Как выбрать профессию. Тест

Опросник профессиональных предпочтений

Методика «Дифференциально- диагностический опросник» (ДАО)

Методика предназначена для отбора (выработки профориентационных рекомендаций учащимся) на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Данную методику можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция для испытуемого

Для того чтобы помочь вам выбрать профессию с учетом ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.

Просим вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым вы предпочли бы заняться, поставив в данной клеточке знак «0» (или любой другой знак). Например,

1a. Ухаживать за животными «0»

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ПК «0»

Текст опросника

Я предпочту:

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ПК

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок

3б. Следить за состоянием и развитием растений

Продолжение

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно- популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором и др.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

Окончание

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, туристические походы и т. п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Затем вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

• «+++» — если вид занятия очень нравится;

• «++» — если определенно нравится;

• «+» — если скорее нравится, чем не нравится;

• «-» — если скорее не нравится;

• «- -» — если определенно не нравится;

• «- - -» — если очень не нравится.

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами (при этом можно указать значком выбранный вами вариант из двух пар. Будьте внимательны, не перепутайте знаки — лучше, если выбранный вами вариант из двух пар, будет обозначен знаком «!» или «О»).

Бланк ответов

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

4-Х.о.

За

86

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Обработка результатов

Лист ответов построен так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. Человек—природа (Ч-П). Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2. Человек—техника (Ч—Т). Все технические профессии.

3. Человек—человек (Ч—Ч). Все профессии, связанные с обслуживанием людей, общением.

4. Человек—знак (Ч—3). Все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5. Человек — художественный образ (Ч—Х.о.). Все творческие специальности.

Над вопросами не следует долго задумываться, обычно на выполнение задания отводится 20—30 минут.

Возможно использование методики индивидуально и в группе. Классный руководитель может зачитывать вопросы, но в этом случае ограничивается время ответа.

Методика «Самооценка индивидуальных особенностей» (СИО)

Инструкция для испытуемого

«Анкета самооценки» предназначена для того, чтобы помочь вам лучше разобраться в своих склонностях, особенностях, возможностях. В ней описаны различные жизненные ситуации, качества, виды деятельности человека, которые прямо или косвенно связаны с определенными профессиональными сферами.

Для того, чтобы можно было соотнести ваши характеристики с различными профессиональными сферами, необходимо проделать следующую работу:

1. Оценить предложенные варианты по 10-балльной шкале. Если описанное в вопросе качество у вас выражено ярко, т. е. полностью вам соответствует, то вы оцениваете его наивысшим баллом — 10, если у вас его вообще нет (вы ведете себя прямо противоположно), то вы оцениваете его наименьшим баллом — 0. Все остальные баллы (от 1 до 9) вы ставите в зависимости от степени выраженности у вас данного качества. Средний балл старайтесь выбирать как можно реже, попробуйте все же оценить себя поточнее.

2. Оценить степень уверенности (правильности) своей первой оценки. Оценив предложенное качество по 10-балльной шкале, вы оцениваете правильность этой оценки, т. е. насколько вы уверены, что правильно себя оценили соответствующим баллом.

Эта оценка проводится по следующей шкале:

• уверен, что оценил правильно — 3;

• скорее уверен — 2;

• скорее не уверен—1;

• совсем не уверен — 0.

Таким образом, на каждый вопрос анкеты вы должны поставить две оценки:

1) собственно оценку качества;

2) оценку своей уверенности в ее правильности.

На листке ответов у вас должна быть сделана запись:

1) -9-3; 2) -10-1; 3) -6-2 и т. д.

Оценивать вопрос, в котором перечислено несколько качеств, нужно в целом. Если одно из качеств, перечисленных в вопросе, у вас развито лучше, чем другое, то вы как бы условно оцениваете каждое из них своим баллом, а окончательную оценку делаете средней из двух оценок.

Некоторые слова в вопросах выделены курсивом, чтобы обратить ваше внимание на главную мысль вопроса.

Анкета самооценки (СИО)

1. Вам присущи некоторая замкнутость, скованность, робость в поведении.

2. Вы наблюдательны и способны заметить мельчайшее изменение в развитии растений и животных.

