Цели: углубить и обобщить представление о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных; учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети должны привыкать систематически следить за погодой и сообщать воспитателю свои наблюдения.
Наблюдение за тополиным пухом
Цели: закреплять знания о деревьях; учить различать различные виды деревьев; воспитывать интерес к жизни растений.
- Обратите внимание на деревья с гроздьями белого пуха. Что это за растение? Белое, похожее на вату, свисает с ветвей, летает в воздухе и лежит на земле - это тополиный пух. Поздней весной и ранним летом, облетая с веток, пух захватывает из воздуха вредные вещества, пыльцу других растений, пыль и грязь и опускает на землю. У многих людей в это время бывает насморк и кашель: говорят, это аллергия на тополиный пух. Это неверно, у людей аллергия на грязный воздух и на пыльцу растений.
Приметы: лето бурное - зима с метелями.
Поговорки и пословицы: летний день за зимнюю неделю; не моли лета долгого, моли лета теплого.
Стихотворение.
ЛЕТО
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
Что за странная метель? От тепла не тают,
Снег посыпал в жаркий день. Лезут в глаз и в нос мне. Ух!
Снежинки летают, Оказалось, это... Пух!
Загадки.
В этот месяц, что ни год,
Тесен птицам небосвод.
День быстрее трав растет. (Июнь.)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Пух тополя.)
Дидактическая игра «Какое время года?».
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. У воспитателя тексты о разных временах года. Тексты читаются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Когда это бывает?» - и читает текст или загадку. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».
Подвижные игры «Совушка», «Самолеты».
Труд на участке: уборка территории.
Цели: закрепить представление о солнце и его роли в жизни всего живого; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Летом солнце сильно греет, поэтому дети гуляют в трусиках и панамках: утром - на открытых участках, днем - в тени. Почему нельзя гулять под солнышком? Сравните, где на небе солнышко бывает утром, днем и вечером. Опишите солнце, какое оно (теплое, ласковое, оранжевое, круглое, летнее и т. д.).
Наблюдение за вечерним небом и луной
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с неживой природой; расширять кругозор.
На вечерней прогулке посмотрите на постепенное изменение освещенности, солнце садится за горизонт, небо становится все темнее и темнее. При наступлении ночи на небе появляются звезды и Луна (месяц). Это небесные объекты, а Луна - спутник Земли.
Приметы: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч - к хорошей погоде; солнце в туман садится - к дождю; луна блестит ярко, как серебристый щит, - к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: худо лето, когда солнца нету; 8 летнюю погоду заря с зарей сходится.
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки.
Доброе, хорошее, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
Какое? Не знаю...
Но лишь добавляю, что было блестящим
И ярким оно. (Звезды.)
Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Какое время года?».
Малоподвижная игра «Найди и промолчи».
Цель: учить выполнять правила.
Ход игры: Дети сидят в одной стороне комнаты, отвернувшись и закрыв глаза. Водящий кладет предмет, не закрывая его, на заметное место. После разрешения водящего дети открывают глаза и ходят по комнате, разыскивая предмет. Первый увидевший его не должен показывать другим, что знает, где предмет, а молча отойти и сесть на место; также поступает второй нашедший предмет и т. д. Не нашедшим предмет детям помогают так: все дети, нашедшие предмет, смотрят на него, а не нашедший должен разыскивать искомое по направлению их взгляда. Можно помогать, говоря «горячо» или «холодно», «холодней», если уходит от него.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.
- В начале лета всегда слышно пение птиц, но увидеть их трудно: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. Скоро у птиц появятся птенчики, которых надо кормить и согревать. Птицы-родители будут носить им насекомых и перестанут петь. Найдите на деревьях птиц. (Можно увидеть ворон, голубей и воробьев.)
Наблюдение за воробьями
Цели: продолжать знакомить с жизнью обитателей нашей планеты; прививать любознательность, любовь к природе, желание заботиться о ней.
- Посмотрите на воробьев, их внешний вид. Найдите характерные признаки птиц и отличительные признаки воробья от других представителей пернатых. Воробьи живут стаями, в которых много семейных пар. Воробьи, которые живут возле жилища человека, называются городскими.
Приметы: воробьи собираются в густой листве и шумно «митингуют» - к ясной погоде; птицы хохлятся - к ненастью; птицы ощипываются - к дождю; соловей поет всю ночь - будет солнечный день.
Поговорки и пословицы: по крупице птица собирает, а сыта бывает; всякая птица своим пером гордится.
Стихотворение.
