Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.
- Понаблюдайте за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ. Воробьи - смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция и хорошая память.
Наблюдение за птицами
На прогулку взять хлеб от завтрака. На открытом пространстве покрошить хлеб и отойти подальше, но так, чтобы было видно это место. Понаблюдать за поведением птичек.
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; кукушка кукует - будет хорошая погода; если птицы вьют гнезда на южной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето; вороны купаются - к теплу.
Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; мала синичка, да коготок остер.
Стихотворение про птиц.
Загадки.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хриповатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Дидактические игры «О чем еще так говорят?», «Кто (что) летает?».
Подвижные игры «Пузырь», «Улиточка».
Цели: обобщить представление о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части растений; формировать представления о потребностях растений (тепло, влага, земля).
- Обратите внимание на многообразие растительного мира. У центрального входа детского сада растут все представители растительного царства (кусты, деревья, травы). Назовите части растения. Найдите отличительные черты этих растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений (вода, тепло, земля). Сравнить растения с огорода с теми, что растут за забором и их не поливают. Как выглядят они? Почему?
- Обратите внимание на разнообразие цветов на участках. Люди специально сажают цветы, ухаживают за ними, поливают, пропалывают, и цветы радуют наш глаз, принося радость и хорошее настроение. Рассмотрите клумбу возле входа в детский сад, там растут бархатцы двух видов. Низкорослые и обыкновенные. Сравните их. Найдите различия и сходства.
Приметы: много ягод летом - к холодной зиме; поздний расцвет рябины - к поздней осени.
Поговорки и пословицы: июль - месяц ягод, зеленая страда; июль - перелом лета, месяц красного цвета.
Стихотворение.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун
Загадки.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
Опыт «Почему на тропинках не растут растения».
Ход опыта: Обратить внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.
Опыт «Потребность растений в воде».
Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.
Материал: два цветка, вазочка с водой.
Ход опыта: Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Дидактические игры «Узнай, чей лист», «О чем еще так говорят?».
Подвижные игры «К названному дереву беги», «Пузырь».
Цель: упражнять в определении состояния погоды.
- В теплый солнечный день опишите состояние погоды и природы. Почему вы так легко одеты, с чем это связано? Солнце светит ярко, на улице жарко. Охарактеризуйте погоду одним словом (солнечная, теплая, летняя).
Приметы: дождь без ветра будет долго идти; если июль жаркий, то декабрь будет морозный.
Поговорки и пословицы: июль - макушка лета, декабрь - шапка зимы; июль - краса лета, середка цвета.
Загадки
ИЮЛЬ
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов.
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета
Что, скажи, за месяц это?
Стихотворение
ИЮЛЬ
В этот месяц, что ни год,
Над землей жара плывет.
И не зря в кусты забился
Первый заячий приплод.
Опыт «Движение воздуха».
Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: учить детей правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры: Дать детям опорные слова лето, жарко, солнце, песок и т. д. Попросить придумать предложения из 3-5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».
Подвижные игры «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем», «К названному дереву беги».
Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц; формировать знания об их общих признаках; учить видеть особенности в их строении и поведении.
- Назовите общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Сравните ворону и воробья, рассмотрите и найдите отличия. Название «ворона» произошло от древнерусского слова «вороной», что значит - черный. Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.
Наблюдение за различием в поведении птиц
- Сравните поведение воробьев и ворон. Как они передвигаются, летают, как ведут себя при приближении людей (вороны неторопливо улетают, воробьи вспархивают быстро и стремительно).
Приметы: воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде; если вороны садятся клювами в одну сторону - к сильному ветру.
Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.
Стихотворение.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Загадки про птиц.
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Дидактические игры «Третий лишний» (птицы), «Придумай сам».
Подвижные игры «Воробушки», «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем».
Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
- Опишите путь солнца по небу. (Утром солнце встает в одном месте, а вечером заходит в другом, проходя все небо за целый день.)
