Сщмч. Афиногена еп. и 10-и учеников его.
Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии.
Мц. Иулии девы. Мч. Антиоха врача.
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери.
По «Месяцеслову» В.И.Даля, на Афиногена замолкают птицы, На Афиногена пташки задумываются [Даль. Послов., 888]. Есть и другой вариант: На Афиногена притихают пичужки [Ермолов, 1; 377].
В день Афиногена часто приговаривали:
На Финогена (Финогея) молись солнышку, проси Бога о вёдрышке.
Поговорка очень понятна: наступает, а где-то уже наступило время жатвы, когда от хорошей погоды слишком многое зависит — и достижение хлебами полной зрелости, и сроки уборки, и сохранность урожая.
Финогеновы зажинки имеют большое значение для жатвы.
Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя с жнитвом.
Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет.
Финогеев день к Илье пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет.
Первый колосок Финогею, последний Илье на бороду.
«Финогеевы зажинки — один из важнейших в старой Руси земледельческих праздников, — писал А. С. Ермолов. — На Финогея, начиная жать, оставляют на ниве несколько клоков несжатого хлеба — „волошка на бородку" <...>. До этой бороды во все жнитво не касается рука жниц. На Финогея первый зажиночный сноп называется „именинник", „именинный сноп"; его с песнями приносят на гумно и приписывают ему чудодейственную силу; с него начинают молотьбу, соломой кормят больную скотину, зерна считают целебными в болезнях для людей и скота и с них же начинают посев» [Ермолов, 1; 378].
Обычно первый сноп зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы, «чтоб хлеб вёлся в избе»,— говорят в селениях Северного Белозерья. Здесь же верили: «обеспечить достаток хлеба должна была и найденная на поле спорынья — раздвоенный ржаной колос». Его приносили в избу и ставили к иконам. «Этим мотивировано и обычное приветствие, адресованное жнеям: Спорынья тебе в дом!» [Духовная к-ра СБ, 119]. Как видим, обряды, связанные с первым снопом, в основе своей идентичны, различаются лишь деталями и сроками. Последние обусловлены климатическими условиями (на юге раньше начинали жать, на севере — позднее), погодой сортами зерновых и пр.
Пора же, мати, жито жати,
Ох, и колосок налился,
Колосок налился!
Пора же, мати, дочку дати,
Ох, и голосок сменился. (Брянская губ.)
И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
«Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти —
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок вязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали». (Смоленская губ.)
Как пошла наша Параша
С горы на гору гулять,
Яровое жито жать.
Она первый сноп нажала,
Голубой лентой связала.
А другой сноп нажала,
Алой лентой завязала.
А третий связала —
К ретиву сердцу прижала.
Оглянулася назад —
Стоит озеро воды.
Молодец коня поил,
К воротичкам подводил,
К вереюшке привязал,
Красной девушке сказал:
— Красна девушка, душа,
Сбереги моего коня!
Вот как девушка идет,
Точно павынька плывет,
Как на паве-то перо
Пятьдесят рублей дано,
На павлине-то другое —
Полтораста заплачен! (Костромская губ.)
Ольга Преснякова # 9 мая 2013 в 23:53 +1 |