3. Вы обладаете богатым воображением и фантазией.

4. Вы легко вступаете в контакты с разными людьми, любите совместную работу.

5: Вы хорошо справляетесь с работой, требующей аккуратности, точности, тщательности.

6. Вы способны работать терпеливо и настойчиво, несмотря на то, что результат вашей работы будет не скоро.

7. Вы способны тонко чувствовать и понимать красоту природы, произведений искусства.

8. Вы вежливы, умеете сдерживаться, даже если не согласны с мнением другого человека.

9. Вы способны:

а) не отвлекаясь выполнять работу, требующую длительного сосредоточения внимания (писать, собирать, решать, паять, считать);

б) одновременно хорошо выполнять сразу несколько разных дел (записывать, слушать, разговаривать, наблюдать и пр.);

в) быстро находить в тексте, заданиях ошибки, нужные слова, даты, символы и пр.

10. Вы умеете:

а) решать логические задачи, т. е. на основе анализа признаков, понятий, законов, цифр находить логическую связь между ними;

б) поставить цель, продумать план и возглавить какое-нибудь дело, т. е. организовать его выполнение;

в) придумывать новое, то, чего до вас еще никто не придумывал (способ решения задачи, игру, занятие, блюдо, конструкцию и пр.).

11. У вас хорошая память на:

а) цифры, формулы, символы, номера телефонов, даты;

б) содержание прочитанного, слова, названия, стихи;

в) размеры, формы, схемы, расположение улиц, предметов;

г) лица, имена, особенности мимики, речи;

д) образы музыкальных или художественных произведений.

12. Вам легко удержать в памяти на короткое время какую-нибудь информацию, не записывая ее (промежуточный результат примера или задачи, номер телефона, имя и пр.).

13. Вы умеете:

а) правильно оценивать на глаз размеры, расстояние, количество;

б) представлять фигуру, предмет или их части в пространстве, изменять мысленно их положение.

14. Вы умело работаете на станке, швейной или печатной машинке и других механизмах; водите автомобиль, управляете мотоциклом и пр.

15. Вы смелы и решительны, не теряетесь даже в неожиданной ситуации.

16. Вас ранит (обижает) резкий окрик, грубое слово; вы стараетесь не смотреть «кровавые» (жестокие) сцены в фильмах.

17. Вам нравится спокойная, кропотливая работа (решать, подсчитывать, собирать, чинить, шить и пр.).

18. Вы легко переключаетесь с одного занятия на другое (делая уроки, можете прерваться и поговорить по телефону, посмотреть телепередачу, помочь младшему брату (сестре), а затем продолжать делать уроки). Это разнообразие вам даже нравится.

19. Вы привыкли быстро работать, ходить, говорить.

20. Вам трудно оторваться от своего дела, чтобы выполнить какую-то другую работу. Вы предпочитаете работу, в которой не надо делать частых отвлечений и переключений.

21. У вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело.

22. У вас ловкие, чуткие пальцы, поэтому вы хорошо выполняете работу, требующую мелких, точных движений (сборку, ручное шитье, лепку, монтаж радиосхем и пр.).

23. Вам больше нравится работа, связанная с реальными практическими действиями, движениями; с использованием рук, ног, своих физических возможностей. Вы предпочитаете эту работу умственной, аналитической.

24. Вам нравится:

а) ремонт, сборка, конструирование технических устройств и механизмов; обработка деталей на станке; управление техническими средствами;

б) производство каких-либо изделий или продуктов (шить, готовить, чинить обувь, мебель, игрушки, печатать фотографии, выполнять ремонтно-строительные работы, обрабатывать дерево и пр.);

в) анализ и обработка информации (текстовой, цифровой, условно-символической, графической и пр.);

г) постоянное взаимодействие с миром живой природы (ухаживать за растениями или животными, изучать биологические процессы и микроорганизмы);

д) активное взаимодействие с людьми (оказывать помощь, услуги, руководить);

е) создание новых или изготовление по образцу художественных изделий, моделей, произведений;

ж) изучение свойств различных веществ, состояния окружающей среды (водной, почвы, атмосферы, полезных ископаемых).

