Конкурсы

Народный календарь на 29 июня

Приметы и народные праздники на 29 июня

Свт. Тихона, еп. Амафунтского.

Прп. Тихона Медынского, Калужского. Прп. Моисея Оптинского. Прп. Тихона Луховского (Костромского).

Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца.

29 июня - Тихон

Святитель Тихон жил во второй половине IV — начале V века на острове Кипр в городе Амафунте. Отец его, благочестивый христианин, выпекал и продавал хлеб, а святой Тихон по милосердию своему раздавал его бедным. Когда отец упрекнул сына за это, тот ответил словами Евангелия: «Дающий Богу сторицею приимет» — и повел отца в пустые житницы, которые, по воле Господа, оказались наполнены пшеницей. За богоугодную жизнь и прекрасное знание Священного Писания святой Тихон был избран амафунтскими христианами своим архипастырем, а затем епископом Кипрским Епифанием был возведен на Амафунтскую кафедру. Святитель Тихон усердно проповедовал слово Божие, многих язычников Кипра обратил в христианскую веру, уничтожил вокруг Амафунта всех идолов и разрушил языческие капища. Скончался святой мирно в глубокой старости в 425 году.

Преподобный Тихон Медынский был родом из Киева, но постриг принял в Московском Чудовом монастыре. Отсюда через некоторое время он удалился в пустынное место невдалеке от Калуги, на берегу речки Упрейки. Он поселился в дремучем лесу в дупле огромного дуба, в котором поместил две иконы — Спасителя и Божией Матери. Этот дуб простоял 400 лет уже после кончины преподобного, а когда в 1830 году его разбило молнией, над тем местом устроили часовню. Питался преподобный Тихон лесными растениями, а воду пил из колодца, который сам выкопал, и многие от этой воды получали исцеление. Однажды князь Василий замахнулся на святого плетью, и тотчас рука его онемела. Только после раскаяния и испрошения у святого прощения рука князя выздоровела. Тогда с помощью князя преподобный Тихон Калужский основал монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его первым игуменом.

Преподобный Тихон Луховской (Костромской) родился в Литовском княжестве и состоял там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел в Россию, раздал все, что имел, постригся в монахи и удалился в Костромские леса, где в нескольких верстах от города Луха выстроил келью. Подвижник добывал пропитание трудами рук своих, он был искусным переписчиком книг и хорошим токарем. На месте кончины (16 июня 1503 г.) преподобного Тихона вскоре после его смерти воздвигли обитель в честь святого Николая чудотворца.

Заканчивается поздний сев ярового хлеба (с Иванова дня до Тихонова дня).

На Тихона толока на навозницу.

Вози навоз на пар.

Кто много назему в поле кладет, тот всегда верной прибыли ждет.

Навоз густ, и амбар не пуст.

Главная причина обозначения 29/16 июня Тихоновым днем заключается не в истории, не в популярности житийных подвигов или чудес Тихонов, а в самом их имени и чрезвычайно удачном соответствии смысла, которое народ вкладывал в это имя, характерным особенностям короткого временного отрезка середины июня.

Тихон в переводе с греческого — «счастливый». Но для русскоязычного крестьянина Тихон однозначно попадал в гнездо родственных слов с корнем «-тих-»: тихий, тихо, затихать, утихать и др. Соответственно, на день святого с этим именем переносились все те значения (прямые и косвенные), которыми обладают в русском языке главное и производные слова данного корня.

Широко распространены краткие суждения-определения, относящиеся к 29 / 16 июня:

На святого Тихона солнце идет тише. С Тихона (певчие) птицы затихают (стихают) (т.е. перестают петь).

Заметим: оба суждения верны с точки зрения объективной реальности.

Трудно поверить, но неграмотный, не вооруженный никакими приборами земледелец знал, тонко чувствовал изменения в небесной механике, происходящие в течение годового цикла.

Правда, говоря: солнце идет тише, солнце застаивается, он был уверен в том, что именно солнце замедляет ход, а земля прочно стоит на своем месте. В наше время астрономы подтверждают: солнце и в самом деле «идет тише», поскольку «к концу июня Земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца по сравнению со скоростью на 1 января... [Стрижев, 126].

Верно и второе наблюдение. Действительно, к середине июня почти все птицы перестают петь, смолкают, так как вылупившиеся на свет Божий птенцы требуют пищи и родителям, что называется, не до пения. Продолжают подавать свой голос только соловьи и кукушки (как правило, до Петрова дня — 12 июля / 29 июня).

Таким образом, за приметами, приговорками стоит подлинная реальность, которая превосходно поддается определению через слова с корнем «-тих/тиш-»: «затихать» — смолкать, идти «тише» — терять (снижать) скорость, что и предопределило, с одной стороны, приуроченность этих приговорок ко дню Тихона, а с другой — интерпретацию самого имени и святого, носящего его, как регуляторов данных природных феноменов.

Сопряжение имени Тихон и слов с корнем «-тих-/-тиш-» наблюдается в разных жанрах русского фольклора. В первую очередь это заговоры, направленные на избавление от болезней, на снятие боли, наговоров, последствий «дурного глаза» и т. п.

Например, в заговоре из Валдайского уезда Новгородской губернии есть такие слова: «Тихон Преподобный, Антип Водопол, утиши, усмири черную болезнь у раба Божия (имярек), из его белаго тела, с его костей <...>. Все святые, Тихон Преподобный и Антип Водопол, отгоните от раба (имярек) черную боль!» [Майков, 94]. В современном коротком молитвенном заговоре из Архангельской области, адресованном Тихону и Платону, содержится просьба остановить кровь и заживить рану: «Иди Тихон да Платон, неси нитку шелковую. Зашивай рану золотую. Во веки веков. Аминь» [Традиц. рус. магия, 114]. Небольшой отрывок заговора, обнаруженного в судебных делах XVII века, обрамлен созвучными глаголом и именем святого: «Утиши сам Христос в человеке болезнь сию, да Увар, Христов мученик, да Иван Креститель, да Михайла Архангел, да Тихон святый» [Елеонская, 103]. «Святый Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные», — звучало в заговоре-молитве XVIII в. [Черепанова, 1983; 72].

Народные целители прибегали не только к словесным текстам (заговоры, молитвы), использовались и иконы с ликами соответствующих святых. Не составили исключение и иконы святого Тихона (вообще-то не очень часто встречающиеся). Так, в XIX столетии в Олонецком крае детей, которые плохо засыпали, много плакали (по представлению крестьян, это случалось от призора / сглаза или от приставшей к ребенку ночницы), поили водой, слитой с иконы святого Тихона [Власова, 359].

В 1988 году участники фольклорной экспедиции Ленинградского университета записали в Вологодской области следующий рассказ: «Если дети худо спят. Бабка моя делала. Надо принести с ключа воды и икону Тихона окачивать водой: первую чайную ложечку из ковша зачерпнут, окатят икону, скапает в этот ковш, потом опять чайной ложкой зачерпнуть из ковша (правой рукой) и вылить через левое плечо. Так делать три раза. А потом этой водой, подогретой, вымоют ребеночка» [Традиц. рус. магия, 93]. Взрослых лечили тем же способом главным образом при сглазе, оговоре, наведенной порче и других болезнях.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 8 июня

Народный календарь на 10 июня

Народный календарь на 9 июня

Народный календарь на 11 июня

Народный календарь на 7 июня

Нет комментариев. Ваш будет первым!