Наблюдение за вечерними облаками
Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
- Обратите внимание на красоту вечерней погоды, на синий цвет вечернего неба, на плывущие по небу белые красивые облака. Опишите красоту вечерней погоды, употребляя как можно больше прилагательных.
Приметы: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч - к хорошей погоде; солнце в туман садится - к дождю; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака — к ясной погоде; облака движутся с севера на юг - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: в июле солнце без огня горит; в июле солнце ликует; июль - макушка лета, устали не знает, все прибирает; в июле на дворе пусто, а в поле густо.
Стихотворения:
Е. Трутнева «Лето»;
С. Михалков «Облака».
Загадки про облака.
Не огонь, а больно жжет;
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце.)
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Дидактическая игра «Что это значит?».
Цели: учить сочетать слова по смыслу; понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер - прохладный.
Свежая рыба - недавно выловленная, не испортившаяся.
Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета - новая, только что купленная.
Свежая краска - не засохшая.
Свежая голова - отдохнувшая.
Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.
Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышимый.
Подвижная игра «Повар».
Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления их с природой родного края.
- Смотрите, как по земле медленно движется улитка. Как же ей это удается, если никаких ног у нее не видно? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет собой сплошную «ногу»! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения ее передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизистая жидкость, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Эта ее нога прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!
Улитка действительно примечательное во всех отношениях создание. Например, улитка никогда не заблудится. Инстинкт приведет ее к укрытию, какой бы большой путь она ни проделала. А при собственном весе, не превышающем 15 граммов, она способна тащить за собой почти полукилограммовый груз.
Приметы: вянут листки чистотела - к дождю; хорошо пахнет жимолость - к дождю.
Поговорки и пословицы: отломленная ветка к дереву не прирастет; от доброго корня и поросль добрая.
Стихотворение.
УЛИТКА
- Где вы прячетесь, улитки?
- В мокрых травах у калитки.
Утром пьем росу из флоксов,
В полдень дремлем у колодцев,
Вечером, когда не жарко,
Расползаемся по парку.
Под березами без спешки
Объедаем сыроежки!
* * *
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Т. Шорыгина
Загадки.
Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки. (Улитка.)
Две антенки на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет,
По соломинке ползет. (Улитка.)
Дидактические игры «Когда ты это делаешь?», «Когда это бывает?».
Подвижная игра «Найди себе пару».
Труд на участке: работа на огороде.
Вместе с воспитателем работа на огороде: прополоть сорняки, поправить грядки, взрыхлить и попушить растения. Напомнить название инвентаря, как им работать. После работы учить детей приводить его в порядок и класть на отведенное для него место в группе или в подсобке.
Цели: уточнить и расширить представление о кошке; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным.
- Понаблюдайте, как кошка охотится за птицей. Кошка может часами караулить зазевавшуюся птицу. Причем она не просто сидит, а все время прислушивается: не раздается ли подозрительный шорох, не приближается ли кто-нибудь к ней - и одновременно не спускает глаз со стайки птиц.
- Обратите внимание, как мама-кошка заботливо относится к своим котятам; вылизывает им шерстку, приносит им угощение (рыбку), оставленное поваром детского сада, охраняет их сон. Когда котята играют на улице, кошка всегда находится рядом. Кажется, что она спит, пригревшись на солнце. На самом деле она зорко следит, чтобы котята не забежали слишком далеко и чтобы к ним никто чужой не приблизился. Понаблюдайте за игрой котят: они кувыркаются, кусают друг друга, гоняются за травинками и пушинками, набрасываются друг на друга. А когда устанут, все спят вповалку друг на друге, или у мамы под теплым и мягким бочком. Когда котята подрастут, наберутся сил, приспособятся к окружающему миру и мама кошка научит самих добывать пищу, они будут уходить далеко от мамы, а потом и вовсе начнут жить своей жизнью.
Приметы: кошка греется на солнышке - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: в июле солнце без огня горит; в июле солнце ликует.
Стихотворения.
СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ КОШКИ
1, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать,
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку
Получается ответ;
Кошка - есть, а мышки - нет!
