Профориентационный практикум для 8-11 классов

Профориентационный практикум для учащихся 8-11 -х классов «На пути к выбору профессии»

Цели и задачи:

• воспитание правовой культуры старшеклассников в сфере трудовых отношений;

• оказание помощи ученикам в профессиональной ориентации.

Описание практикума

1. Трудности профессионального самоопределения

Классный руководитель: Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты упорно штудируешь учебники по определенным учебным предметам и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще после окончания средней школы.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничто особенно не влечет. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог, — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активны и в учебе, и в различных других видах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Е. Рыхлевская утверждает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы застенчив. Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. Многие ребята думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного... Для того чтобы не ошибиться, нужно расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности — это ее название...

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии, а вуза, УНПО или УСПО. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза (УНПО или УСПО) и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на листочке плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируй данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой — выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.

Задание

Продолжи или аргументированно опровергни перечисленные рекомендации.

2. Как выбрать профессию?

Какие факторы обусловливают выбор той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей нужно судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это интересы, подкрепленные определенными способностями.

Задание

Продолжи список или аргументированно опровергни перечисленные факторы выбора профессии.

3. Семь шагов к взвешенному решению

Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, подходят.

2. Составить перечень требований к выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

— выбираемая профессия и будущий род занятий;

— выбираемая профессия и жизненные ценности;

— выбираемая профессия и жизненные цели;

— выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

— выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

— желательный уровень профессиональной подготовки;

— выбираемая профессия и мои склонности и способности;

— желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Задание

Продолжи список шагов принятия решения или аргументированно опровергни перечисленные.

Рекомендуем посмотреть:

Опросник профессиональных предпочтений

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Что нами движет при выборе профессии»

Опросник профессиональных предпочтений Холланда

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Как выбрать профессию. Тест

Ольга Владимировна Кораблева # 9 ноября 2014 в 21:32 +1
Профориентационный вопрос - очень сложный и важный в жизни подростка, такие занятие или классные часы должны проводиться в школе обязательно. Нередко ученик идет за советом именно к учителю.Я бы добавила в это занятие формулу выбора профессии -"хочу.могу.надо". Спасибо!
Мария Сергеевна Толькова # 11 января 2015 в 15:47 +1
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников часто сводится к непродолжительным профконсультациям в 8-м, 9-м и 11-м классах. Однако в настоящее время, когда, по социологическим данным, меньше половины учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности, этого явно недостаточно. Поэтому данное занятие актуально и может проводиться как учителем-предметником, так и школьным психологом.
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 21 марта 2015 в 19:10 0
Для того, чтобы оживить мероприятие можно было бы предложить школьникам подготовить заранее 3-минутные ролики про каждую профессию, к которой у них возникнет интерес. Это не просто является инновационной формой работы , но и способствует обогащению знаний учащихся о профессии. Тем более, как показывает практика, в таких роликах часто отражаются малоизвестные детям факты, касающиеся особенности личностных качеств работника такой сферы, условия обеспечения эффективной трудовой деятельности , востребованность профессии на современном рынке труда, оплата, социальные гарантии, варианты профессионального роста и многое другое.
Майя Михайловна Копыльцова # 6 августа 2015 в 09:22 0
В этом году мой класс выпускается, профориентационную работу веду уже пару лет, но материал найти достаточно трудно - либо уже известный, затасканный, либо совсем не подходящий. Недавно наткнулась на диск о профессиях, но не могу его нигде купить.
Жанна Грачевна Нуриян # 23 сентября 2015 в 22:34 0
Два года назад выпустила 9 класс,к этой теме отнеслась очень серьёзно и проделала большую работу по систематизации и поиску необходимой информации.Т.к. как никто кроме меня не мог бы помочь им в дальнейшем самоопределении,а современные положения школ обязывают нести ответственность за детей до совершеннолетия,я приложила максимум усилий,чтобы они нашли себя.Поэтому могу смело рекомендовать для начала помочь детям получше себя узнать(с помощью тестов),затем объяснить обязательно что высокооплачиваемая профессия будет та,к которой у тебя есть призвание,предложить выступить с презентациями о понравившейся профессии(потому что как выясняется их представления мало соотносятся с реальностью).Очень нравится разработка всем известная"Хочу!Могу!Надо!"и конечно предложить конкретные заведения где можно получить ту или иную профессию.По моему данный тренинг об этом же,поэтому думаю окажется весьма полезным и цель будет оправдана.
Евдокия Николаевна Федорова # 2 декабря 2015 в 18:35 0
У меня сын 11 класс, очень хороший классны час, очень для меня актуальная тема. Можно провести этот классный час не только учителям , но и одителям выпускников.
Татьяна Алексеевна Максутова # 6 апреля 2016 в 20:54 0
Согласна с коллегами, необходим цикл классных часов по профориентации, чтобы увидеть положительные результаты. Идеальный вариант, когда учащиеся и родители принимали бы активное участие в проведении классных часов по данной теме. Думаю, данный практикум можно провести как завершающий урок цикла, и он окажется полезным и значимым.
Наталья Николаевна Лазько # 27 сентября 2016 в 02:58 0
Конечно, системные профориентационные занятия в школе помогают школьникам «взрослеть», более осознанно выбирать профессию. Подкрепление теории практикой успешно решает обязательная организация профессиональных проб для старшеклассников. Однако это ограничивается рамками учебного года. Хотелось бы также системного подхода в вопросе организации трудоустройства старших школьников в летний период. Здесь, на мой взгляд, необходима государственная поддержка.