Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами в жизни общества проблемы целесообразно проведение тематических информационно-познавательных часов.
Как организовать и провести тематический информационно-познавательный классный час
1. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними.
2. Коллективное обсуждение темы, итогом которого становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационно-познавательных часов. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.
К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.
3. Подведение итогов обсуждения по теме.
Формы проведения информационно-познавательного часа - самые разнообразные. Это может быть беседа, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы; дискуссия; КВН. Главное - чтобы выбранная форма наиболее подходила к обсуждению данной темы.
Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале).
Одна из наиболее популярных форм проведения тематического информационного часа - «круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися.
Темы информационного классного часа могут быть самыми разными:
• правовой «ликбез»;
• проблемы современного мира: сегодня, завтра, всегда;
• международный терроризм: где же выход?
• альтернативная служба в армии: «за» и «против»;
• экология: в поисках пути выживания и др.
Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за «круглым столом» несколько классов, групп, учителей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения.
«Информационный вестник» - ознакомление в форме устного журнала учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:
• внутренняя и внешняя политика страны;
• тенденции развития России и стран Содружества;
• события в странах дальнего зарубежья;
• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.
В ходе изложения выступающий демонстрирует наглядный
материал, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.
«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам.
Предварительно у школьников собираются сведения о том, какие события современной жизни, интересные факты их более всего интересуют. На основании опроса учащиеся готовят ответы, заранее определив, кто на них будет отвечать.
«Встречи с молодежными журналами» - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Учащиеся выступают поочередно. Проходит обзор и обсуждение наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в современных молодежных журналах.
«Политическая дискуссия» - исследование проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Толерантность: за и против»).
Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции.
В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» — анализ одного из значимых событий (по примеру одноименной телепередачи). Большая роль отводится ведущему (классный руководитель или наиболее подготовленный учащийся).
Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог.
Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - информационный час с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.
«Фотокамера смотрит в мир» - поочередная демонстрация всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.
Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся
Примерная тематика информационно - познавательных часов в 5-9 классах
Обзорный информационный классный час. Методика проведения информационного классного часа
Нет комментариев. Ваш будет первым!