Формы проведения родительских собраний в старших классах

Формы проведения родительского собрания в школе

Лекции, беседы, встречи со специалистами - педагогическое просвещение родителей с приглашением специалистов. Собрание такой формы включает объявление цели проведения, вступление (серия выступлений), ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций.

Мозговая атака (мозговой штурм, мозговой обмолот) - это групповое нахождение альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговую атаку необходимо рассматривать как быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может в дальнейшем послужить основой для серьезного поиска решений.

1. Формулирование проблемы для рассмотрения и решения. Определение правил и условий коллективной работы. Формирование рабочих групп - генераторов идей - по 5-9 человек и экспертной группы «критиков», в обязанности которой входит оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия (интеллектуальная разминка). Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы тренировочной сессии. На этой стадии необходимо помочь участникам мозгового штурма освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, скованности, стеснительности и т. д.). Важно, чтобы члены группы почувствовали себя «без погон» и, следуя правилам мозговой атаки, в дальнейшем стимулировали друг друга на выдвижение идей.

3. Мозговой штурм поставленной проблемы. Генерирование идей участниками и фиксирование на бумаге выдвигаемых идей. Идеи выдвигаются по кругу, обязан высказаться каждый участник группы в течение не более 1-2 минут, умышленное навязывание дефицита времени должно приводить к выделению главного за счет второстепенных подробностей. Мозговой штурм заканчивается, когда поток предложений иссякает.

4. Оценка и отбор группой экспертов перспективных идей для их дальнейшей доработки.

5. Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, реализуемых в дальнейшем на практике.

6. Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и защита.

Заседание круглого стола можно рассматривать как особым образом организованную форму делового общения с целью обсуждения актуальной проблемы и выработки проекта рекомендаций по ее решению. Такая форма организации проведения совещания получила свое образное название из-за особого оформления помещения, в котором проходит заседание. Столы и стулья располагаются по окружности, что позволяет объединить людей, избежав тем самым создания подгрупп, возможной конфронтации, в некоторой степени демократично нейтрализовать ведущую и направляющую роль руководителя, облегчить коммуникацию между участниками.

Заседание круглого стола будет более эффективным, если руководствоваться следующими рекомендациями: пригласить несколько специалистов, занимающихся исследованием обсуждаемой проблемы (приглашенные должны приходить на заседание не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме); для активизации участников круглого стола можно предъявить несколько конкретных критических ситуаций в сфере поставленной проблемы; для иллюстрации обсуждаемых позиций необходимо использовать схемы, графики, диаграммы, фотодокументы.

Слушание выдвигается на первый план, когда люди искренне хотят понять друг друга, достичь согласованности в действиях. При деловом общении используются особые правила эффективного слушания.

• Настройтесь на тему беседы, ощутите свою заинтересованность. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь - это мешает внимательно слушать.

• Во время беседы не обращайте внимания на посторонние предметы - это отвлекает, нервирует собеседника. На протяжении вашей беседы чаще смотрите на собеседника - это способствует установлению между вами доверительных отношений. Однако продолжительность взгляда не должна превышать 10 секунд, иначе он может быть расценен как пристальный и вызвать у собеседника отрицательные эмоции.

• Слушайте собеседника с интересом - это помогает создать атмосферу взаимной симпатии и уважения. Используйте краткие реплики типа «да-да», «понимаю», «конечно» и т. п„ а также легкие кивки головой, но опасайтесь переиграть, демонстрируя свой интерес.

• Выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их.

• Сопоставляйте полученную информацию с собственной и мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

• Старайтесь прогнозировать, что будет сказано дальше, - это хороший метод запоминания главных положений беседы.

• Во время пауз старайтесь 2-3 раза мысленно обобщить услышанное.

• Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника, предоставляйте ему возможность высказать свою мысль до конца.

• Избегайте поспешных выводов, воздерживайтесь от скоропалительных оценок, сначала выслушайте все полностью.

Дискуссия и полемика - виды спора, состоящие в первом случае в достижении определенной степени согласия, во втором - победы одной стороны над другой. Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии - в поисках истины путем сопоставления и столкновения различных точек зрения. Главная ее цель не в формировании общего мнения, а в предоставлении возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее. Кроме этого дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений.

Тема дискуссии должна быть интересной и актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо составить конкретные вопросы, охватывающие поставленную проблему. Вопросы должны сконцентрировать внимание участников на приоритетных позициях, вызвать размышления и обмен мнениями.

