Мц. Феодосии девы, Тирской. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Прп. Иова Анзерского. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского.
Прмц. Феодосии девы. Память I Вселенского Собора (325). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».
Икона «Споручница грешных» изображает Богоматерь по пояс, левой рукою Она держит Младенца Иисуса. Он обеими ручками сжимает правую руку Матери, что понимается как жест согласия. В четырех углах иконы имеются надписи, свидетельствующие о том, что Христос «дал руце», то есть торжественно заверил Свою Мать, что всегда будет внимать Ее мольбам. Икона появилась в Орловской епархии, в Николо-Одрине монастыре, расположенном в 7 верстах от города Карачаева, и долго оставалась без внимания, находясь в часовне за монастырскими воротами, среди других старых икон. Летом 1844 года в монастырь прибыла купеческая жена с малолетним сыном, страдавшим ужасными припадками. Врачи не могли оказать ему никакой помощи. Мать ребенка попросила отслужить молебен перед этой иконой, и мальчик получил исцеление. После нескольких подобных случаев икона стала почитаться чудотворной. Ее отмыли, и тогда на ней открылась знаменательная надпись. Затем икону торжественно перенесли в храм. Верили, что икона «Споручница грешных» спасла многих во время эпидемии холеры. Никто из жителей Карачаева и Орла, молящихся перед иконой, не заболел. Орловцы обнесли икону крестным ходом по городу, и холера прекратилась. В Николо-Одрине монастыре в честь чудотворного образа воздвигнут каменный трехпрестольный храм.
В день Федосии-колосяницы рожь колосится, выметывает колос.
Пришла Федосья — во ржи колосья.
Федосьи-девицы, дак рожь на трубицы, начнет колоситься.
Колосится рожь — много грибов найдешь.
Рожь говорит: «Колошусь!» А мужик: «Не нагляжусь!»
Не будет за полем — не будет и на поле: не будет урожая грибов да ягод — не будет и хлеба (пинеж.).
Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.
По цвету ржи гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу — будет низкая цена, если со середины — средняя, если сверху — высокая (тамбов.).
В западных губерниях по цветению ржи и пшеницы судили о том, когда следует засевать озимый хлеб: если цветки начинают появляться снизу колоса, то сев озимых в этом году должен быть ранним; если же посредине колосьев — средним, а если колосья начинают цвести сверху, то поздним.
На Вологодчине пока рожь не заколосилась, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках — самом простом виде качелей, состоящих из доски, положенной на бревно. Двое становились на противоположных концах такой доски и поочередно подскакивали. Прыгать подобным образом было нельзя, так как, по объяснению крестьян, земля в это время «была тяжела» [Бернштам, 1988; 172].
Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.
Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
Всходы — еще не хлеб.
Хорошая нива всякому диво.
Загадки:
• Зеленая грамотка лежит на черном бархате. (Всходы на ниве.)
• Зеленая простыня черную постель покрыла.
• Осенью черно,
Зимой бело,
Весной зелено,
Летом желто. (Нива.)
На Федосью ходили в поле смотреть всходы. Хлеба заколосились — молодежь отправлялась в поля «величать рожь». Катались по всходам ржи, приговаривая: Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину! (ярослав.).
Калужские девушки «танки водили», то есть ходили рядами, взявшись за руки, и пели:
Ржица-матушка колосилася,
Во ржи свинушка поросилася.
Семьдесят поросят, да все свиночки,
Все свиночки, да все пестренькие,
Хвостики у них востренькие.
Дети вторили молодежи:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтоб до небес дорос,
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь!
Владимирцы называли Федосью «гречушницей» из-за сева гречи:
Спеши в вёдро всю работу справить.
Вёдро колосит хлеба.
В этот же день повсюду скоту давали немного хлебного корма, чтоб плодился. Советовали даже на Федосью прикармливать скот печеным хлебом.
Интересно, что в некоторых местах день святой Феодосии считали самым несчастным днем в году. Как сказано в сборнике пословиц В. И.Даля, «...он один стоит всех понедельников» [Даль. Послов., 884].
Нет комментариев. Ваш будет первым!