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Загадки.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Дидактические игры «Кто больше назовет действий?», «Так бывает или нет?».
Подвижные игры «Совушка», «Карусель».
Цели: упражнять в определении состояния погоды; продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.
— Послушайте, как стучат по окну или крыше веранды капли дождя. Летний дождь теплый, быстро кончается. Расскажите, откуда берется дождик, из чего он состоит. Дождь оказывает благотворное влияние на растительность - зелень и окраска цветов становятся ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
Наблюдение за природой после дождя
Цели: учить наблюдательности; развивать умение делать самостоятельные выводы.
- Посмотрите как стало свежо и чисто после дождя. Летний дождь поливает все наши растения. Деревья умылись, листья стали мокрые, капли дождя блестят на солнце. Небо голубое, солнце ярко светит. Как красиво! Какой свежий воздух. Все растения поднялись, посвежели. Птички, спрятавшиеся во время дождя, весело щебечут. Капли дождя, пролетая сверху вниз, захватывают с собой из воздуха частицы пыли и копоти, поэтому воздух такой чистый.
Приметы: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится; после дождя похолодало - к ясной погоде; после дождя потеплело - к плохой погоде.
Поговорки и пословицы: дождь вымочит, а красно солнышко высушит; дождь с утра - не жди добра: будет осень вся мокра.
Стихотворение.
ТУЧКА
Тучка, словно пушистая вата,
Плывет и спешит все время куда-то.
И чем опускается тучка та ниже,
Тем дождик становится ближе и ближе.
Загадки.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает.
И бормочет, и поет,
Убаюкивает. (Дождь.)
Дидактические игры «Выдели слово», «Кто больше назовет действий?».
Малоподвижная игра «Найди и промолчи».
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Труд на участке и опытно-экспериментальная деятельность: уборка территории; наблюдение за мелкими лужами, которые быстрее высыхают, вода в них быстрее испаряется, чем в глубоких; за отражением предметов.
Цели: формировать знания о неживой природе, продолжать знакомить со свойствами песка, развивать любознательность.
Экспериментальная деятельность: утром воспитатель поливает участок и песок.
Сравните цвет сырого и сухого песка. Слепите фигурки из формочек (одной подгруппе из влажного, другой - из сухого песка). Немного влажного песка рассыпать на листе бумаге. Как он высыхает под лучами солнца, изменяя свой цвет и фактуру? Рассмотреть песок, из чего он состоит. Рассмотрите землю в клумбе, камешки. Все это - природный материал, неживая природа.
Наблюдение за почвой и песком
Сравните песок и землю в клумбе. Найти общие качества (намокает, слепляется в формочки, сохнет под действием солнечных лучей). Но имеются и отличия. Песок - однороден, он состоит из песчинок, которые похожи друг на друга, на нем не растут растения, вода быстро проходит сквозь него. Почва - не однородна, она состоит из частичек глины, песка, прошлогодних листьев и веточек. Через нее хуже проходит вода, на ней хорошо растут растения.
Приметы: если в июне ночи будут теплые, можно ожидать изобилия плодов; лягушки квакают - перед дождем.
Поговорки и пословицы: лето в холодке сидит, зимой наплачется; красное лето никому не наскучит.
Стихотворение.
ЛЕТО
Сколько запахов у лета!
Сладкий - липового цвета,
Горький - листьев тополиных,
Нежный - еле уловимый
Запах зреющей малины.
Загадки.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок.)
Дидактические игры «Найди ошибку», «Выдели слово».
Подвижные игры «Котята и щенята», «У медведя во бору».
Цели: расширять представление о явлениях неживой природы; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
- По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветки деревьев, бегут облака. Определите направление ветра с помощью вертушки и флажка.
Наблюдение за ветром и облаками
- Посмотрите на небо, на бегущие по нему облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный быстро, их подгоняет ветер. Сравните облака по цвету и по размеру. На что похожи облака? Каким окажется облако, если его потрогать?
Приметы: ветер полосами, порывами - к тихой погоде; направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю.
Поговорки и пословицы: июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал; в июне день не меркнет.
Стихотворения:
П. Воронько «Ветер»;
С. Михалков «Облака».
Загадки.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то он спешит. (Ветер.)
Загадки про облака.
Дидактические игры «Какое что бывает?», «Найди ошибку».
Подвижные игры «Котята и щенята», «Лягушки».
Труд на участке: уборка клумб с цветами.
Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать; дать представление о том, что облака бывают разные: перистые, кучевые, слоистые.
