Прп. Сампсона странноприимца. Прав. Иоанны мироносицы. Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского. Прп. Севира пресвитера. При. Серапиона Кожеезерского. Прп. Мартина Туровского. Прп. Георгия Иверского, Святогорца (Груз.). Соборы Вологодских прпп. отцов, Новгородских, Белорусских, Псковских, Санкт-Петербургских святых (перех.).
Святой Сампсон родился в Риме, в богатой и знатной христианской семье. С юности он сострадал больным и потому стал врачом. Он не только лечил больных, но и, не жалея сил, ухаживал за ними. За богоугодную жизнь и самоотверженное служение ближнему Патриарх Константинопольский рукоположил врача во священники. Заболевшему серьезно императору Юстиниану I (правил с 527 по 565 г.) по молитве был явлен облик священника, который его исцелит. Им оказался Сампсон. Излечив императора, Сампсон вместо награды попросил построить дом для странников и немощных. Преподобный до конца своих дней (скончался около 530 г.) служил в нем. Он и по смерти вразумлял нерадивых начальников. Так, он явился одному во сне и за небрежность в службе избил его жезлом. Тот проснулся в синяках, расслабленный и немой. Лишь после усердной молитвы к преподобному Сампсону он получил исцеление и дальше служил исправно.
Собор во имя преподобного Сампсона странноприимца — один из стариннейших храмов Санкт-Петербурга. Строительство его было завершено в 1740 году, находится храм недалеко от того места, где по повелению Петра I в 1715—1718 годах была сооружена деревянная церковь в память победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 года, в день святого Сампсона.
В самом разгаре сенокосная страда. Крестьяне всегда торопятся управиться с сеном, потому что вдруг ненароком погода изменится, польют дожди и испортят не успевшее высохнуть сено или вовсе погубят его. Да и не вобравшее в себя достаточное количество солнца, не «прожаренное», как следует, солнечными лучами сено утрачивает свой аромат и вкус, хуже хранится и пр. Кроме того, буквально «наступает на пятки» мужику и хлебная страда. Не случайно, к этим дням относится поговорка-наставление: Ладь косы и серпы.
На очереди и вторая вспашка полей, оставленных под пар. Большая часть пара пойдет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом.
По иронии судьбы, покровителя этого дня, святого Сампсона, чье имя в переводе с еврейского означает «солнечный», русский народ прозвал «сеногноем».
На Самсона дождь — через семь недель то ж.
На Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.
В народном месяцеслове к Сампсоньеву дню приурочены поговорки (собственно, одна поговорка, в вариантах), напоминающие загадку. Во всяком случае, для человека, далекого от сельского хозяйства, от хлебопашества, они требуют комментария.
На Самсона сено зелено — каша черная; сено черное — каша белая. Вариант: Когда сено уберется черное, то блины будут белые.
Смысл этих поговорок в следующем: при сухой погоде сено хорошо сохнет, сохраняя зеленый цвет, и родится гречиха, каша из которой — темная, «черная». При затяжных дождях сено гибнет, загнивает, приобретает черный цвет; зато хорошо растет просо, из которого варится «белая» пшенная каша и пекутся «белые» блины [Рыженков, 50].
Если зарядили дожди, ребятишки обращались к солнышку, пытаясь своими песенками-закличками возвратить хорошую погоду:
• Дождь пойдет, сенцо подмочит,
Будет тятенька ругать —
Помоги-ка, мой хороший,
Мне зародец дометать.
• Частый дождик поливает,
Меня милый вспоминает:
— Мочит милушку мою
На сенокосе, бедную.
• Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
• Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок,
Не пролейся, горшок!
В Сибири этот день известен как «Никола обыденный». В Тобольске середины XIX века приводили лошадей к церкви Рождества Богородицы, служили молебен и после этого кропили лошадей святой водой [Сахаров, 285].
Нет комментариев. Ваш будет первым!