НАШ КОТЕНОК
У котенка шерстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий,
Часто-часто шерстку лижет.
Р. Селянин
Загадка.
Мордочка усатая, шубка мохнатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
Дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Когда ты это делаешь?».
Подвижные игры «Кот на крыше», «Жадный кот».
Труд на участке: навести порядок возле песочницы, собрать в нее песок.
Цели: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.
- Давайте обойдем территорию детского сада, полюбуемся красотой ухоженных цветников и разнообразием цветочков. Напомните названия цветов.
Сравните цветы по высоте. (Они похожи друг на друга, только разные по высоте.) Сравните листья. Понюхайте цветки, похожие друг на друга.
Приметы: у мальвы цветки как будто увяли - будет дождь; если у мокрицы (звездчатки) венчики цветов не раскрываются - будет дождь.
Поговорки и пословицы: где цветок, там и медок; июль - месяц ягод, зеленая страда.
Стихотворение.
САД
Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие - все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет –
Лучше нашей клумбы нет.
САД
Как в саду красиво и светло.
Сколько астр на клумбе расцвело –
Набивные, махровые, пестрые.
Любят их дети и взрослые!
Загадки про цветы.
Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названьем (анютины глазки).
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры «Жуки», «Кот на крыше».
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
- Почему листья растений в жаркий день поникли, а цветки опустили головки? (Надо полить цветы вечером.) Утром вы увидите, что растения стоят бодрые, упругие. Почему растения поднялись?
Приметы: много желудей на дубе - к теплой зиме; много ягод летом - к холодной зиме.
Поговорки и пословицы: июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды; июль косит и жнет, долго спать не дает.
Стихотворение.
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Загадки.
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка.)
Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик.)
Дидактические игры «Путешествие», «Найди листок, какой покажу».
Подвижные игры «Песенка стрекозы», «Самолеты».
Цели: закреплять представление о насекомых; учить видеть их главные признаки; формировать знание о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
- Найдите божьих коровок, положите их на ладонь брюшком вверх и рассмотрите: найдите маленькую головку, усики и ножки. Как жуки ползают? Как приподнимают и развертывают свои крылья перед полетом? Посмотрите на желтые пятнышки, оставшиеся на ладони после жучка. Эту жидкость выделяет жучок, она очень горькая. Попробовав ее, птица больше никогда не будет есть божьих коровок. Это защитное приспособление насекомого от врагов.
Рассмотрите внешний вид божьих коровок. На красных крыльях черные точки. Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду принадлежат жуки. Коровка с двумя точками - двуточечная. С пятью - пятиточечная, с семью - семиточечная.
Жуки не все красные. Есть желтые, коричневые, разных оттенков, бронзовые... но все пятнистые: в крапинку, в горошек.
Приметы: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает с нее - к ясной погоде; много пауков и их сетей - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: июль - краса лета, середка цвета; июль - месяц ягод, зеленая страда.
Стихотворения про насекомых.
БОЖЬЯ КОРОВКА
По тонкой-претонкой
Былинке так ловко,
Циркачке под стать,
Ходит божья коровка.
Загадки про насекомых.
Друзья, посмотрите-ка,
Гляньте, подружки,
У этой букашки-то
Тоже веснушки.
Загадки про насекомых.
Всех жучков она милей
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Дидактическая игра «Кто как передвигается?».
Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.
Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.
Например: прыгает - кузнечик; летает - бабочка; ползает - гусеница; бегает - муравей и т. д.
Подвижная игра «Жуки».
Цели: закреплять представление о насекомых; учить видеть их главные признаки; формировать знание о жизни муравьев; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
Муравьи - коллективные животные, они живут большими колониями. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот тысяч жителей. Муравьиный терем - это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.
Подойдите к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи. Рассмотрите строение насекомого, способ передвижения, строение муравейника. На постройку гнезда идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой, как кроют соломой деревенские избы. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника. В куполе и под землей расположено множество залов, камер, ниш, в которых живут муравьи.