25. Вы считаете основными жизненными ценностями:

а) высокое материальное обеспечение;

б) семейная жизнь;

в) общественное признание;

г) веселое, необременительное времяпрепровождение;

д) постоянное соприкосновение с красотой природы и искусства;

е) возможность творчества;

ж) активная, деятельная жизнь;

з) самосовершенствование, культура, образованность;

и) возможность оказывать влияние на других людей.

Бланк ответов

1

10а

14

24а

25б

2

10б

15

24б

25в

3

10в

16

24в

25г

4

11а

17

24г

25д

5

11б

18

24д

25е

6

11в

19

24е

25ж

7

11 г

20

24ж

25з

8

11д

21

25а

25и

12

22

 

 

96

13а

23

 

 

13б

 

 

 

«3»=: «Т»=: «И»=: «Ч»=: «ХО»=: «ЖП»=: «НП»=.

Ключ

Профессиональные сферы:

1. «Анализ и обработка информации» («3») — 5, 9а, 9в, 10а, 11а, 116, 17, 24в (1, 12, 16, 20).

2. «Работа с механизмами и устройствами» («Т») — 1, 11 в, 13а, 136, 14, 21, 23, 24а (16, 17, 19, 22).

3. «Производство продуктов, изделий; ремонт» («И») — 5, 9а, 11 в, 13а, 19, 21, 23, 246 (4, 14, 17, 22).

4. «Взаимодействие с человеком» («Ч») — 4, 8, 96, 106, 11т, 16, 18, 24д (10в, 12, 15, 19).

5. «Создание художественных произведений, образов» («ХО»)-3, 7, 10в, 11д, 136, 16,22, 24е (9а, 17,21,23).

6. «Работа с миром живой природы» («ЖП») — 2, 6, 11в, 13а, 17, 21, 23, 24г (1, 5, 10а, 22).

7. «Работа с веществами; изучение характеристик окружающей среды» («НП») — 5, 9а, 11а, 11 в, 12, 13а, 17, 24ж (10а, 16, 21, 22).

Инструкция по обработке результатов самооценки

Для обработки результатов необходимо использовать ключ к методике СИО, в котором номера вопросов соотнесены с профессиональными сферами. Номера, записанные без скобок, соответствуют вопросам, содержащим описание качеств личности, ее интересов, психических, физических, психофизиологических особенностей, требуемых в значительном числе профессий определенной профессиональной сферы. В вопросах, номера которых записаны в скобках, содержится аналогичная информация, относящаяся к отдельным представителям мира профессий данной сферы. Поэтому вопросы (номера) «без скобок» называются основными, а «в скобках» — дополнительными.

Основные вопросы одной сферы могут быть дополнительными для другой. Например, вопрос 21 — «У вас физически сильные и выносливые, руки, ноги, тело» — является основным в профессиональной сфере «Работа с миром живой природы» и дополнительным — в сфере «Создание художественных произведений, образов», когда речь идет о профессиях балерины, скульптора и т. п.

При обработке результатов сначала нужно отметить (подчеркнуть или выделить) номера вопросов, у которых стоит балл 6 и выше. Затем сравнить отмеченные номера с номерами вопросов, указанными в ключе, и подсчитать общую сумму баллов, набранных по каждой профессиональной сфере отдельно по основным и дополнительным вопросам. В результате по всем сферам выводятся показатели, представленные в виде двух чисел, например, 24 (16) или 42 (24).

Сравнение показателей предпочтения той или иной профессиональной сферы производится по сумме баллов, набранных основными вопросами. Например, по разным профессиональным сферам получены следующие показатели: 29 (18), 32 (25), 44 (20), 30 (15), 45 (28), 35 (21),19 (10). Предпочтительными являются профессиональные сферы, набравшие максимальное число баллов по основным вопросам. В нашем примере — 44 (20) и 45 (28). Если две или несколько сфер получили одинаковое или близкое количество основных баллов, то в этих сферах следует рассмотреть общий суммарный показатель, полученный сложением баллов по основным и дополнительным вопросам.

Суммарные показатели в данном случае будут равны 64 и 73. Таким образом, по результатам самооценки, профессиональная сфера, имеющая показатель 73, является предпочтительной. Профессиональная сфера с показателем 64 является следующей по значимости и т. д.

