клумбе найдите паучков и понаблюдайте за их жизнью. Паучки такие же полноценные обитатели Земли, как и все живое. Жизнь пауков содержит много интересного. Много разных паучков поселяется в цветочных клумбах. И если правильно поливать цветущие растения (под корень и не разбрызгивая сверху), то можно наблюдать, как живут, охотятся, выводят потомство различные паучки. На цветущей клумбе найдите паука- краба. Он небольшой, очень хорошо передвигается, как вперед, так и назад. Окраска тела пауков зависит от окраски венчиков цветущих растений, на которых живет паучок. Почему нельзя обрывать паутину, уничтожать пауков? Потомство этих пауков мы увидим в пору «бабьего лета», когда они будут расселяться на длинных паутинках.
Наблюдение за богомолом
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения, особенностями внешнего вида и способами защиты от врагов; обогащать словарный запас.
- В уголке леса в траве можно найти богомолов - оригинальных насекомых серого или зеленого цвета, похожих на длинных кузнечиков с большими передними ногами, на которых имеются острые шипы для схватывания жертвы. Богомолы затаиваются среди травы и, как только в поле их зрения оказывается какое-либо зазевавшееся насекомое, тут же следует молниеносный бросок - и жертва уже зажата между шипами. Интересное название у этих насекомых «богомолы» - «богу молятся» - название произошло от позы насекомого вставать на задние лапки, а передние складывать перед собой, как человек складывает руки перед молитвой. Богомолы очень хорошо приспособились к окружающей среде, их тело похоже на травинку или сучок, окрас туловища под цвет окружающей среды, такого сразу и не заметишь.
Приметы: если пауков видно много - надо ждать хорошей погоды; если паук выходит из гнезда и делает новую паутину - к хорошей погоде; жуки проносятся с громким жужжанием - к хорошей погоде; рано просыпаются мухи - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: где муха ни летала, а к пауку попала; в августе зима с летом борются.
Стихотворения.
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок:
Если муха прилетит,
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей побежит.
АВГУСТ
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые чижи.
Что за месяц, подскажи!
Загадки.
Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
Дидактические игры «Знаешь ли ты...», «Подскажи словечко».
Подвижная игра «Перенеси предметы».
Цель: развитие ловкости.
Ход игры: На земле чертят 2-4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии 8-10 метров. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Ребенок становится у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно две команды.
Подвижная игра «Голубь».
Цели: расширять представление о многообразии неживой природы, кругозор; воспитывать любознательность.
- Понаблюдайте за солнечным зайчиком, поиграйте с ним. Посмотрите, как лучи солнца ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики.
Наблюдение за движением солнца
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; расширять представление о многообразии неживой природы.
- Особенно жарко бывает днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце ниже, поэтому не так жарко. Продолжайте наблюдать за временем восхода и захода солнца. Отметьте место, куда заходит солнце. Так как наступил последний месяц лета, то уже не так жарко по ночам.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Приметы: дождь при солнце скоро прекратится; солнце садится не в тучи - быть хорошей погоде; багровые зори - к ветру; во время восхода солнца духота - к ненастью.
Поговорки и пословицы: худо лето, когда солнца нету; в летнюю пору заря с зарей сходится.
Стихотворение.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок.
Вот он, вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
* * *
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
А. Бродский
Загадки.
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.)
Кто входит в окно и не ломает его? (Солнечные лучи.)
Опыт «Передача солнечного «зайчика».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Ход опыта: В солнечный день дети рассматривают солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильность слов воспитателя.
Дидактическая игра «Будь внимательным».
Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.
Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты...».
Подвижная игра «Ловишки с приседанием».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть. В конце говорят, какой ловишка самый ловкий.
Подвижная игра «Котята и щенята».
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; закреплять знания об общих признаках, способах передвижения, значимости для человека.
- Как пчела обследует цветки? (Забирается глубоко внутрь за нектаром.) В течение лета пчела опыляет огромное количество цветков.
Рассказ о значении пчел.
Как выглядит пчела? У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелу очень легко узнать по окрасу ее тельца.
