Прп. Исаакия исп., игум. обители Далматской.
Икон Божией Матери Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (перех.).
Преподобный Исаакий жил в IV веке и подвизался в пустыне. В годы правления императора Валента Флавия, сторонника еретиков-ариан, преподобный пришел в столицу Византии, чтобы утешать и укреплять верующих в гонениях.
В то же время варвары-готы пошли войной на империю и приблизились к Константинополю. Преподобный предрек Валенту, что лишь прекращение гонений на истинную веру поможет спасти Византию; если же он не сделает этого, то готы победят, а сам император погибнет. Пророчество святого Исаакия исполнилось. Преемник Валента — император Феодосий Великий — изгнал из страны еретиков. Для преподобного Исаакия он основал обитель в предместье Константинополя, где святой и преставился ко Господу в 383 году.
В России храмов во имя Исаакия совсем немного. Самый известный — Исаакиевский собор в Петербурге. Возведение храма в центре новой Российской столицы, вблизи Адмиралтейства, было задумано Петром Великим, ибо в день поминовения Исаакия Далматского, 30 мая 1672 года, родился сам будущий российский император. Здесь же, в первой деревянной небольшой Исаакиевской церкви, возведенной в 1707 году, 19 февраля 1712 года состоялся публичный обряд венчания Петра с Екатериной Алексеевной. Нынешнее, четвертое по счету, здание Исаакиевского собора было освящено 30 мая 1858 года.
День Исаакия в народном календаре, конечно, не несет имперского смысла, никоим образом не соотнесен он и с Петром I. Наполнен он насущными заботами земледельца, так что основной «специализацией» этого дня стала посадка бобов.
В день Исаакия принято было сажать бобы.
Перед посадкой бобы вымачивались в «озимой» воде (от мартовского снега, собранного по лесным оврагам). Сажая бобы, приговаривали:
• Уродись, бобы,
и круты и велики на все доли,
на старых и малых,
на весь мир крещеный!
• Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны!
• Смеялся Горох, глядя на Бобы:
Да эстоль они толстешеньки!
Да эстоль они низешеньки,
Да эстоль они зеленешеньки!
Ох — хо-хо-хо-хо...
Хохотал, надулся, ногой топнул да и лопнул!
Второй заботой дня для крестьянина было принятие мер безопасности в связи с появлением змей.
За Федосьей — Исаакий, выползает гад всякий.
На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу.
Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам.
По народным представлениям, змеи крепко связаны с некоторыми болезнями и растениями. Крестьяне нередко носили на шее ладанки со змеиною шкурой от лихорадки. Повсеместно было распространено убеждение, что ясень гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение. Верили, что прогоняют змей папоротник и чертополох.
В Курской губернии рассказывали: если рано утром набросать на открытых для солнца местах свежих почек руты, то все змеи выползают, жадно пожирают ее и вскоре околевают.
В Пермской губернии крестьяне приписывали свойство гнать змей «марьиному корню» и потому носили его на шейном кресте. «Змеиной травой» назывался в Воронежской губернии один из видов вероники, поскольку считалось, что Бог ее создал для уничтожения ядовитых змей. В Томском крае крестьяне клали цветок вероники в обувь, в которой шли по ягоды, чтобы змеи не укусили.
Для лечения от змеиных укусов также традиционно применяли некоторые травы. Если ужалила змея, то в Воронежской губернии, растравив рану, клали на нее чертогрыз, о котором говорили, что черт перегрыз у него главный корень, а Бог отрастил несколько малых корешков. Владимирцы прикладывали к ране изжеванный корень любистика или ужачки (кипрея, змеиной головки); в Сибири — ужовник (горлец, горец змеиный); в других местах — медуницу, тертый свежий корень конского щавеля.
Нет комментариев. Ваш будет первым!