В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений, своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту (учителю, классному руководителю) получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта (ученика) к успешному функционированию (учебе, работе) в определенной профессиональной сфере.
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике ученику для оценки, должны быть близки и понятны ему, т. е. обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, отношение и профессиональное положение, ученик лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту (учителю) легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:
— Ч—3 (Человек—знак);
— Ч—Т (Человек—техника);
— Ч—П (Человек—природа);
— Ч—Ч (Человек—человек);
— Ч—Х.о. (Человек—художественный образ).
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в вопросе:
— делаю, как правило, хорошо — 2;
— делаю средне — 1;
— делаю плохо, совсем не умею — 0.
2. Какие ощущения возникали у вас, когда вы это делали:
— положительные (приятно, интересно, легко) — 2;
— нейтральные (все равно) — 1;
— отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0.
3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие
было включено в вашу будущую работу:
— да — 2;
— все равно — 1;
— нет — 0.
Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше «умение», затем «отношение» и «желание». В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцениваете тремя оценками.
Оптанту (ученику) предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту (учителю) как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант (учитель) сам подробно рассказывает оптантам (учащимся) порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:
1) отвечать «хорошо умею делать», т. е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он (ученик) это делал не один, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось;
2) ставить 0 баллов в «умениях» надо тогда, когда школьник что-то делает плохо, и не умеет это делать (т. е. пробовал, но не получалось);
3) если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3-й вопрос о своем профессиональном предпочтении, если нет, то вместо 3-й оценки он также ставит прочерк.
В процессе работы с опросником оптант (ученик) заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 5 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов.
Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:
I) Ч-З; 2) Ч-Т; 3) Ч-П; 4) Ч-Х.о.; 5) Ч-Ч.
В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка своих умений (ум.).
2. Оценка своего эмоционального отношения (от.).
3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения (ж.).
Бланк тестируемого
Типы профессий |
||||||||||||||
Ч-З |
Ч-Т |
Ч-П |
Ч-Х.о |
Ч-Ч |
||||||||||
ум. |
от. |
ж. |
ум. |
от. |
ж. |
ум. |
от. |
ж. |
ум. |
от. |
ж. |
ум. |
от. |
ж. |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
34 |
|
|
35 |
|
|
36 |
|
|
37 |
|
|
38 |
|
|
39 |
|
|
40 |
|
|
41 |
|
|
42 |
|
|
43 |
|
|
44 |
|
|
45 |
|
|
46 |
|
|
47 |
|
|
48 |
|
|
49 |
|
|
50 |
|
|
Приступая к обработке результатов, профконсультант (учитель) сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант (ученик) при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант (учитель) учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант (учитель) подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», «отношения» и «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант (учитель) имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта (ученика), его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Суммы баллов, набранные по данным 3 шкалам, сравниваются между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т. е. с 1-й оценкой. Например, соотношение 3-х оценок типа 10—12—11 благоприятнее, чем соотношение 3—18—12. Предпочтение ученика в первом примере более обосновано наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые ученик дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых 2 наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч—3 может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч—Ч и Ч—3), модельер (Ч—Х.о. и Ч—Т) и т. д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют учителю возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений учеников как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные учителем в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств (профориентационных методик и тестов, собеседований и наблюдений, медицинских показаний и рекомендаций психологов), используемых в педагогической практике учителя (классного руководителя).
Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)
1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
5. При общении с людьми сдерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
10. Объяснять содержание учебного материала, способы решения сложной задачи и т. п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12. По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие — кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17. Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким- либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т. п.) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно.
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27. Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб, их характерных внешних признаках и повадках.
29. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п.
33. Изучать строение «живой ткани» и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40. Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46. Тщательно выполнять «бумажную работу»: писать, чертить, вычислять, проверять и т. п.
47. Работать на ЭВМ (ПК), решать какие-либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49. Настойчиво и терпеливо «отделывать», обтачивать, переделывать и т. п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без «бумажки»).
Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация
ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 7 июня 2014 в 08:01 0 |
Алла Альбертовна Гоморова # 1 ноября 2014 в 13:00 0 | ||
|
Ольга Александровна Матяш # 18 января 2015 в 06:47 0 | ||
|
Анастасия Сергеевна Ямщикова # 16 февраля 2015 в 15:26 0 | ||
|
Сатеник Вагеевна Аветисян # 27 июля 2015 в 14:23 0 | ||
|