Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Свт. Фотия, митр. Киевского. Свт. Иувеналия, Патриарха Иерусалимского. Пожайской, Феодотьевской и Ахтырской икон Божией Матери.
Божия Матерь перед Успением подарила одну из Своих одежд (ризу — пояс) благочестивой девице и завещала ей, чтобы она передавала ее из поколения в поколение девицам своего рода. По повелению императора Льва I Великого (правил с 457 по 474 г.) ковчег со Святыней был перевезен в Константинополь, а уже в 458 году помещен во Влахерне (предместье Константинополя, на берегу моря) в воздвигнутый храм в честь Божией Матери.
18 июня 860 года флот киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий обратился за помощью к Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранящихся во Влахернском храме, их (в том числе и ризу Богоматери) перенесли в Константинополь. Честная риза была с крестным ходом обнесена вокруг города, затем край ризы погрузили в воды Босфора. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную ризу Божией Матери возвратили во Влахернский храм. Считается, что с этого момента началось просвещение Руси светом Христовой веры. Аскольд и многие его дружинники, вступив в союз с Византией, приняли крещение.
Праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне издревле почитается Русской Церковью. Святой князь Андрей Боголюбский воздвиг на Золотых воротах во Владимире храм в честь этого праздника. В XIV веке часть ризы Богоматери была перенесена на Русь святителем Дионисием Суздальским. В 1451 году Матерь Божия спасла Москву от полчищ татар под предводительством царевича Мазовши: в ночь на 2 июля во вражеском стане неожиданно произошло смятение, воины бросили свои повозки и в панике отошли от стен Москвы. В память о чудесном избавлении святой митрополит Иона построил в Кремле церковь Ризоположения. В 1484— 1486 годах на месте сгоревшей была построена новая церковь, освященная также в честь Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до наших дней.
У русских в этот день существовал запрет на работу в поле, в сопредельных с Украиной областях запрещалась обработка льна и конопли, шитье, так как Богородица в этот день «ризу шила и положила ее».
Женщины, у которых умирали дети, не должны есть ягод до этого дня, иначе на «том свете» Божия Матерь не даст ягод их детям.
В костромских селениях убирают хлевы, ставят столы с закуской, священник освящает хлев и скот.
Распространенное в западных губерниях наименование праздника «днем Петровой матки» обычно объясняют близостью его ко дню верховных апостолов Петра и Павла и к Петровкам. Однако не стоит упускать из виду и довольно характерное для народных славянских месяцесловов стремление как бы породнить святых, дни памяти которых расположены рядом; например, Аграфену Купальницу нередко называют Иваньской Богородицей, Маланью — невестой Василия, Варвару — сестрой Саввы, Савву — Николиным батькой и т.п.
Нет комментариев. Ваш будет первым!