Бел снег землю покрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает.
Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня молоду!
Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком (женишком).
Покров Пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком!
Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!
Такие же заветные слова девушки произносили не только в церкви, но и перед сном: Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом.
Интересно отметить две детали. Во-первых, то, что Покров именуется то батюшкой, то матушкой. Видимо, причина в том, что акцентировалось — праздник (тогда он мужского рода: батюшка) или покрывало Богородицы, тогда обращение к Божией Матери требовало употребления женского рода {матушка). Во-вто- рых, все варианты, по сути, одной заклинательной формулы основаны на поэги-
ческом и смысловом параллелизме, на магии подобия (как покрывается земля снегом, так пусть покроется голова невесты свадебным платком).
Покров отнюдь не случайно считался покровителем свадеб. Как мы знаем, для традиционной культуры чрезвычайно показательна связь календарной и семейной обрядности, это глубоко архаическое явление кое-где и кое в чем не изжито и до нашего времени. В древности у всех народов заключение браков приурочивалось к определенным срокам земледельческого, скотоводческого или промыслового календаря. Совершение браков у земледельцев едва ли не напрямую соотносилось с плодородием земли. Поэтому большинство свадеб игралось либо в период подготовки (символической прежде всего) к сельскохозяйственным работам — после Крещения вплоть до Масленицы, либо после окончания полевых и огородных работ, когда свадебный пир воспринимался как естественное и успешное завершение страдной поры.
Традиционно Покров — время, когда нанимались на работу. Сроки обычно устанавливались от Покрова до Крещения, до Евдокии, до Егория. После уборки хлеба у парней работы было мало и они охотно уходили в города —- превращаясь до весенней страды в отходников.
Имею ремесло — и на камне хлеб достану.
По ремеслу и промысел.
Ты пройди, пройди, мой милый,
Вдоль да по улушке!
Посмотри-ко, мой милый,
На мое на окошечко.
На моем ли на окошечке
Не беда ли там лежит?
Не беда ли там лежит,
Лежит сухота большая,
Что иссушила, сокрушила
Меня молодешеньку,
Девушку глупешеньку:
Выезжает мой милой
На чужую сторонушку.
На чужой сторонушке
Житье невеселое,
Житье невеселое,
Гулянье нерадостно.
Со тоски ли я помру,
Со большой со досадушки. (Псковская губ.)
Некоторые виды работ заканчивались к Покрову, и отходники возвращались домой.
Мне не жаль-то платка, платка алого —
Только жаль-то дружка, дружка милого!
Покрывала платок аленький, покрывала,
Потеряла не знай где, не знай где.
Мне не жаль-то платка, платка алого,
Только жаль-то дружка, дружка милого:
Хорош миленький уродился,
Во бурлачушки подрядился —
Во всё лето-летичко до Покрова праздничка:
Ой ли Покров праздничек к нам приходит,
Ой ли все бурлачушки с Волги идут,
А моего-то дружка долго нету.
Ой ли пойду-то я сразу во светлицу,
Уж и погляжу-то я, погляжу из окошка в окошко:
Не плывет ли лодочка с Волги?
Уж сверху лодочка завиднелась,
Черна шляпа зачернелась! (Саратовская губ.)
По традиции с 1 октября (по старому стилю) во многих местах открывались Покровские ярмарки, которые тоже воспринимались как своего рода подытоживание, завершение одного периода и начало, открытие другого. Здесь выставлялись на продажу продукты земледельческого труда (главным образом, излишки хлеба, овощи) и предлагались товары к зиме: сани, теплая одежда, точеные веретена и пр. Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке, — говорили купцы и рассчитывающие что-то продать крестьяне [Сахаров, 311].
Подожди до Покрова, весь долг выплачу.
Разумеется, перечисленными действиями, представлениями, ассоциациями не исчерпывалось содержание праздника Покрова Богородицы на территории огромной России. Где-то существовали свои традиции, не известные в других местах, где-то возникали уникальные варианты общеизвестных ритуалов, текстов и объяснений к ним.
В «Сибирском народном календаре», составленном А. А. Макаренко и изданном в 1913 году по материалам конца XIX века, в разделе, касающемся покров ских обычаев и обрядов, помимо фактов, носящих общерусский характер, есть и сугубо сибирские. Например, с Покрова зверопромышленники уходили в тайгу «по своим лесовым „ухожьям" или „путикам" промышлять белку, соболя и пр.». Около Покрова или через несколько дней после него в низовьях Енисея начинался лов омуля; с Покрова до Николы зимнего процветал подледный лов рыбы крючками на реке Чулым. Семейские Забайкалья примерно с Покрова открывали охоту «на белку и другого зверя, шкура которых уже с Ивана-постного считалась самой богатой». По местным представлениям, Покров надо было обязательно «окровянить» — зарезать поросенка или петуха, то есть принести жертву празднику.
В Заонежье «после Покрова священники, а также нищие обходили дома, собирая подаяние (ругу), основной ценностью которой было свежее мороженое мясо. Тем самым община как бы делилась своими припасами с теми, кто их не производил» [Логинов, 129].
В ряде мест к Покрову принято было варить специальное пиво — «своедельные пива» (т. е. домашнего приготовления), как говорили сибиряки [Макаренко, 80]. Варили пиво на Покров и вятичи. «Много-много,— вспоминал С. Я. Пупышев из села Пловска Лузского района Кировской области. — Это цело искусство было. <...> Стакан пива выпьешь, поставишь, а с места не сдвинешь стакан. Такое пиво было! Нальют в ендову и ею обносили. Все из одной пробовали первый раз. Соревновались раньше пивовары. Соберутся два-три и варят. А все потом пробовали» [Вят. ф-р НК, 117]. Почти обязательной была варка пива на Покров в Смоленской губернии, обычай этот назывался здесь Покровщина.
Рекомендуем посмотреть:
Народный календарь на 1 октября
Детям о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Народный календарь на 4 октября
Народный календарь на 3 октября
Народный календарь на 2 октября