- Рассмотрите на прогулке кучевые облака, они хорошо заметны весной и летом. Ярко-белого цвета, похожие на клубы пара. Они двигаются довольно быстро и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти крупные, с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака бывают только днем, а к вечеру исчезают.
Наблюдение за облаками
- Рассмотрите перистые облака, от них тени на земле не бывает. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Они не закрывают солнца. Движутся эти облака незаметно, состоят большей частью из ледяных кристалликов. Осадков из этих облаков не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро ненастье.
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде; облака движутся с севера на юг - к ясной погоде; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; облака идут низко - возможен дождь.
Поговорки и пословицы: лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; дважды в году лету не бывать.
Стихотворение.
ОБЛАКО
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Загадки.
Над лесами, городами.
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (Облака.)
Дидактические игры «Где что можно делать?», «Какое что бывает?».
Подвижные игры «Самолеты», «Жмурки с колокольчиком».
Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать познавательные и психические процессы, умение связно излагать свои мысли; формировать понятие о различных явлениях природы.
- Назовите признаки приближения грозы. Темнеет небо, птицы и звери прячутся в укрытие, становится тихо и вдали раздается гром. Во время грозы дует сильный, порывистый ветер, растения гнутся, качаются; дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся, после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Надо ждать приближение дождя. Бояться грома и молнии не нужно, надо зайти в дом и переждать грозу.
Наблюдение за природой после грозы
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов; формировать понятие о различных явлениях природы.
- Как прекрасна природа после грозы. Ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими бусинками - каплями. А какой чудесный воздух после грозы! Капли дождя, падая с неба, захватывают из воздуха частички пыли, грязи и копоти, поэтому воздух так удивительно свеж.
Приметы: гром гремит долго и не резко - к ненастью; если отрывисто и непродолжительно - будет ясно; если во время грозы слышатся раскаты грома - жди затяжного ненастья; лето дождливое, зима снежная, морозная.
Поговорки и пословицы: июнь грозами богат; дождливое лето хуже осени.
Стихотворение.
Весь в молниях блескучих
За речкой, за бугром,
В больших лиловых тучах
Ворочается гром.
Загадки.
Огненная змейка
В небе появилась.
Как она средь тучек
Серых очутилась? (Молит.)
Дидактические игры «Когда это бывает», «Где что можно делать?».
Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты».
Труд на участке: знакомство с рабочим инвентарем (граблями, лопатой, тяпкой, мотыгой).
Цели: углубить и обобщить представления о лете, его типичных признаках; закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных в летний период времени.
- Солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Листва стоит ярко-зеленая, трава начинает желтеть, расцветают лилии, петуния. Насекомые кружат над цветами. Появились комары и мошкара.
Наблюдение за теми, кто живет на дереве
Цели: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; расширять кругозор; активизировать память и внимание.
- Подойдите к березке и рассмотрите ее. Вести себя надо очень тихо, чтобы не спугнуть ее обитателей. Представьте, что березка - это дом и нам надо найти ее жильцов. Внимательно рассмотрите кору, ветки, листья. Вы увидите насекомых, обитающих в трещинах коры, в кроне увидите гнезда или стайку воробьев, под деревом - муравьев и жучков. В почве, там где корни, тоже очень много жильцов: всевозможных личинок, жучков и паучков. Это целое сообщество, где живут представители разных групп.
Приметы: лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная; урожайное лето предвещает холодную зиму.
Поговорки и пословицы: готовь сани летом, а телегу зимой; одним днем лето не опознаешь; лето пролежишь, зимой с сумою побежишь; летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь.
Стихотворение.
Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Загадки.
На тарелке колобок -
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая -
Не видать конца и края. (Солнце и небо.)
Дидактические игры «Доскажи слово», «Когда это бывает?».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике».
Цели: обратить внимание на красоту летнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение.
- Посмотрите на красоту летнего неба, оно ярко-голубое. Сравните его с зимним: серым, низким. На улице светло-светло, небо кажется высоко, птички с криком носятся друг за другом, радуются хорошей погоде. По небу плывут белые облака. Определите, к какому виду они относятся (кучевые, перистые, слоистые).
Наблюдение за небом и облаками
- Какие изменения произошли за день с небом. Сравните его с утренним и дневным. На улице не так светло. Солнце заходит за крыши домов. По небу плывут белые облака, но они поменяли свои очертания.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится.
Поговорки и пословицы: в июне день - с год; в июне всякий кустик ночевать пустит.
