Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Прп. Евфимия Суздальского. Мчч. Феодота и Феодотии. Сщмч. Феодора, еп. Киринейского. Собор прпп. отцов Псково-Печерских (перех.). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (перех.). Собор Тверских святых (перех.). Галатской иконы Божией Матери.
Каждый из трех святых Андреев, поминаемых в этот день, заслуживает особой благодарности, каждый оставил заметный след в церковной культуре и в истории России.
Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в благочестивой христианской семье. До семи лет мальчик был нем, но однажды, после причащения Святых Тайн, начал говорить. В 14 лет он принял монашеский постриг в обители святого Саввы в Иерусалиме. Одаренный, известный своей богоугодной жизнью, святой Андрей был причислен к иерусалимскому клиру, а во времена императора Юстиниана II (правил с 685 по 695 г. и с 705 по 711 г.) стал архиепископом города Гортины на острове Крит.
Святитель Андрей написал много проповедей и богослужебных песнопений. Самое известное его творение — «Великий покаянный канон», заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и по сие время читаемый во дни Великого поста, на повечериях первых четырех дней поста и на утрени пятой седмицы. Точная дата кончины святителя Андрея неизвестна. Называют годы между 712 и 72-м.
Благоверный великий князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, родился в 1110 году. Он прославился как мудрый государственный деятель и смелый воин. За пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери он назван Боголюбским. Проведя детство и юность на севере тогдашней Руси, князь Андрей не любил юга и «не искал киевского стола». Заветной мечтой его было основать на Московско-Суздальских землях независимое великое княжество. Когда отец его «сел в Киеве», то сына посадил у себя под рукой, в Вышгороде. Андрей же не пожелал оставаться там и в 1155 году, тайно взяв привезенную из Греции чудотворную икону Божией Матери, отправился в Суздаль. Но по дороге кони встали, и путники вынуждены были расположиться на ночлег. Ночью князю явилась Богородица с наказом поместить святыню в город Владимир {см. об этом 3 июня /21 мая), а на месте остановки путников выстроить монастырь. Так был заложен город Боголюбов и в нем основан Боголюб- ский монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшой городок Владимир, бывший до того пригородом Суздаля, превратился в стольный город княжества с великолепным храмом, воздвигнутым всего за два года, где и поместили драгоценную икону Божией Матери, известную с тех пор как Владимирская (о Боголюбской иконе см. 1 июля /18 июня). В 1157 году скончался в Киеве великий князь Юрий Владимирович, и Андрей провозгласил себя великим князем Владимирским.
После победы в 1167 году над волжскими булгарами от Владимирской иконы Божией Матери, которую князь Андрей всегда брал с собой в походы, и воссиявшего на небе Святого Животворящего Креста заблистал необыкновенный свет. В тот же день видел свет от Креста Господня греческий император Мануил и одержал победу над сарацинами. В память этих событий оба государя согласились установить 1 августа (14 августа, по новому стилю) праздник в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. При великом князе Андрее Юрьевиче был установлен на Руси праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и выстроен на реке Нерли прекрасный храм — жемчужина древнерусской архитектуры.
В 1174 году против великого князя Андрея составился боярский заговор, и он был убит в своем Боголюбовском дворце в ночь с 28 на 29 июня. Узнав об этом, владимирцы подняли мятеж, но по улицам города стали носить чудотворную Владимирскую икону, и мятеж утих, кровопролитие было предотвращено.
Нетленные мощи благоверного великого князя Андрея Боголюбского открыты в 1792 году.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец — слава и гордость России, крупнейший мастер московской школы иконописи, произведения которого отличаются глубокой человечностью, возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. К сожалению, даты рождения и кончины его точно не установлены (1360—1370 — около 1430), ничего неизвестно о его семье, месте рождения и начальных годах жизни. Мы знаем, что деятельность Рублева была связана с двумя обителями: Троице-Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Вместе со знаменитым мастером Феофаном Греком он трудился над иконостасом Благовещенского собора в Москве; с Даниилом Черным расписал Успенский собор Пресвятой Богородицы во Владимире, создал деисусный чин для собора Рождества Пресвятой Богородицы в Савво-Сторожевском монастыре в Звенигороде, недалеко от Москвы. Незадолго до своей смерти Андрей по поручению преподобного Никона работал с Даниилом Черным над настенной живописью и иконостасом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Для него, «в похвалу преподобному Сергию Радонежскому», и был Андреем Рублевым написан знаменитый шедевр — икона «Троица».
Последнее творение иконописца — роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. В этом монастыре он и почил в Бозе, и погребен.
Канонизирован Андрей Рублев в 1988 году, в год 1000-летня Крещения Руси.
Наблюдают, как наливаются хлебные колосья, сравнивают всходы озимой ржи, овса и гречи.
На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос.
Так говорят в средней России, а на севере страны та же поговорка звучит чуть иначе, при этом существенно меняется смысл: ...а батюшка-овес до половины не дорос.
Озими в наливе, греча на всходе.
Батюшка-овес до нельзя урос.
На Марфу овес в кафтане, а на грече и рубашки нет.
Нет комментариев. Ваш будет первым!