Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко
Еще в начале XX века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие - все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологической изоляцией не просто тяжело переносится - оно разрушительно для личности.
Социальные потребности человека накладывают отпечаток на все остальные побуждения человека. Поговорим об одной, хорошо вам знакомой потребности - потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих. Эта потребность учит нас эффективно общаться, понимать и принимать окружающих нас людей. Что же такое общение?
Общение может выполнять следующие функции:
1. Информационно-коммуникативная - для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания.
2. Познание людьми друг друга — осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера.
3. Организация межличностных взаимоотношений — предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения.
4. Взаимовлияние людей друг на друга - проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь, нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
Тест «Тенденции общения».
• Рассмотрите свое поведение в группе (классе) в процессе общения и опишите шесть основных тенденций: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.
Перед вами - список из 60 высказываний, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте - «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.
№ п/п |
Высказывание |
Ответ |
1 |
2 |
3 |
1 |
Я критичен к товарищам |
|
2 |
У меня возникает тревога, когда в группе возникает конфликт |
|
3 |
Я склонен следовать советам лидера |
|
4 |
Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами |
|
5 |
Мне нравится дружественность в группе |
|
6 |
Я склонен противоречить лидеру |
|
7 |
Испытываю симпатию к одному-двум ребятам из нашего класса |
|
8 |
Избегаю общих встреч и собраний в классе |
|
9 |
Мне нравится похвала лидера |
|
10 |
Я независим в суждениях и манере поведения |
|
11 |
Я готов встать на чью-либо сторону в споре |
|
12 |
Я склонен руководить другими |
|
13 |
Радуюсь общению с одним-двумя ребятами в классе |
|
14 |
При появлении враждебности со стороны одноклассников я внешне спокоен. |
|
15 |
Я склонен поддерживать настроение всей группы. |
|
16 |
Не придаю значения личным качествам одноклассников. |
|
17 |
Я склонен отвлекать класс от общих целей |
|
18 |
Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру класса |
|
19 |
Хотел бы сблизиться с некоторыми ребятами из класса |
|
20 |
Предпочитаю оставаться нейтральным в споре |
|
21 |
Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит |
|
22 |
Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия |
|
23 |
Я недостаточно сдержан в выражении чувств |
|
24 |
Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников |
|
25 |
Недоволен слишком формальным (деловым) отношением в классе |
|
26 |
Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу |
|
27 |
Предпочитаю соглашаться с мнением большинства в классе |
|
28 |
Я привязан к классу в целом больше, чем к определенным ребятам |
|
29 |
Я склонен затягивать и обострять спор |
|
30 |
Стремлюсь быть в центре внимания |
|
31 |
Я хотел бы быть членом более узкой группы |
|
32 |
Я склонен к компромиссам |
|
33 |
Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям |
|
34 |
Болезненно отношусь к замечаниям других |
|
35 |
Могу быть коварным и вкрадчивым |
|
36 |
Я склонен принять на себя лидерские полномочия в классе |
|
37 |
Я откровенен с ребятами в классе |
|
38 |
У меня возникает нервное беспокойство во время разногласий в классе |
|
39 |
Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ |
|
40 |
Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия |
|
41 |
Я часто сержусь на одноклассников |
|
42 |
Я пытаюсь вести других против лидера |
|
43 |
Легко нахожу знакомства за пределами класса |
|
44 |
Стараюсь избегать споров |
|
45 |
Легко соглашаюсь с предложениями других ребят в классе |
|
46 |
Оказываю сопротивление образованию группировок в классе |
|
47 |
Когда раздражен, я насмешлив и ироничен |
|
48 |
У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться |
|
49 |
Легко дружу с ребятами, имеющими противоположные взгляды на жизнь |
|
50 |
В классе пытаюсь не показывать свои истинные чувства |
|
51 |
Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях |
|
52 |
Я инициативен в установлении контактов в общении |
|
53 |
Избегаю критиковать товарищей |
|
54 |
Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем другие |
|
55 |
Мне не нравится, что отношения в классе слишком фамильярны |
|
56 |
Люблю затевать споры |
|
57 |
Стремлюсь удержать свое высокое положение в классе |
|
58 |
Мне нравится вмешиваться в отношения одноклассников и нарушать их. |
|
59 |
Я склонен к перепалкам, задиристый |
|
60 |
Я склонен выражать недовольство лидером |
|
А теперь посчитаем. В таблице перечислены номера вопросов, характеризующие одну из тенденций:
I |
Зависимость |
3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 |
II |
Независимость |
6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60 |
III |
Общительность |
5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52 |
IV |
Необщительность |
4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58 |
V |
Принятие «борьбы» |
1, 11, 17, 23,29,35,41,47, 56, 59 |
VI |
Избегание «борьбы» |
2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53 |
Количество ответов «да» по I характеристике сложите с ответами «нет» по II; ответы «да» по III характеристике сложите с ответами «нет» по IV; ответы «да» по V характеристике сложите с ответами «нет» по VI.
Если полученное от сложений число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей вам, и проявляющейся не только в классе, но и за его пределами.
В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление человека к принятию групповых норм, стандартов и ценностей, которые преобладают в вашем классе. Тенденция к общительности свидетельствует об открытости человека в контактах с окружающими людьми. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается, как активное стремление личности участвовать в жизни класса. Противоположная тенденция - уклонение от борьбы - свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Каждая из этих тенденций может быть внутренней, присущей вам как личности, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.
Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс
Классный час «Особенности личности», 9 класс
Классный час «Познай самого себя», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!