Классный час «Человек среди людей», 9 класс

Беседа для учащихся 9 класса на тему «Человек среди людей. Секреты общения»

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Ф. Ларошфуко

Человек среди людей

Еще в начале XX века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие - все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Наказание психологической изоляцией не просто тяжело переносится - оно разрушительно для личности.

Социальные потребности человека накладывают отпечаток на все остальные побуждения человека. Поговорим об одной, хорошо вам знакомой потребности - потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих. Эта потребность учит нас эффективно общаться, понимать и принимать окружающих нас людей. Что же такое общение?

Общение может выполнять следующие функции:

1. Информационно-коммуникативная - для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания.

2. Познание людьми друг друга — осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера.

3. Организация межличностных взаимоотношений — предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения.

4. Взаимовлияние людей друг на друга - проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь, нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.

Задания для учащихся

Тест «Тенденции общения».

• Рассмотрите свое поведение в группе (классе) в процессе общения и опишите шесть основных тенденций: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и уклонение от борьбы.

Перед вами - список из 60 высказываний, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте - «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.

п/п

Высказывание

Ответ

1

2

3

1

Я критичен к товарищам

                                

2

У меня возникает тревога, когда в группе возникает конфликт

 

3

Я склонен следовать советам лидера

 

4

Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами

 

5

Мне нравится дружественность в группе

 

6

Я склонен противоречить лидеру

 

7

Испытываю симпатию к одному-двум ребятам из нашего класса

 

8

Избегаю общих встреч и собраний в классе

 

9

Мне нравится похвала лидера

 

10

Я независим в суждениях и манере поведения

 

11

Я готов встать на чью-либо сторону в споре

 

12

Я склонен руководить другими

 

13

Радуюсь общению с одним-двумя ребятами в классе

 

14

При появлении враждебности со стороны одноклассников я внешне спокоен.

 

15

Я склонен поддерживать настроение всей группы.

 

16

Не придаю значения личным качествам одноклассников.

 

17

Я склонен отвлекать класс от общих целей

 

18

Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру класса

 

19

Хотел бы сблизиться с некоторыми ребятами из класса

 

20

Предпочитаю оставаться нейтральным в споре

 

21

Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит

 

22

Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия

 

23

Я недостаточно сдержан в выражении чувств

 

24

Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников

 

25

Недоволен слишком формальным (деловым) отношением в классе

 

26

Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу

 

27

Предпочитаю соглашаться с мнением большинства в классе

 

28

Я привязан к классу в целом больше, чем к определенным ребятам

 

29

Я склонен затягивать и обострять спор

 

30

Стремлюсь быть в центре внимания

 

31

Я хотел бы быть членом более узкой группы

 

32

Я склонен к компромиссам

 

33

Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям

 

34

Болезненно отношусь к замечаниям других

 

35

Могу быть коварным и вкрадчивым

 

36

Я склонен принять на себя лидерские полномочия в классе

 

37

Я откровенен с ребятами в классе

 

38

У меня возникает нервное беспокойство во время разногласий в классе

 

39

Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ

 

40

Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия

 

41

Я часто сержусь на одноклассников

 

42

Я пытаюсь вести других против лидера

 

43

Легко нахожу знакомства за пределами класса

 

44

Стараюсь избегать споров

 

45

Легко соглашаюсь с предложениями других ребят в классе

 

46

Оказываю сопротивление образованию группировок в классе

 

47

Когда раздражен, я насмешлив и ироничен

 

48

У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

 

49

Легко дружу с ребятами, имеющими противоположные взгляды на жизнь

 

50

В классе пытаюсь не показывать свои истинные чувства

 

51

Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях

 

52

Я инициативен в установлении контактов в общении

 

53

Избегаю критиковать товарищей

 

54

Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем другие

 

55

Мне не нравится, что отношения в классе слишком фамильярны

 

56

Люблю затевать споры

 

57

Стремлюсь удержать свое высокое положение в классе

 

58

Мне нравится вмешиваться в отношения одноклассников и нарушать их.

 

59

Я склонен к перепалкам, задиристый

 

60

Я склонен выражать недовольство лидером

 

А теперь посчитаем. В таблице перечислены номера вопросов, характеризующие одну из тенденций:

I

Зависимость

3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

II

Независимость

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

III

Общительность

5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

IV

Необщительность

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

V

Принятие «борьбы»

1, 11, 17, 23,29,35,41,47, 56, 59

VI

Избегание «борьбы»

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

Количество ответов «да» по I характеристике сложите с ответами «нет» по II; ответы «да» по III характеристике сложите с ответами «нет» по IV; ответы «да» по V характеристике сложите с ответами «нет» по VI.

Если полученное от сложений число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей вам, и проявляющейся не только в классе, но и за его пределами.

В случае, если количество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление человека к принятию групповых норм, стандартов и ценностей, которые преобладают в вашем классе. Тенденция к общительности свидетельствует об открытости человека в контактах с окружающими людьми. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается, как активное стремление личности участвовать в жизни класса. Противоположная тенденция - уклонение от борьбы - свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций может быть внутренней, присущей вам как личности, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Право выбора», 9 класс

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!