Народный календарь на 29 июля

Приметы и народные праздники на 29 июля

Сщмч. Афиногена еп. и 10-и учеников его.

Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии.

Мц. Иулии девы. Мч. Антиоха врача.

Чирской (Псковской) иконы Божией Матери.

29 июля - Афиноген. Финоген-володка

По «Месяцеслову» В.И.Даля, на Афиногена замолкают птицы, На Афиногена пташки задумываются [Даль. Послов., 888]. Есть и другой вариант: На Афиногена притихают пичужки [Ермолов, 1; 377].

В день Афиногена часто приговаривали:

На Финогена (Финогея) молись солнышку, проси Бога о вёдрышке.

Поговорка очень понятна: наступает, а где-то уже наступило время жатвы, когда от хорошей погоды слишком многое зависит — и достижение хлебами полной зрелости, и сроки уборки, и сохранность урожая.

Финогеновы зажинки имеют большое значение для жатвы.

Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя с жнитвом.

Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет.

Финогеев день к Илье пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет.

Первый колосок Финогею, последний Илье на бороду.

«Финогеевы зажинки — один из важнейших в старой Руси земледельческих праздников, — писал А. С. Ермолов. — На Финогея, начиная жать, оставляют на ниве несколько клоков несжатого хлеба — „волошка на бородку" <...>. До этой бороды во все жнитво не касается рука жниц. На Финогея первый зажиночный сноп называется „именинник", „именинный сноп"; его с песнями приносят на гумно и приписывают ему чудодейственную силу; с него начинают молотьбу, соломой кормят больную скотину, зерна считают целебными в болезнях для людей и скота и с них же начинают посев» [Ермолов, 1; 378].

Обычно первый сноп зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы, «чтоб хлеб вёлся в избе»,— говорят в селениях Северного Белозерья. Здесь же верили: «обеспечить достаток хлеба должна была и найденная на поле спорынья — раздвоенный ржаной колос». Его приносили в избу и ставили к иконам. «Этим мотивировано и обычное приветствие, адресованное жнеям: Спорынья тебе в дом!» [Духовная к-ра СБ, 119]. Как видим, обряды, связанные с первым снопом, в основе своей идентичны, различаются лишь деталями и сроками. Последние обусловлены климатическими условиями (на юге раньше начинали жать, на севере — позднее), погодой сортами зерновых и пр.

Пора же, мати, жито жати,

Ох, и колосок налился,

Колосок налился!

Пора же, мати, дочку дати,

Ох, и голосок сменился. (Брянская губ.)

 

И говорило

Аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

 

«Не хочу я,

Аржаное жито,

Да в поле стояти,

Да в поле стояти.

 

Не хочу я,

Аржаное жито,

Да в поле стояти —

Колосом махати.

 

А хочу я,

Аржаное жито,

Во пучок вязаться,

В засенку ложиться.

 

А чтоб меня,

Аржаное жито,

Во пучок взвязали,

3 меня рожь выбирали». (Смоленская губ.)

 

Как пошла наша Параша

С горы на гору гулять,

Яровое жито жать.

Она первый сноп нажала,

Голубой лентой связала.

А другой сноп нажала,

Алой лентой завязала.

А третий связала —

К ретиву сердцу прижала.

Оглянулася назад —

Стоит озеро воды.

Молодец коня поил,

К воротичкам подводил,

К вереюшке привязал,

Красной девушке сказал:

— Красна девушка, душа,

Сбереги моего коня!

Вот как девушка идет,

Точно павынька плывет,

Как на паве-то перо

Пятьдесят рублей дано,

На павлине-то другое —

Полтораста заплачен! (Костромская губ.)

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 июля

Народный календарь на 3 июля

Народный календарь на 2 июля

Народный календарь на 5 июля

Народный календарь на 1 июля

Ольга Преснякова # 9 мая 2013 в 23:53 +1
В этот день родился наш сын. О том, что это день Павла Кесарийского мне было известно, и вопрос об имени малышу не стоял, т.к. он появился на свет благодаря стараниям врачей( кесарево сечение).А вот о Финогене-володка я узнала из этой статьи. И вот какой вопрос: фамилии по своему происхождению имеют и церковное значение. Жительница нашего села имеет фамилию Финогентова, возможно история возникновения этой фамилии уходит в этот праздник.