Наблюдение за полетом насекомых
- Как передвигаются насекомые? В чем особенность движения крыльев? Бабочки машут передними и задними крылышками одновременно и обычно порхают, перелетая с цветка на цветок. Стрекозы машут передними и задними крылышками независимо друг от друга. Жуки летают прямолинейно и машут только задними крыльями, а передние находятся в приподнятом положении и образуют планирующую поверхность.
Приметы: перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят; чуть свет вылетают пчелы - к хорошей погоде; пчелы над черемухой и рябиной - к хорошей погоде; комары толкутся столбом - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: пчелка маленькая, да мед ее сладок; яблоньку за яблоки любят, а пчелку за мед.
Стихотворение.
ПЧЕЛА
На лугу пчела летает,
Нектар цветочный собирает.
Много у пчелы работы:
Заполняет медом соты,
Чтобы дети круглый год
Ели вкусный, сладкий мед.
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!».
Загадки.
Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела).
Дидактические игры «Рыба, птица, зверь, насекомое», «Будь внимательным».
Подвижные игры «Перенеси предметы», «Самолеты».
Труд на участке: ухаживание за цветником.
Цели: расширять представление о многообразии неживой природы; учить видеть и описывать красоту пейзажа; расширять словарный запас; развивать творческое воображение; воспитывать умение любоваться природой, чувствовать ее красоту.
- Кучевые облака хорошо заметны весной и летом. Ярко-белого цвета, похожие на клубы пара. Они двигаются довольно быстро и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти крупные, с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака бывают только днем, а к вечеру исчезают. Какие еще бывают облака? (Перистые, слоистые.)
От перистых облаков тени на земле не бывает. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. На что они похожи? Они не закрывают солнца. Движутся эти облака незаметно, состоят большей частью из ледяных кристалликов. Осадков из этих облаков не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро ненастье.
Приметы: облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; облака идут низко - возможен дождь; на перистых облаках появились множество белых облачков - к дождю; направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю.
Поговорки и пословицы: летом всякий кустик ночевать пустит; летний день за зимнюю неделю.
Стихотворения: С. Михалков «Облака»;
Я. Аким «Облако».
Загадки про облака.
Дидактические игры «Кто кем будет?», «Рыба, птица, зверь, насекомое».
Подвижные игры «Котята и щенята», «Ловишки с приседанием».
Труд на участке: уборка территории.
Цели: продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой; знакомить с явлениями неживой природы.
- Охарактеризуйте дождь, какой он? Сравните его с осенним, затяжным дождем. Дождь оказывает благотворное влияние на растения.
Наблюдение за лужами
Цели: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Идет дождь - будут лужи на земле, светит яркое солнце - лужи высохнут. В лужах отражаются предметы - облака, деревья. Посмотрите, что вы видите в луже? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Лужи образуются только на асфальте, а на земле их нет, земля просто мокрая.
Приметы: дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда - будет долго идти; во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри - дождь долгий; утренний дождь - не на весь день.
Поговорки и пословицы: дождливое лето хуже осени; счастливы те поля, на которые летний дождь выпадает впору; ранний дождь озолотит, а поздний разорит.
Стихотворение.
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ
Жарко солнышко плыло,
Млела знойная земля.
Ночью тучка набежала,
Ждали дождика поля.
Рады, рады все травинки,
И колосья, и цветы,
Что веселые дождинки
Звонко льются с высоты.
Дождик шумный и прохладный,
Песня, полная чудес!
На рассвете дышит жадно
Напоенный влагой лес.
Т. Днепровская
Загадки.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать,
Поливал да поливал,
Всех под зонтики загнал. (Дождь.)
Дидактическая игра «Кто кем будет?».
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички и кошка».
Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; учить видеть и любоваться ее красотой.
- Понаблюдайте за радугой. Какие цвета вы различаете и в какой последовательности. Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.
Наблюдение за дубом
Цели: расширять знания о растительном мире; закрепить знания детей о деревьях, об их разнообразии, об условиях, необходимых для роста и нормального состояния растений; научить отличать деревья по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к родной природе.