Стихотворение.
Ярко солнце светит,
На дворе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все вокруг светло.
И. Суриков
Загадка.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Веселые кораблики» (Плавучесть предметов).
Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.
Ход опыта: Воспитатель наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Пробки, крышки, деревянный и металлический конструктор, пластмассовые детали, стеклянные бутылочки. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать. Устроить соревнование, чей кораблик быстрее доберется до другого берега. Дети дуют на свой кораблик, подгоняя его «ветром» к берегу.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Доскажи слово».
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
Цель: закреплять представление о насекомых; развевать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность.
- Для чего, выходя на прогулку, мы обязательно мажемся кремами и гелями от насекомых? (Чтобы нас не беспокоили комары и мошки.) Нас не только кусают комары, но и раздражают своим писком. Комары делают до 500 взмахов в секунду. Тонкий надоедливый звук, который издает комар, это не писк, как многие думают, а шум его крыльев. Комары-мальчики - самцы - вообще питаются только растительной пищей, а вот комарихи - самки комара, летая с цветка на цветок, до поры до времени кормятся, как и самец, сладким нектаром. Но когда в ней просыпается инстинкт продолжения рода, она теряет покой и ищет жертву, чтобы напиться свежей крови.
Приметы: комаров много - дождь завтра будет; комары летают роем - к хорошей погоде; комары и мошки столбом - к хорошей погоде; если пауков видно много - надо ждать хорошей погоды.
Поговорки и пословицы: муравей не велик, а горы копает; пчелка маленькая, да мед ее сладок.
Стихотворение.
НАСЕКОМЫЕ
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки –
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадки.
Не зверь, не птица, а нос, как спица.
Летит - кричит, а сядет - молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)
Разрешенья не спросил,
Подлетел и укусил! (Комар.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Зайцы и волк».
Труд на участке: пропалывание травы в грядках огорода; отличие культурных растений от сорняков.
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
- Листья растений в жаркий день поникли, а цветки опустили головки. Потрогайте землю: она сухая. Растениям очень жарко на солнце, но днем поливать их нельзя. Перечислите благоприятные условия произрастания растений: что им необходимо, чтобы расти. Многие растения называют «природными часами». К 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий обыкновенный, к 6 - одуванчик, тюльпан, к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка. К 3 часам дня многие цветы закрывают свои венчики. Найдите некоторые цветы на участке и понаблюдайте за ними вечером. Необходимо полить цветы и через некоторое время растения выпрямятся, будут стоять бодрыми, упругими. Они поднялись оттого, что их хорошо поливали: растения любят воду. Потрогайте землю - она сырая.
Приметы: туман стелется по воде - будет солнечная погода; жаворонок с раннего утра поет - к хорошей погоде; багровые зори - к ветру; солнце садится не в тучи - будет хорошая погода.
Поговорки и пословицы: в июне заря с зарей сходится; в июне день - с год.
Стихотворение.
ИЮНЬ
Пришел июнь. Июнь! Июнь! –
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
С. Маршак
Загадки.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника.
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке...
Как зовется время это?
Угадать нетрудно!.. (Лето.)
Дидактические игры «Закончи предложение», «Какая, какой, какое?».
Подвижные игры «Птички и кошка», «Охотник и зайцы».
Цели: углубить и закрепить знания о птицах (вороне, синице); об их характерных признаках; воспитывать заботливое отношение и познавательный интерес к птицам; учить наблюдательности.
Рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона - птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Они целыми днями разыскивают себе пищу на дворах, обследуя мусорные ящики, помойки, свалки. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап. Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.
Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге.
Посмотрите на синичку, понаблюдайте за ней. Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Приметы: вороны летают стаями и беспрерывно каркают - к дождю; вороны купаются в воде, песке - будет тепло; голуби разворковались - к ясной погоде; птицы хохлятся - к ненастью.
Поговорки и пословицы:
- у каждой пташки - свои замашки;
- вороне соколом не быть;
- всякая птица своим клювом сыта.
Стихотворение.
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Загадки про птиц.
Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
А кого червяк боится? Угадали? Это... (птица).
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижные игры «Птички и кошка», «Мышеловка».
Цели: продолжать формировать представление о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие существенные признаки; воспитывать интерес к жизни растений; развивать аналитическое мышление.