Приметы: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи - жди сильного ветра, дождя, грозы.
Поговорки и пословицы: муравей не велик, а горы копает; пчелка маленькая, да мед ее сладок.
Стихотворение.
МУРАВЬИ
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
МУРАВЬИ
Погляди на молодцов: веселы и бойки;
Волокут со всех сторон материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей.
И спешит на помощь друг - тут народ хороший!
Без работы, хоть убей, жить не может муравей!
Загадки.
Чей домишко из иголок
На земле у старых елок? (Муравейник.)
На полянке возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник.)
Дидактическая игра «Кто чем питается?».
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
Ход игры: Воспитатель называет насекомое, а дети говорят, чем это насекомое питается.
Кузнечик - травой,
Бабочка - нектаром,
Божья коровка - тлей,
Колорадский жук - листвой,
Стрекоза - другими насекомыми,
Блоха - кровью,
Комар - и кровью, и травой.
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижные игры «Жуки», «Жмурки с колокольчиком».
Цели: учить беречь водопроводную воду; приучить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран; обучать способам полива растений.
- Любите ли вы купаться в ванне и под душем? Умеете ли плотно закрывать кран; всегда ли следите, чтобы из крана попусту не текла вода. Растения любят, когда их поливают. Поливать надо только под корень, а не само растение. Так как солнечные лучи могут испортить растение, если оно будет мокрым.
Наблюдение за стрекозой
Цели: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; воспитывать бережное отношение к насекомым.
- У стрекозы четыре крыла, шесть ног, тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко и удивительные глаза. У них огромные глаза, состоящие из тысяч мельчайших глазков - фасеток. Такие глаза позволяют им видеть в различных направлениях и определять расстояние до преследуемой добычи. Для схватывания насекомых стрекозы вооружены мощными челюстями. Добычу также они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Стремительный воздушный зигзаг - и комар или муха в этой «корзине». Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку, неторопливо. И потом некоторое время отдыхает.
Приметы: перед дождем цветы маргаритки поникают; перед дождем складываются листья клевера.
Поговорки и пословицы: где цветок, там и медок; от доброго корня и поросль добрая.
Стихотворение.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари,
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Загадки.
Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названьем (анютины глазки).
Дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Кто чем питается?».
Подвижные игры «Журавль и лягушки», «Зайка».
Цели: продолжать знакомить с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Ласточки - это перелетные птицы, и осенью они улетают в другие края, а ранней весной прилетают к родным гнездам. Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем, во влажном воздухе, крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.
Продолжение наблюдения за ласточками. Вечером ласточки с визгом носятся за насекомыми. У них своеобразный стремительный полет, по которому можно сразу определить что это ласточки.
Приметы: ласточки высоко летают - к ясной погоде; ласточки шумно летают - к дождю.
Поговорки и пословицы: кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни; ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Стихотворение.
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Загадки.
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Подвижные игры «Воробушки», «Журавль и лягушки».
Труд на участке: уборка территории.
Цели: продолжать знакомить с лекарственными растениями; дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора; формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
- В уголке природы найдите календулу (ноготки). Их очень легко найти по оранжевым соцветиям. У них не одиночные цветы, а соцветия. Это лекарственное растение, которое используют как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Осенью наземная часть растения отмирает, и зимуют корни под землей.
Наблюдение за лилиями
- Обратите внимание на клумбу с лилиями. Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутрь клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво из-за более низких цветов у периферии цветника. Рассмотрите растение. Очень много листьев расположенных вокруг стебля и растущих из корня. Цветки лилии бывают не только оранжевые, как у нас в саду, но и снежно-белые, тигровые (испещренные черными пятнами), зеленовато-белые с фиолетовым отливом внутри. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки большие, оранжевые (посчитать их), большие черные тычинки (посчитать их), в середине один высокий пестик.
Приметы: перед дождем цветы сильнее пахнут; утром трава пахнет сильнее - к дождю.
Поговорки и пословицы: где цветок, там и медок; в жаркий день всякая живность стремится в тень.
