Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского.
Прп. Нила Столобенского.
Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского.
Свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы.
Прп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского. Мчч. Феодоры девы и Дидима воина.
На Федоры не метут (не выносят) из избы сора.
На Федору не выноси из избы сору.
Интересно замечание к этому наставлению А. С. Ермолова: «Хотя, очевидно, что эта поговорка не может иметь никакого основания и сложена только ради рифмы, бабы остерегаются в этот день мести избу» [Ермолов, 1; 280]. Безусловно, исследователь прав в той части своего замечания, что ко дню мученицы Феодоры мусор привязан лишь формально, на основании рифмы. С другой стороны, для традиционной культуры характерно особое отношение к мусору, наличие строгих правил обращения с ним и запрета выносить мусор в определенные дни или при определенных обстоятельствах.
Объясняется это тем, что мусор, как своеобразный «прах» дома, в верованиях и магии славян являлся необходимым атрибутом всякого жилища, ибо считался вместилищем душ предков; он также, по народному мнению, способствовал плодородию и плодовитости. Несколько примеров:
У русских, пока тело умершего находилось в доме, пол не мели, «чтобы заодно не вымести и живых», а после выноса гроба подметали во дворе по направлению к дому, чтобы все его обитатели остались в нем.
До сих пор существует поверье о запрете мести пол сразу после того, как кто-то ушел или уехал, чтобы «не вымести» этого человека из семьи, из рода или даже из жизни.
С помощью мусора, заметенного «неправильным манером» — из углов к столу, девушки на Святках гадали о суженом.
Мусор переносили из старого дома в новый, как это делалось с домовым. Напомним, что обычное местопребывание домового в доме — под веником, у печки.
«Двойственное отношение к мусору — как к чему-то нечистому и одновременно способствующему благополучию — сродни отношению к душам умерших (с одной стороны, их почитают, задабривают, приглашают в гости в определенные дни, с другой — боятся, выпроваживают в неурочное время, защищаются от них). <...>
Так, запрет подметать и, особенно, выносить мусор на Святках, Ивана Купалу и в некоторые другие дни объясняется, очевидно, присутствием в это время в доме душ предков. Это делалось и для того, чтобы не вымести богатство, ради защиты от волков и пр.» [Слав, мифология, 269].
На тихой воде больше мусору несет.
Под веником всегда живет домовой.
Барыня, барыня,
Иринья Ивановна,
Долго хаты не топила,
Много сору накопила.
Идти было к дяденьке
Да просить лошаденьки
С избы сор вывезти.
С избы сор не возится,
Под порог метется,
Веничком метется. (Ленинградская обл.)
Нет комментариев. Ваш будет первым!