Начиналась пора девичьих посиделок, назначением которых, наряду с выполнением осенней работы — главным образом прядения, было и устройство вечеринок, собраний молодежи.
Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
На посиделки (вечерки, беседы) молодежь приходила либо поочередно в те дома, где были молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» специально нанимали избу. Прясть девушки собирались вместе по понедельникам, средам и пятницам. Парни тоже нередко занимались работой — лапти плели, вили веревки, а кто-то просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой ее самопряху.
Обычно же, как, например, в Олонецкой губернии, «начиналась посиделка в чисто девичьем составе. Девушки успевали наработаться и наговориться, когда появлялись парни с гармошкой — затевали песни, загадки, прибаутки. <...> Посиделки проходили здесь оживленно, под стук веретен, говор и смех. Участницы посиделок приносили прялицы, украшенные резьбой или расписанные (отделку прялок выполняли братья или возлюбленные)» [Громыко, 227].
Когда ближе к концу XIX столетия вошли в моду частушки, тема посиделок заняла в них заметное место. Зафиксировали они и связь Покрова с посиделками (посидками, вечерками):
• Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро заиграет
Милого тальяночка.
• Кабы не было погоды,
Не крутил бы белый снег.
Кабы не было милого,
Не пошла в беседу ввек.
Весело Покров проведешь — дружка найдешь.
• Девушки вы, девушки,
Где берете денежки?
— Летом ягодки берем,
Зимой куделечку прядем.
• Что ты, милочка, не робишь,
На кого надеешься?
Придет зимонька холодна,
Ты во что оденешься?
Бывало, проворная девушка выполнит дневное задание — напрядет веретено и, прикрывшись прялкой, любезничает с кавалером. Другие пускались на хитрость — приносили из дома почти полное веретено и, будто быстро справившись с работой, тоже переключались на беседу с ухажерами, на частушки, игры, веселые перебранки с парнями. Правда, молодые люди, утверждали крестьяне, прекрасно знали, кто и как работает и предпочитали рукодельниц.
• Не стой, миленький, в порожке-
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку —
Для тебя местечко есть!
• Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку!
Не спесивься, отодвинь
Мою точену прялочку.
• Люблю Васеньку я летом,
Когда бегает с конфетам.
А Ванюшечку зимой —
Садится к прялочке моей.
• Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я миленка поджидала
Часами, минутками.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна воспринимался как покровитель свадеб, брачных союзов:
Придет Покров, девке голову покроет.
Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.
Пришел Покрова, заревет девка, как корова (воронеж.).
Даже погодные приметы могли рассматриваться «в свадебном ключе»:
Если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест.
Если на Покров выпадет много снега, это предвещает много свадеб.
Поскольку Покров открывал пору сватовства и свадеб, весь октябрь получил наименование «свадебника». Действительно, с этого дня можно было засылать сватов к родителям своей избранницы, а в семьях, где была девушка в возрасте невесты, с тревогой и надеждой ожидали прихода сватов.
«Вера в праздник Покрова как чародейного дня, обеспечивающего заключение брачных союзов, — писал В. И. Чичеров, — заставляло девушек спозаранку бежать в церковь и ставить свечу празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет» [Чичеров, 40]. На Среднем Урале второй (после зимней поры) свадебный период наступал «по окончании земледельческих работ — со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филиппова поста (27/14 ноября). Свадьбы этого времени,— подытоживает Г. Н. Чагин,— воспринимались как счастливое завершение хозяйственного года» [Чагин, 119 — 120]. На Терском и Онежском берегах Белого моря, по словам Т. А. Бернштам, на Покров устраивались своеобразные смотрины невест: «Де- вушки-невесты приходили в церковь в лучших нарядах. Ставили перед иконами свечи и приговаривали: „Покров, покрой мне голову золотым кокошником!"» [Бернштам, 1978; 62 — 63]. Желание посмотреть на будущих невест собирало в церкви много народу. Кем-то руководило чистое любопытство, а родные женихающихся парней рассматривали девушек с пристрастием, полагая, что в храме, да еще в праздник Пресвятой Богородицы, характер, манеры, внешняя и внутренняя красота (или изъян) каждой девушки будут явлены в полной мере и этому впечатлению можно доверять.