- На участке растет множество растений. Назовите, что это? (Дерево, кустарник, травянистое растение.) Назовите отличия, а затем сходства. Вспомните названия деревьев и кустарников (сирень, жасмин, ирга, тополь, береза, вяз, клен, катальпа и т. д.) Для чего нужны растения? Что будет, если все растения исчезнут, или люди вырубят и уничтожат их? Растения необходимы для жизни всего живого на земле.
Наблюдение за красотой окружающей природы
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
- Обратите внимание на красоту окружающей природы. Опишите то, что вы видите, (яркое небо, по которому бегут белые облака, похожие на вату, корабль, зайчика, листок и т. д., желтое, круглое теплое солнце, зеленую листву, оранжевые одуванчики, красивые цветы на клумбе, веселых птиц в небе, большие и сильные деревья, насекомых, порхающих на цветах).
Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; из берез течет много сока - к дождливому лету; не беречь поросли, не видеть и дерева.
Поговорки и пословицы: не беречь поросли, не видеть и дерева; сломать дерево секунда, вырастить - года.
Стихотворение.
Деревья - украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадки.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.
Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Дети сами должны сделать вывод, что мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Дидактическая игра «Подбери похожие слова».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Кто где живет».
Цель: умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы, одни дети будут «белочками», другие «зайчиками». «Белочки» ищут растения, за которыми могут укрыться, а «зайчики» - под которыми могут спрятаться. «Белочки» прячутся за деревья, а «зайчики» - за кустики. Выбирают водящего - «лису». «Зайчики» и «белочки» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность - лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «зайцы» - к кустам. Кто неправильно выполнил задание, тех «лиса» ловит.
Подвижная игра «Мышеловка».
Труд на участке.
Цели: закрепить представления о солнце; дать понятие его роли в жизни всего живого; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Где на небе солнышко бывает утром, днем, и вечером? Опишите солнце, какое оно? (Теплое, ласковое, оранжевое, круглое, летнее и т. д.)
Наблюдение за ночным небом
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с неживой природой; расширять кругозор.
На вечерней прогулке обратите внимание на постепенное изменение освещенности, солнце садится за горизонт, небо становится все темнее и темнее. При наступлении ночи на небе появляются звезды и луна (месяц). Это небесные объекты, а Луна - спутник Земли.
Приметы: во время восхода солнца духота - к ненастью; дождь при солнце скоро прекратится; луна блестит ярко, как серебристый щит - к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: в июне день - с год; худо лето, когда солнца нету.
Стихотворение.
Отгадай-ка время года: жаркая стоит погода
Рано солнышко встает, днем и греет и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо.
Землянику, поспевай, не ленись да собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
Травы сочные стоят, косари в луга спешат.
Загадки.
Один костер весь свет согревает. (Солнце.)
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки. (Луна и месяц.)
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Солнце - солнышко...
Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...
Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...
Мама - мамусик, мамуля, мамуленька...
Дидактическая игра «Подбери похожие слова».
Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Подвижная игра «Ловишки».
Труд на участке: уборка территории.
Цель: развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с природой.
В солнечный день рассмотрите землю, потрогайте руками. Какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая). Рассмотрите, из чего она состоит. Сравните ее с песком, назовите отличия.
- Посмотрите на то место, где на дневной прогулке проводили опыт с водой. Вода испарилась и земля высохла. Потрогайте ладошками, земля теплая, а в некоторых местах даже горячая, так как на нее светит солнышко. На тех местах, где светит солнышко и достаточно влаги, лучше всего растут растения.
Приметы: сырое лето и теплая осень - к долгой зиме; если летом ночью не было росы, днем будет дождь.
Поговорки и пословицы: лето собирает, а зима поедает; что летом соберешь, с тем и зиму проведешь.
Стихотворение.
Чтобы корни всех растений
Под землей дышать могли,
Хорошенько нужно землю
Прополоть и разрыхлить.
Загадки.
Царства темного жильцы
Ползут во все концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают. (Корни.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта: Предложить детям полить землю водой (как будто прошел дождь). Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Дидактические игры «Кто больше вспомнит?», «Назови ласково».
Подвижная игра «Замри».
Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Цели: продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой; учить описывать растения, употребляя больше прилагательных; закреплять знания о строении одуванчика.
- Рассмотрите цветок. Одуванчик - это не одиночный цветок, а целое соцветие, которое напоминает корзинку, оно так и называется «корзинка». И семена, когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.
Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке - одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит - одуванчики поднимают голову кверху, приближается к западу - одуванчики не спускают с заката глаз. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Когда на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, «луговое» солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым «одеялом».
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись - к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты - дождя не будет.
