Собор 12-и апостолов.
Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского).
Свт. Софрония, еп. Иркутского.
Балыкинской и Горбаневской икон Божией Матери.
«Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности; уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов. Блаженный Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея так пишет об избрании 12 апостолов: „Христос избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу, Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей"» [Православ. календарь, 1995; 391].
О преподобном Петре, царевиче Ордынском, известно следующее: Петр был племянником хана Золотой Орды. Встреча со святителем Кириллом II, епископом Ростовским, посетившим Орду в 1253 году, его рассказы и чудесное исцеление им сына хана столь поразили отрока, что он тайно покинул Орду, умолив святого Кирилла взять его с собой. В Ростове юноша был крещен с именем Петр и женился. Он отличался особой любовью к молчанию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. После смерти супруги, незадолго до своей кончины (в 1290 г.), святой принял иночество в основанной им обители.
По мнению И. П. Калинского, день этот называется в народе Полупетром, «вероятно, или по сопоставлению апостола Петра с блаженным Петром царевичем, или просто по сравнительной важности праздников святых апостолов Петра и Павла пред настоящим днем» [Калинский, 156].
Двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят.
Не работают, чтобы град не побил посевов.
Макушка лета через прясла глядит.
На Полупетра где-то жито зажинали (делали пробные зажины).
Напомним, что по старому стилю этот день завершал июнь, и в ряде мест поэтому, как писал А. С. Ермолов, «последние поминки по весне творят и, собираясь на покос, весну провожают» [Ермолов, 1; 361]. В Саратовской губернии, по словам А. Н. Афанасьева, происходило это следующим образом: «делают соломенную куклу, наряжают ее в кумачный сарафан, ожерелье и кокошник, носят по деревне с песнями, а потом раздевают и бросают в реку» [Афанасьев, 1982; 442].
Нет комментариев. Ваш будет первым!