Считается, что в споре рождается истина. Однако истина может погибнуть под обломками личных амбиций и взаимных оскорблений. Поэтому эффективность дискуссии обеспечивается выполнением следующих правил.

• Не уклоняйтесь от темы дискуссии.

• Не допускайте замены логических доказательств ссылками на авторитетное мнение, обращениями к публике, обвинениями в невежестве, возбуждениями жалости, расточением неумеренных похвал или угроз оппоненту, ссылками на личные особенности оппонента.

• Внимательно слушайте оппонента до конца, не перебивая и не мешая ему своей эмоциональной реакцией.

• Старайтесь понять логику оппонента, посмотреть на проблему его глазами.

• Перепроверяйте свои представления о позициях оппонента, чтобы не допустить их искаженного понимания.

• Верно выражайте свои мысли, убеждайте, а не навязывайте свое мнение.

• В случае ошибки признавайте свою неправоту, отказывайтесь от неверных взглядов без обиды и амбиций.

Дискуссия должна дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. От выступающих требуется аргументированно излагать и защищать свои суждения, при этом обсуждая не людей, а их позиции.

Семинар-практикум - форма взаимодействия, целью которого является приобретение каких-либо навыков. Состоит из нескольких этапов.

1. Вводный теоретический семинар по заявленной теме.

2. Посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций, в рамках посещений происходит обмен мнениями, знакомство с учебной продукцией учащихся и результатами анализа заявленных направлений деятельности.

3. Рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.

Родительская конференция - форма предъявления результатов семейного воспитания. Определение темы на этапе подготовки, формулирование вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.

Интерактивные методы работы на родительском собрании

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме: один говорит, остальные слушают. Вербальное воздействие имеет ограниченные возможности. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Английское слово interaction означает «взаимодействие», а под интерактивными методами понимаются формы работы, обеспечивающие опыт включенного предметного взаимодействия между участниками родительского собрания.

Их использование позволяет решить несколько психологопедагогических задач.

Обычно призывы учителя или психолога к родителям «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Большинству трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на классные нужды, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Кроме того, использование этих методов способствует тому, что в сознании родителей фигуры учителя и психолога начинают восприниматься по-разному: учитель прежде всего говорит, тогда как психолог использует другие методы.

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию: с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Работа в мини-группах

Родителей разделяют на несколько групп. Оптимальное количество в одной группе - 4-6 человек. При увеличении группы может возрастать пассивность ее участников.

Мини-группы обеспечивают достаточно высокий уровень безопасности для родителей: высказать свое мнение в маленькой группе, связанной общей деятельностью, гораздо проще. В мини-группах родители непосредственно взаимодействуют друг с другом, что позволяет им лучше познакомиться, поделиться родительским опытом, наладить более прочные контакты.

Распределить родителей по группам можно несколькими способами:

1) объединить в группы родителей, сидящих рядом (скорее всего, в одной группе окажутся родители, знакомые друг с другом);

2) использовать жеребьевку (предложить родителям карточки с цифрами и т. д.);

3) объединить группы по какому-то признаку (по знакам зодиака, времени рождения и т. д.).

Второй и третий варианты желательно использовать в том случае, когда родители еще не знакомы друг с другом.

Чтобы в ситуации непривычного задания родители не были смущены или растеряны, нужно помочь им разделиться на команды: «Вы пятеро будете одной командой», «Ваша группа может сесть за этот стол».

В мини-группах можно проводить мозговой штурм и различные групповые дискуссии.

Ролевые игры

Использование ролевых игр позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны. Роль - это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что непросто сказать от своего имени, можно выразить от имени роли.

На родительском собрании можно организовывать разные ролевые игры. Так, родители могут исполнять роли индивидуально или группами, создавая группы подростков, педагогов и т. д. Групповое исполнение ролей наиболее просто и безопасно.

Такие интерактивные формы взаимодействия организуются прежде всего для родителей. Кроме них участниками могут быть:

• сами психологи, особенно если их несколько;

• педагоги-предметники и классные руководители;

• дети.

Ролевая игра отличается высоким уровнем абстрактности. Участники берут на себя определенную роль, руководствуясь при этом установленными правилами (собственное мнение при этом может не совпадать с мнением персонажа).

Ролевая игра:

• дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов;

• развивает творческие способности;

• способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;

• формирует толерантное отношение к другим мнениям.