Поговорки и пословицы: в жаркий день всякая живность стремится в тень; где цветок, там и медок.
Стихотворение.
ОДУВАНЧИК
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой на воздухе летит.
Загадки.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик.)
Я шарик пушистый, белею в поле чистом.
А дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик.)
Дидактические игры «Придумай другое слово», «Кто больше вспомнит?».
Подвижная игра «Дети и волк».
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Остальные дети собирают в лесу землянику и грибы. Дети говорят:
Дети по лесу гуляли, землянику собирали.
Много ягодок везде - и на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали...
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Замри».
Цели: учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, отмечать характерные признаки.
Рассмотрите растения, которые нас окружают (деревья, кустарники, травянистые). Все стоят зеленые. У деревьев и кустарников широкая, зеленая крона, деревья выглядят нарядно, нигде не видно сухих листьев и веток, многие растения цветут (одуванчик, календула, бархатцы), у многих уже появились семена (одуванчик, подорожник). Вспомните растения зимой, сравните их. Почему так отличается внешний вид летом и зимой? Какие условия необходимы растениям, чтобы хорошо расти?
Наблюдение за разнообразием деревьев
- Найдите два разных дерева (для этого подобрать контрастные по листьям деревья. Например: катальпу, березу, иву). Сначала сравните по цвету. (У ивы листья нежно-зеленые, у березы зеленые, у катальпы темно-зеленые.) Рассмотрите форму листьев. (У ивы - длинные и узкие, у березы - зубчатые, у катальпы - очень большие.) Вывод: у всех деревьев листья зеленого цвета, но форма у них разная.
Приметы: капельки росы утром висят на кончиках листьев - к дождю; ветки сосны и ели перед дождем поникают.
Поговорки и пословицы: отломленная ветка к дереву не прирастет; от доброго корня и поросль добрая.
Стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Загадки.
Уселись на ветках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весною и летом сидят, не слетая,
Зимою посмотришь - исчезла вся стая. (Листья.)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший, -
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
Дидактические игры «О чем я сказала?», «Придумай другое слово».
Подвижные игры «Найди себе пару», «Дети и волк».
Цели: провести наблюдение перед прополкой за молодыми всходами; обратить внимание, что не все растения на грядке одинаковы, сравнить их, выделить отличия сорной травы от всходов культурных растений.
Сорная трава оказывает плохое влияние на рост культурных растений, отнимает питательные вещества, влагу, загораживает от солнечного света. Сорную траву надо вырывать с корнем и уносить из огорода. Как вы думаете, почему?
Наблюдение за сорной травой
Цель: закреплять знания о травянистых растениях, отмечая их различия и сходство между собой, отмечать характерные признаки, закреплять знание названий частей растений.
- Найдите сорные растения. Все растения на земле нужные, если они не нужны людям, то их семенами питаются птицы, насекомые, животные. В природе все взаимосвязано, каждая травинка, каждый цветок в природе не случайный, а для чего-то или кого-то растет.
Приметы: утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю; утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: летний день - год кормит; что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
Стихотворение.
ИЮНЬ
Теплый длинный-длинный день
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
Загадки.
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать?».
Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.
Ход опыта: Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Дидактическая игра «О чем еще так говорят».
Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов, воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.
Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет - девочка, радио...
Горький - перец, лекарство... И т. д.
Дидактическая игра «О чем я сказала?».
Подвижные игры «Лягушки», «Найди себе пару».
Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.
- Посмотрите на клумбу. Полюбуйтесь цветами на ней. Назовите их и опишите. Почему нельзя рвать цветы? Для букетов Цветы специально выращивают на дачах.
Наблюдение за бархатцами
- Рассмотрите сначала каждое растение отдельно. У бархатцев не отдельные цветки, а соцветия, скопление множества цветков. У этого растения в соцветии два вида цветов трубчатые, похожие на трубочку в середине и язычковые, похожие на язычки (рассмотреть с детьми в большую лупу). Соцветия их очень яркие и привлекают детей. Какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков? Понюхайте, поищите цветки, похожие друг на друга.
Приметы: садовые ноготки к дождю закрывают цветки; перед дождем цветки маргариток поникают.
Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.
Стихотворение про цветы.
Загадки.
Меня назвали царицей цветов
За запах, за цвет моих лепестков,
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов! (Роза.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Дидактические игры «Найдите, что опишу», «Отгадайте, что за растение».
Подвижные игры «Улиточка», «Лягушки».
Труд на участке: уборка территории.
Прогулки в июле в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в августе в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!