Прп. Давида Солунского. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Прп. Тихона Луховского (Костромского). Прп. Иоанна, еп. Готфского. Тихвинской иконы Божией Матери. Нямецкой, Седмиезерской и Лиддской (Римской) икон Божией Матери.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию,— один из образов Пресвятой Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В 1383 году, за 70 лет до взятия и разорения города турками, икона чудесным образом исчезла из Византии и явилась над водами Ладожского озера, остановившись близ города Тихвина. Местное предание повествует, что рыбаки, вышедшие в тот день на Ладожское озеро, обомлели, когда увидели пред собою необыкновенное сияние, исходящее сверху. Когда сияние приблизилось, они увидели икону Богоматери, двигавшуюся над водою. Икона еще не раз показывалась над водами Ладоги в чудесном сиянии, пока сама не указала место за речкой Тихвинкой, где ей надлежало остановиться и обрести храм.
Первоначально на месте ее явления была выстроена деревянная церковь, а затем воздвигнут мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. Известно, что икона неоднократно спасала Новгородские земли, в частности Тихвин и расположенный в нем мужской монастырь, «утихомиривая» неприятеля, способствуя установлению мира, тишины и спокойствия. Так было, например, в 1613—1614 годах, когда шведские войска, захватившие Новгород, пытались уничтожить обитель, но предстательством Богоматери всякий раз обращались в бегство. В память об этих событиях Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы было установлено всероссийское празднование.
Русский народ очень чтит Тихвинскую икону. С нее было сделано несколько списков. Один из них — для Успенского собора в Москве, другой — для Петербурга, несколько списков находятся в других российских городах.
В годы Великой Отечественной войны сама икона была вывезена из России, а в 2004 году с большими почестями возвращена в восстановленный Тихвинский монастырь.
Сильная роса в этот день — к урожаю огурцов.
На Тихвинскую ягоды поспевают и птицы затихают.
Прекрасный знаток народного быта, писатель XIX века Л. А. Мей, в рассказе «Кирилыч» приводит такой эпизод:
« — Нынче ведь праздник, Тихвинская Божия Матерь? — спросил я для поддержания разговора.
— Тихвинская,... — отвечал Кирилыч и вздохнул. Голос его заметно смягчился.— Тихвинская матушка — все птички стихнут...» [Мей, 1911, 2; 373].
Особо радует в эти летние дни поспевающая или уже поспевшая земляника.
Женщин, девушек, девочек, которые в эту пору отправляются в лес по ягоды, называли: Тихвинские ягодницы.
Земляника девок в лес зовет.
Перву ягоду в рот кладут, а вторую домой несут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
Существует поверье: «кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет» [Степанов, 113]. Если лист земляники положить в карман, с легкостью можно занять денег у любого человека [Вят. ф-р НК, 114].
Земляничка-ягодка,
Мне не двадцать два годка,
Мне всего семнадцать лет,
От ребят отбою нет.
В темном лесе я была,
Цветы, ягоды брала.
Я на рыночек снесла —
На целковый продала.
Я башмачки завела,
Чулки новые купила,
Ало платье надела:
Долго милого ждала.
Я милушку дождала,
За шеюшку обняла,
Два словечка говорила:
«Раскрасавчик дорогой,
Зачем ходил ко другой?
Похваляешься ты мной,
Моей русою косой!
Моя русая коса —
Всему городу краса,
Молодчикам сухота:
Сушит, крушит молодца
Без матушки, без отца!» (Вологодская губ.)
Дети в эту пору не только охотно и часто ходили в лес, но и в играх своих, в рассказах, разговорах предпочитали «лесные темы».
МЕДВЕДЬ, ВОЛК И ЛИСА
Набрал Медведь ягод и грибов пять коробов и понес продавать на базар. Идет, песенки поет:
По ягодке да по грибку
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери на грош
Растоварец мой хорош!
Навстречу тащится Волк — во всем ведает толк. Спрашивает:
— Куда, Медведюшка, идешь, что несешь?
— Да вот иду продавать ягоды и грибы в торгу.
— Да что ты, косолапый, не слыхал? Ягоды и грибы теперь не в цене! Давай съедим, а соберем орехов и продадим.
Съели они ягоды и грибы полны коробы. Волк убежал, а Медведь орехов собрал, понес продавать на базар. Идет, песенки поет:
По орешку из бору
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери на грош.
Растоварец мой хорош!
Навстречу плетется Лиса-кума, спрашивает:
— Куда, Медведюшка, идешь, что несешь?
— Да вот иду продавать орехи в торгу.
— Да ты что, косолапый, не слыхал? Орехи теперь не в цене! Давай съедим, а наберем шишек да желудей и продадим.
Съели они орехи. Лиса убежала, а Медведь шишек да желудей собрал, понес продавать на базар. Идет, песенки поет:
По шишке да по желудьку
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери на грош,
Растоварец мой хорош!
Принес Медведь шишки и желуди на базар, продавать стал. Да за такой товар получил по спине дубинкой, по бокам березинкой, батожком по плечам, еле в лес умчал.
ИГРА В «МЕДВЕДЯ»
Рисуют два круга. Первый — «лес», в центре него кладут «ягоды и грибы»; другой — «деревня». Один из участников изображает «медведя» и садится в «лесу», остальные идут из «деревни» в «лес» по «ягоды-грибы», у кого-то из ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь постыл,
На печи застыл!
Затем дети окружают «лес», перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в нее «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем», и игра продолжается.
Нет комментариев. Ваш будет первым!