- Рассмотрите дуб вдали. Дерево отличается своим могуществом и величавостью. Подойдите близко, попытайтесь обхватить дуб руками, потрогайте его кору. Приложите ладони, черпая могущество и силу дуба. Сравните с березой, вязом (по размерам, форме кроны, веток, листьев, цвету и структуре коры). Плоды дуба - желуди. Найдите их в траве под дубом, рассмотрите. (Плод гладкий, а шляпка шероховатая.) Сбор желудей: детям предлагается собрать с земли желуди разной величины, оттенков, а также маленькие тонкие веточки дуба. Поиграть в игру «Найди самый большой желудь», «Найди желудь без шляпки».
Опыт «Радуга».
Цели: познакомить с явлением «радуга».
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход опыта:
Воспитатель. Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр.
Воспитатель. На что похоже слово «радуга». Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, то есть полукруг.
Приметы: радуга после дождя стоит долго - к ненастью; радуга после дождя быстро пропадает - к ясной погоде; в августе дуб желудями богат - к урожаю; много желудей на дубу - к теплой зиме.
Поговорки и пословицы: лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; одним днем лето не опознаешь; от доброго корня и поросль добрая; не беречь поросли - не видеть и дерева.
Стихотворение.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится,
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Я. Аким
Загадки.
Поднялись ворота –
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой».
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звезд! (Радуга.)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».
Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)
Дидактическая игра «Где что растет?».
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.
- Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
- Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «К названному дереву беги».
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.
Утром после ясных, тихих летних ночей на траве, листьях деревьев можно увидеть капельки воды - это роса. При охлаждении ночью влага из воздуха конденсируется на поверхности почвы, растений и образуются капельки росы. Особенно обильные росы выпадают в конце июля - августе, когда ночью становится гораздо прохладнее, чем днем.
Наблюдение за воробьями
Цели: воспитывать чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.
- Обратите внимание на стайку воробьев, обитающих на вязе. Рассмотрите близко сидящих особей. Вспомните признаки птиц и отличия воробьев от ворон. Воробьи - стайные птицы, любят жить стаями, но у каждой особи есть свое гнездо и семья. Бросьте крошки и понаблюдайте: как только первый увидевший крошки воробей подлетит к хлебу, вся стая мигом окажется возле крошек. Птицы передвигаются по земле прыжками, они не ходят, как ворона или голубь, это их отличительная особенность. По размерам они тоже отличаются: чуть побольше - это взрослые особи, поменьше - это молодые воробьи.
Приметы: сильные росы - на хороший урожай; пала роса с вечера - к ясному дню; воробьи сидят нахохлившись - к дождю; воробьи летают кучами - к сухой и ясной осени.
Поговорки и пословицы: в августе до обеда - лето, после обеда - осень; в августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит; по крупице птица собирает, а сыта бывает; всякая птица своим пером гордится.
Стихотворение.
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву.
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока,
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля...
Тим Собакин
ВОРОБЕЙ
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек - пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Загадки.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем - не найдем. (Роса.)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!». (Воробей.)
Дидактические игры «Прятки», «Брать - не брать» (птицы).
Подвижные игры «Кот на крыше», «Воробушки».
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
Посмотрите на первые золотые пряди в листве берез, опавшие березовые листья. На фоне еще зеленых деревьев: тополя, клена, вяза - и трав они особенно заметны - это первая примета наступающей осени. Опишите березу. По каким признакам вы можете сказать, что это дерево - береза.
Сбор листьев для гербария.
Что бывает после цветов
Цели: показать, что растение растет и меняется, после цветов появляются семена; на участке рассмотреть растения и их семена.
Семена маленькие, снабжены приспособлениями для распространения (пушинками, волосками, парашютиками, крючками и т. д.), которые помогают семенам летать, прикрепляться к шерсти животных и одежде человека. На одном цветке образуется много семян. (Одуванчик, репейник, бархатцы, космея и т. д.)
Приметы: летом на деревьях появляются желтые листья - осень будет ранней; листья желтые на деревьях рано появились - быть ранней весне; облака низкие, черные, движутся быстро - к ненастью; вороны под тучи взвиваются - к ненастью.
