Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.
Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях школы является информационно-познавательный час, который в недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией.
Информационно-познавательный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.
В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и сейчас многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию не только политической культуры учащихся, но и их всестороннему образованию, для того чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг, и готовыми знать и сохранить то, что было до них. Ведь главное назначение информационно- познавательного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира.
Цель информационно-познавательного часа - помочь учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему расширияют кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.
Информационно-познавательный час сегодня - это возможность предоставить учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления.
Информационно-познавательный час - это еще и возможность получить обратную связь в виде мнения и оценок учащихся тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. По логике вещей, семья должна способствовать тому, чтобы ребенок учился оценивать адекватно происходящее в стране и мире. Однако практика показывает, что многие родители не только не обсуждают это, но и сами стимулируют проявление безразличия, агрессии, негативизма к происходящему вокруг.
Многие дети говорят о том, что родителей их рассуждения о событиях в стране и мире просто раздражают. Поэтому так важно в ходе информационного часа учить детей оценивать происходящее, проявлять инициативу в оценке событий, высказывать свое мнение и отношение, даже если оно идет вразрез с чьим-то еще.
Для того чтобы классному руководителю было легче ориентироваться в организации и проведении информационно - познавательных часов, необходимо знать их виды и методику подготовки и проведения.
Информационно-познавательные часы подразделяются на обзорные и тематические.
• путешествия по странам и континентам;
• познавательные викторины;
• информационные ринги;
• конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;
• экскурсии в типографии, на почту, в редакции газет;
• встречи с журналистами и людьми, делающими газету;
• чествование юбилейной даты (книги, журнала, газеты, человека, героя и т. д.).
Информационный час:
1) не должен быть продолжительным по времени;
2) должен быть ярким и занимательным;
3) не должен быть монологом и наставлением учителя;
4) готовится и проводится с участием детей; при этом необходимо сделать так, чтобы они проявляли собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;
5) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;
6) необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;
7) нельзя проводить от случая к случаю, регулярность проведения вырабатывает привычку дискутировать, выражать свои мысли, анализировать ситуации, происходящие в стране и мире;
8) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.
В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:
• чтение газетных сообщений;
• комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
• пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;
• работа с терминами с помощью различных словарей;
• просмотр и обсуждение теле- и видео сюжетов;
• обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.
Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся
Примерная тематика информационно - познавательных часов в 5-9 классах
Тематический информационно-познавательный час. Методика проведения информационного классного часа
Обзорный информационный классный час. Методика проведения информационного классного часа
Нет комментариев. Ваш будет первым!