Информационная культура учащихся. Информационно – познавательный классный час. Рекомендации по проведению информационно – познавательного классного часа

Информационная культура учащихся. Информационно – познавательный классный час. Рекомендации по проведению информационно – познавательного классного часа

Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях школы является информационно-познавательный час, который в недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией.

Информационно-познавательный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и сейчас многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию не только политической культуры учащихся, но и их всестороннему образованию, для того чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг, и готовыми знать и сохранить то, что было до них. Ведь главное назначение информационно- познавательного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира.

Цель информационно-познавательного часа - помочь учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему расширияют кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час сегодня - это возможность предоставить учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления.

Информационно-познавательный час - это еще и возможность получить обратную связь в виде мнения и оценок учащихся тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. По логике вещей, семья должна способствовать тому, чтобы ребенок учился оценивать адекватно происходящее в стране и мире. Однако практика показывает, что многие родители не только не обсуждают это, но и сами стимулируют проявление безразличия, агрессии, негативизма к происходящему вокруг.

Многие дети говорят о том, что родителей их рассуждения о событиях в стране и мире просто раздражают. Поэтому так важно в ходе информационного часа учить детей оценивать происходя­щее, проявлять инициативу в оценке событий, высказывать свое мнение и отношение, даже если оно идет вразрез с чьим-то еще.

Для того чтобы классному руководителю было легче ориентироваться в организации и проведении информационно - познавательных часов, необходимо знать их виды и методику подготовки и проведения.

Информационно-познавательные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Можно использовать такие формы проведения информационного часа:

• путешествия по странам и континентам;

• познавательные викторины;

• информационные ринги;

• конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;

• экскурсии в типографии, на почту, в редакции газет;

• встречи с журналистами и людьми, делающими газету;

• чествование юбилейной даты (книги, журнала, газеты, человека, героя и т. д.).

Рекомендации и советы по проведению информационного часа

Информационный час:

1) не должен быть продолжительным по времени;

2) должен быть ярким и занимательным;

3) не должен быть монологом и наставлением учителя;

4) готовится и проводится с участием детей; при этом необходимо сделать так, чтобы они проявляли собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;

5) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;

6) необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;

7) нельзя проводить от случая к случаю, регулярность проведения вырабатывает привычку дискутировать, выражать свои мысли, анализировать ситуации, происходящие в стране и мире;

8) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.

В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

• чтение газетных сообщений;

• комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

• пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;

• работа с терминами с помощью различных словарей;

• просмотр и обсуждение теле- и видео сюжетов;

• обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.

Рекомендуем посмотреть:

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся

Примерная тематика информационно - познавательных часов в 5-9 классах

Тематический информационно-познавательный час. Методика проведения информационного классного часа

Обзорный информационный классный час. Методика проведения информационного классного часа

Нет комментариев. Ваш будет первым!