Народный календарь на 14 октября

Начиналась пора девичьих посиделок, назначением которых, наряду с выполнением осенней работы — главным образом прядения, было и устройство вечеринок, собраний молодежи.

Покров — конец хороводам, начало посиделкам.

На посиделки (вечерки, беседы) молодежь приходила либо поочередно в те дома, где были молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» специально нанимали избу. Прясть девушки собирались вместе по понедельникам, средам и пятницам. Парни тоже нередко занимались работой — лапти плели, вили веревки, а кто-то просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой ее самопряху.

Обычно же, как, например, в Олонецкой губернии, «начиналась посиделка в чисто девичьем составе. Девушки успевали наработаться и наговориться, когда появлялись парни с гармошкой — затевали песни, загадки, прибаутки. <...> Посиделки проходили здесь оживленно, под стук веретен, говор и смех. Участницы посиделок приносили прялицы, украшенные резьбой или расписанные (отделку прялок выполняли братья или возлюбленные)» [Громыко, 227].

Когда ближе к концу XIX столетия вошли в моду частушки, тема посиделок заняла в них заметное место. Зафиксировали они и связь Покрова с посиделками (посидками, вечерками):

• Скоро, девушки, Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

 

• Кабы не было погоды,

Не крутил бы белый снег.

Кабы не было милого,

Не пошла в беседу ввек.

Весело Покров проведешь — дружка найдешь.

• Девушки вы, девушки,

Где берете денежки?

— Летом ягодки берем,

Зимой куделечку прядем.

 

• Что ты, милочка, не робишь,

На кого надеешься?

Придет зимонька холодна,

Ты во что оденешься?

Бывало, проворная девушка выполнит дневное задание — напрядет веретено и, прикрывшись прялкой, любезничает с кавалером. Другие пускались на хитрость — приносили из дома почти полное веретено и, будто быстро справившись с работой, тоже переключались на беседу с ухажерами, на частушки, игры, веселые перебранки с парнями. Правда, молодые люди, утверждали крестьяне, прекрасно знали, кто и как работает и предпочитали рукодельниц.

• Не стой, миленький, в порожке-

Не большая тебе честь!

Иди, сядь ко мне на лавку —

Для тебя местечко есть!

 

• Не стой, милый, у порога,

Проходи на лавочку!

Не спесивься, отодвинь

Мою точену прялочку.

 

• Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетам.

А Ванюшечку зимой —

Садится к прялочке моей.

 

• Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами, минутками.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна воспринимался как покровитель свадеб, брачных союзов:

Придет Покров, девке голову покроет.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Пришел Покрова, заревет девка, как корова (воронеж.).

Даже погодные приметы могли рассматриваться «в свадебном ключе»:

Если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест.

Если на Покров выпадет много снега, это предвещает много свадеб.

Поскольку Покров открывал пору сватовства и свадеб, весь октябрь получил наименование «свадебника». Действительно, с этого дня можно было засылать сватов к родителям своей избранницы, а в семьях, где была девушка в возрасте невесты, с тревогой и надеждой ожидали прихода сватов.

«Вера в праздник Покрова как чародейного дня, обеспечивающего заключение брачных союзов, — писал В. И. Чичеров, — заставляло девушек спозаранку бежать в церковь и ставить свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет» [Чичеров, 40]. На Среднем Урале второй (после зимней поры) свадебный период наступал «по окончании земледельческих работ — со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филиппова поста (27/14 ноября). Свадьбы этого времени,— подытоживает Г. Н. Чагин,— воспринимались как счастливое завершение хозяйственного года» [Чагин, 119 — 120]. На Терском и Онежском берегах Белого моря, по словам Т. А. Бернштам, на Покров устраивались своеобразные смотрины невест: «Де- вушки-невесты приходили в церковь в лучших нарядах. Ставили перед иконами свечи и приговаривали: „Покров, покрой мне голову золотым кокошником!"» [Бернштам, 1978; 62 — 63]. Желание посмотреть на будущих невест собирало в церкви много народу. Кем-то руководило чистое любопытство, а родные женихающихся парней рассматривали девушек с пристрастием, полагая, что в храме, да еще в праздник Пресвятой Богородицы, характер, манеры, внешняя и внутренняя красота (или изъян) каждой девушки будут явлены в полной мере и этому впечатлению можно доверять.

Страницы: 1 2 3 4

Марина Викторовна Княжева # 29 сентября 2013 в 21:08 +1
Интереснейший для меня материал.А в книге Аполлона Коринфского "Народная Русь" есть удивительное предание о празднике Покрова.
В стародавние годы,говорит народ,Богородица странствовала по земле. Случилось Ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег-нигде ЕЕ не пустили,везде услыхала Она один ответ:" Мы не пускаем странников!" Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья Пророк, не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии, и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненный и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула Она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления.Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.
Мария Анатольевна Блинова # 27 октября 2016 в 17:29 0
Этот праздник очень почитаем у нас в России,издавна наши предки отмечали их посиделками,играли,пели,водили хороводы.Наблюдали за природными явлениями и делали прогноз:"На Покров ветер с востока-зима холодная".