Мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Ксенофонта Робейского. Прп. Павла врача. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», имеет такую историю. Во времена иконоборчества преподобный Иоанн Дамаскин (около 650 — до 754; великий христианский просветитель, знаменитый византийский богослов, философ, поэт, автор церковных песнопений) занимал высокую должность первого министра при дворе халифа Дамасского. За огромный вклад в развитие христианства, неподкупность и ревность в почитании икон святого Иоанна возненавидел император Лев III Исавр, прослывший лютым иконоборцем. Чтобы избавиться от опасного и сильного врага, Лев прибегнул к старому как мир, коварному способу: он оклеветал Иоанна перед халифом с помощью подложного письма, которое искусные писцы подделали так, что почерк Иоанна не вызвал сомнения у правителя Дамаска. Халиф приказал отсечь кисть правой руки преподобного и повесить ее на рынке. Вечером Иоанн, испросив у правителя отрубленную руку, приложил ее к суставу и пал пред иконой Божией Матери, молитвенно прося об исцелении. После долгой молитвы он задремал и, проснувшись, увидел руку невредимой.
Весть о чудесном исцелении Иоанна быстро разнеслась по Дамаску, халиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя дела государственные. Но святой отказался от почетной службы и дальнейшую жизнь посвятил Богу. В благодарность Богородице Иоанн приложил к иконе руку, сделанную из серебра, отчего святой образ получил название «Троеручица». По другим сведениям, он взял икону в обитель, где намеревался провести остаток жизни, и собственноручно в нижнюю часть иконы дописал третью руку как память о чуде и как свидетельство безграничного благочестия Богородицы, Ее всесильно- сти в творении благих деяний.
В XIII веке икона была перенесена в Сербию. При нашествии на эту землю турок православные, желая спасти икону, положили ее на осла и пустили его на волю Божию. И снова произошло чудо: неразумное животное остановилось у Афонской горы, у ворот Хилендарского монастыря, где икона и находится сейчас. Во время русско-турецкой войны на Афоне десять лет хозяйничали турки, но Хилендарская обитель оставалась вне их власти. Есть предание о том, что завоеватели неоднократно видели в храме таинственную Жену (образ Богородицы), охраняющую стены, парящую в воздухе и недосягаемую для человеческих рук.
Русский народ создал свою легенду, связавшую икону Божией Матери «Троеручица» с праздником Преполовения, который отмечается на 25-й день после Пасхи, то есть как раз по середине между Пасхой и Троицей.
Согласно этой наивной, доброй легенде, однажды за Богородицей гнались разбойники, «а она была с Младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь — река. Она бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с Младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему Младенцу: „Сын мой милый, дай Ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу!" Младенец услышал молитву Матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега» [Максимов, 358—359].
В память об этом случае и создана была, по мнению русских творцов легенды, икона «Троеручица», а праздник Преполовения в их устах звучит как «Преплавление» (от слова «переплыть»).
Празднование иконы совершается также 25/12 июля.
Народных примет и поговорок на этот день нет.
Нет комментариев. Ваш будет первым!