Соответствие вопросов различным структурам личности: — характерологические особенности (1—8);

— психические процессы (9—14);

— свойства нервной системы (15—20);

— физические качества (21—23);

— интересы, склонности (24а—ж);

— ценностные ориентации (25а—и).

Рекомендуем посмотреть:

Опросник профессиональных предпочтений Холланда

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Опросник профессиональных предпочтений

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Что нами движет при выборе профессии»

Профориентационный практикум для 8-11 классов

Евгения Геннадьевна Черемискина # 20 октября 2014 в 12:11 +1
Огромное спасибо за такой содержательный тест. Обязательно проведу с сыном и предложу старшеклассникам.
Татьяна Евгеньевна Зайцева # 11 ноября 2014 в 13:46 0
Интересный материал! Спасибо! Очень полезно проводить различные такие тесты для обучающихся выпускных классов, которые ещё не определились с выбором профессии, хотя не всегда точно подобные тесты могут выдавать результаты...
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 21:44 0
очень нужный и простой для обработки данных тест, я его тоже использую в своей работе. А главное самим детям будет интересно узнать о своих профессиональных предпочтениях.
Викторовна Бабинцева # 30 января 2015 в 19:39 0
Хорошая разработка пригодиться на занятии возьму на заметку. Спасибо!
Мачаева Зарета # 10 марта 2015 в 19:37 0
Искала и нашла то что нужно! Мои только в 10 классе и многие не определились с выбором профессии,надеюсь помочь им в этом.А ваши разработки помогут мне.Спасибо.
Мария Алексеевна Лаврентьева # 13 апреля 2015 в 16:25 0
В начальных классах тоже необходимо знакомить школьников с различными профессиями, проводить классные часы, конкурсы, ярмарки профессий и тому подобное. Возможно, детям легче будет определиться впоследствии с выбором профессии, а то некоторые при выпуске не знают ещё, чем им в жизни заняться.
Елена Алексеевна Дичко # 4 мая 2015 в 13:31 0
Как социальный педагог, я смогу использовать этот материал в своей работе. Спасибо.
Ольга Николаевна Жгутова # 9 июня 2015 в 23:52 0
В группе 3 девятиклассника.Проведу тест.Понравился.Спасибо.
Ольга Ивановна Данильцева # 9 августа 2015 в 15:59 0
Дети очень любят подобные занятия.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:34 0
В рамках предпрофильной и предпрофессиональной подготовки в 9 и 11 классах просто незаменимый материал. И детям поможет определится и педагогу подспорье.
Анна Павловна Богдан # 25 декабря 2015 в 19:41 0
Четверть века работая в школе. Давно мечтала о возможности профессионально помочь своим ученикам в выборе будущей специальности, понимая, что от этого выбора зависит вся их будущая жизнь, да и сыну своему помочь не смогла. Поэтому с большим интересом познакомилась с данной методической разработкой, буду использовать в своей дальнейшей работе.
Оксана Анатольевна Азарова # 7 апреля 2016 в 08:29 0
Данная методика позволяет исследовать профиль познавательных и профессиональных интересов, приоритетные склонности испытуемых к изучению отдельных школьных предметов. Этот тест даёт возможность определить группу предпочитаемых профессий целого класса. Участники тестирования могут сравнить свои результаты с характеристиками профессий и требованиями, предъявляемыми к профессионалам различных отраслей труда. Данный тест хорош ещё и тем, что не требует специальной психологической подготовки педагога. Его могут проводить учителя, классные руководители, социальные педагоги.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:50 0
Самое нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии. Для того, чтобы найти свое место под солнцем, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом. Разобраться в этих вопросах и узнать, способны ли Вы преодолеть все подводные течения, помогут тесты.
Шахзодахон Кахрамонжон Кизи Болтабаева # 8 июня 2016 в 09:46 0
Конечно разработанный тест полезный для школьников. Как и полагается тесту он одинаковый для всех, это плюс данной разработки. Выбрать профессию таким способом нельзя, но, безусловно, можно определить профессиональную направленность детей. Я бы расширила список ответов, потому что у детей должен быть большой выбор, чтобы выявить свою профориентацию.