Стихотворение.
БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ
Алыми и голубыми
Луг пестрит цветами.
Вьются бабочки над ними,
Не цветы ли сами?
Загадки.
Луг, совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймешь, где бабочка,
Где какой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. (Летом.)
Е. Трутнева
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Цели: описывать предмет, не глядя на него; выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Подвижные игры «Зайка», «Воробушки».
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать различные виды деревьев.
- Рассмотрите березу, иву, тополь. Сравните эти деревья: ствол, форму кроны, листья. Потрогайте кору деревьев, обратите внимание на расположение веток на стволах.
Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; из берез течет много сока - к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: не беречь поросли - не видеть и дерева; сломать дерево - секунда, вырастить - года.
Стихотворение.
ЛЕТО
Сколько запахов у лета!
Сладкий - липового цвета,
Горький - листьев тополиных,
Нежный - еле уловимый
Запах зреющей малины.
Загадки.
Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом.)
Опыт «Бумажные кораблики».
Дидактические игры «Найди листок, как на дереве», «Отгадай-ка!».
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Зайка».
Цели: закрепить представление о насекомых; учить выделять их главные признаки; знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.
- Послушайте, как в траве трещат кузнечики. Рассмотрите зеленое, под цвет травы, тело и длинные усы кузнечика. Он прыгает, у него длинные ноги. Если посадить его на ладонь, он подпрыгнет, развернет крылья и отлетит в сторону. Похожи ли кузнечики на жуков? Вывод: он живет в траве и сам похож на травинку по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить. Кузнечики любят солнце. По утрам, лежа на солнце, они принимают «солнечные ванны», поворачиваясь с одного бока на другой.
Прислушайтесь к стрекотанию кузнечика в траве. Найти самого кузнечика довольно трудно. Попытайтесь поймать одного под банку, чтобы не повредить руками хрупкое тельце. (После рассматривания отпустить.) Тело у него удлиненное, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики. Ноги очень своеобразные - «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Окраска у кузнечика под цвет окружающей его травы, так что его не сразу и заметишь. На что похож кузнечик? (Похож на траву по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить.) Питаются кузнечики мелкими насекомыми и растительной пищей.
Приметы: если июль жаркий, то декабрь будет холодный; лето бурное - зима с метелями.
Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.
Стихотворение.
КУЗНЕЧИК
Из травы, с зеленой кочки,
Раздается странный звук.
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец - кузнечик.
Загадки.
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он в и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Дидактические игры «Бывает - не бывает» (с мячом), «Найди листок, как на дереве».
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Жуки».
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; развивать интерес к неживой природе, окружающему миру.
В солнечный ясный день посмотрите на красоту летнего неба. Опишите цвет неба, плывущие по нему облака. Сравните с небом в дождливую погоду.
Наблюдение за разнообразием облаков
Цели: дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
- Понаблюдайте за движением облаков и изменением их формы. Проследите за легким облачком, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Хорошо наблюдать, наметив какой-нибудь ориентир: верхушку дерева или крышу дома.
Приметы: в июле тучи простираются по небу полосами - будет дождь; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится; на перистых облаках появились множество белых облачков - к дождю.
Поговорки и пословицы: лето пролежишь, зимой с сумою побежишь; летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь.
Стихотворение.
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы.
Одуванчик, только дунь –
Тотчас разлетится.
ОБЛАКО
Облако за облаком по небу гналось –
За облаком-лодкой облако-лось.
А ветер гонит, гонит, торопит облака,
То с налету тронет, то шевельнет слегка...
Я. Аким
Загадки.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо.)
Белый-белый пароход
Над деревьями плывет,
Если станет синим,
Разразится ливнем. (Облака.)
Дидактические игры «Дерево, куст, цветок», «Бывает - не бывает» (с мячом).
Подвижные игры «Через ручеек», «Жмурки с колокольчиком».
Труд на участке: работа на огороде.