Правила (заповеди) родительского собрания

1. В любом выступлении, выдвинутом предложении следует ориентироваться на личность ребенка, на защиту его прав, свобод, интересов, на формирование богатой личности школьника.

2. Не отмалчиваться, занимать точную позицию по обсуждаемым вопросам. Избегать общих и расплывчатых идей, говорить и думать конкретно. Отвергая выдвигаемые предложения, тут же предлагать свои. Любое критическое замечание должно быть корректным, уважительным к выступающим.

3. Никто не должен критиковать чужие идеи, а выдвигать и защищать свои. Не следует употреблять выражения: «Я категорически не согласен...», «Это плохо...», «Это невозможно...». (Запрет на категоричность и критику облегчит выдвижение любых идей. Если одного одернули, остальные будут молчать. Большинство выступающих не способны творчески мыслить в условиях моральной угрозы.)

4. На собрании закон един: все молчат, когда говорит один.

Лучшие идеи - это практически всегда плод коллективного творчества. Если потребуется мнение всех и каждого родителя, участников собрания можно разбить на две, три группы.

Несколько советов психолога

Помните: человеку самонадеянному, неприветливому, ожесточенному редко кто симпатизирует. Он напоминает неприступную крепость, брать которую никто не собирается. Ни у кого нет желания чувствовать себя побежденным. Любовь, симпатию и доверие можно заслужить только открытостью, готовностью выслушать и понять. Для родителей это значимо вдвойне.

Старайтесь при встрече:

• снять с себя маску усталости, озабоченности, деловитости;

• обязательно улыбаться и быть любезным;

• если вы сидели, встаньте, сделайте приглашающий жест, протяните руку;

• покажите, что всегда рады видеть этого человека, неважно, что его сюда привело;

• нет таких проблем, которые невозможно решить вместе;

• голос ваш не должен быть монотонным, поучительным или, наоборот, очень громким, излишне эмоциональным;

• если ваш собеседник первый начинает разговор, дайте ему возможность высказаться до конца, не перебивайте;

• вначале только задавайте вопросы, потом предложите свои варианты или мнения, соотнеся их с тем, что услышали;

• не отметайте все за ненадобностью, как бы демонстрируя свою непревзойденность, даже если человек явно не прав;

• аргументы «за» и «против» выдвигайте постепенно, не сразу все;

• не спешите ошеломить неприятными известиями, подумайте, способны ли родители их воспринимать, а если дело не терпит, хорошо взвесьте, как преподнести плохую новость, чтобы не вызвать внутренний протест: это не одно и то же, когда родители сами сетуют на своего ребенка и когда это делаете вы.

• старайтесь избрать для разговора удобный момент и в ходе беседы умело ориентируйтесь на реакции собеседника, проявляя одновременно чувствительность и отзывчивость;

• родители - люди, способные осмысливать различные педагогические явления, поэтому к ним наиболее приемлема «союзническая» интонация: «Давайте думать вместе», «Как вы считаете?» и т. п.;

• не досаждайте упреками, если видите, что человек не в настроении: в приподнятом состоянии родители больше расположены к беседе, их легче склонить к принятию вашей тактики;

• неосторожно сказанное слово лучше сразу смягчить шуткой, отвлекающим моментом, если нецелесообразно вступать в объяснения;

• никогда не забывайте: требования к вам как к педагогу очень высоки, гораздо выше, чем к родителям.

Воспитателю разрешается все, что не запрещается

А запрещается:

• унижать достоинство ребенка словом, делом, поступком, подозрением, наказанием;

• нарушать право личности на свободу мнения, выражения желаний, симпатий, выбора ребенком дела, друзей, объединений по интересам, право на протест;

• жаловаться на ребенка кому бы то ни было;

• лишать ребенка естественных детских проявлений: шумливости, подвижности, безобидного озорства, шалости, игры, забавы, развлечения;

• вмешиваться в интимную жизнь ребенка без согласия;

• обижаться и реагировать на выпады ребенка как на выпады равного тебе по возможностям ответить взрослого человека;

• не прощать проступков, ошибок, промахов - не быть милосердным;

• выдавать тайны и секреты ребенка, доверенные тебе лично, кому бы то ни было;

• не отвечать на просьбы ребенка, его желание открыться, посоветоваться, исповедаться - не пожать протянутую руку, отказать в помощи детям;

• врать детям, обманывать детей;

• обещать и не выполнять;

• кричать на детей при любых обстоятельствах.

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка и проведение родительского собрания в школе

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Положение о родительском собрании в школе

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!