Поговорки и пословицы: от доброго корня и поросль добрая; не беречь поросли - не видеть и дерева; в августе до обеда - лето, после обеда - осень; в августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Стихотворение.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза - частица России моей.
Загадки.
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Колобок, колобок,
Золотистый бок,
За елки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся –
На весь мир улыбнулся! (Солнышко.)
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Дидактические игры «Кто кем был?», «Какая, какой, какое?».
Подвижные игры «Узнай растение», «Воробушки».
Цели: расширять представление о явлениях неживой природы, кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
- По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветки деревьев, бегут облака. Для определения направления ветра возьмите вертушки и флажки. Какой сейчас ветер?
Наблюдение за небом
Цели: продолжать формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру; расширять представления о многообразии неживой природы.
- Обратите внимание на красоту летного неба, на его голубизну, прозрачность. Как весело носятся стаи птиц. Сравните небо с осенним и зимним, серым, скучным.
Приметы: северный ветер к ночи стихает; ветер полосами, порывами - к тихой погоде; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; небо на закате светло-розовое или золотистое - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь; в августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Стихотворение П. Воронько «Ветер».
ТУЧИ
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой тучи.
Загадки.
Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
И в реке, и в море волны поднимает.
Кто о нем загадку, дети, отгадает. (Ветер.)
Подходила - грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось - шла с бедой,
Оказалось - шла с водой.
Подошла да пролилась –
Вдоволь пашня напилась! (Дождевая туча.)
Дидактические игры «Брать - не брать», «Кто кем был?».
Подвижные игры «К названному дереву беги», «Кот на крыше».
Цели: продолжать знакомить с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем, во влажном воздухе, крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.
- Обратите внимание на поведение воробьев, ворон, голубей и горлинок, которые обитают вблизи территории детского сада. К вечеру гомон утихает, птицы, налетавшись за день, возвращаются в свои гнезда или просто садятся на ветки деревьев и готовятся ко сну. Одни только воробьи не могут угомониться до самой темноты. Они снуют по улице среди проезжающих машин и идущих людей. Ссорятся из-за пищи. Поймать воробья - дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память.
Приметы: ласточки высоко летают - к ясной погоде; ласточки шумно летают - к дождю; ласточки летают шумно над землей - к ненастью; вороны под тучи взвиваются - к ненастью.
Поговорки и пословицы:
- кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни;
- ласточка весну начинает, а соловей лето кончает;
- на зимний стол август готовит разносол;
- август греет спину, холодит грудь.
Стихотворение.
АВГУСТ
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые чижи.
Что за месяц, подскажи!
Загадки.
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Летает, поет, два крыла,
Клюв, лапки, перышки. Кто это? (Птица.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Подвижная игра «Воробушки».
Подвижная игра «Голубь».
Цель: упражнять в произношении звуков [л] и [р].
Ход игры: Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети - «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!». «Голуби» разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули» - и «голуби» слетаются к «хозяйке». Тот, кого «ястреб» поймал, становится «ястребом», а прежний «ястреб» - «хозяйкой».
Труд на участке: сбор семян цветочных растений.
Цели: вызвать радость от результатов собственного труда; закрепить представления о том, как выращивают урожай.
На огороде продолжим наблюдение за сбором овощей на грядках. Какие блюда можно приготовить из них? Какие овощи заготавливают на зиму, а какие можно употреблять в сыром виде? Назовите овощи, что у них съедобно, вершки или корешки.
Наблюдение за изменениями в погоде
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
Обратите внимание на изменения, происходящие в природе: стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть - все это говорит о том, что приближается осень. Найдите и назовите приметы осени в природе.
Приметы: пала роса с вечера - к ясному дню; птицы запели в дождь - скоро будет ясно; капельки росы утром висят на кончиках листьев - к дождю; муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы.
Поговорки и пословицы: август разносол, всего вдоволь; на зимний стол август готовит разносол.
Стихотворение.
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Загадки.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочнее... (помидора).
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Дидактические игры «Какое время года?», «Кто больше назовет действий?».
Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Самолеты».
Прогулки в июле в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в июне в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!