Цели: формирование умения делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
В помещении детского сада спросить у детей, есть ли тень от предметов (нет). На улице обратить их внимание, на то, что предметы отбрасывают тени, в полдень же солнце находится высоко над головой, и от предметов совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные. Какие тени отбрасывают разные предметы? Понаблюдайте за ее изменениями в течение дня.
Наблюдение за вечерними тенями
Продолжить наблюдение за вечерними тенями. Сделать вывод. Тень передвинулась и изменила свою длину, стала длиннее.
Приметы: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч - к хорошей погоде; солнце в туман садится - к дождю.
Поговорки и пословицы: лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; дважды в году лету не бывать.
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки.
Мету, мету - не вымету,
Несу, несу - не вынесу,
Ночь придет - сама уйдет. (Тень.)
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа. (Тень.)
Дидактические игры «Догони свою тень», «Да или нет».
Подвижные игры «Мячик кверху», «Через ручеек», «Догони свою тень».
Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира планеты; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- После дождя найдите дождевого червя, понаблюдайте за ним. Дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они их заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Наблюдение за шмелем
Цели: закрепить представление о насекомых; учить выделять их главные признаки, знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.
- Обратите внимание на внешний вид вьющегося над цветами шмеля. У него довольно крупные размеры, яркий желто-черный, иногда частично красный узор и волоски, покрывающие тело насекомого. В остальном очень похож на пчел. Питаются шмели пыльцой и цветочным нектаром. Они вьются над цветками, собирая нектар.
Приметы: дождь пошел после обеда - будет долго идти; солнце в туман садится - к дождю; утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю; утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: в июне всякий кустик ночевать пустит; в июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут; готовь сани летом, а сани зимой; одним днем лето не опознаешь.
Стихотворение.
ЛЕТО
Сколько запахов у лета!
Сладкий - липового цвета,
Горький - листьев тополиных,
Нежный - еле уловимый –
Запах зреющей малины.
ШМЕЛЬ
Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: «Трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счета!»
Е. Фейерабенд
Загадки.
Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет,
Когда ползет,
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает. (Дождевой червь.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Шмель.)
Опыт «Веселые кораблики» (Плавучесть предметов).
Дидактические игры «Кто как передвигается» (2-й вариант), «Бывает - не бывает» (с мячом).
Русские народные игры «Утка и селезень», «Мячик кверху».
Цели: узнавать и называть уже известных насекомых; показать новых (бронзовку и бабочку-крапивницу); учить различать и называть насекомых; воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
- Обратите внимание, как над цветниками порхают бабочки. Понаблюдайте, когда они летают и когда, сложив крылья, сидят на цветках. Рассмотрите, как они летают, как складывают крылышки, садясь на цветки, как ползают по ним. У летающих бабочек крылья ярко окрашены, а у сидящих, когда крылья сложены и видна их оборотная сторона, тусклые и одноцветные. Так они менее заметны.
Наблюдение за гусеницей бабочки
Цели: закрепить представление о насекомых; учить выделять их главные признаки; знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.
- В траве можно увидеть разнообразных гусениц. Они появились из яичек, которые откладывают бабочки. Гусеницы прожорливы, объедают всю зелень, но когда они станут бабочками, у многих из них будет отсутствовать ротовой аппарат и они совсем не будут есть.
Приметы: лето дождливое - зима снежная, морозная; лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.
Поговорки и пословицы: в июле хоть разденься, но все легче не будет; июль - краса лета, середка цвета. Стихотворение.
БАБОЧКА
Тонкие нежные крылья,
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
ГУСЕНИЦА
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна...
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
В. Егоров
Загадки.
На большой цветной ковер Волосата, зелена,
Села эскадрилья, В листьях прячется она.
То раскроет, то закроет Хоть и много ножек,
Расписные крылья. Бегать все ж не может.
(Бабочки.) (Гусеница.)
Дидактическая игра «Кто как передвигается?».
Русские народные игры «Пчелки и ласточка», «Утка и селезень».
Прогулки в августе в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в июне в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!